Заикание у детей
Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:
- освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
- устранение неправильности произношения;
- формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.
Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.
Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:
- Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
- Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
- Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.
Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.
Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.
Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.
Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!
Вы научитесь:
1. дифференцировать итерации и истинное заикание;
2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.
3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;
4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.
Хотите получить больше информации об интенсиве? Нажмите сюда!
Независимый сайт о заикании
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания
предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уровнем знаний о его природе.
При анализе существующих методов преодоления заикания
нам представляется целесообразным рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В одном случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом — меры воспитания и обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.
Терапевтические средства для преодоления заикания
применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалис, Кленке, Лихтингер и др.). Как правило, терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.
Хирургический метод лечения заикания
применялся с I в. н.э. до середины XIX в., пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бонне и др.). Хирургический метод появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения артикуляционного аппарата или недостаточной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как
невротического расстройства
положили конец использованию
хирургического вмешательства при заикании
.
В литературе по вопросам преодоления заикания
встречаются также многочисленные указания на необходимость использования облегчающих и корригирующих речь ортопедических средств и различных двигательных упражнений. Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который, по описанию Плутарха, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время
речевых упражнений
. Впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: язычную вилку; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба ряда зубов; деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т.д.
Ортопедические приспособления, однако, не имели самостоятельного значения в лечении заикания
и рекомендовались как дополнительные средства.
Лечение заикания
, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать без учета оздоровляющего воздействия личности врача на больного, бесед с ним о сущности заболевания и путях его преодоления, без создания определенных условий для благоприятного лечения, поддержания веры в его положительный исход, убеждения в необходимости активного участия больного в лечебном процессе и т.д. Следовательно, всем без исключения
методам преодоления заикания
свойственно было в разной степени направленное психотерапевтическое воздействие на психику заикающихся.
С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Меркель, А.Либман, Г.Д.Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в преодолении заикания
видели в нем прежде всего психическое страдание. Поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося они прежде всего учитывали влияние этих средств на его психику.
Сторонники только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося
рекомендовали системы разнообразных и последовательно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А.Гуцман, А.Куссмауль, Андрес, Гимиллер и др.).
Изолированное применение мер педагогического или лечебного характера при лечении заикания
, безусловно, обедняло лечебное воздействие на больного. Поэтому независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в разной степени и в разной форме элементы и педагогического,’ и медицинского характера.
Однако многоплановость корригирующего воздействия на речь заикающегося
в прошлом — это обычно довольно примитивное (с современных позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это стремление нельзя отождествлять с комплексным подходом
преодоления заикания
, применяемым в настоящее время.
Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впервые встречаем в трудах отечественных авторов — И.А.Сикорского (1889) и И.К.Хмелевского (1897). И.А.Сикорский в лечение заикания
включал: а) гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих окружающих больного условий, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость лечебного воздействия, по И.А.Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания.
Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов — И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания. В.А.Гиляровский, М.В.Серебровская, Ю.А.Флоренская, Ф.А.Рау, М.И.Пайкин, М.Е.Хватцев, Н.П.Тяпугин, Н.А.Власов, М.С.Лебединский, С.С.Ляпидевский, В.С.Кочергина, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, А.И.Лубенская, Л.З.Андронова и др. своими исследованиями и практической деятельностью способствовали развитию лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания
.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания
мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.
В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей
входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий — устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности, формирование правильного социального поведения.
Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи
, в целом организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми.
Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную.
Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).
Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся.
Повторим, что лечебно-оздоровительная и коррекционно-воспитательная работа являются составными частями единого комплексного медико-педагогического воздействия на заикающегося.
Выделение этих частей необходимо для более полного представления сходства и различия отдельных частей комплексного подхода к преодолению заикания.
В.И. Селиверстов «Заикание у детей»
Это интересно:
Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения
Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным. Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.
читать дальше >>
Тренируем речевые мышцы
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
читать дальше >>
Мышечное расслабление
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
читать дальше >>
Самомассаж в устранении заикания
Расслабление мышц шеи Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка. Упражнение 1 Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки. Упражнение 2 Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.
читать дальше >>
‹ Распространенность заикания Вверх Биологическое и социальное в структуре дефекта заикания ›
Особенности методики Л.З. Арутюнян (Андроновой)
Заикание является одним из самых распространенных речевых расстройств, признаки которого заметны даже человеку без специальных знаний. Заикание бывает разной степени тяжести и иногда проявляется настолько сильно, что лишает человека возможности полноценно общаться, выражать свои мысли, и. как следствие, не дает выбирать профессию по душе, мешает личной жизни, не дает человеку чувствовать себя счастливым. А бывает, что повторения отдельных слогов, паузы во время речи выглядят довольно безобидными, но даже такие незначительные проявления могут вызывать глубокие переживания. мешать полностью раскрыться и реализоваться, добиться успеха в жизни. Вот почему сегодня ни у кого нет сомнений в том, что от этого расстройства речи нужно избавляться, желательно в детстве и безвозвратно.
Разрабатывая свою методику лечения заикания, Л. З. Арутюнян (Андронова) как логопед – практик имела возможность наблюдать сотни разнообразных случаев заикания, что помогло систематизации симптомов и выявлению их причин. Выделенная ею «триада компонентов» заикания образует замкнутый круг, который необходимо «разорвать», чтобы справиться с болезнью.
- Спазматические задержки (челюсть зажата, зубы стиснуты и звуки буквально проталкиваются через губы, язык, гортань).
- Спазматические задержки в свою очередь приводят к страху перед трудными звуками и появлению навязчивых мыслей («я не смогу произнести это слово», «у меня не получится заговорить с этим человеком») и ощущению волнения и тревоги во время речи.
- Рано или поздно (обычно уже в младшем школьном возрасте) появляется естественное желание скрыть дефект речи, поэтому заикающийся начинает упрощать высказывания, откладывать или полностью избегать общения …
Необходимость говорить порождает страх, а страх усугубляет проявления заикания. Возникает «замкнутый круг» симптомов, который постоянно повторяется. Лечение по методу Л.З. Арутюнян (Андроновой) направлено на то, чтобы вместо устойчивого патологического состояния заикливой речи сформировать не менее устойчивую привычку говорить плавно,
Ноу-хау методики — синхронизация речи с движениями пальцев: ведущая рука, «обученная» специальным образом, поддерживает новый стереотип речи и речевого поведения. Он закрепляется в ходе функциональных тренировок и в дальнейшем действует на уровне подсознания. Методика запатентована (см. патенты на сайте) и действенна для пациентов с разными степенями и причинами заикания, адаптирована для всех возрастов: от детей-дошкольников до взрослых людей.
Работа Центра
Под руководством автора методики Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андроновой) в «Арлилии» работают профессионалы высокой квалификации, получившие специальное образование у автора и имеющие значительный практический опыт.
Обратившись в Речевой центр, вы уже на первой консультации узнаете, как достичь устойчивой нормализации речи. Специалисты дадут вам не только общие, но и индивидуальные рекомендации, зависящие от возраста пациента, «стажа» и причин недуга. Лечение осуществляется по одной из разработанных программ, индивидуально или в мини-группе. Описание программ смотрите на нашем сайте. Основной курс — это 11 дней занятий по 8 часов каждое для взрослых или 15 занятий по 1,5–2,5 часа каждое для детей (в зависимости от возраста), в ходе которых происходит формирование правильных речевых навыков в сопровождении пальцев руки. На этом этапе пациенты уже могут говорить не заикаясь, однако спонтанная речь временно ограничивается. Постепенно временные ограничения снимаются. Последующие микрокурсы позволяют закрепить достигнутое, добиться выразительной, нормальной по темпу речи, в любой ситуации общения без использования пальцев руки.
Какой бы серьезной ни была проблема, в «Арлилии» помогут ее решить. Специалисты центра уверены, что заикание исправимо полностью и навсегда.
Чтобы записаться на консультацию, пожалуйста, заполните нашу анкету, и мы сами свяжемся с вами. Если в Вашем городе есть наше отделение, то на анкету ответит специалист филиала.