Как правильно писать логопедическое заключениеметодическая разработка по логопедии


Логопедическая диагностика в течение продолжительного вре­мени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов. Логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических за­ключений имеет место доминирование диагноза общего недораз­вития речи (ОНР). На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные ло­гопедические классификации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции на­рушений речи. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с пробле­мой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплек­тованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференци­рованному логопедическому воздействию. Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психи­ческий, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в кото­ром переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысло­вой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом. В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые рас­стройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедическо­го воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи. Психолого-педагогическая классификация ориентирована на вы­явление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симп­томологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида. Таким образом, определение симптомологического уровня на­рушений речи решает прежде всего практические задачи комплек­тования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии. Известно, что при одной и той же патологии (форме рече­вого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии. В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи. Логопедическая диагностика должна идти от общего к частно­му: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению ме­ханизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта. Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз­действия. В процессе постановки логопедического заключения необходи­мыми являются медицинские данные, клинические характеристи­ки, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объясне­ние причин возникновения речевых расстройств, на лечение ре­бенка, а не на систему коррекции, развития речи. В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классифика­ции. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонемати­ческого развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализа­ции орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходи­мо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации. Резюме. Для комплектования речевых групп детских садов, на­правления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассмат­риваться в рамках существующих в логопедии классификаций (пси­холого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Обследование дошкольников с нормальным интеллектом В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций. 1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи: — Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова). — Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений. — Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаще всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. — Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн). Варианты пересечения двух классификаций. • Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): — дислалия, — дизартрия или стертая дизартрия, — нарушения голоса, — ринолалия. • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): — дислалия, — дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия. • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): выход из моторной (сенсорной) алалии, по типу задержки речевого развития, при ЗПР, невыясненного патогенеза. • Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР): моторная алалия, сенсорная алалия, — сенсомоторная алалия, дизартрия или стертая дизартрия, по типу задержки речевого развития, при ЗПР, — невыясненного патогенеза.

Нарушение темпа и ритма речи: заикание, тахилалия, — брадилалия, — спотыкание (полтерн). Примерные формулировки логопедического заключения Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия. Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия. Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание. Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия. Общее недоразвитие речи. Детская афазия. Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия. Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание. Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии. Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия. Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия. Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия. Обследование дошкольников с умственной отсталостью Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторо­не, при нормальном слухе и интеллекте». В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются сле­дующие формулировки логопедического заключения (для дошколь­ников 5—7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умствен­ной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и дву-словными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных син­таксических конструкциях, в нарушении согласования прилага­тельного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа). 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существитель­ного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последова­тельности событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии. Примерные формулировки логопедического заключения • ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. • Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. • НОНР. По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия. • Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия. Обследование школьников с умственной отсталостью 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа). 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ ной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического вос­приятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значитель­ные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых зве­ньев, нарушение последовательности событий); выраженная дис­лексия, дисграфия. 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформи­рованы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; сло­варный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь еди­ничные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласова­ния прилагательного и существительного в косвенных падежах мно­жественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звень­ев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия. В логопедическом заключении определяются: 1) степень си­стемного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нару­шения письменной речи. Примерные формулировки логопедического заключения • Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисгра­фия на почве нарушения языкового анализа и синтеза). • Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Базовые формулировки

К вариантам логопедических заключений для лиц ранней возрастной группы относятся формулировки:

  • Дизартрия.
  • Задержка развития речи.
  • Задержка развития и дизартрия.

Могут установить замедленное развитие речевых навыков и способностей познавать. Есть вероятность замедленного психоречевого развития. У некоторых развитие речи замедляется из-за спастико-паретического симптоматического комплекса, охватывающего мышечные ткани. При таком состоянии корректируется работа аппарата, ответственного за артикуляцию, нарушается его моторика.

Дизартрию лиц младшего возраста диагностируют, когда экспрессивные речевые навыки предполагают использование отдельных слов, упрощенных фраз. До этого периода можно выявить лишь речедвигательные мышечные сбои – не играет роли возраст обследуемого. Таковые затрагивают и мышечные ткани, и аппарат речи. При выявлении этого состояния в заключении необходимо указать наличие симптомов спастического пареза. Альтернативный вариант формулировки диагноза – спастико-паретический симптом.

Актуальность шаблонов

Можно найти немало примеров логопедических заключений. Текущий материал позволяет ознакомиться с тем, как должны выглядеть такие документы. В то же время нужно понимать: в каждом отдельном случае заключение необходимо составлять индивидуально. Играет роль, каковы отличительные особенности обследуемого. Как бы ни были просты и лаконичны, привлекательны в стройности оформления образцы логопедических заключений на ребенка, при применении шаблона к реальности нужно руководствоваться особенностями случая.

Ринолалия

В логопедическом заключении может упоминаться такое отклонение. Термином обозначают ситуацию, когда у ребенка нарушается голосовой тембр и способность правильно произносить звуки. Патология обусловлена некорректной активностью носовой полости при говорении. Если случай особенно тяжелый, нарушения охватывают до 38 звуков.

Возможна моторная алалия. Если таковая наблюдается, ее также необходимо зафиксировать в логопедическом заключении. Такой формат относится к числу наиболее стойких вариантов недоразвитости речи. Он наблюдается, если нарушены отделы мозговой коры, ответственные за речевую функцию. Дети с таким нарушением начинают говорить позднее, их запас слов увеличивается очень медленно, а в общении несовершеннолетние предпочитают прибегать к мимике, жестикуляции.

Первый уровень развития

Согласно образцам логопедического заключения, первый уровень устанавливают, если средства общения речью исключительно малочисленны, активный словарный запас сформирован всего несколькими обиходными буквосочетаниями, которые человек выговаривает нечетко. Кроме того, ребенок может пользоваться звукоподражанием и применять различные комплексы звуков. Как правило, такие дети активно используют мимику как инструмент общения, часто указывают жестами. Стандартный комплекс средств применяется персоной для указания и на действие, и на объект. Дополнительно ребенок пользуется переменами интонации и жестами, тем самым пытаясь сформировать разность значений произносимого. Такое общение можно назвать лепетом, который в некоторых ситуациях становится практически однословными предложениями, но может оцениваться так далеко не всегда. На первом уровне ребенок практически не имеет возможности дифференцированно разграничивать действия, предметы; наименования первых подменяются словами, обозначающими объекты. Возможна замена названий объектов словами, обозначающими поступок.

Как видно из образцов логопедических заключений, при установке первого уровня развития речи обращают внимание на многозначность слов – как правило, такая особенность характерна для ребенка на этом уровне. Небольшой словарный запас преимущественно связан с наблюдаемыми персоной предметами и событиями. Морфологические детали для отражения грамматики практически не применяются. База речи – корневые слова без флексий. Фразы формируются элементами лепета. Человек звуками шаг за шагом воспроизводит описываемую ситуацию, активно пользуясь жестами для объяснения желаемого. Всякое слово, применяемое при таком общении, многочисленными способами соотносится с контекстом, поэтому стороннему наблюдателю, не находящемуся внутри ситуации, невозможно понять, о чем идет речь.

Дизартрия

Нередко в образцах логопедических заключений на ребенка дошкольного возраста и иной возрастной группы можно видеть упоминание дизартрии. Таким термином принято обозначать нарушение способности произносить звуки. Его причина – некорректное обеспечение нервной системой аппарата, позволяющего человеку произносить звуки. Такое наблюдается, если подкорковые мозговые блоки, заднелобные части повреждены по какой-либо причине. Органы речи хоть и подвижны, но это довольно ограниченное явление, что усложняет артикуляцию. Если такое состояние формируется у взрослого, речевая система обычно не распадается, но в случае с детьми ситуация иная. Дизартрия отличается тем, что проблема затрагивает не отдельные звуки, а полностью способность произносить. У ребенка мышечные ткани, отвечающие за мимику, речь, малоподвижны. Ребенок говорит нечетко, тихо, слабым голосом. Изредка наблюдается противоположность – очень резкий голос. Зачастую нарушается дыхательный ритм, темп произношения. Речь при дизартрии не может быть плавной.

Упомянутые нарушения фиксируются в логопедическом заключении на ребенка. У разных людей они наблюдаются в разной степени. Возможны разнообразные комбинации признаков. Это определяется тем, какие именно повреждения ЦНС, ПНС есть, как они сочетаются, насколько тяжелы, когда сформировались.

Технические аспекты

В настоящее время ответственность за формирование логопедических заключений возложена на специализированные пункты. Чтобы быть зачисленным, необходимо пройти специальную комиссию ПМПК, а также получить направление по установленной форме. Один пункт одновременно обслуживает несколько десятков человек. Рабочий коллектив подбирается государственными инстанциями. Воспитанниками берут детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Ответственность за принятие решения по поступившим заявкам возложена на местные комиссии. Отказать могут в случае, если все свободные места уже заняты. В первую очередь зачисляются лица с ОНР с первого по третий уровень, а также при наличии ФФНР. Логопед проводит первичное обследование. Обычно такую процедуру назначают на осень, тогда же заводят на ребенка журнал для контроля динамики состояния. По итогам обследования информация направляется консилиуму врачей и педагогов для определения оптимального метода работы с ребенком. При наличии речевых нарушений оформляется направление для комплексного анализа состояния в ПМПК.

Чтобы ребенок получал помощь специалистов для коррекции способности говорить, представители несовершеннолетнего должны принести заключение комиссии в местное управление, ответственное за вопросы образования. Если чиновники принимают позитивное решение, они оформляют направление, по которому ребенка зачисляют в логопункт. В течение учебного года ребенка могут отчислить, если нарушения исключены. Если вопрос отчисления становится конфликтным, необходимо направить воспитанника на комиссию, которая вынесет вердикт по случаю.

Второй уровень

Специфическая особенность – появление фраз, сформированных двумя, тремя, изредка – четырьмя словами. Поначалу они со стороны кажутся неясными, но при анализе речевых образцов можно заметить применение аморфных слов и тех, которым присущи родовые, падежные, иные категориальные особенности. Ребенок соединяет слова и их сочетания, пытается строить фразу, правильно и неправильно применяя правила контроля речи. Иногда можно слышать, как он самостоятельно использует упрощенные предлоги, иногда – их варианты, свойственные лепету. Будучи на втором уровне развития, чадо может временами пропускать предлог, неправильно работать с элементами предложениями, при этом объем слов существенно выше, нежели это характерно первому уровню. Можно видеть наречия. Несовершеннолетний начинает использовать числительные. Вместе с тем морфологическая система довольно слабая, операции по формированию слов доступны только простые, поэтому речевые возможности оцениваются как бедные, ребенок часто ошибается, неправильно понимает ряд прилагательных, приставочных слов, обозначающих действия.

В заключении логопедического обследования указывают второй уровень, когда при наличии описанных проблем речи можно видеть сложности использования отвлеченных терминов, понятий, применяемых для обобщения, антонимов и слов с аналогичными значениями. Для детей такого уровня свойственно использование слов с подразумеванием обилия значений. Связное говорение сопровождается слабой передачей ряда отношений смыслов. У некоторых все еще наблюдается лишь последовательное перечисление всего наблюдаемого.

Задержка психического развития

В логопедическом заключении могут указать наличие ЗПР. Это сложное нарушение, затрагивающее психику, психологию, физическую активность и развитие. ЗПР – это пограничный вариант нарушения человеческого формирования и развития. При нем функции психики формируются неравномерно, нередки сочетанные варианты недоразвитых функций, сохраненных, поврежденных. Сила повреждений, уровень недостаточной зрелости от случая к случаю сильно варьируются. Дети по причине ЗПР относятся к категории наиболее сложных для диагностов, особенно если речь идет о совсем малолетнем. У многих можно видеть признаки замедленного физического развития. Слабо развиваются мышечные ткани, тонус мышц и сосудов снижен, рост замедлен. На фоне ЗПР очень часто замедленно формируются способности говорить, ходить. У таких детей медленнее нарабатывается опрятность, замедлены этапы игры.

При ЗПР есть специфические нюансы воли и эмоций – их также могут зафиксировать в логопедическом заключении. Упомянутая сфера недостаточно зрелая, а способности познавать нарушены. Наблюдается органическая инфантильность. Нет ярких, живых эмоций, присущих детям, воля слабая, как и способность интересоваться мнением других об их активности. Игровой процесс монотонный, однообразный. При ЗПР нет склонности творить, воображение бедное, работоспособность низкая, истощаемость повышена, память слаба. Внимание таких детей сложно привлечь надолго, психические процессы протекают медленно, ребенку сложно переключаться между ними. Он нуждается в продолжительном времени для получения и обработки информации, полученной через слух, зрение. Информационный запас о мире вокруг при ЗПР существенно беднее, нежели у сверстников, представления о пространстве и времени формируются слабо, словарный запас невелик. Обучить ребенка читать и писать при ЗПР очень сложно, для него свойственно перемешивать близкие по внешнему виду буквы.

Особенности работы

Логопед ответственен за определение эффективности выбранного варианта работы с каждым ребенком. Ему нужно оценить речевое развитие. Как правило, анализ проводят в конце весны, тогда же заново диагностируют детей, получавших помощь логопедов. Чтобы контролировать прогресс, логопеды ведут индивидуальные карты на каждого принятого. Задача учителя – организовать занятия, позволяющие развивать детей, учитывая нюансы их дефектов. Длительность занятия должна соответствовать особенностям детской физиологии, а также гигиеническим и санитарным нормам, принятым в нашей державе. Подгрупповая работа допускается с теми, чьи нарушения сходны. При ОНР подгруппа формируется не более чем из 4 персон, при ФФНР допускается объединять до шести человек. Длительность индивидуального занятия не должна превышать четверти часа. При ОНР необходимо заниматься с детьми трижды в неделю или чаще, при ФФНР – дважды в неделю или чаще, а при фонетических дефектах – не реже раза еженедельно. Для учета посещаемости логопедические пункты обязаны вести журналы.

Работая с детьми, логопед должен 70% своего времени тратить на работу с подгруппами или индивидуально, около 20% времени выделять на методическое взаимодействие и консультацию группы, и лишь одну десятую рабочего дня тратить на оформление документального сопровождения процесса. Чтобы зафиксировать успех работы, нужно вести тетрадь посещаемости, журнал, отражающий динамику для каждого из учеников, речевые карты и планы, показывающие перспективы для каждого воспитанника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]