Моторная корковая афазия (Брока), вербальная, экспрессивная афазия
Моторная корковая афазия проявляется нарушением устной речи, письма и чтения. Моторная корковая афазия возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. При легких формах речь замедленная, аграмматичная, нарушено построение фраз, уменьшен набор слов. Синонимами моторной корковой афазии являются афазия Брока, вербальная афазия, экспрессивная афазия. При выраженных расстройствах больные используют всего лишь несколько слов или слогов /речевой эмбол/, которыми выражают различные оттенки своих эмоций.
Сенсорная корковая афазия, афазия Вернике, словесная глухота
Сенсорная корковая афазия имеет несколько синонимов – афазия Вернике, словесная глухота. Сенсорная корковая афазия характеризуется непониманием нормальной правильной речи окружающих при сохраненном слухе. Больные при сенсорной корковой афазии говорят много, но их речь состоит из случайного набора слов и звуков. Сенсорная корковая афазия наблюдается при поражении задних отделов верхней височной извилины доминантного полушария. Сенсорная корковая афазия часто сочетается с акалькулией.
Как лечить афазию, избавиться от афазии?
Сарклиник знает, как лечить афазию, нарушения речи, характеризующиеся частичной или полной утратой способности пользоваться словами и фразами, как избавиться от афазии в Саратове. Разнообразные рефлексотерапевтические методы лечения помогли избавиться от афазии у правшей и левшей многим нашим пациентам. Эффективное лечение афазии дает отличные результаты, пациенты (дети и взрослые) восстанавливают утраченные речевые способности, начинают понимать свои мысли, чужую речь. На нашем сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно доктору и получить краткий ответ по лечению афазии.
Определение понятия афазия
Дословно термин афазия переводится с греческого, как «не говорю». Как правило данная патология возникает у взрослого населения, но вполне возможно развитие у детей, речь которых более-менее успела сформироваться, то есть начиная с трёх лет и старше.
В клинической неврологической практике термин афазия имеет следующее значение – это нарушение речевой функции системного характера, заключающееся либо в частичной, либо в тотальной утрате сформированной речевой функции. Данное определение подразумевает под собой нахождение дефекта в центральной нервной системе, наличие поражения речевых зон коры больших полушарий и вытекающих отсюда нарушений речи, которые поражают как внутреннюю, так и внешнюю речь.
Клинически афазия может быть различной степени выраженности и как правило не является единственным или изолированным проявлением поражения головного мозга. При этом её развитие и тяжесть зависят от локализации и объёма поражения.
Лечение афазии в Саратове, в России
На первой консультации Вы получите информацию о лечении афазии и по следующим вопросам. Семантическая и травматическая афазия. Как происходит восстановление речи при афазии? Как звучит речь у больных афазией? Что такое оптико мнестическая афазия, афферентная и эфферентная афазия, динамическая акустико гностическая и акустико мнестическая кинестетическая афазия? Как связаны и чем отличаются инсульт (состояние после инсульта), алалия, агнозия, апраксия и болезнь афазия? Как проводится обследование больных, логопедическая работа при афазии? Для чего нужна речевая карта афазии? Какие нужно делать упражнения при афазии?
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Фото: Santos06 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Синдром внутричерепной гипертензии, ликвородинамические нарушения
Аграмматизм, параграмматизм, дисграмматизм
Акатафазия, лечение акатафазии в Саратове
Психопатия, типы, симптомы, лечение психопатии у детей, подростков
Неврозы у детей, детский невроз, лечение неврозов
Комментарии ()
Обследование речи «Диагностика афазии»
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕННЫХ
ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
Как и любое логопедическое обследование, обследование речи при афазии начинается с предварительной беседы, позволяющей установить контакт с больным, оценивается:
1) речевые возможности,
2) сохранность сознания,
3) критичность,
4)ориентированность в окружающем, в месте нахождения, во времени.
Больному задаются вопросы о его самочувствии, о времени года, дате его заболевания, выясняется его образовательный уровень, специальность, семейное положение, наличие в семье левшей и т. д.
Определение наличия левшества
:
1) переплетение пальцев рук.
2) скрещивание рук на груди (у левши левая рука лежит сверху);
3) прицеливание при имитации стрельбы из лука.
4) по венозной сетки (ярче на ведущей руке)
Обследование неречевого праксиса и гнозиса
проводится с помощью неречевых методов обследования, позволяющих выявить сохранность или нарушенность теменной доли, заднелобных и премоторных отделов затылочных отделов.
Исследование динамического праксиса
проводится путем выполнения больными по подражанию, а затем по устному заданию проб
на переключение с одного движения на другое.
Больной держит руки на столе и одновременно меняет их положение. При наличии
динамической премоторной апраксии
больной начинает повторять той или иной рукой одно и то же движение, сбивается с ритма (
реципрокная проба)
Проба «кулак — ребро — ладонь» расчитанана на исследование сохранности плана движений
. При наличии
премоторной апраксии
больной не удерживает план движений, пропускает и повторяет отдельные движения. Наличие
динамической апраксии
говорит о наличии очага поражения в премоторных и заднелобных отделах, а в некоторых случаях и в подкорковых отделах коры головного мозга.
Обследование пространственного праксиса
позволяет судить о сохранности или нарушении сложных симультанных синтезов. У больных с обширным поражением верхнетеменных отделов мозга
могут наблюдаться признаки нарушения ориентации в пространстве в повседневной жизни. Больные не могут найти свою палату, не могут правильно одеться и т. п. Предлагаются следующие тесты:
- Пробы Хэда. Больному предлагается по подражанию выполнять вместе с логопедом следующие движения: поднести указательный палец к подбородку, перевернуть руку ладонью вверх и пальцами от подбородка, поставить левую ладонь перпендикулярно вдоль подбородка, поставить ладонь перпендикулярно к другой ладони и т. п. Проверяется ориентация больного в левой и правой стороне тела.
- Копирование больным различных фигур, складываемых из спичек, складывание их в перевернутом виде, методика КООС. Кроме того, исследуется воспроизведение больным символических движений: больного просят погрозить пальцем, поманить кого-нибудь к себе, похлопать в ладоши, изобразить, как стригут бумагу, режут хлеб и т. д.
- Проба с часами и географической картой. Больному предлагается на нарисованных часах без цифр определить время по направлению стрелок; нарисовать стрелки, передающие то или иное время; на карте найти моря, города, страны; проставить на скрещенных перпендикулярно осях местонахождение севера и юга, востока и запада; нарисовать контуры Черного моря и др.
4. Проверяется ориентированность больного среди букв, написанных правильно, зеркально и горизонтально строке.
Трудности выполнения этих тестов характерны для больных с афферентной и семантической афазиями
, т. е. при поражении задних нижнетеменных отделов мозга.
При поражении премоторных и заднелобных
отделов коры головного мозга выявляется инертность и нарушение планирования действий и движений при выполнении серий этих заданий.
Оценка и воспроизведение ритмов
проверяется возможность больного к моторному переключению с одного ритмического рисунка на другой, тенденция к упрощению ритмического рисунка. Логопед отстукивает ритм по столу карандашом, прикрывая его листом бумаги, по два, по три удара, различными сериями: два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный во времени и т. п.
Больные, не удерживающие заданный ритм, автоматически добавляющие, повторяющие одну группу или серию ударов или добавляющие лишние удары, повторяющие их из-за персеверации, относятся к группе с поражением премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга. Больные с сенсорной афазией
отказываются от воспроизведения ритмических ударов, констатируя: «Их очень много».
Больные с афферентной и семантической афазией
ритмические рисунки воспроизводят по слуховой имитации верно, но не могут описать характер ритмов.
Обследование зрительного гнозиса
проводится для отграничения речевых расстройств от трудностей называния при зрительной агнозии, возникающей при поражении третичных отделов затылочной доли и для выяснения оптической алексии, возникающей при поражении теменных отделов слева. Больному предлагают назвать или описать предметы или их изображения. Ему даются простые, четкие, контрастные предметные картинки, затем близкие по форме (мяч, яблоко, глобус, очки, велосипед и т. п.). Затем они заменяются одноцветными, контурными, сделанными крапом (покрытые мелкими точками), перечеркнутыми зигзагообразными линиями и наложенными друг на друга контурными изображениями. Больные со зрительной агнозией испытывают затруднения в опознании и описании функций предметов.
Узнавание букв
, написанных различным шрифтом, проверяется у хорошо говорящих больных путем их называния и показа по заданию. Больные с оптической алексией затрудняются в выполнении этих заданий.
Обследование орального и лицевого праксиса
Нарушение орального и лицевого праксиса
часто сочетается с нарушением
артикуляторного праксиса
. Оральный праксис включает в себя неречевые движения орального аппарата, т. е. губ, языка, щек.
Исследование состоит из следующих тестов:
- больному устно даются задания открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, вниз, отвести влево, вправо, пощелкать языком, заложить язык за щеку, надуть попеременно и одновременно щеки, вытянуть губы вперед, растянуть губы.
- Эти же задания больной выполняет по зрительной имитации
.
- Далее по устному заданию и зрительной имитации выполняются различные символические движения
: дутье, имитация оплевывания, свист, имитация полоскания горла, покашливание, воспроизведение улыбки, поднимание бровей в знак удивления, подмигивание и т. п.
Все эти пробы больной выполняет изолированно, с паузами между заданиями. Трудности выполнения этих заданий при различной локализации проявляются по-разному. При псевдобульбарной дизартрии
появляется обильное слюнотечение, вязкость, неполнота движений, изменения мимики.
При нижнетеменных очагах поражения
возникают различные хаотические поиски, трудности придания артикуляционным органам соответствующих поз. Больные
соральной, нижнетеменной апраксией
не могут произвольно изобразить движение поцелуя, сплюнуть по заданию, при сохранности этих движений в повседневной жизни.
Оральная, нижнетеменная апраксия
в некоторых случаях наблюдается изолированно, без речевых расстройств.
При поражении премоторных и заднелобных отделов
возникают персеверации, повторы предыдущих движений, трудности в выполнении серийных заданий.
Для обследования динамического орального праксиса больному предлагают выполнить серию движений, например подуть и пощелкать языком. Больные с премоторной апраксией
хорошо выполняют отдельные движения и застревают на одном из движений, входящих в линейно организованную серию движений, вследствие персеверации.
При этом иногда возникает иллюзия наличия симультанной, конструктивной, пространственной апраксии
при поражении премоторных отделой коры головного мозга.
Приобширных поражениях лобных долей
в связи с выраженной инактивностью и аспонтанностыо нарушается непроизвольное сплевывание, откашливание, при относительной сохранности выполнения этих движений, при стимуляции.
Обследование речевых функций
Обследование речевых функций
охватывает
все видыимпрессивной и экспрессивной речевой деятельности человека
, сюда входит:
1) ориентировочное обследование спонтанной речи
(в процессе
предварительной беседы с больным)
. Логопед фиксирует активность и объем речевой продукции больного (при обследовании безречевого больного логопед отмечает, активен ли он, пытается ли ответить на вопросы при помощи эмболов, достаточно ли окрашена его речь различными интонационными оттенками или он безучастен).
2) обследование понимания речи.
Прежде чем приступить к обследованию понимания, логопеду необходимо убедиться
в сохранности у больного слуха
, а также выяснить, сколько раз у него были нарушения мозгового кровообращения и чем они сопровождались.
3) обследование фонематического слуха.
Больному предлагается
повторить близкие (оппозиционные) фонемы
: например на
б
поднять руку, а на
п
держать руку на столе, затем дается серия слогов ба, па, па, ба, па. И наконец, фонематический слух можно исследовать с опорой на показ соответствующих слогов или слов с оппозиционными звуками (дом—том, бочка—почка).
При грубой акустико-гностической сенсорной афазии
на ранней стадии после инсульта больные не различают даже далекие по звучанию фонемы, позже — лишь фонемы, отличающиеся одним акустическим признаком: звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие. Фонематический слух вторично нарушается при грубой
афферентноймоторной афазии
в связи с нарушением кинестетической афферентации. Больные не различают на слух фонемы, близкие по месту и способу артикуляции (м — б — п, н — д — т — л) как при восприятии слогов, так и при восприятии слов, однако фонематический слух
при афферентной моторной афазии
нарушен меньше, чем
при акустико-гностической афазии
.
При выраженной эфферентной моторнойафазии
при исследовании фонематического слуха возникают персеверации.
4) обследование
пониманиязначенийслов.
При обследовании больному предлагается показать предметы, окружающие его (стол, стул, книга, карандаш, окно, дверь, потолок, степы, шкаф и т п.), показать части лица и тела.
Затруднения показа частей тела и предметов, находящихся в комнате, наблюдаются при всех формах афазии: при сенсорной — в силу нарушения фонематического слуха и нестойкости слухоречевых следов; при эфферентной — в связи с наличием персевераторности в движениях руки; при афферентной и семантической — при быстром предъявлении слов в связи с трудностями ориентировки в пространстве.
Нарушения слухоречевой памяти
выявляются при помощи повторения больным серий слов (по два, по три и более), например дом — кот — лес, рука — окно — рыба и т. д. Больным дается задание повторить предложение.
В саду за высоким забором росли яблони и груши.Больные с акустико-мнестической афазией,
не удерживая речевой ряд, пропускают, как правило, второе и третье слово,
при эфферентной моторной афазии
больные персеверируют первое или второе слово, а также слова из предыдущих заданий. Другим приемом обследования
слухоречевой памяти
является
нахождение по заданию 2—3—4 картинок из 15—20разложенных перед больным
или сложенных в стопку. Вторично негрубо слухоречевая память может нарушаться при поражении как лобных долей мозга, так и нижнетеменных отделов левого полушария у правшей.
5) обследование понимания простых предложений:
1) понимание больным простых и относительно сложных инструкций типа Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне;
2) понимание предложений, названий, наименований предметов, данных в виде описания». Покажите то, чем режут хлеб, то, чем режут бумагу, то, чем разжигают дрова и т. п. (по соответствующим картинкам).
Трудности в понимании многозвеньевых инструкций наблюдаются при всех формах афазии при грубой выраженности речевого расстройства.
6) обследование понимания грамматических структур,
пословиц, поговорок, басен.
Предъявляются больному следующие заданий: Скажите, как вы понимаете словосочетания «брат отца» и «отец брата»? Это одно и то же лицо или разные люди? Если разные, то кто они?
При показе соответствующих картинок логопед просит больного показать
мамину дочку, дочкину маму, маму дочки, дочку мамы
. Так же, но с опорой на предметы, больного просят
показатькисточку карандашом, карандаш кисточкой.
Проверка понимания логико-грамматических конструкций, передающих пространственное расположение предметов
, осуществляется заданиями: Положите ручку справа от линейки и слева от карандаша, линейку слева от ключа исправа от очков и т. п.; Нарисуйте крест под кругом, круг над крестом, чашку под столом и над елкой и т. п. Для об легчения задания больному даются схематические образцы этих нарисованных предметов.
При решении задания определительного характера больному предлагается расставить имена детей под картинками: Коля выше Вани и ниже Саши. Кто здесь Коля, Ваня и Саша? Или: Оля темнее Кати и свелее Тани. Кто из девочек Оля, Катя и Таня? Петя ударил Колю. Кто драчун?
Эти задания трудны при афферентной афазии, а инструкции: «Покажите ложку карандашом, карандаш ручкой» и т. п. трудны при эфферентной афазии.
Для больных с семантической афазией характерны трудности в выполнении и тех и других логико-грамматических конструкций.
7) обследование экспрессивной речи
начинается уже в процессе предварительной беседы. Все свои вопросы и задания, а также речевые и мимические реакции больного логопед записывает, например, в виде дроби: над чертой вопрос, содержание рисунка, о котором больной должен что-то сообщить, под чертой — речевая продукция больного.
Обследование артикуляторного звена речи
Артикуляторное звено может нарушаться при разных вариантах афферентной моторной и эфферентной моторной афазии, при дизартрии
. Больному предлагается повторить звуки изолированно, в словах, в предложении. При грубой
афферентной моторной афазии
могут наблюдаться либо обильные поиски артикуляторного уклада звука, либо литеральные парафазии, либо замены произнесения отдельных звуков речевыми эмболами. Больной то произносит звуки верно, то заменяет их другими, то не может найти нужную артикуляционную позицию. При относительно восстановившейся ситуативной речи (например, при так называемой проводниковой афазии) больные могут затрудняться в произнесении отдельных звуков, но чаще — при произнесении слогов и слов. При грубо нарушенном фонематическом слухе у больных
с акустико-гностической афазией
могут также наблюдаться ошибки, при повторении отдельных звуков. Причем эти трудности сопровождаются комментариями больных.
Трудности повторения отдельных звуков
при
сенсорной акустикогностической афазии
имеют вторичный характер, являются следствием нарушения слухового контроля.
Одной из особенностей повторения отдельных звуков при
афферентной моторной и акустико-гностической сенсорной афазиях
является тенденция к оглушению звонких фонем,
при афферентной моторной афазии и тенденция
к озвончения глухих фонем,
при акустико-гностической сенсорной афазии
— тенденция к оглушению фонемы,
при афферентной моторнойафазии
происходит вследствие апраксии голосовых связок тенденция к озвончению при акустико-гностической афазии — вследствие повышенной компенсаторной преднадстройки акустического контроля.
Обследование автоматизированных видов речи
Больному предлагается вместе с логопедом пропеть мелодию знакомой песни (со словами и без слов), повторить пение самостоятельно, перечислить дни недели, месяцы года, воспроизвести порядковый счет. Если это недоступно больному, то слова произносятся сопряженно с ним.
Обследование сопряженного и отраженного повторения
позволяет уточнить степень распада фонематического слуха, слухоречевой памяти, артикуляционного праксиса и наличия персевераторности в речи больных.
Больным дается задание повторить несколько односложных, двухсложных, трехсложных и многосложных слов различной частотности, а также повторить фразы различной длины.
Обследование номинативной функции речи
Называние относится к репродуктивным, произвольным видам речи (повторение, письмо под диктовку, чтение вслух). Поэтому, приступая к обследованию, логопед предлагает больному назвать предметы или изображения одним словом, найти категориальное название (посуда, мебель).
Обследование диалогической и монологической речи
(предварительная беседа) Логопед отмечает, многоречив больной или нет. Насколько его речь развернута, говорит ли он односложно, отдельными репликами или пользуется клишеобразными оборотами. Имеется ли в его ситуативной речи аграмматизм, каков характер этого аграмматизма. Для обследования повествовательной речи больному предлагается составить предложения или рассказ по сюжетным картинкам.
Протоколируя речь больного, логопед отмечает характер аграмматизма больного, богатство его словарного запаса вербальные и литеральные парафазии, сохранение плана повествования и т. п. При тяжелой афферентной и эфферентной афазиях повествовательная развернутая речь больных может полностью отсутствовать, а на раннем этапе при акустико-гностической афазии быть перегруженной литеральными парафазиями.
Обследование
состояния чтения и письма
При обследовании состояния чтения особое внимание уделяется возможности внутреннего чтения
у безречевых больных с афферентной и эфферентной моторной афазиями и сенсорной и акустическо-гностической афазиями. Обследование сохранности внутреннего чтения про себя у безречевых больных осуществляется следующими приемами: 1) раскладыванием подписей к предметам, к сюжетным картинкам и сериям картинок; 2) показом воспринятого на слух слова или предложения; 3) выполнением письменных инструкций: Покажите где окно, Погрозите пальцем и т. д,
У больных, жалующихся на трудности чтения при сохранной ситуативной речи, необходимо проверить остроту зрения и оптический гнозис, наличие гемианопсии (сужение поля зрения, часто наблюдающееся при сенсорной афазии). При исследованиях возможностей чтения у больных со средней степенью тяжести речевых расстройств логопед отмечает литеральные и вербальные паралексии, элементы угадывающего чтения, персеверации и т. п.
При обследовании письма и письменной речи больным с грубой выраженностью речевого расстройства предлагается написать под диктовку отдельные звуки, короткие слова (дом, ухо, окно). В тех случаях, когда больной справляется с записью легких слов, ему предлагается записать слова со стечениями согласных (хвост, друг, стол) и многосложные слова (например: комната, самолет, погоня). Если больной пишет (с ошибками) отдельные слова, ему предлагается записать под диктовку простые и сложные предложения, например: Дети идут в лес. На улице плохая погода, Путешествие окончилось благополучно.
При легкой степени речевого расстройства
в письме больных встречаются ошибки. Если больной не сделал ошибок при письме под диктовку, надо перейти к исследованию письменного называния, составления фразы или текста по сюжетным картинкам.
Нарушения письменной речи при всех формах афазии являются вторичными по отношению к первично нарушенной предпосылке. В письменной речи больных с афферентной моторной афазией преимущественно наблюдаются литеральные парафазии при записи звуков, близких по месту и способу образования, при эфферентной афазии — пропуски гласных, перестановки и персеверации букв и слогов из предыдущих слов, при акустико-гностической — смешения звонких и глухих согласных и т. п. При грубой и средней выраженности аграфии при афферентной моторной, эфферентной моторной и акустико-гностической афазиях наблюдаются пропуски согласных при стечениях согласных в слоге или на стыках слогов. При грубой акустико-гностической афазии на самом раннем этапе заболевания в связи с нарушением слухового контроля больной может писать лишние буквы в слове, повторять слоги, удлиняя, например, слово, состоящее из трех букв, до 8—12 букв. Логопед протоколирует письменную речь больного также в виде дроби.
И наконец, логопед обследует у больного сохранность счетных операций
, предлагая записать простые и многозначные числа, решить примеры в пределах 10, 100, 1000. Обычно тяжелым больным даются письменные примеры типа: 31 —17 (с переходом через десяток), больным предлагается устно отнимать от 100 по семи и т. п.
Обследование речевых функций проводится деликатно
, чтобы не травмировать больного, преодоление больным трудностей во время обследования поощряется. Больной должен уйти от логопеда ободренным, не переутомленным, в связи с чем первичное обследование проводится редуцированно и речевой статус уточняется при повторных встречах.
Заключение о речевом статусе больного
1) эмоционально-волевые черты больного, контактность, сохранность личности, ориентированность его в месте и времени, отношение к своему речевому дефекту, наличие левшества у больного и членов семьи;
2) особенности понимания ситуативной речи, выполнение одно- и многосложных инструкций, слухоречевая память, фонематический слух, отчуждение смысла слова, персевераторность в выполнении заданий, понимание логико-грамматических конструкций;
3) особенности экспрессивной речи: многоречивость, аспонтанность, эхолалия, персеверации, речевые эмболы, характер аграмматизма, наличие вербальных и литеральных парафазии амнестические трудности, оральный или артикуляторный праксис. Возможности повторения, называния, составления фразы, автоматизированная речь. Отмечается ли диссоциация между репродуктивной произвольной и ситуативной активной речью, а также наличие дизартрии
4) особенности чтения и письма: сохранность зрительного гнозиса, узнавание букв, особенности чтения про себя и вслух, литеральные и вербальные парафазии, возможность выполнения письменных инструкций, глобальное чтение отдельных слов;
5) особенности нарушения письменной речи: запись отдельных букв, слов под диктовку, письменное называние предметов и их изображений, запись сложных слов и отдельных предложений под диктовку, письменное составление предложений по сюжетной картинке, характер литеральных и вербальных парафазии, аграмматизм в письменной речи, характер других дефектов в письме больного;
6) особенности нарушения счета: возможность решения различных арифметических примеров, записи цифр под диктовку;
7) особенности гнозиса и праксиса: наличие акустической или оптической агнозии, зеркальности в письме, оральной и артикуляторной апраксии, динамической и конструктивно-пространственной апраксии, дизартрии, эхолалии.
После суммарного описания речевого статуса больного пишется заключение
, в котором отмечается
форма афазии, ее степень тяжести, комплексность двух форм, степень тяжести аграфии, алексии, характер апраксии,наличие левшества в семье, степень активности или аспон-танности, наличие депрессивности, эффективности, слабодушия (плаксивости) и эйфории (смешливости, расторможенности).