ПРИЗНАКИ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ
Существуют определенные признаки, которые указывают на возможное развитие речевых деффектов.
Расстройство экспрессивной речи – скудный запас слов, недоразвитость речи, плохое восприятие и запоминание новых слов, непонимание временных форм глаголов, молчаливочть, использование в разговоре одних и тех же фраз. При этом проговаривание слов может быть правильным.
Расстройство рецептивной речи – отсутствие интереса к разговорам. При этом малыш с трудом выполняет указания, часто вообще плохо понимает, что ему говорят, не может писать и читать написанное.
РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ У ВЗРОСЛЫХ
У взрослых проблемы с речью возникают по двум причинам:
- физиологические (перенесенная болезнь, травма или контузия);
- психологические (испуг, сильное волнение или стресс).
Если причины физиологические, то обращаться нужно за медицинской помощью (понадобится хирургическое вмешательство или услуги отоларинголога).
При психологических проблемах обратиться нужно к психиатру или психотерапевту. Однако не стоит забывать о консультации у логопеда или дефектолога.
К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ?
Исправлением дефектов речи занимаются два специалиста – и дефектолог, и логопед.
Логопед – это специалист, который занимается восстановлением речи пациентов, не имеющих отклонений в физическом и психическом здоровье, а также нарушений работы ЦНС.
Дефектолог – это врач, который не только учит правильного говорить и произносить звуки, но и занимается коррекцией нарушений в развитии. В задачу этого специалиста входят несколько задач – устранение деффектов речевого аппарата, обучение человека общению, преодоление барьеров и жизненных сложностей.
Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение
Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.
Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:
- копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
- наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
- сильный психологический стресс.
Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.
Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.
Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.
Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.
Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.
- У нас в печурочке серебряные чурочки.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
ЧТО МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ КЛИНИКА «ДОКТОР ЗВУКОВ» В ГОРОДЕ КУРСК?
Клиника «Доктор звуков» в г. Курск работает в самых различных направлениях. Это и логопедия, и дефектология, и логопедический массаж, и раннее речевое развитие.
Лечение проводят квалифицированные специалисты с большим опытом работы. Они могут найти индивидуальный подход к каждому пациенту.
Логопеды из клиники не только научат правильно и четко говорить, но и помогут устранить такие речевые деффекты, как аллалия, ринолалия, дизартрия. При необходимости человеку будут назначены специальные занятия (при дисфагии и дислексии, когда имеются нарушения овладения навыками чтения и письма).
Цели дефектологии:
- изучение малышей с особенностями развития;
- подбор индивидуальных коррекционных методик;
- обучение и воспитание людей с психофизическими недостатками.
В арсенале дефектологов клиники «Доктор звуков» самые современные методики и приемы, которые позволяют выявить речевые нарушения в раннем детстве, тем самым увеличив шансы особенных детей на улучшение качества жизни.
Педагоги уделяют внимание не только произношению, но и интонационным, грамматическим и фонетическим составляющим. Занятия расширят словарный запас и разовьют способность к правильной связной речи. Для улучшения восприятия информации специалисты используют увлекательные игровые методики.
В центре работают высококвалифицированные логопеды-дефектологи и олигофренопедагоги. Они проводят занятия для малышей со следующими патологиями: задержка развития, нарушения зрения, слуха, речи, работы опорно-двигательного аппарата, олигофрения, другие отклонения.
Классификация
Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).
Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:
- Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
- Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
- Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
- Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
- Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
- Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЦЕНТРА В Г. КУРСК
В центре практикуется индивидуальный подход к каждому пациенту, персональный подбор диагностических и коррекционных методов. Специалисты бережно и очень терпеливо относятся ко всем обратившимся в клинику, и обязательно обеспечивают обратную связь с родителями маленьких пациентов. Также проводится консультирование родителей, подбираются полезные рекомендации. После каждого проведенного занятия заметен положительный результат.
В сети работают настоящие профессионалы своего дела. Они обладают знаниями, навыками и опытом, следовательно, могут оказать качественную помощь в каждом конкретном случае.
Важно понимать, что эффективное устранение речевых нарушений очень важно для каждого человека. Ведь именно речь позволяет найти свое место в обществе и достигнуть определенных высот. Такая возможность должна быть у каждого человека. Не откладывайте визит в , позвоните, запишите своего ребенка на прием и подарите ему будущее.
Как не спешить и не тараторить?
Мы поможем нормализовать темп речи!
Многие не знают… что темп речи — это дыхание! Как вы дышите, так и говорите…
Это искусство делать паузы!
Люди, которые говорят очень быстро
:
— не оставляют пауз для поддержки правильного дыхания
— и еще причина: язык малоподвижен
Такому языку трудно переключаться с одного положения в другое (звуки имеют разную позицию — одни за нижними зубами, другие — за верхними, а есть и заднеязычные!
Однако, если язык вялый, то говорить будет трудно!
Тут нужна логопедическая помощь!
Темп речи также напрямую зависит от расстановки пауз!
Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточны для того, чтобы слушатель обдумал сказанное!
Пауза нужна для того, чтобы вдохнуть воздух
, дать своему мозгу возможность подготовить то, что будет сказано, а слушателю — осознать уже сказанное. Паузы дают отдых и мозгу и телу!
Некоторые из нас не решаются держать паузы и заполняют промежутки словами-паразитами, всякими: «э-э-э»,»м-м-м», «понимаете», «ну», «вот» и т.п.
При использовании мусорных слов речь приобретает оттенок нерешительности
, а говорящий выглядит неуверенно.
Умение держать паузу — признак большой уверенности! Люди видят, что вы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придает вам дополнительный авторитет!
Если собеседники будут видеть, что вы чувствуете себя комфортно, им тоже будет комфортно в беседе с вами.
Диагностика
Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:
- Логопедическое обследование.
Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания. - Неврологическое обследование.
Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ. - Психологическое обследование.
Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.
Виды речевых расстройств
Современная медицина знает два основных вида нарушений речи после инсульта: афазию и дизартрию. В первом случае речь нарушается из-за гибели нейронов и их связей в мозговом центре, который отвечает за речь. Афазия бывает полной и частичной. Дизартрия возникает на фоне того, что в мозге пострадали центры, отвечающие за работу речевых мышц.
Афазия
Является самой распространенной причиной нарушения речи. Всего насчитывается шесть вариаций афазии:
- Моторная
. Эта форма делится ещё на два вида афазии. При афферентной афазии больной не может выбрать артикуляторную позу, которая нужна для того, чтобы произнести конкретные звуки. При эфферентной афазии речь сохраняется на инстинктивном уровне, но нарушено повторение. У пострадавших возникают трудности с переходом из одного положения к другому. - Динамическая
. В данном варианте у пациентов наблюдаются проблемы активного высказывания: невозможность корректно сформулировать предложение, потому что нарушены и внешняя, и внутренняя речь. Нередки случаи эхопраксии – повторения – ситуации, когда больной автоматически начинает повторять вслед за собеседником слова, фразы, мимику или жестикуляцию. - Сенсорная
. Делится на три типа: корковая, субкортикальная и транскортикальная афазии. В первом случае у больного отсутствуют и понимание, и произношение звуков, во втором – искажается трансляция импульсов от отделов мозга, ответственных за восприятие звуковой информации. В третьем случае нарушаются письмо и зрительная функция, но пациент способен к восприятию легких речевых конструкций. - Сематическая
. Пострадавшие полностью не понимают сложные речевые конструкции, которые отвечают за пространственное соотношение. Часто наблюдаются проблемы при выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические формулировки. Пациенты забывают названия простейших бытовых предметов – посуды, мебели, одежды, электроприборов, медленно читают. Иногда развивается акалькулия – нейропсихологическое заболевание, когда человек теряет способность последовательного счёта. - Акустико-мнестическая
. При данной афазии у больных возникают трудности, которые связаны со способностью удерживать в памяти информацию, воспринимаемую слуховым путём. Во время занятий с логопедом больные не могут повторить простейшие связки из нескольких слов, разобраться в смысле предложения, когда его произносят в быстром темпе или во время разговора с несколькими собеседниками. - Тотальная
. Отличительной чертой этого вида афазии является полное отсутствие речи в связи с поражением большого количества участков мозга. Тотальная афазия подлежит тяжелой и долгой коррекционной работе у разных специалистов – от массажистов до логопеда.
Дизартрия
Вид речевого расстройства, когда у пострадавшего от инсульта нарушается работа органов, отвечающих за артикуляцию (язык, нёбо, губы). Наблюдается намного реже, чем афазия, развивается, как правило, при поражении разных структур мозга, в частности черепных нервов, принимающих участие в работе речевых мышц. У пациентов наблюдается вялая и неуверенная речь, затруднено произношение отдельных звуков или слов.
Артикуляционная диспраксия
Ещё один вид нарушений речи – неспособность человека совершать последовательные движения ртом, губами, языком – который делится на два вида: кинетическую и кинестетическую.
В первом варианте появляются трудности при последовательной смене звуков и слогов, пропуск их, замена одного слога или звука на другой, неправильная расстановка ударений.
Во втором варианте возникают нарушения в артикуляционном укладе: мозг испытывает затруднения при взаимодействии с мышцами, отвечающими за воспроизведение звуков.
Формирование двигательных навыков осуществляется через адекватно скоординированные действия. После инсульта в участках мозга с премоторной, профронтальной и моторной корой может произойти гибель нейронов, которая и приведет к диспраксии.
Коррекцией диспраксии в содействии с неврологом и психологом занимается логопед.