Картотека игр и упражнений по лексической теме РЫБЫкартотека (старшая, подготовительная группа)


Раскладывание картинок рыб по группам

В комплекте много карточек, все использовать необязательно. Выбирайте картинки, соответствующие возрасту ребенка. Чтобы дошкольникам было интереснее знакомиться с подводными обитателями, и чтобы расширить представление о видах рыб, можно предложить увлекательные игры. Одна из таких игр — распределение карточек по группам: морские рыбы, речные, хищные, аквариумные. В такую игру дошкольники играют с большим увлечением.

Картинки морских рыб с названиями для детей

Картинки знакомят дошкольников с такими интересными обитателями моря, как:

  • акула;

  • скат;

  • камбала;

  • рыба-клоун;

  • палтус;

  • морской конек;

  • рыба-пила;

  • скумбрия;

  • рыба-ангел;

  • рыба-молот;

  • тунец;

  • морской ерш;

  • морской окунь;

  • рыба фугу;

  • парусник;

  • сельдь;

  • летучая рыба.

Названия речных рыб для детей

Речных рыб дошкольники должны знать даже лучше, чем морских, ведь эти представители подводной фауны живут близи нас, в реках и озерах, их ловят рыбаки. Это:

  • карась;

  • щука;

  • речной ерш;

  • речной окунь;

  • пескарь;

  • лещ;

  • судак;

  • сом;

  • осетр;

  • толстолобик;

  • сазан;

  • форель.

Хищные рыбы

В эту категорию входят пресноводные и морские обитатели. То есть детям нужно объяснить, что хищники водятся и в морях, и в реках и озерах. Это такие рыбы, как:

  • акула;
  • щука;
  • судак;
  • ерш;
  • пиранья;

  • налим;

  • угорь;

  • барракуда;

  • мурена.

Аквариумные рыбки

Детям особенно нравится рассматривать картинки ярких и симпатичных рыбок, обитающих в аквариумах. Дошкольники рассказывают, какие аквариумные рыбки им знакомы, знакомятся с необычными видами, о которых раньше не знали. Вот каких обитателей аквариума можно предложить дошкольникам для знакомства:

  • золотые рыбки;

  • скалярии;

  • гуппи;

  • меченосцы;

  • бойцовые петушки;

  • дискусы;

  • данио;

  • телескопы;

  • неоны;

  • львиноголовки.

Домашнее задание по теме:»Рыбы» 5-6 лет

Лексическая тема «Рыбы»

(для детей 5-6 лет)

Родителям рекомендуется:

— рассказать ребёнку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);

— обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб. — ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? (плавники) Почему они могут дышать в воде? ( есть жабры) Чем покрыто туловище рыб? (чешуёй) — рассмотреть с ребёнком иллюстрации рыб.

— рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

Словарь:

Существительные:

рыба, окунь, лещ, щука, карась, ерш, плотва, сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, сомик; мальки, икринки; река, пруд, озеро, аквариум, туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, рыбалка, хищники.
Прилагательные:
пресноводные, аквариумные, речные, морские, хищные, шустрые, серебристые, быстрые, яркие, игривые, рыбий, рыбный.

Глаголы:

ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются, рыбачить, ловить.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

1. «Назови части тела рыбы»: Туловище, голова, глаза, рот, плавники, хвост, жабры, чешуя, спинка.

2. «Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы).

Сельдь – селедочка, карась — карасик. Окунь, щука, ерш, сом, скалярия, камбала, сом, акула, гуппи, золотая рыбка.

3. «Один – много (множественное число): рыба – рыбы, окунь — … щука — … плавник

– … карась — … скалярия — … сомик — … малек — … чешуйка — …

4. «Какие рыбы?» Рыба (какая?) – хищная, быстрая, ловкая, скользкая, морская, речная, аквариумная, озерная, прудовая, чешуйчатая и т. д. Щука (какая?) – хитрая, … Карась (какой) – маленький, … Ерши (какие) – шустрые, … Акула (какая?) – хищная..

5. «Кто, где живет?». В озере? — озерные. В море? Морские. В океане? Океанические. В аквариуме? Аквариумные.

6. «Подбери действия»: Рыба (что делает?): плавает, виляет, скрывается, ловит, прячется, зарывается, мечет (икру), нереститься, обитает, живет и др. Щука (что делает?) – плавает, охотится, ныряет, дышит, ест, выпрыгивает… Сом (что делает?) – спит, …

7. «Сосчитай улов» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): Один пескарь, три пескаря, пять пескарей ( Скалярия, меченосец, щука, золотая рыбка, акула, карась.)

8. «Чей?» (образование притяжательных прилагательных) У акулы голова — … акулья. У щуки плавники — …У рыбы глаза — …

9. «Запомни и повтори» Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы.

10. «Четвертый лишний» Акула, сом, щука , ерш. Плавники, шерсть, чешуя, жабры. Лужа, море, река, аквариум. . Акула, мурена, щука, меченосец. Река, озеро, море, мост. Карась, щука, треска, сом.

11. «Расскажи о рыбе»: 1. Название рыбы, где живет. 2. Части тела, размер, цвет. 3. Поведение. 4. Чем питается. 5. Как появляется потомство. 6. Какая польза или вред.

Четвертый лишний

Это еще одна интересная игра для старших дошкольников. Педагог раскладывает в ряд по 4 карточки, а дети пытаются понять, какое изображение лишнее, аргументируют выбор.

Вот примеры для игры:

  • сельдь, толстолобик, парусник, скумбрия;

  • акула, мурена, рыба-клоун, пиранья;

  • форель, данио, скалярия, гуппи;

  • тунец, палтус, камбала, меченосец;

  • щука, скат, сазан, карась.

Скажи ласково

Игра учит дошкольников образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Игрок называет рыбку, изображенную на картинке, затем преобразует название:

  • судак — судачок;
  • щука — щучка;
  • карась — карасик;
  • лещ — лещик;
  • скат — скатик;
  • акула — акулочка;
  • налим — налимчик;
  • сом — сомик.

Картотека игр для дошкольников на тему «Рыбы»

Картотека упражнений для дошкольников с ОВЗ на тему «Рыбы»
Автор: Демьянченко Наталья Николаевна, учитель-дефектолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 6 «Золотой ключик» Муниципального образования Тимашевский район Данная подборка упражнений разработана в помощь воспитателям, учителю-дефектологу, работающих с детьми раннего возраста, с дошкольниками с ОВЗ. Представленная практическая информация может быть информативна для родителей данной категории детей, посещающих и не посещающих ДОУ в качестве рекомендаций по дополнительному развитию ребенка. Цель – формирование сенсорных эталонов и развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ по теме: «Рыбы». Задачи: продолжать формировать умение сличать игрушки рыб с их изображением, с плоскостными геометрическими формами, исследовать их на ощупь, пополнять и активизировать словарь по теме, развивать тактильно-двигательное восприятие; воспитывать интерес к получению результата деятельности, бережное отношение к пособиям.
Упражнение «Найди пару»
Цель – сличение парных предметов и парных картинок. Задачи: учить (продолжать учить) находить по словесной инструкции игрушки рыбок, сличать с их изображением; развивать восприятие, переключаемость внимания, память; воспитывать бережное отношение к пособиям. Материалы: игрушки рыбок, другие предметы из игровой зоны; картинки с изображением рыб, контуры рыб, изображенные на листе бумаги; контейнер. Условия проведения: Педагог предлагает ребенку среди игровых предметов найти только рыбок, собрать их в контейнер. Затем — найти пару среди изображений рыбок сличением. Затем предлагает найти контур изображенной на картинке рыбы.1в. Ребенок выполняет задание самостоятельно с небольшой помощью взрослого. 2в. Педагог, комментируя действия, стимулирует ребенка присоединиться и выполнить упражнение самостоятельно.
Упражнение «Найди»
Цель – развитие тактильно-двигательного восприятия. Задачи: продолжать учить исследовать предметы на ощупь, продолжать сличать с их изображением; развивать тактильно-двигательное восприятие; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Материалы: игровой набор рыбок, контейнеры; тканевый мешочек. Условия проведения: Педагог предлагает ребенку найти и показать среди представленных игровых предметов только рыбок. Затем предложить опустить руку в мешочек, брать и удерживая предмет по одному на ощупь тактильно в мешочке исследовать его, определить рыбку.1в. Ребенок выполняет задание самостоятельно с небольшой помощью взрослого. 2в. Педагог и ребенок выполняют упражнение совместно. Педагог эмоционально комментирует, стимулирует ребенка присоединиться к его действиям и выполнить упражнение самостоятельно.
Упражнение «На что похоже?»
Цель – развитие восприятия формы. Задачи: продолжать учить исследовать игровые предметы на ощупь (игрушка рыбки) учить сличать их с плоскостными геометрическими формами овалом и треугольником; накапливать представления о геометрической форме овал; развивать зрительное восприятие; воспитывать интерес к организованной деятельности. Материалы: игрушки рыбок, изображения рыбок, плоскостные геометрические формы овал и треугольник. Условия проведения: Педагог предлагает ребенку обвести изображенную на картинке рыбку по контуру указательным жестом сначала всю, затем обвести только тело, и среди фигур найти ту, которая напоминает тело (овал), и только хвост , и найти ту (треугольник), которая напоминает хвост. Предлагает ребенку рядом с изображением рыбки из этих фигур (треугольника и овала) собрать схематическое изображение рыбки.1в. Ребенок выполняет задание самостоятельно с небольшой помощью взрослого. 2в. Педагог совместно с ребенком выполняют упражнение. Педагог стремится к самостоятельному выполнению ребенком упражнению или фрагментам самостоятельного выполнения.
Упражнение «Рыба»
Цель – активизация словаря ребенка. Задачи: способствовать пополнению пассивного и активизации словаря ребенка словами-существительными, называющими части тела рыбы: плавник, голова (глаза), хвост, чешуя; развивать зрительное и слуховое внимание, память; воспитывать интерес к организованной деятельности, бережное отношение к пособиям. Материалы: картинки с изображением рыб; игрушка рыбы. Условия проведения: Педагог обращает внимание ребенка на игрушку рыбы, картинки с изображением рыб.
— Где рыба? или Покажи рыбу. — У рыбы есть голова, покажи. — Где глаза? — Плавники (показывает) помогают плыть рыбе в воде. — Покажи плавники. — Тело рыбы покрывает чешуя. Чешуя защищает тело, помогает плавать.
1в. Ребенок участвует в беседе с помощью вербальной речи. Педагог оказывает ребенку посильную помощь. 2в. Педагог формирует понимание ребенком слов: рыба, голова, хвост. Ребенок участвует в беседе с помощью жестовой речи или педагог выполняет упражнение совместно с ребенком.
Игровая ситуация «Изобрази»
Цель — развитие понимания речи. Задачи: способствовать пониманию фразы: рыба плывет и умению имитировать соответствующего действия; развивать устойчивость и переключаемость внимания, двигательную память; воспитывать интерес к деятельности. Материалы: картинки с изображением рыбы, игрушка рыбы. Условия проведения: Педагог предлагает ребенку вспомнить и показать всех рыбок, затем обращает внимание на то, что рыба плывет в воде «вот так» : соединяет кисти руки, выпрямляет, и комментирует: рыбка плывет вверх, вниз, влево, вправо (показ сопровождает демонстрацией).
— Ты хочешь поиграть в рыбок? — Тогда давай вместе…(осуществляет посильную помощь ребенку).
1в. Ребенок выполняет движения по подражанию и самостоятельно в соответствие услышанного текста, запоминает. 2в. Педагог проговаривает, выполняет для ребенка и вместе с ним, помогает выполнить и запомнить движения.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород Дидактическая игра для младших дошкольников

Похожие статьи:

Рассказ про рыб для детей 6-7 лет

О рыбе налим детям

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет

Назови большую рыбу

Педагог объясняет, что объект, который кажется огромным, называют с употреблением соответствующего суффикса. Далее показывает воспитанникам картинки. Дети пытаются преобразовать названия демонстрируемых рыб. Например:

  • щука — щучище;
  • налим — налимище;
  • судак — судачище;
  • осетр — осетрище;
  • акула — акулище;
  • скат — скатище.

Интеллектуальная игра для младших школьников с ответами. Тема «Рыбы»

Игра о рыбах для детей начальных классов «Что мы знаем о рыбах»
Автор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области Описание материала: Предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру о рыбах, которую можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, а также в летнем оздоровительном лагере. Цель: организация досуга детей в форме интеллектуальной игры Задачи: — закрепить знания детей о рыбах; — развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, интеллектуальные и познавательные способности обучающихся; — формировать интерес к изучению окружающего мира.
Ход игры
I. Викторина о рыбах. 1. У этой хищной рыбы фантастическая жадность. Она поедает не только других рыб, но и может есть лягушек, мышей, крыс и даже птиц. Также эта рыба может поедать своих сородичей — более мелких рыб. (щука)


2. Крупная рыба без чешуи, обитающая в пресноводных водоемах. Особенностью данной рыбы являются длинные усы, расположенные по бокам верхней и нижней челюстей. Живет на глубине, предпочитает затемненные места водоемов, днем лежит в углублениях, ямах, охотится ночью.
(сом)


3. Эту небольшую хищную рыбу вы легко узнаете по ее внешнему виду: на теле, покрытом мелкой чешуей, имеются поперечные темные полосы.
(окунь)


4. Всем известны ежи. Если увидишь это животное, подойдешь к нему и захочешь потрогать, он обязательно свернется в клубок, и ты уколешься его колючими иглами. Но в природе существует рыба, которую называют подводным ежом, так как она имеет много колючек. Какая?
(ерш)


5. Эту рыбу можно спутать с плотвой, так как рыбы очень похожи. Однако в отличии от плотвы эта рыба имеет золотистый цвет чешуи и огненно-красные плавники.
(красноперка)


6. Рыба своим внешним видом напоминает змею, так как имеет длинное тело. Способна передвигаться по мокрой траве или земле, потому что может обходиться без воды несколько часов.
(угорь)


7. С давних времен известна польза рыбьего жира, который в большом количестве содержится в морской рыбе. Печень этой морской рыбы также является источником рыбьего жира.
(треска)


8. Небольшая пресноводная рыбка, которая получила свое название потому, что на ее теле перед спинным плавником имеются колючки.
(колюшка)


9. Рыба больше известна нам как морская, но может обитать и в пресноводных реках. Отличительной особенностью ее является плоское овальное тело и расположение глаз на одной стороне.
(камбала)

II. Собери иллюстрацию и назови рыбу. Каждому участнику игры даются конверты с иллюстрацией рыбы. Иллюстрация разрезана на части. По сигналу дети раскрывают конверты и соединяют части иллюстрации. После того, как вся картинка будет собрана, нужно назвать рыбу.


Ответ:
судак

III. Пословицы о рыбах. Нужно разгадать ребусы и прочитать правильно пословицы о рыбах.


Ответ:
Не грози щуке морем.
Ответ:
Вот тебе ершок, свари ухи горшок.
Ответ:
Выловили карася, выловят и щуку.

Ответ:
Без костей рыбы не бывает.
Ответ:
Рыба мелка, да уха сладка.
IV. Кроссворд «Узнай рыбу».


В данном задании, рассмотрите и узнайте рыб по иллюстрации, впишите их названия в клетки кроссворда. Ответы по горизонтали:
1. лещ 2. пескарь 3. карась 4. толстолобик
Ответы по вертикали:
1. линь 2. сазан 3. налим 4. плотва 5. окунь 6. сом

V. Узнай произведение и назови автора. Вам нужно назвать произведения, в которых говорится о рыбах. 1. Стала петь мышонку щука – Hе услышал он ни звука: Разевает щука рот, А не слышно, что поет… (Самуил Маршак «Сказка о глупом мышонке»)


2. «Как он может жить на свете без усов и чешуи? Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои! Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом! Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?» — эти слова говорили рыбы одному мальчику, который однажды ловил рыбу и свалился в воду.
(Максим Горький «Случай с Евсейкой»)


3. Рассказ, в котором грозную морскую рыбу пришлось убить, потому что она могла схватить мальчиков, которые купались в море и не замечали ее.
(Л.Н.Толстой «Акула»)


4. Сказка о рыбе и птице, которые были друзьями, но однажды поругались из-за того, что рыба смогла обмануть птицу и съесть ее добычу – червяка.
(Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»)


5. Героя в этом произведении дети посадили в кораблик, сделанный из кусков сосновой коры и пустили кораблик по реке. Злая щука надеялась полакомиться им, поэтому поплыла вслед за корабликом, думая, что чайки скинут нашего героя в воду.
(В.Бианки «Мышонок Пик»)


6. Сказка, в которой маленькие рыбки помогли девочке убежать от старой жабы и ее сына. Они перегрызли стебель листа кувшинки, и лист, на котором находилась девочка, поплыл по реке.
(Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)

VI. Найди слова. В задании нужно как можно больше слов составить из слова «Рыболовство».Примерные ответы:
лов, вол, сор, створ, оборот, сорт, трос, лоб, болт, рыболов, рост, ствол, вор, ворот, ров, бор, столб, болото, быт, сыр, борт, трос, сбор, волос, робот, остров.

Скачать Интеллектуальная игра для младших школьников «Что мы знаем о рыбах»

Рекомендуем посмотреть:

День рыбака в летнем лагере. Сценарий по сказке Дудникова «Женитьба по расчету» Квест игра для младших школьников 3-4 класса. Тема: Шотландия Игра «Детективы» для школьников. Сценарий Чайнворд для младших школьников с ответами на тему «Поход»

Похожие статьи:

Интеллектуальные конкурсы для начальной школы

Интеллектуальные игры для младших школьников

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]