Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях [карточки]


Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных

Игра «Назови предмет» Стечение согласных -ТР-

Раскрути колесо. Что выпало? Не забывай правильно произносить звук [Р].

Игра «Анаграмма» Стечение согласных -ДР-

Составь из букв слово. Прочитай, что получилось. Не забывай правильно произносить звук [Р].

Игра «Викторина» Стечение согласных -ДР-

Отгадай по фрагментам что это? Прочитай, все варианты. Выбери правильный. Не забывай правильно произносить звук [Р].

Игра «Сколько слогов» Стечение согласных -ДР-

Что изображено на картинке? Сколько в этом слове слогов. Выбери правильный. Не забывай правильно произносить звук [Р].

Игра «Найди слово»

Среди разбросанных букв в квадрате найди слова. Они могу быть по горизонтали и вертикали. Удерживая левую кнопку мыши, проводи по слову. Следи за произношением звука [Р].

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ДР-

1.Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р].

дра-дры-дро-дру дры-дро-др-дра дро-дру-дра-дры дру-дра-дры-дро

2. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].

Драка, драный, драться. Драже, драчун, дрова, дрожать. Вёдра, выдра, пудра, эскадра. Бодрость, мудрость. Кадры, кедры, щедрый. Дровни, дрозд, дрок, дроссель. Друг, дружба, дружный, дружить, другой.

3. Выучить потешку, предварительно отработав произношение звука [Р]. |ка РЧ- Драка, драп, драже, подруга. Драться, драпать друг за другом, А потом дрова на дровни погрузить. Я звук [Р] теперь могу произносить. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

1. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р]. тра-тры-тро-тру тры-тро-тру-тра тро-тру-тра-тры тру-тра-тры-тро

2. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса. Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, трол-лейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, граница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

1.Проговаривать предложения, четко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды — дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

2.Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р]. На дворе трава, На траве дрова. Не руби дрова, На траве двора. На травке тропка, травка на тропке.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ 1.Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р]. ра-ры-рэ-ро-ру ры-рэ-ро-ру-ра рэ-ро-ру-ра-ры ро-ру-ра-ры-рэ ру-ра-ры-рэ-ро 2.Проговаривать слова, четко произнося звук [Р]. Рад, рада, радость, радуга, радио, рак, раковина, рана. Баран, баранка, буран, варан, гараж, дыра, жираф, нора, пора, парад, ура, шарада. Работа, работник, рабочий, работать, ракета, ракета ракетчик, рассказ, расчёска, расчёсывать.

3.Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].

Барабан, карандаш, муравей, парашют, пирамида, ураган, фара, царапать. Рыба, рыбный, рыжий, рыжик, рынок, рысь, рыть. Дары, дворы, комары, топоры. Базары, боксёры, бульвары, горы, дыры, куры, норы, помидоры, товары, уборы. Рубка, руки, русский, русый, ручка.

4.Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].

Барабан, карандаш, муравей, парашют, пирамида, сарафан, ураган, фара, царапать. Рыба, рыбный, рыжий, рыжик, рынок, рысь, рыть, рыхлый. Дары, дворы, комары, топоры. Базары, боксёры, бульвары, горы, дыры, куры, норы, помидоры, товары, уборы. Рубка, руки, русский, русый, ручка, кукуруза.

5.Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук [Р]. ра-ра-ра — у лисы нора ро-ро-ро — новое ведро ру-ру-ру — ягод наберу ры-ры-ры — летят комары

6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Р].

У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра — барабанщик. Вера ест пирож-ное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт ку¬куруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает по¬мидоры. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ 1. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р].

бра-бры-бро-бру вра-вры-вро-вру гра-гры-гро-гру кра-кры-кро-кру пра-пры-про-пру фра-фры-фро-фру 2. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р]. Бравый, брак, брат, брасс. Кобра. Брызги, брынза, бровь, брод, бром, бронхи, бросить, брошка. Брус, брусья, брусника. Враг, врать, врач. Ковры. Вру, врубить, вручить. Вроде, врос. Грамота, грань, грач. 3. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р]. Граница, графин, виноград. Грызун, грызть. Грубый, грудь, груши. Гроздь, грозный, грозы, громко, грохот. Краб, кран, краска, красить, красный. Крапива, красивый. Круг, кружка, кружит.

4.Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].

Кролик, кромка, крот, крошка. Крыса, крыша, крышка. Правда, прачка. Направо. Пруд, пружина. Прыгать, прыжок. Провод, проводка. 5. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].

Фронт, фрукты. Цифра. Хранить, храп, храпеть. Хрупкий, хруст. Охрана, сохранить. 6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Р]

На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша — это фрукт. Крыса — грызун. На крыше грачи. Прачка стирает про¬стыни. Фрося принесла кролику прутики. Водопровод¬чик чинит кран.

А АМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ 1. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р]. ар-яр яр-ар ар-яр ор-ёр ёр-ор ор-ёр ур-юр ыр-ир эр-ер юр-ур ир-ыр ер-эр

2. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].

Барбос, базар, баржа, бархат, бархатный, Варвара, дар, жар, карп, карта, март, марка, нарты, пар, парк, парта, фартук, царский, чарка. Арбуз, аркан, аромат, артист, карман, картон, повар, самовар, яркий, доярка. Дырка, дыры, фыркать.

3. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].

Кирпич, мир, пир. Бор, вор, двор, зоркий, корка, норка, порка, сорт, торт, форт, хор, чёртик, шорты. Ёрш, актёр, боксёр, ковёр, костёр, монтёр, пятёрка, тёрка. Бур, куртка, Мурка, турки, буран, пурга. Герб, верба, держит, жерди, мерка, нерпа, первый серп, терпкий, ферма, черви. Юркий, юрта.

4. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Р].

Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПОТЕШКАХ, РАССКАЗАХ, ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

5.Выучить потешки, отработав произношение звука [Р]. Рыба, руки, рынок, роза. Тридцать градусов мороза. Абажур, картина, рама. Я «рычать» умею, мама!

Барашеньки- Крутороженьки, По горам гуляют, В дудочку играют, Раю развлекают. 6.Выучить потешки, отработав произношение звука [Р]. Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу. Шёл Егор через двор. Нёс Егор с собой топор. Шёл Егор чинить забор.

7.Выучить потешки, отработав произношение звука [Р]. Мы с Варварой дружим крепко, Вместе вырастили репку, Астры, розы, помидоры, Что на грядке у забора. Вместе были в зоопарке. Там жар-птица, и цесарки, И жираф с длиннющей шеей… Вот как я «рычать» умею! 8. Проговаривать скороговорку, четко произнося звук [Р]. Под крутой горкой — Сырок с красной коркой. Сорок сорок в короткий срок, Съели сырок. 9. Выучить двустишие, отработав произношение звука [Р]. Рыжий Ромка очень рад – У него родился брат. 10. Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Р] в словах. Чёрный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг. (Грач) 11.Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р].

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду». (По Л. Толстому)

12.Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р]. КРОТ У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.

Следующая >

Автоматизация звука [Р] в словах. Место звука [Р] в начале, середине и конце слова

Игра «Найди-ка»

Найди картинки, в названии которых есть звук [Р]. Назови их. Подпиши эти картинки, для этого нажимай на булавочки.

Игра «Найди-ка и определи-ка»

Назови игрушки, в названии которых есть звук [Р]. Определи место звука в слове (в начале, середине, конце). Для этого нажимай на булавочки и выбирай подходящую схему.

Игра «Помоги роботу Вини»

Собери вместе с роботом Вини все слова со звуком [Р]. Управляй роботом стрелками — это движение вперёд, назад, для прыжков — пробел.

Планета Вини

Игра «Четвертый лишний»

Назови предметы, чётко проговаривая звук [Р]. Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука [Р].

Четвёртый лишний

Игра «Найди картинку»

Игра «Самолёт»

Управляя самолётом возьми картини, в названии которых есть звук [Р]. Называй то, что ты берёшь.

Домашнее задание для автоматизации звука [Р]

Картотека заданий по автоматизации звука Р

Занятие 1.

1. Повтори слоги:

РА-РА-РА РУ-РУ-РУ РО-РО-РО РЫ-РЫ-РЫ
РА-РО-РУ РО-РЫ-РА РЫ-РУ-РА РУ-РА-РО

2. Повтори слова:

Рак Работа Радио Рана Рама Ранетка Ракета Рая рот рога розы родина Рома рота роса робот рыба рыбак рысь рынок рыть рывок рыдать рыдание рука рукав ручка рубить рубаха руда рубка рубанок

3. «Большой – маленький»

Рука- ручка Рубаха-… Рана-… Рот-… Рома-… Рыба-…. Ракета-… Роза-… Рога-… Рая-…

4. «Запомни – повтори»:

Рак-рана Рама-Рая Радио-работа Ракета-ранетка рог-рога рот-ров рота-роза родина-Россия рыба-рыбак рысь-рыть рынок-рывок рывина-рычаг рука-рукав ручка-рубка руда-рубить рубка-рубанок

5. Повтори словосочетания:

Розовые розы. У Раи розы. Родной дом. Ровный ров. Разные рукава. Разбитая раковина. Разные шары. Рычание рыси. Робкий Рома. Румяный рулет. Рыбный рынок. Радостные родители.

6. Повтори предложения:

Рома поймал рыбу. Роза рассказывает рассказ. Рабочие рыли ров. Рая радует родителей. Рая надевает рукавицы. В рундуке рабочая роба. Рая растит розы. У Ромы родинка. У рубахи длинные рукава. Рома поедет к родным. У Ромы ракета. Рабочий идёт на работу.

Занятие 2.

1. Повтори слоги:

АР-АР-АР УР-УРУР ИР-ИР-ИР ОР-ОР-ОР ЫР-ЫР-ЫР ЯР-ЯР-ЯР
АР-ОР-УР ОР-ЯР-ИР ИР-АР-ОР УР-ЫР-АР

2. Повтори слова:

Пар Дар Шар Удар Комар Загар Бар хор бор забор топор выбор мотор набор пир мир тир кефир зефир мундир командир ветер вечер мастер веер катер номер танкер бугор помидор мухомор договор отпор узор двор

3. Повтори пары слов:

Хор-бор Топор-забор Мотор-набор Пар-шар Удар-загар Товар-базар пир-мир кефир-зефир ветер-вечер катер-номер помидор-мухомор двор-узор

4. Повтори чистоговорки:

ОР-ОР-ОР – в поле мухомор. АР-АР-АР — в небе пар. УР-УР-УР – длинный шнур. ИР-ИР-ИР – Рома пьёт кефир. ОР-ОР-ОР – не работает мотор. АР-АР-АР – на носу сидит комар. УР-УР-УР – уведите кур. ИР-ИР-ИР – я хочу увидеть мир.

5. Повторите словосочетания:

Новый забор. Поёт хор. У Раи загар. Родной двор. Сильный боксёр. Ядовитый мухомор. Дать отпор. Пойду на базар. Вкусный зефир. Российский сыр. Пить кефир. Купить самовар. Сказка «Мойдодыр». Пятый номер. Вышивать узор. Подмету двор.

6. Заучи скороговорку:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.

Занятие 3.

1. Повтори слова:

Гора Дыра Ура Нора Кора Пора Ира тара пара фара гитара Вера Кира Юра конура контора игра фанера пантера детвора жара баран варан буран пират парад карат Марат ворона корона порог творог урок горох народ город воробей хоровод пароход герой дорога ворота перо озеро бюро ведро утро ядро бедро

2. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- тонкая кора. Ро-ро-ро- новое перо. Ры-ры-ры- в небе комары. Ру-ру-ру- скачет кенгуру. Ра-ра-ра- высокая гора. Ро-ро-ро- новое ведро. Ры-ры-ры- купим всем шары. Ру-ру-ру- много ягод наберу.

3. «Запомни – повтори»:

Кора-гора-нора Ура-пора-игра Фара-пара-гитара Юра-Ира-Вера игра-конура-детвора фанера- пантера-контора

4. Повтори словосочетания:

Тонкая кора. У забора нора. Короткий карандаш. Ароматный пирог. Широкий порог. Идёт детвора. Ровная дорога. Родной город. Розовая пантера. Старое корыто. Старый сарай. Острые топоры. Дорогой подарок. Серая ворона. Румяный каравай.

5. «Один – много»

Гора-горы Нора-норы Дыра дыры Пар-пары Комар-комары Базар-базары Фара-фары узор-узоры мухомор-мухоморы топор-топоры шар-шары удар-удары набор-наборы мотор-моторы



6. Заучи скороговорку:

Тарара-тарара — поднимайся, детвора! Тарара-тарара – в детский сад идти пора! Туруру-туруру – поднимаем детвору. Тырыры-тырыры – нету дома детворы.

Занятие 4.

1. Повтори слова:

Барабан Таракан Караван Ураган муравей каравай веранда баранка воротник огород бородавки порода поросёнок хворост паровоз боровик пирамида мороз корона гороскоп

2. Договори последний слог:

«РЫ» Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….

«РА» Но…, го…, па…, иг…, детво…, жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….

3. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- начинается игра. Ро-ро-ро- мы поедем на метро. Ры-ры-ры- добежали до горы. Ру-ру-ру- ручку новую беру. Ра-ра-ра- весенняя пора. Ра-ра-ра- мне домой идти пора. Ры-ры-ры- сидит мышка у норы. Ру-ру-ру- закатили мяч в дыру.

4. Повтори предложения:

Маруся собирает помидоры. Рома собирает горох. Дорога ведёт в город. У Раи новый сарафан. Тамара печёт пирог. Юра не боится мороза. Корова идёт в сарай. Ворона клюёт кукурузу. Роме купили гитару. Буратино идёт на урок. На пароходе много детворы.

5. Заучи скороговорку:

Рано, рано, поутру Скачет рыжий кенгуру.

Занятие 5.

1. Повтори слоги:

АРКА-АРКА-АРКА ОРКА-ОРКА-ОРКА УРКА-УРКА-УРКА АРКА-УРКА-ОРКА

2. Повтори слова:

Арка Арфа Карта Марка Парта Марта карман картон картина картофель гардина гармонь горка норка корка порка тёрка каморка ферма верба бирка фирма пурга Мурка парк март порт корм торт борт верх карп герб корт горн морс

3. Повтори словосочетания:

Старая горка. Северный город. Озорной воробей. Короткий ворс. Яркая картина. Чёрный картон. Морской ветер. Красивые марки. Царский герб. Маркая куртка. Собирать картофель. Морковный сок.

4. «Назови ласково»

Торт – тортик Марка-… Парта -… Карта-… карман -… гармонь -… картина -… верба -… Мурка -… морс -… шарф -… зерно -…

5. Заучи скороговорки:

Заяц Егорка Свалился в озёрко. Бегите под горку, Спасайте Егорку!

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход.

Занятие 6.

1. Повтори слоги:

ПРА-ПРА-ПРА ПРО-ПРО-ПРО ПРУ-ПРУ-ПРУ ПРЫ-ПРЫ-ПРЫ

2. Повтори слова:

Правда Правый Праздник Правильный Право Прадед Практика Прачка пробка проба продукты просо простой провод продать проход прут прутик пруд пружина прыгать прыжок прыгун прыгунья

3. Повтори слоги и слова:

БРА-БРА – брак БРА-БРА – браво БРА-БРА – брать БРА-БРА – брат БРА-БРА – брань БРА-БРА – кобра БРА-БРА – зебра БРО-БРО — брови БРО-БРО — бросать БРО-БРО — брод БРО-БРО — бродить БРО-БРО — бросок БРО-БРО — бронза БРО-БРО — бронхит
БРУ-БРУ – брус БРУ-БРУ – брусок БРУ-БРУ – брусника БРЫ-БРЫ — брысь БРЫ-БРЫ — брызги БРЫ-БРЫ – брынза БРЫ-БРЫ — бобры

4. Повтори фразы:

Ровные бруски. У Ромы бронхит. Бравый офицер. Бронзовая награда. Проводить брата. Брызгать в пруду. Бросать пробку. Прыгать с горы. Упругая пружина. Простой карандаш. Мы видели зебру и кобру. Проходить по проходу.

5. Заучи скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.

Занятие 7.

1. Повтори слоги:

ГРА-ГРА-ГРА ГРО-ГРО-ГРО ГРУ-ГРУ-ГРУ ГРЫ-ГРЫ-ГРЫ ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ ГРО-ГРЫ-ГРА-ГРО

2. Повтори слова:

Град Грач Граф Грамм Гранат Граната Грамота грабли грачата графин графиня градусник градусы граница гром гроза грохот громкий грозный груз грузить грубый грустный грузить груша группа грузовик груздь грызун грызть ограда награда игра фотография игрушка

3. Повтори цепочку слов:

Град – грамм – грач Гром – грохот – гроза груз – грузить — грузовик грызть – грызун – огрызок
Грабли – гранат – грамота Громко – грубо – грустно ограда – награда — граната груша – грачата — группа

4. Измени слова по образцу:

Гранат – гранатовый Груша – грушевый громкость – громкий грубость – грубый груз — грузовой группа – групповой

5. Повтори предложения:

Грузить груши в грузовик. Громко грохочет гром. В небе гром и грохот. Грызуны грызут огрызок. На градуснике пять градусов. Громко грузят груз. На границе прочная ограда. В графине грушевый сироп. Наградить грамотой и наградой. В группе громкий смех. Купить гранатовый браслет.

6. Заучи скороговорку:

В небе гром, гроза, Закрывай глаза. Грома нет, трава блестит. В небе радуга стоит.

Занятие 8.

1.Повтори слоги:

КРА-КРА-КРА КРО-КРО-КРО КРЫ-КРЫ-КРЫ КРУ-КРУ-КРУ
КРА-КРА-КРО КРУ-КРУ-КРЫ КРО-КРО-КРУ КРЫ-КРЫ-КРА

2. Повтори слова:

Краска Краб Крапива Кран Край Красота Красный крот кров кровь крона кроха кросс кролик круг крупа крутить кружить кружок круто крутой крышка крыть крыса крыша крышка крылья Крым

3. «Назови ласково»

Кран – краник Краб – крабик Крот -… Круг -… Крыса -… Крыша -… Крылья -… крыльцо -… кроссовки -… краска -… кружка -… крапива -… открытка -… окрошка — ….

4. Повтори словосочетания:

Красный сарафан. Крытый рынок. Чёрная краска. Открытая форточка. Красивый кролик. Старая фотография. Крутой поворот. Красная строка. Крупный крыжовник. Покрасить крышу. Укротитель тигров. Красивое покрытие. Выкрашенное крыльцо. Закрыть кран. Закрутить крышку.

5. Заучи скороговорку:

Красной краскою Егор Красит крышу и забор.

Занятие 9.

1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):

Рупор Радар Гарнир Турнир Гонорар Фарфор фермер Аврора характер трактор пробор рапорт прорубь гардероб ярмарка тараторка мрамор квартира маркер партнёр курорт хирург пробирка программа аэропорт аэродром бутерброд круговорот термометр оркестр
Разрыв Разруха Разгром Размер Разговор раскраска раствор конструктор трансформер скороговорка простор скороварка пароварка проигрыш супермаркет инструктор кругозор разборка маршрут проигрыш

2. Повтори словосочетания:

Громкий рупор. Грамотный инструктор. Просторная квартира. Играет оркестр. Яркая раскраска. Крупный супермаркет. Городской транспорт. Огромный размер. Красный раствор. Бутерброд с красной икрой. Широкий кругозор. Ровный пробор. Красивая ярмарка. Фарфоровая посуда. Вечерняя программа. Испорченная пароварка. Трудная скороговорка. Короткий разговор.

3. Заучи скороговорки:

Три сороки–тараторки Тараторили на горке. (А. Тараскин)

Проворонила ворона воронёнка.

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно — логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.

Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
  • знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»

«Познавательное развитие»

  • развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

«Физического развития»

  • совершенствовать мелкую моторику

Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.

В комплект входят 6 логопедических игр:

  • «Ромашки для Наташки»,
  • «Собери семью»,
  • «Логопедическая ромашка»,
  • «Кто? Где?»,
  • «Чистоговорки»,
  • Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».

«Ромашки для Наташки»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.

Словарный материал:

  • звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
  • звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
  • звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.

Ход игры

Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].

Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.

«Собери семью»

Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р — Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
  • звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.

Ход игры

Логопед предлагает детям помочь родителям найти своих детишек. Дошкольники поочередно берут карточки с мальчиками и девочками, называют картинки на их костюмах, четко проговаривая звуки [Р — Л]. Раскладывают карточки, соотнося звук в слове с буквой, нарисованной на тереме.

«Логопедическая ромашка»

Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р

Ход игры

Логопед:

Погляди-ка из оконца, Там – ромашка, капля солнца. Лепесточки собирай — звук, старайся, называй!

Логопед раздаёт лепестки играющим детям.

Дети называют картинку на своём лепестке, определяют, есть ли заданный звук в слове и вставляют в соответствующую сердцевину. После того как ромашки будут собраны, логопед хвалит детей и просит хором повторить все слова: «Молодцы, но всё же нужно повторить картинки дружно».

Дети называют картинки на каждой ромашке, четко проговаривая звуки.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, рыба, роза, ракета, ракушка, роса;
  • звук [Л] : ласточка, лужа, лодка, , ландыш, луна ,ладошки.
  • звук [Ш]: шляпа, шоколад, шезлонг, шорты, шкатулка, шлепки.
  • звук [Ж]: жук, жираф, желуди, жасмин, жаба, жилет.
  • звук [С]: сом, сок, сандалии, салат, самолет, садовник.
  • звук [З]: заяц, зонт, закат, замок, загар, зуб.

«Кто? Где?»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; формирование умения правильно употреблять предлоги, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4

Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.

Ход игры

Логопед просит детей назвать тех, кто нарисован на картинке.

Первый вариант: Логопед задает детям вопросы, а дошкольники должны ответить развернутым ответом.

Кто сидит на кровати?

Кто стоит за стулом?

Кто стоит за столом?

Кто сидит на стуле?

Кто стоит между стулом и кроватью?

Кто стоит перед печкой?

Второй вариант: Логопед просит детей назвать, где находится дедушка, бабушка, мама, папа, дочка, кошка.

«Чистоговорки»

Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.

Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.

Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.

Варианты использования чистоговорок:

  • проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
  • проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
  • проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
  • проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
  • проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.

Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».

Ход игры

Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.

В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его — Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.

Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.

Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.

Так гласит легенда.

После прочтения задаёт вопросы:

  • В каком городе княжил Павел?
  • Как звали его брата?
  • Кто прилетал к жене Павла?
  • При помощи чего Петр расправился со змеем?
  • Что случилось с Петром?
  • Как исцелился Петр?
  • Как звали девушку, исцелившую Петра?

После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним текст.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]