Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных
Игра «Назови предмет» Стечение согласных -ТР-
Раскрути колесо. Что выпало? Не забывай правильно произносить звук [Р].
Игра «Анаграмма» Стечение согласных -ДР-
Составь из букв слово. Прочитай, что получилось. Не забывай правильно произносить звук [Р].
Игра «Викторина» Стечение согласных -ДР-
Отгадай по фрагментам что это? Прочитай, все варианты. Выбери правильный. Не забывай правильно произносить звук [Р].
Игра «Сколько слогов» Стечение согласных -ДР-
Что изображено на картинке? Сколько в этом слове слогов. Выбери правильный. Не забывай правильно произносить звук [Р].
Игра «Найди слово»
Среди разбросанных букв в квадрате найди слова. Они могу быть по горизонтали и вертикали. Удерживая левую кнопку мыши, проводи по слову. Следи за произношением звука [Р].
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
1.Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р].
дра-дры-дро-дру дры-дро-др-дра дро-дру-дра-дры дру-дра-дры-дро
2. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].
Драка, драный, драться. Драже, драчун, дрова, дрожать. Вёдра, выдра, пудра, эскадра. Бодрость, мудрость. Кадры, кедры, щедрый. Дровни, дрозд, дрок, дроссель. Друг, дружба, дружный, дружить, другой.
3. Выучить потешку, предварительно отработав произношение звука [Р]. |ка РЧ- Драка, драп, драже, подруга. Драться, драпать друг за другом, А потом дрова на дровни погрузить. Я звук [Р] теперь могу произносить. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-
1. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р]. тра-тры-тро-тру тры-тро-тру-тра тро-тру-тра-тры тру-тра-тры-тро
2. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].
Травка, травма, трап, трасса. Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, трол-лейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, граница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-
1.Проговаривать предложения, четко произнося звук [Р].
Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды — дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.
2.Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р]. На дворе трава, На траве дрова. Не руби дрова, На траве двора. На травке тропка, травка на тропке.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ 1.Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р]. ра-ры-рэ-ро-ру ры-рэ-ро-ру-ра рэ-ро-ру-ра-ры ро-ру-ра-ры-рэ ру-ра-ры-рэ-ро 2.Проговаривать слова, четко произнося звук [Р]. Рад, рада, радость, радуга, радио, рак, раковина, рана. Баран, баранка, буран, варан, гараж, дыра, жираф, нора, пора, парад, ура, шарада. Работа, работник, рабочий, работать, ракета, ракета ракетчик, рассказ, расчёска, расчёсывать.
3.Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].
Барабан, карандаш, муравей, парашют, пирамида, ураган, фара, царапать. Рыба, рыбный, рыжий, рыжик, рынок, рысь, рыть. Дары, дворы, комары, топоры. Базары, боксёры, бульвары, горы, дыры, куры, норы, помидоры, товары, уборы. Рубка, руки, русский, русый, ручка.
4.Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].
Барабан, карандаш, муравей, парашют, пирамида, сарафан, ураган, фара, царапать. Рыба, рыбный, рыжий, рыжик, рынок, рысь, рыть, рыхлый. Дары, дворы, комары, топоры. Базары, боксёры, бульвары, горы, дыры, куры, норы, помидоры, товары, уборы. Рубка, руки, русский, русый, ручка, кукуруза.
5.Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук [Р]. ра-ра-ра — у лисы нора ро-ро-ро — новое ведро ру-ру-ру — ягод наберу ры-ры-ры — летят комары
6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Р].
У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра — барабанщик. Вера ест пирож-ное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт ку¬куруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает по¬мидоры. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ 1. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р].
бра-бры-бро-бру вра-вры-вро-вру гра-гры-гро-гру кра-кры-кро-кру пра-пры-про-пру фра-фры-фро-фру 2. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р]. Бравый, брак, брат, брасс. Кобра. Брызги, брынза, бровь, брод, бром, бронхи, бросить, брошка. Брус, брусья, брусника. Враг, врать, врач. Ковры. Вру, врубить, вручить. Вроде, врос. Грамота, грань, грач. 3. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р]. Граница, графин, виноград. Грызун, грызть. Грубый, грудь, груши. Гроздь, грозный, грозы, громко, грохот. Краб, кран, краска, красить, красный. Крапива, красивый. Круг, кружка, кружит.
4.Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].
Кролик, кромка, крот, крошка. Крыса, крыша, крышка. Правда, прачка. Направо. Пруд, пружина. Прыгать, прыжок. Провод, проводка. 5. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].
Фронт, фрукты. Цифра. Хранить, храп, храпеть. Хрупкий, хруст. Охрана, сохранить. 6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Р]
На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша — это фрукт. Крыса — грызун. На крыше грачи. Прачка стирает про¬стыни. Фрося принесла кролику прутики. Водопровод¬чик чинит кран.
А АМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ 1. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Р]. ар-яр яр-ар ар-яр ор-ёр ёр-ор ор-ёр ур-юр ыр-ир эр-ер юр-ур ир-ыр ер-эр
2. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].
Барбос, базар, баржа, бархат, бархатный, Варвара, дар, жар, карп, карта, март, марка, нарты, пар, парк, парта, фартук, царский, чарка. Арбуз, аркан, аромат, артист, карман, картон, повар, самовар, яркий, доярка. Дырка, дыры, фыркать.
3. Проговаривать слова, четко произнося звук [Р].
Кирпич, мир, пир. Бор, вор, двор, зоркий, корка, норка, порка, сорт, торт, форт, хор, чёртик, шорты. Ёрш, актёр, боксёр, ковёр, костёр, монтёр, пятёрка, тёрка. Бур, куртка, Мурка, турки, буран, пурга. Герб, верба, держит, жерди, мерка, нерпа, первый серп, терпкий, ферма, черви. Юркий, юрта.
4. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Р].
Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПОТЕШКАХ, РАССКАЗАХ, ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
5.Выучить потешки, отработав произношение звука [Р]. Рыба, руки, рынок, роза. Тридцать градусов мороза. Абажур, картина, рама. Я «рычать» умею, мама!
Барашеньки- Крутороженьки, По горам гуляют, В дудочку играют, Раю развлекают. 6.Выучить потешки, отработав произношение звука [Р]. Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу. Шёл Егор через двор. Нёс Егор с собой топор. Шёл Егор чинить забор.
7.Выучить потешки, отработав произношение звука [Р]. Мы с Варварой дружим крепко, Вместе вырастили репку, Астры, розы, помидоры, Что на грядке у забора. Вместе были в зоопарке. Там жар-птица, и цесарки, И жираф с длиннющей шеей… Вот как я «рычать» умею! 8. Проговаривать скороговорку, четко произнося звук [Р]. Под крутой горкой — Сырок с красной коркой. Сорок сорок в короткий срок, Съели сырок. 9. Выучить двустишие, отработав произношение звука [Р]. Рыжий Ромка очень рад – У него родился брат. 10. Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Р] в словах. Чёрный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг. (Грач) 11.Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р].
Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду». (По Л. Толстому)
12.Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р]. КРОТ У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.
Следующая > |
Автоматизация звука [Р] в словах. Место звука [Р] в начале, середине и конце слова
Игра «Найди-ка»
Найди картинки, в названии которых есть звук [Р]. Назови их. Подпиши эти картинки, для этого нажимай на булавочки.
Игра «Найди-ка и определи-ка»
Назови игрушки, в названии которых есть звук [Р]. Определи место звука в слове (в начале, середине, конце). Для этого нажимай на булавочки и выбирай подходящую схему.
Игра «Помоги роботу Вини»
Собери вместе с роботом Вини все слова со звуком [Р]. Управляй роботом стрелками — это движение вперёд, назад, для прыжков — пробел.
Планета Вини
Игра «Четвертый лишний»
Назови предметы, чётко проговаривая звук [Р]. Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука [Р].
Четвёртый лишний
Игра «Найди картинку»
Игра «Самолёт»
Управляя самолётом возьми картини, в названии которых есть звук [Р]. Называй то, что ты берёшь.
Домашнее задание для автоматизации звука [Р]
Картотека заданий по автоматизации звука Р
Занятие 1.
1. Повтори слоги:
РА-РА-РА РУ-РУ-РУ | РО-РО-РО РЫ-РЫ-РЫ |
РА-РО-РУ РО-РЫ-РА | РЫ-РУ-РА РУ-РА-РО |
2. Повтори слова:
Рак Работа Радио Рана Рама Ранетка Ракета Рая | рот рога розы родина Рома рота роса робот | рыба рыбак рысь рынок рыть рывок рыдать рыдание | рука рукав ручка рубить рубаха руда рубка рубанок |
3. «Большой – маленький»
Рука- ручка Рубаха-… Рана-… Рот-… Рома-… | Рыба-…. Ракета-… Роза-… Рога-… Рая-… |
4. «Запомни – повтори»:
Рак-рана Рама-Рая Радио-работа Ракета-ранетка | рог-рога рот-ров рота-роза родина-Россия | рыба-рыбак рысь-рыть рынок-рывок рывина-рычаг | рука-рукав ручка-рубка руда-рубить рубка-рубанок |
5. Повтори словосочетания:
Розовые розы. У Раи розы. Родной дом. Ровный ров. Разные рукава. Разбитая раковина. | Разные шары. Рычание рыси. Робкий Рома. Румяный рулет. Рыбный рынок. Радостные родители. |
6. Повтори предложения:
Рома поймал рыбу. Роза рассказывает рассказ. Рабочие рыли ров. Рая радует родителей. | Рая надевает рукавицы. В рундуке рабочая роба. Рая растит розы. У Ромы родинка. | У рубахи длинные рукава. Рома поедет к родным. У Ромы ракета. Рабочий идёт на работу. |
Занятие 2.
1. Повтори слоги:
АР-АР-АР УР-УРУР ИР-ИР-ИР | ОР-ОР-ОР ЫР-ЫР-ЫР ЯР-ЯР-ЯР |
АР-ОР-УР ОР-ЯР-ИР | ИР-АР-ОР УР-ЫР-АР |
2. Повтори слова:
Пар Дар Шар Удар Комар Загар Бар | хор бор забор топор выбор мотор набор | пир мир тир кефир зефир мундир командир | ветер вечер мастер веер катер номер танкер | бугор помидор мухомор договор отпор узор двор |
3. Повтори пары слов:
Хор-бор Топор-забор Мотор-набор Пар-шар Удар-загар Товар-базар | пир-мир кефир-зефир ветер-вечер катер-номер помидор-мухомор двор-узор |
4. Повтори чистоговорки:
ОР-ОР-ОР – в поле мухомор. АР-АР-АР — в небе пар. УР-УР-УР – длинный шнур. ИР-ИР-ИР – Рома пьёт кефир. | ОР-ОР-ОР – не работает мотор. АР-АР-АР – на носу сидит комар. УР-УР-УР – уведите кур. ИР-ИР-ИР – я хочу увидеть мир. |
5. Повторите словосочетания:
Новый забор. Поёт хор. У Раи загар. Родной двор. Сильный боксёр. Ядовитый мухомор. Дать отпор. Пойду на базар. | Вкусный зефир. Российский сыр. Пить кефир. Купить самовар. Сказка «Мойдодыр». Пятый номер. Вышивать узор. Подмету двор. |
6. Заучи скороговорку:
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.
Занятие 3.
1. Повтори слова:
Гора Дыра Ура Нора Кора Пора Ира | тара пара фара гитара Вера Кира Юра | конура контора игра фанера пантера детвора жара | баран варан буран пират парад карат Марат | ворона корона порог творог урок горох народ | город воробей хоровод пароход герой дорога ворота | перо озеро бюро ведро утро ядро бедро |
2. Повтори чистоговорки:
Ра-ра-ра- тонкая кора. Ро-ро-ро- новое перо. Ры-ры-ры- в небе комары. Ру-ру-ру- скачет кенгуру. | Ра-ра-ра- высокая гора. Ро-ро-ро- новое ведро. Ры-ры-ры- купим всем шары. Ру-ру-ру- много ягод наберу. |
3. «Запомни – повтори»:
Кора-гора-нора Ура-пора-игра Фара-пара-гитара | Юра-Ира-Вера игра-конура-детвора фанера- пантера-контора |
4. Повтори словосочетания:
Тонкая кора. У забора нора. Короткий карандаш. Ароматный пирог. Широкий порог. | Идёт детвора. Ровная дорога. Родной город. Розовая пантера. Старое корыто. | Старый сарай. Острые топоры. Дорогой подарок. Серая ворона. Румяный каравай. |
5. «Один – много»
Гора-горы Нора-норы Дыра дыры Пар-пары Комар-комары Базар-базары Фара-фары | узор-узоры мухомор-мухоморы топор-топоры шар-шары удар-удары набор-наборы мотор-моторы |
6. Заучи скороговорку:
Тарара-тарара — поднимайся, детвора! Тарара-тарара – в детский сад идти пора! Туруру-туруру – поднимаем детвору. Тырыры-тырыры – нету дома детворы.
Занятие 4.
1. Повтори слова:
Барабан Таракан Караван Ураган | муравей каравай веранда баранка | воротник огород бородавки порода | поросёнок хворост паровоз боровик | пирамида мороз корона гороскоп |
2. Договори последний слог:
«РЫ» Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….
«РА» Но…, го…, па…, иг…, детво…, жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….
3. Повтори чистоговорки:
Ра-ра-ра- начинается игра. Ро-ро-ро- мы поедем на метро. Ры-ры-ры- добежали до горы. Ру-ру-ру- ручку новую беру. | Ра-ра-ра- весенняя пора. Ра-ра-ра- мне домой идти пора. Ры-ры-ры- сидит мышка у норы. Ру-ру-ру- закатили мяч в дыру. |
4. Повтори предложения:
Маруся собирает помидоры. Рома собирает горох. Дорога ведёт в город. У Раи новый сарафан. Тамара печёт пирог. Юра не боится мороза. Корова идёт в сарай. Ворона клюёт кукурузу. Роме купили гитару. Буратино идёт на урок. На пароходе много детворы.
5. Заучи скороговорку:
Рано, рано, поутру Скачет рыжий кенгуру.
Занятие 5.
1. Повтори слоги:
АРКА-АРКА-АРКА ОРКА-ОРКА-ОРКА | УРКА-УРКА-УРКА АРКА-УРКА-ОРКА |
2. Повтори слова:
Арка Арфа Карта Марка Парта Марта | карман картон картина картофель гардина гармонь | горка норка корка порка тёрка каморка | ферма верба бирка фирма пурга Мурка | парк март порт корм торт борт | верх карп герб корт горн морс |
3. Повтори словосочетания:
Старая горка. Северный город. Озорной воробей. Короткий ворс. Яркая картина. Чёрный картон. | Морской ветер. Красивые марки. Царский герб. Маркая куртка. Собирать картофель. Морковный сок. |
4. «Назови ласково»
Торт – тортик Марка-… Парта -… Карта-… | карман -… гармонь -… картина -… верба -… | Мурка -… морс -… шарф -… зерно -… |
5. Заучи скороговорки:
Заяц Егорка Свалился в озёрко. Бегите под горку, Спасайте Егорку!
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход.
Занятие 6.
1. Повтори слоги:
ПРА-ПРА-ПРА ПРО-ПРО-ПРО | ПРУ-ПРУ-ПРУ ПРЫ-ПРЫ-ПРЫ |
2. Повтори слова:
Правда Правый Праздник Правильный Право Прадед Практика Прачка | пробка проба продукты просо простой провод продать проход | прут прутик пруд пружина прыгать прыжок прыгун прыгунья |
3. Повтори слоги и слова:
БРА-БРА – брак БРА-БРА – браво БРА-БРА – брать БРА-БРА – брат БРА-БРА – брань БРА-БРА – кобра БРА-БРА – зебра | БРО-БРО — брови БРО-БРО — бросать БРО-БРО — брод БРО-БРО — бродить БРО-БРО — бросок БРО-БРО — бронза БРО-БРО — бронхит |
БРУ-БРУ – брус БРУ-БРУ – брусок БРУ-БРУ – брусника | БРЫ-БРЫ — брысь БРЫ-БРЫ — брызги БРЫ-БРЫ – брынза БРЫ-БРЫ — бобры |
4. Повтори фразы:
Ровные бруски. У Ромы бронхит. Бравый офицер. Бронзовая награда. Проводить брата. Брызгать в пруду. | Бросать пробку. Прыгать с горы. Упругая пружина. Простой карандаш. Мы видели зебру и кобру. Проходить по проходу. |
5. Заучи скороговорку:
Все бобры добры для своих бобрят.
Занятие 7.
1. Повтори слоги:
ГРА-ГРА-ГРА ГРО-ГРО-ГРО | ГРУ-ГРУ-ГРУ ГРЫ-ГРЫ-ГРЫ | ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ ГРО-ГРЫ-ГРА-ГРО |
2. Повтори слова:
Град Грач Граф Грамм Гранат Граната Грамота | грабли грачата графин графиня градусник градусы граница | гром гроза грохот громкий грозный груз грузить | грубый грустный грузить груша группа грузовик груздь | грызун грызть ограда награда игра фотография игрушка |
3. Повтори цепочку слов:
Град – грамм – грач Гром – грохот – гроза | груз – грузить — грузовик грызть – грызун – огрызок |
Грабли – гранат – грамота Громко – грубо – грустно | ограда – награда — граната груша – грачата — группа |
4. Измени слова по образцу:
Гранат – гранатовый Груша – грушевый | громкость – громкий грубость – грубый | груз — грузовой группа – групповой |
5. Повтори предложения:
Грузить груши в грузовик. Громко грохочет гром. В небе гром и грохот. Грызуны грызут огрызок. На градуснике пять градусов. Громко грузят груз. На границе прочная ограда. В графине грушевый сироп. Наградить грамотой и наградой. В группе громкий смех. Купить гранатовый браслет.
6. Заучи скороговорку:
В небе гром, гроза, Закрывай глаза. Грома нет, трава блестит. В небе радуга стоит.
Занятие 8.
1.Повтори слоги:
КРА-КРА-КРА КРО-КРО-КРО | КРЫ-КРЫ-КРЫ КРУ-КРУ-КРУ |
КРА-КРА-КРО КРУ-КРУ-КРЫ | КРО-КРО-КРУ КРЫ-КРЫ-КРА |
2. Повтори слова:
Краска Краб Крапива Кран Край Красота Красный | крот кров кровь крона кроха кросс кролик | круг крупа крутить кружить кружок круто крутой | крышка крыть крыса крыша крышка крылья Крым |
3. «Назови ласково»
Кран – краник Краб – крабик Крот -… Круг -… Крыса -… Крыша -… Крылья -… | крыльцо -… кроссовки -… краска -… кружка -… крапива -… открытка -… окрошка — …. |
4. Повтори словосочетания:
Красный сарафан. Крытый рынок. Чёрная краска. Открытая форточка. Красивый кролик. | Старая фотография. Крутой поворот. Красная строка. Крупный крыжовник. Покрасить крышу. | Укротитель тигров. Красивое покрытие. Выкрашенное крыльцо. Закрыть кран. Закрутить крышку. |
5. Заучи скороговорку:
Красной краскою Егор Красит крышу и забор.
Занятие 9.
1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):
Рупор Радар Гарнир Турнир Гонорар Фарфор | фермер Аврора характер трактор пробор рапорт | прорубь гардероб ярмарка тараторка мрамор квартира | маркер партнёр курорт хирург пробирка программа | аэропорт аэродром бутерброд круговорот термометр оркестр |
Разрыв Разруха Разгром Размер Разговор | раскраска раствор конструктор трансформер скороговорка | простор скороварка пароварка проигрыш супермаркет | инструктор кругозор разборка маршрут проигрыш |
2. Повтори словосочетания:
Громкий рупор. Грамотный инструктор. Просторная квартира. Играет оркестр. Яркая раскраска. Крупный супермаркет. Городской транспорт. Огромный размер. Красный раствор. | Бутерброд с красной икрой. Широкий кругозор. Ровный пробор. Красивая ярмарка. Фарфоровая посуда. Вечерняя программа. Испорченная пароварка. Трудная скороговорка. Короткий разговор. |
3. Заучи скороговорки:
Три сороки–тараторки Тараторили на горке. (А. Тараскин)
Проворонила ворона воронёнка.
Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»
Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно — логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.
Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
- знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»
«Познавательное развитие»
- развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
«Физического развития»
- совершенствовать мелкую моторику
Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.
В комплект входят 6 логопедических игр:
- «Ромашки для Наташки»,
- «Собери семью»,
- «Логопедическая ромашка»,
- «Кто? Где?»,
- «Чистоговорки»,
- Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».
«Ромашки для Наташки»
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.
Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.
Словарный материал:
- звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
- звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
- звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.
Ход игры
Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].
Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.
«Собери семью»
Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р — Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.
Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.
Словарный материал:
- звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
- звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.
Ход игры
Логопед предлагает детям помочь родителям найти своих детишек. Дошкольники поочередно берут карточки с мальчиками и девочками, называют картинки на их костюмах, четко проговаривая звуки [Р — Л]. Раскладывают карточки, соотнося звук в слове с буквой, нарисованной на тереме.
«Логопедическая ромашка»
Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.
Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р
Ход игры
Логопед:
Погляди-ка из оконца, Там – ромашка, капля солнца. Лепесточки собирай — звук, старайся, называй!
Логопед раздаёт лепестки играющим детям.
Дети называют картинку на своём лепестке, определяют, есть ли заданный звук в слове и вставляют в соответствующую сердцевину. После того как ромашки будут собраны, логопед хвалит детей и просит хором повторить все слова: «Молодцы, но всё же нужно повторить картинки дружно».
Дети называют картинки на каждой ромашке, четко проговаривая звуки.
Словарный материал:
- звук [Р]: радуга, рыба, роза, ракета, ракушка, роса;
- звук [Л] : ласточка, лужа, лодка, , ландыш, луна ,ладошки.
- звук [Ш]: шляпа, шоколад, шезлонг, шорты, шкатулка, шлепки.
- звук [Ж]: жук, жираф, желуди, жасмин, жаба, жилет.
- звук [С]: сом, сок, сандалии, салат, самолет, садовник.
- звук [З]: заяц, зонт, закат, замок, загар, зуб.
«Кто? Где?»
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; формирование умения правильно употреблять предлоги, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.
Оборудование: одно игровое поле формата А4
Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.
Ход игры
Логопед просит детей назвать тех, кто нарисован на картинке.
Первый вариант: Логопед задает детям вопросы, а дошкольники должны ответить развернутым ответом.
Кто сидит на кровати?
Кто стоит за стулом?
Кто стоит за столом?
Кто сидит на стуле?
Кто стоит между стулом и кроватью?
Кто стоит перед печкой?
Второй вариант: Логопед просит детей назвать, где находится дедушка, бабушка, мама, папа, дочка, кошка.
«Чистоговорки»
Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.
Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.
Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.
Варианты использования чистоговорок:
- проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
- проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
- проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
- проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
- проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.
Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»
Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».
Ход игры
Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.
В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его — Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.
Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.
Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.
Так гласит легенда.
После прочтения задаёт вопросы:
- В каком городе княжил Павел?
- Как звали его брата?
- Кто прилетал к жене Павла?
- При помощи чего Петр расправился со змеем?
- Что случилось с Петром?
- Как исцелился Петр?
- Как звали девушку, исцелившую Петра?
После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним текст.