ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Инсульт (синоним — острое нарушение мозгового кровообращения) — это гибель участка головного мозга, связанная с прекращением его кровоснабжения. Нарушение кровоснабжения отдельных участков мозга приводит к появлению афазии. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли. В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных проявляются в форме тотальной афазии: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. При тотальной афазии пациенту непонятны письменная и устная речь. Обычно поражение локализовано в области левого полушария, и оно довольно обширное.
Если тотальная афазия обусловлена сосудистым генезом, то нередко у пациентов наблюдается тенденция к медленному восстановлению речи. В этом случае, вид речевых нарушений может быть схожим с афазией Брока, или некоторыми другими типами этого заболевания. Обычно, возникновение тотальной афазии происходит в результате инсульта, когда одновременно поражен сенсорный и моторный отдел речи. Данный процесс захватывает всю область мозговой средней артерии. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться грубой моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.
Логопедические занятия при тотальной афазии начинают с восстановления понимания речи на слух. Методика стимулирования понимания речи на слух для больных с тотальной афазией основана на соотнесении ими интонаций с жестом, вызывании определенных двигательных и мимических реакций у больного, использовании фонологических особенностей интонаций. Для стимулирования понимания речи на слух больному с тотальной афазией предлагается выполнять по устной инструкции различные действия.
Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.
Первый, связан с применением прямых растормаживающих методов работы. В основном они используются в инициальной стадии заболевания и рассчитаны на использование резервных внутрифункциональных возможностей. Приемы и способы растормаживания в процессе обучения сводятся в основном к разнообразному активированию речевой деятельности и снятию тормозного фона. Больных настойчиво стимулируют посредством различных заданий к активному речевому общению. Используются следующие приемы и упражнения:
- Порядковый счет от 1 до 10 — ти.
— Счет с любой произвольной цифры (от 5, 6 и т.д.).
— Выделяем цветом любую цифру (или две). Считаем от 1 до 10, но при
этом выделенные цифры произносим громко, остальные — шепотом (вполголоса).
— Те же самые приемы, только счет происходит в обратном порядке.
- Называние дней недели.
- Перечисление месяцев года.
Обходные методы предполагают произвольное освоение способом восприятия речи и собственного говорения. Это обусловлено тем, что обходные методы требуют от больного реализации пострадавшей функции новым способом, который отличается от привычного упроченного в преморбидной речевой практике. Восстановление ряда речевых функций требует подключения неречевых опор. Поэтому последовательность работы над речевыми и неречевыми функциями решается в каждом конкретном случае в зависимости от того, каково сочетание вербальных и невербальных компонентов синдрома. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций. Восстановлению речи способствует:
- вовлечение больного в простые неречевые виды деятельности, например:
— конструирование кубиков, складывание пазлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д..
— игра в лото, домино, игральные карты.
— раскладывание серийных картинок, сюжетов.
- использование заданий, предполагающих понимание речи:
— показ частей тела,
— показ предметов, действий на картинках,
— выполнение простых инструкций.
- стимулирование простых диалогов, требующих ответа одним – двумя словами или жестом.
- стимулирование чтения и письма, предлагая такие задания, как :
— раскладывание подписей под картинками,
— работа с предметным лото,
— называние (или выбор из предложенных) цифр, букв,
— запись под диктовку (или выбор из предложенных) цифр, букв,
— письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.
Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи. Проведя логопедическое обследование больного с тотальной афазией, мы разработали индивидуальный план логопедической работы.
Пациент Е. 72 года. Острое нарушение мозгового кровообращения левой среднемозговой артерии от 31 марта 2014 года.
Нейропсихологическое логопедическое обследование.
Жалоб не предъявляет из-за сложности речевого нарушения.
Объективно:
- Импрессивная речь: Ситуативно-бытовую речь понимает, понимание сложных лексико-грамматических конструкций затруднено. Латентный период выполнения заданий увеличен.
Экспрессивная речь: представлена «эмболом» (дввву).
Фонематический слух нарушен.
Орально-артикуляционный праксис нарушен.
Чтение и письмо в стадии распада.
Показ номинаций по картинкам осуществляет выборочно.
Автоматизированная, дезавтоматизированная речь нарушена.
- Форма и положение языка по средней линии. Девиаций не обнаружено.
Глотание не нарушено.
Тонкие дифференцированные движения языка и звукопроизношение исследовать не удалось.
Тонус мышц языка повышен.
Заключение: эфферентно-афферентная моторная афазия. Сенсорная афазия. Нарушение речи I степени выраженности.
План работы:
- Восстановление понимания обращенной речи: подпись под картинки; списывание; разложение картинок.
- Преодоление орально-артикуляционной апраксии, работа с автоматизированными рядами (растормаживание)
- Занятия неречевой деятельностью (решение примеров, домино, лото, классификации, исключение четвертого лишнего).
Таким образом, восстановление речи при тяжелых формах афазии включает в себя как стимулирование понимания речи на слух, так и растормаживание экспрессивной стороны речи.
Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, логопеда, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Поэтому важен отбор больных для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).
Список использованной литературы:
- Шорох – Троцкая, М.К. Стратегии и тактика восстановления речи. / М.К. Шорох – Троцкая. – М.: ЭКСМО Пресс, В.Секачев, 2001. – 432 с.
- Шкловский, В.М., Визель, Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. — 96 с.
- Визель, Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование — М.: В. Секачев, 2005.-24 с.
Основные виды нарушений речи
Существует две основные формы нарушений – афазия и дизартрия (первая встречается чаще). При афазии отмечается ухудшение речевых функций в результате повреждения в головном мозге речевых центров. Она бывает полной (когда речь полностью отсутствует) и частичной. Первое время после инсульта зачастую сопровождается отсутствием речи, но благодаря качественным реабилитационным мерам ситуация улучшается.
Различают шесть основных форм афазии:
1. Моторную. Она подразделяется на два основных вида – афферентную и эфферентную. В случае с первой человек испытывает трудности при выборе артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретных звуков. При эфферентной инстинктивная речь сохраняется, однако сильно нарушается повторение. Больных беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не получается переключиться с одного положения на другое.
2. Динамическую. Основной характерный речевой дефект – сильное затруднение или отсутствие возможности активного высказывания. Пациент не в состоянии нормально сформулировать высказывание, поскольку нарушается внешняя и внутренняя речь. Часто появляется эхопраксия, когда человек повторяет за собеседником на автомате его слова и движения.
3. Сенсорную. Она подразделяется на три основных вида: корковый, субкортикальный и транскортикальный. При первом пациент не понимает и не произносит звуки. При втором происходит искажение трансляции импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию. При третьем сохраняется способность воспринимать легкие речевые конструкции, но наругается письмо и ухудшается зрительная функция.
4. Семантическую. У больных отмечается полное непонимание сложных речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения. Зачастую возникают затруднения в осуществлении заданий, содержащих непростые синтаксические структуры. Больные способны забывать название привычных предметов (к примеру, ложки, стола). Чтение замедленное, может развиться акалькулия.Это нейропсихологический симптом, который проявляется нарушением счета
5. Акустико-мнестическая. Такая форма характеризуется трудностями, связанными с удержанием в памяти информации, воспринятой человеком на слух. Многие пациенты даже не в состоянии повторить за логопедом простую связку, состоящую из 3-5 слов, уловить смысл речи при быстром темпе или при разговоре с двумя и более людьми сразу.
6. Тотальную. Такая форма характеризуется полным отсутствием речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Это самая тяжелая форма, которая требует длительной коррекции с помощью лекарственной терапии и упражнений.
Дизартрия – это речевое расстройство, связанное с нарушением подвижности органов артикуляции (языка, неба и губ). Оно способно развиваться при поражении различных структур, но чаще всего затрагиваются черепные нервы, участвующие в работе речевых мышц. Дизартрия заключается в затрудненном произношении некоторых слов или звуков (речь вялая и невнятная).
Методы коррекционной работы при афазии
Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.
Причины заболевания
В редких случаях недуг становится последствием лейкодистрофии — врожденной патологии, поражающей белое вещество головного и спинного мозга. Для ее устранения пациенту пересаживают костный мозг, но шансов на выздоровление немного. Гораздо чаще афазию у детей провоцируют следующие состояния:
- Опухоли внутри головного мозга. Нейроны в теменной зоне разрушаются под воздействием медуллобластом, глиом и астроцитом. Чем больше становится опухоль, тем ярче заметны нарушения речи.
- Черепно-мозговые травмы. У пациента травмируются нейроны, отвечающие за восприятие информации, которая поступает от органов артикуляции. Внутри мозга формируется гематома.
- Инсульты. У детей они диагностируются нечасто.
Инсульты геморрагического типа характеризуются сдавливанием тканей и кровоизлиянием. При ишемическом типе нейроны в поврежденной области гибнут из-за спазма артерии, спровоцированного нарушениями кровотока. Специалисты нашего центра проведут предельно точную диагностику афазии и подберут эффективное лечение.
Лечение
Терапия речевой дисфункции проводится по двум направлениям:
- Устранение причин афазии и восстановление функций пораженных зон мозга с помощью назначения медикаментозных средств и физиотерапевтических методов.
- Коррекция афазии путем логопедических занятий.
Для каждого больного выстраивается индивидуальный план лечения. В нашей клинике к лечебному процессу помимо речевого невролога и логопеда-афазолога привлекаются нейропсихологи, массажисты, иглорефлексотерапевты, остеопаты. Отличный эффект дает применение способа транскраниальной магнитной стимуляции, который с начала XXI в. успешно используется во всем мире. Наши специалисты прошли обучение этой методике и владеют сертификатами на право ее применения.
Не стоить затягивать с визитом в нашу клинику. Чем раньше начато медицинское лечение и логопедическая работа при афазии, тем больше шансов на полное восстановление речевых навыков.