Консультация для педагогов «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста»консультация по развитию речи по теме

Речевая активность детей зависит от того, как устроена окружающая среда его жизни. Из какого иллюстративного материала, из каких игрушек, из какого оборудования и из каких пособий она состоит. Она зависит и от того, каков развивающий потенциал в играх, как они располагаются, доступны ли они для того, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную деятельность.

Оборудование в группах нужно размещать таким образом, чтобы воспитатель мог легко подходить ко всем детям во время занятий и игр.

Формирующая речевая среда

Формирующая речевая среда дает большие возможности для речевого развития.

Детям можно предлагать самостоятельно рассматривать картинки, игрушки, книги, рассказывать им об этих предметах, а также о разных событиях. С помощью поручений можно давать детям возможность общаться с ровесниками и со взрослыми. Для того, чтобы развивать инициативную речь, нужно предоставить детям возможность самостоятельно рассказать о предметах из ближнего окружения. Также нужно подсказывать детям образцы обращения к взрослым.

Также обсудим игры и игровые упражнения.

Доклад для выступления на педагогическом совете «Способы повышения речевой активности дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Лучик»

142062, Московская область, г. Домодедово, мкр. Барыбино, вл.«Бугорок»,

Доклад для выступления на педагогическом совете

«Способы повышения речевой активности дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель Бакута Зинаида Николаевна

г.о Домоддедово

Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.

В психолингвистике выделены основные факторы ее развития у индивида. Подчеркивается, что одним из наиболее значимых является речевая активность. Ведь «…чтобы научиться плавать, надо плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи»

В последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике. Это обусловлено, не только ее значимостью для развития речи, но и рядом других причин: резким ухудшением здоровья молодого поколения, тянущим за собой снижение речевой активности из-за легкой ранимости данной функции (как наиболее сложно организованной в своей психофизиологической основе); существенным падением общего уровня культуры в обществе; значительным уменьшением объема общения взрослых с детьми из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания; недостаточным вниманием воспитателей к ее формированию, что обусловлено низким уровнем осознания значимости и глубины проблемы речевой активности; ростом малышей, чье раннее развитие происходит в ситуации социальной депривации. Низкий ее уровень в ранний период развития особенно опасен, поскольку ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение.

Под речевой активностью

следует понимать «устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении языком».

В исследованиях Львова Р. М выделены основные условия развития речевой активности

:

 общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в компании;

 умение преодолевать скованность, застенчивость;

 способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Автором выделены также компоненты речевой активности:

• количество речевых реакций в разнообразных ситуациях;

• выбор игр, занятий, связанных с речью;

• быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи;

• быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций;

• реакцию на поступок или высказывание других.

Эти условия и компоненты речевой активности доступны детям дошкольного возраста и остаются в силе на более поздних возрастных этапах.

Львов Р.М. подчеркивает, что помехами речевой активности

являются неразвитость вышеназванных качеств личности, дефекты речи, вызывающие насмешки в среде сверстников и подавляющие детей психологически, болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха, неустойчивость внимания, плохая память и т.п.

Анализ перечисленных проблем позволяет сделать вывод об особых требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие речи, и о необходимости поиска новых путей и средств развития речевой активности.

В работе Ковалевой М. Н. выделены ряд педагогических условий, необходимых для повышения речевой активности

у младших школьников. Доказано, что это возможно при определенных психологических условиях, ключевым из которых является создание речевых ситуаций, вызывающих интенцию к говорению. Для детей младшего школьного возраста такую ситуацию можно реализовать, используя личностно значимый предмет речи, обеспечивая свободу авторского самовыражения, игровую форму занятий, элементы новизны, организацию равноправного речевого взаимодействия, устранение «ошибко-боязни» в выражении собственного мнения, безоценочную манеру общения.

В исследовании Орлянской Р. Р. такие условия изучены в отношении детей-сирот раннего возраста. К ним автор относит:

 организацию и рациональное использование предметно-развивающей

среды, способствующей повышению общей, познавательной и речевой активности детей;

 установление доверительных отношений, эмоционального контакта между взрослыми и детьми, повышающих активную позицию детей;

 организацию постоянной речевой практики детей;

 учет уровня развития речевой активности детей;

 взаимодействие всех специалистов дома ребенка в работе по развитию речевой активности детей, повышение уровня подготовленности

В исследовании Сафоновой О.В о состоянии речевой активности, речевой деятельности и личности детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста изучалась речевая активность детей в игровой, трудовой, учебной деятельности и общении. Были выделены уровни речевой и личностной активности и взаимосвязь с уровнями личностного развития детей, Полученные данные послужили критерием при установлении количественного показателя активности речевого общения.

В результате этого исследования выделены 3 группы детей, различающихся по степени активности пользования речью.

В 1 группу вошли дошкольники, которые за 15 минут сказали от 0 до 20 слов; во 2-ую – от 20 до 50 слов; в 3-ю – от 50 и более слов.

Большинство старших дошкольников с общим недоразвитием речи мало говорят во время деятельности, они находятся на низком уровне активного пользования речью. Дети, вошедшие в первую группу, самостоятельно за 15 минут сказали в среднем 14 слов. Все они предпочитают игры в одиночестве (игры с куклами, мягкими игрушками, машинками; мозаику, пазлы, конструктор). Во время деятельности молчат или сопровождают свои действия констатирующими одно-двух-трехсловными предложениями. Выбирают занятия трудом, не требующие речевых действий – чистка снега, постройка горки, лепка, рисование, помощь в накрывании столов. На занятиях воспитателя и логопеда стараются молчать, отвечают односложно, только на вопросы взрослых. В общении не проявляют инициативу, подчиняются инструкциям со стороны взрослых или сверстников.

Самая малочисленная в количественном отношении 3 группа 10 человек. Детьми в среднем было произнесено 66 слов. Наблюдения показали, что дети задают тему игры и стараются вовлечь в нее других. Их речевые действия инициативны и отличаются быстрой реакцией на действия и вопросы партнеров по общению. В речи присутствуют простые развернутые предложения и сложные синтаксические конструкции. В трудовой деятельности проявляют речевую активность, обращаясь с предложениями, просьбами, вопросами к сверстникам и взрослым. Выбирают занятия, где требуется совместная деятельность. На учебных занятиях поднимают руки для ответа, выкрикивают с места, перебивают других, отвечают полными ответами и развернутыми предложениями с элементами грамматического недоразвития. С радостью откликаются на общение и разворачивают его, стараются вовлечь в разговор взрослых и детей. Они относительно легко привыкают к незнакомым людям, стремятся к контактам с окружающими, отличаются желанием выделиться среди сверстников.

Наблюдения Сафоновой показали, что активность речи детей вариативно выражена в зависимости от вида деятельности. Сравнительно одинаковые показатели количества детей оказались в игровой деятельности и общении. Снижение речевой активности детей в трудовой деятельности объясняется ею тем, что занятия трудом изначально предполагают индивидуальное выполнение заданий и ограничение речевой коммуникации. Бедный словарный запас, недостаточный уровень владения связной речью и другие проявления речевого недоразвития отразились на увеличении количества детей 1 группы в учебной деятельности.

В работах Ш. Ишмухамедовой показано, что весьма эффективным видом работы для повышения речевой активности у дошкольников является использование семейных фотографий. «Правильный выбор наглядности на начальном этапе обучения детей в значительной степени предопределяет успех всего процесса обучения. Правильно подобранная наглядность помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной. Такой наглядностью являются семейные фотографии, так как у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях.»

Семейные фотографии могут использоваться как самим педагогом на занятиях, так и родителями при самостоятельной работе с детьми дома. Такая наглядность:

— связана лично с ребенком, интересна ему, побуждает к выражению мысли. Составляемые ребенком рассказы имеют более творческий характер. Количество возможных творческих отступлений в рассказах детей увеличивается, что положительно влияет на общий эмоциональный фон занятия и способствует улучшению усвоения материала.

— по составленному по фотографиям рассказу ребенка, где героями являются он и члены его семьи, очень хорошо прослеживаются отношения внутри семьи, а это, в свою очередь, помогает педагогу при работе с родителями;

-правильно подобранные семейные фотографии могут использоваться и для обучения детей правильному использованию грамматических слов — предлогов и частиц.

Данный метод рекомендуется использовать как в индивидуальных, так и во фронтальных формах работы с дошкольниками.

В исследовании Филаретовой Г.И. показано, что для повышения речевой активности можно использовать на занятиях с детьми нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, что способствует повышению речевой активности дошкольников. Данные виды работ позволяют повысить и уровень межличностного взаимодействия, дети активнее вступают в диалог, как со взрослым, так и сверстниками. Рисование способствует эмоциональному, познавательному развитию дошкольников, обогащает их социальные представления, а также развивает все функции речи, обогащает словарь за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.

Изучив техники, Филаретова выделила те, которые можно использовать с детьми старшей группы. Более эффективные она считает: рисование ладошками и пальчиками, рисование печатками, кляксография с трубочкой, раздувание краски, рисование мыльными пузырями.

«Рисование ладошками и пальчиками» стимулирует интерес ребенка к данной изобразительной деятельности из-за более легкого процесса выполнения, по сравнению с кистью или карандашом. В сочетании действия руки и пальцев с проговариванием, происходит усвоение названий форм или образов, цвета и их оттенков, углубляются представления об окружающих предметах, развивается мелкая моторика. Если давать названия получившимся картинкам, то это развивает воображение, мышление, что способствует проявлению не только умственной, но и речевой активности.

«Рисование печатками»: рисуя поролоном, кубиком обмотанным нитками, пенопластом, донышком от пластиковой бутылки, пробкой от бутылки, рельефной тканью и т.д., сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции. Если из поролона сделать самые разнообразные геометрические фигурки или изображения животных, то получая оттиск, у ребенка можно спросить о названии животного или форме, величине и цвете фигурки (квадрат, круг, треугольник). Это развивает представление о предмете, зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, память, воображение. Можно рассказать детям небольшую сказку и, с помощью фигурок, последовательно изобразить ее на бумаге, а потом попросить ребенка рассказать ее по картинке. Это развивает фразовую и связную речь, вербальную память.

«Раздувание краски», «кляксография с трубочкой»; «рисование мыльными пузырями». При их использовании ребенок создает изображение с помощью выдувания красок. Очень увлекательное и желаемое занятие для малышей, особенно рисование мыльными пузырями. При этих видах работ, к выше перечисленной коррекции, добавляются такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.

Данные нетрадиционные техники рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на любых других, как фронтальных, так и индивидуальных.

Гаврилушкина О.П. исследуя коммуникативное поведение дошкольников, для речевого развития детей предлагает использовать в работе занятия по коммуникативному развитию на которых:

— создаются оптимальные условия для подлинной мотивации речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;

— обеспечивается главное условие общения — адресованность речи: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);

— стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

— осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

— широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Чтобы обеспечить максимальную речевую активность дошкольников и предупредить утомляемость, наступающую вследствие гиподинамии, создается располагающая к общению обстановка: дети могут сидеть на напольных подушках, на коленях, стоять около педагога

Гаврилушкина О.П. предлагает совершенно новый (авторский) вид работы по повышению речевой активности, который получил название «комментированное рисование».

Основные правила проведения комментированного рисования:

• Использование приема транслирования информации выступает в качестве основного правила поведения взрослого.

• В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Нового года), повседневная жизнь в детском саду (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.

• Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети (воспитанники группы), их занятия, игры и взаимоотношения.

• Взрослый не стремится сразу исправлять речь детей. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухлетнего ребенка, которая все время “переводит” его высказывания “с русского — на русский”, придавая им понятную всем языковую форму.

• Педагог создает схематические, информационно-смысловые изображения, не прорисовывает детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.

• В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказать о том, что нарисовано, но и показать посредством имитационных движений.

• В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Взрослый только по мере необходимости обращается с вопросами, сообщениями и просьбами непосредственно к ребенку. В основном он делает это через посредника, в качестве которого выступает другой ребенок. Для этого он побуждает детей обращаться друг к другу с различными просьбами, вопросами и сообщениями, что еще больше стимулирует речевую активность. На основе ответов взрослый создает схематическое изображение (на бумаге или на доске) коммуникативной ситуации, отражая только главное и сопровождая свои действия эмоциональными пояснениями. Важно рисовать быстро, чтобы общение детей не было вытеснено изобразительной деятельностью взрослого. Продолжительность комментированного рисования — не более 10 минут (даже в старших группах). Затем дети переходят к рассказыванию и, если они не устали и в запасе есть время, — к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам и т. Д.

Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило.

Когда им «по душе» процесс, они могут говорить, даже сами с собой и при этом удовлетворены такой «самобеседой».

Можно сказать, что детям нравиться, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего — то интересного. Для речевой мотивации важно использовать следующие методы:

1. Предложение интриги, тайны.

2. Загадки, которые можно разгадывать вместе.

3. Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.

4. Позитивные реплики на высказывания детей.

5. Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделится опытом, сделать вывод, уточнение.

6. Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.

7. Соревновательные моменты.

8. Игры – путешествия.

9. Упор на желание ребёнка сделать приятное для близких (друзей, родных).

10. Речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных на занятии).

11. Применение активизирующих речь техник:

— провокация: побуждение словами или наглядными действиями, средствами добровольно вступить в обсуждение, высказаться. (Например: Я – снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и хочется плакать…)

— абсурд: предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде. (Например: Это бегемот. А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?)

Для развития речи и речевой активности
важны условия
, в которых будет развиваться ребенок. Нужно создать для него комфортную, непринужденную обстановку, в которой ребенок будет хотеть говорить и работать над развитием правильной речи. Кроме того важную роль играет взрослый, который должен всячески помогать ребенку и поддерживать его.

Игра как средство речевой активности

Игра – это первая ступенька воспитательного процесса. Игра формирует язык. Язык при этом организует игру. Характером игры определяются речевые функции, средства общения и содержания. Слово для детей – это часть действительности. Из слов вытекает, насколько важно стимулировать деятельность детей и формировать их язык.

Для этого необходимо грамотно организовать игровое пространство, предоставить детям подходящие игрушки и предметы, которые позволят питать деятельность детей, обогащать запас определенных представлений и формировать их язык. Упражнения и игры дают положительный результат только в тех случаях, когда воспитатель представляет, какие именно задачи решаются в процессе их проведении и каковы особенности организации игр в раннем детстве.

Специфика дидактических игр

Дидактические игры содержат в себе все структурные компоненты, которые характерны для игровой деятельности дошкольников. Но проявляются они в другой форме, так как их роль носит воспитательный и обучающий характер.

Дидактическая задача делает игру нацеленной на обучение, направляет ее содержание на формирование познавательной деятельности ребят. В отличие от прямой задачи во время занятий дидактическая игра побуждает ребенку самому ставить перед собой игровую задачу.

Чтобы формировать у детей способность внимательно слушать, а также усваивать последовательность событий в сюжете, свободно ориентироваться в услышанном чтении, представлять литературных персонажей, нужно внедрять в занятия специальные упражнения и проблемные ситуации.

К примеру, воспитатель должен читать отрывок из сказки и спрашивать: «Вы согласны с тем, что эта песня должна принадлежать волку, а не козе? Почему вы так считаете?». Или же можно спросить детей: «Как вы думаете, это лиса из сказки про лису, петуха и зайца? Почему?»

Когда дети отвечают на подобные вопросы и объясняют, почему у них такая точка зрения, им приходится воспринимать текст и представлять определенные образы.

Во время обучения детей средствам выразительности, нужно использовать любимые и знакомые для них сказки, которые бы вмещали в себя весь комплекс выразительных языковых средств, представляли бы детям возможность естественным образом познакомиться с богатой культурой родного языка.

Более того, использование сказок дает возможность обучить детей использовать разнообразные выразительные средства в их комплексе.

Сначала фрагменты из сказок используются в качестве упражнений. К примеру, дети должны проситься в теремок подобно медведю и лягушке, после чего педагог должен спрашивать, кто из них имеет более похожую манеру или голос на этих персонажей.

Более подробно остановится на том, как применяются в процессе обучения дидактические игры по формированию речи младших дошкольников.

Формирование речевой активности

Что же следует понимать под речевой активностью?

  • Во-первых, начало возникновения речи. Нормой считается появление первых слов у ребёнка в 1 год, а начало фразовой речи (ребенок говорит предложениями, а не словами) около 1,5 лет. Если у малыша запоздалые сроки возникновения речи (в 3 года или позднее), то он попадает в группу ортодонтического риска. Патология прикуса практически неизбежна!
  • Во-вторых, речевая активность может рассматриваться и с психологической точки зрения. Если коротко, то у интровертов больше шансов заполучить неправильный прикус, чем у экстравертов. Как правило, речь — это всегда вопрос собственной инициативы, наличия потребности в самовыражении. Если ребёнок имеет проблемы в реализации высказывания, то родители должны знать, что данные особенности в общении поддаются коррекции.
  • В-третьих, учитывается уровень владения языком. Дефектное произношение звуков, сложности в выборе подходящего слова или выражения, соответствующих ситуации, страхи быть неправильно понятым, иногда приводят к снижению самооценки, и ребёнок превращается в молчуна вторичной природы.

Вот такой букет речевых и психологических проблем может повлиять на эстетику прикуса. Раннее обращение к специалисту-логопеду позволит «разговорить» ребёнка и предотвратить нежелательные осложнения! Итак, экстраверты, звоните! Интроверты, пишите! Не выращивайте проблему!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

Предметные игры в развитии речи

Игры с игрушками или предметами используются для того, чтобы формировать тактильные ощущения, манипулировать разными игрушками и предметами, формировать творческое мышление и воображение. Когда дети знакомятся с разными частями тела, я стараюсь провести игру «Олины помощники». В этой игре ребята не только знакомятся с разными частями тела, но и учатся образовывать множественное число у глаголов.

Играя в «Что это за предмет?», дошкольники учатся правильно называть предметы. Дети достают из мешочка предметы и называют их. Подобным образом проводится игра «Разноцветный сундучок».

Дети должны достать картинку из сундучка и назвать то, что на ней нарисовано.

Чтобы закрепить приобретенные знания и четкое звукопроизношение, я применяю игру «Волшебный кубик». Дети бросают кубики так, чтобы те крутились. Затем дети изображают то, что выпадает на верхней грани и стараются произнести подходящий звук.

Чтобы сравнить предметы по размеру, мы предлагаем детям находить для трех медведей каждому свою тарелочку.

Чтобы дети запоминали специфические особенности разных животных и птиц, проводится игра «Чья это шубка?».

Словесные игры и развитие речевой активности

Словесные игры строятся на словах и практических действиях с игрушками. Эти игры позволяют развивать память, учат ребенка использовать диалогическую речь, формируют их внимание и желание ясно выражать свои мысли.

Педагог старается активизировать, закрепить и расширить лексический словарь детей. Для этого используются игры, которые помогают детям четко и правильно произносить разные звуки.

Настолько-печатные игры

Эти игры позволяют расширить детский кругозор, формируют их внимание и сообразительность, помогают им ориентироваться в меняющихся игровых условиях, учат их предвидеть результаты своих действий.

Принимая участие в игре, дети проявляют выдержку, стараются строго придерживаться правил и доставляют детям много радости. Для этого проводятся игры с подбором картинок, с собиранием разрезных кубиков и картинок, с нахождением похожих предметов и с забавными человечками.

Эти игры помогают детям сравнивать предметы, находить среди них одинаковые, закреплять знания о фигурах, о цветах, сравнивать предметы на иллюстрациях с определенными предметами.

Чтобы активизировать бытовой словарь детей, нужно организовывать игры с дидактической куклой.

Занятие как стимулирование речевой активности

Важной формой педагогического процесса в детском саду становятся занятия. Они позволяют конкретизировать и уточнить детские знания, которые они получают на практике и которые они получали, когда действовали с предметами из своего окружения.

В младших группах дошкольники еще не могли заниматься в коллективе, не относили к себе речь, которая была бы обращена ко всей группе, не могли слушать товарищей. Большим раздражителем, которые был способен привлекать детское внимание, становится речь педагога.

В этих группах нужно широко использовать наглядность, эмоциональные приемы обучения, сюрпризные и игровые моменты. Перед дошкольниками нельзя ставить учебную задачу. Занятия должны быть оформлены в индивидуальные и групповые формы.

Структура занятий должна быть простой и не требовать от дошкольников индивидуальных ответов. На вопросы воспитателей должны отвечать те, кто захотят или же вся группа одновременно. Общение детей в этом возрасте носит ситуативный характер, часто инициируется взрослыми. Оно обычно кратковременное и неустойчивое.

При этом появляется новый вид общения со взрослыми – это познавательное общение, которое обычно включается в совместную деятельность, а затем и в самостоятельную.

Этапы формирования речи

Классическая логопедия выделяет 5 этапов формирования речи. Давайте рассмотрим эти этапы внимательнее (обратите внимание, что все сроки и длительности этапов достаточно приблизительны и определяются специалистом-логопедом после индивидуального осмотра ребенка):

Доречевой период. В этот период у ребенка появляются первые голосовые реакции (гуление, лепетание, крик). Гуление можно услышать в 3-4 месяца, лепет — в 5-6 месяцев. Эти звуки еще не являются речью, но, тем не менее, у ребёнка идет активная работа по развитию артикуляционного и речевого аппаратов. Контакт со взрослыми людьми или старшими детьми приводит к тому, что голосовые реакции малыша приобретают более выразительные черты. Появляются новые модуляции, интонации, тона. Дети очень рано (после полугода) начинают понимать обращенные к ним интонации и различать тембры. Доречевой период длится примерно до года. Таким образом, на вопрос «Когда ребенок начинает говорить?», мы можем ответить — в возрасте около года, но обратите внимание, что это не будет речью в привычном для нас понимании!

Первый период формирования речи. Во время этого этапа у ребенка появляются первые «слова» активной речи. Обычно это происходит в возрасте 1 года. Кавычки говорят о том, что первые слова могут состоять из нескольких звуков и часто дополняются активной мимикой или выразительными движениями ребенка. Например: муууу (корова), биби (машина) и т.п. Некоторые дети могут повторять ударный слог в сказанном им слове: ма (мама), па (папа), ка (каша). Чем дальше, тем более усложняются структуры. Первый период формирования речи длится примерно до 2 лет. Ближе к двум годам в речи могут появиться первые фразы из 2 слов. У девочек это происходит обычно в возрасте 1,5-1,7 лет, у мальчиков чуть позднее к 2 годам.

Если ребенок в год не говорит, надо посмотреть, не предъявляете ли вы слишком высокие требования к способностям малыша. Если в речи есть звукоподражание, ребенок может донести до вас хоть что-то словами — просто подождите немного. Также проанализируйте свою речь — как вы общаетесь? Говорите медленно, внятно, спокойно, немного нараспев, чтобы ребенок хорошо расслышал звуки? Читаете малышу детские стихи, потешки и т.п.? Обращаете внимание ребенка на новые предметы, даете их изучить, пощупать, повторяете несколько раз название? Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, кроме этого, вы уделяете много внимания развитию малыша, и ребенок не говорит в 2 года, то обратитесь с этим вопросом к детскому неврологу или логопеду. Лучше развеять сомнения, обратившись к опытному специалисту, чем переживать и волноваться, почему ребенок не говорит. Чаще всего задержка речевого развития может быть вариантом нормы, но иногда ребенку все-таки нужна помощь. Что именно нужно в вашем конкретном случае — лучше всего определит специалист.

Второй период формирования речи. Этот бурный период характеризуется усложнением фонетических и лексических конструкций. В речи ребенка появляются слова из 2-3 слогов (могут присутствовать искажения звуков). Ребенок все активнее повторяет то, что слышит вокруг (именно поэтому так полезно читать и постоянно разговаривать с ребенком) и постепенно отказывается от лепетания. Вместе с появлением новых слов расширяется круг представлений. Чаще всего этот этап приходится на первое полугодие третьего года жизни ребенка. Если ребенок не говорит в 3 года, то это повод начать занятия у логопеда (если исключены нелогопедические причины задержки речи).

Третий период формирования речи. Этот период характеризуется появлением в речи малыша сложных слов из трех и более слогов (сначала с проглатыванием звуков и сокращением) и началом устойчивого произношения звуков. Этот этап можно назвать наладкой или уточнением звукового восприятия. В этот период ребенок начинает говорить предложениями. Этот период приходится на возраст 2,5-3 года. Зачастую первый, второй и третий периоды имеют смазанные границы и могут сливаться в один этап.

Четвертый период формирования речи. Улучшается способность к произношению сложных слов, предложений, завершается этап формирования правильного произношения. Именно в этом периоде возникает активное словотворчество. Этот этап приходится на возраст 4-5 лет. Чистая речь без нарушенного звукопроизношения обычно устанавливается к возрасту 5-5,5 лет.

Каждый отдельный случай «почему ребенок не говорит» нужно рассматривать индивидуально со специалистами. В некоторых случаях в этом могут быть виноваты проблемы неврологического характера, дефекты слуха либо проблемы, связанные с дисфункцией языка (подробнее об этой проблеме чуть ниже).

Речевая активность на интегрированных занятиях

Интегрированные занятия – это объединение разных типов деятельности, что вызывает у детей интерес и помогает им снять перенапряжение, разгрузить детей, переключив их на разные типы деятельности. Обычные занятия могут способствовать формированию речи, расширять детский кругозор, помогают развивать гармонически и интеллектуально развитую личность.

Интегрированные занятия позволяют ребенку получить возможность использовать свои творческие способности. Дети сочиняют и фантазируют, размышляют, познают особенности своего родного языка.

Ряд обстоятельств определяют значение занятий для обучения родному языку и формирования речи:

  1. обучение во время занятий дает возможность выполнять все программные задачи планомерно, систематически и последовательно;
  2. во время занятий детское внимание можно целенаправленно фиксировать на конкретных языковых явлениях, которые могут постепенно стать предметом осознания;
  3. целый ряд речевых навыков и умений, которые составляют основу языковой способности, развиваются лишь в специальных условиях обучения;
  4. во время занятий кроме воздействия преподавателя на детскую речь осуществляется взаимное воздействие на речь детей друг у друга.

Также в игровой форме можно активно обогащать лексический словарь детей, формировать у них грамматическую речевую структуру и коммуникативные умения. Дети учатся свободно высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-то.

Также у дошкольников формируется познавательная активность, ведь задания и вопросы требуют от них активизации существующего речевого опыта и использования его в реальной жизни.

На что влияет речевая активность детей?

«Речевая активность влияет на форму зубной дуги и структуры верхней челюсти, особенно на свод нёба», — утверждает профессор Рудольф Славичек. Думаю, данное утверждение известного во всем мире гнатолога и автора собственной теории окклюзии ни у кого не вызывает сомнений. Язык — достаточно сильный мышечный орган, оказывающий давление на зубную дугу весом около 500 г. Следовательно, в случае выраженной дисфункции языка, смещается точка приложения этой силы, что и вызывает изменения прикуса.

Нарушение речевой активности, конечно, относится к дисфункции языка. Почему? По той причине, что этот дефект подразумевает малую подвижность языка и его неправильное положению (низкое, призубное или межзубное), как в момент говорения, так и в состоянии покоя. Речь идёт, в данном случае, о средней и низкой степени речевой активности. В свою очередь, ни при одном из выше перечисленных положений язык не выполняет функцию поддержки нёба, что вызывает его деформацию.

Обогащение словаря и лексического запаса

Развитие словаря осуществляется при помощи разных предметов.

Формировать способность находить предметы по размеру, цвету и по названию. Также нужно обогащать названия предметов быта и игрушек, детенышей и домашних животных. Формировать способность понимать обобщенные слова, обращать внимание детей на похожие по значению слова. Также нужно называть существенные детали предметов, детенышей и домашних животных.

Для формирования лексического запаса у младших дошкольников используются разнообразные приемы и методы обучения.

Для того, чтобы обогатить словарь, используются наблюдения, рассматриваются игрушки и картины, проводятся игры-беседы, чередуются игровые и речевые действия.

Чтобы уточнить и активизировать словарь, необходимо использовать игры, рассматривать картинки, рассказывать по картинкам, организовывать практическое и чувственное восприятие, проводить речевые упражнения и ситуации для употребления разучиваемых словосочетаний и слов. Также нужно использовать приемы эмоционального воздействие: сюрпризность, динамику действий, элементы драматизации.

Чтобы развивать понимание значения слов, нужно применять лексические упражнения, активизировать прилагательные, существительные и глаголы, внедрять широкий спектр наглядных материалов – игрушек и картин. Большое значение в этом играет речь самого воспитателя, являющаяся важнейшим источником обогащения речи ребенка.

Чтобы дети осваивали обобщающие понятия, необходимо играть, подбирать предметы из одной родовой принадлежности.

Формирование речевых умений у первоклассников на основе игровой деятельности

М.Р. Львов в своих исследованиях выделяет условия возникновения и развития речи. Одним из таких условий является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно [4, с. 310].

Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, то есть того, о чём нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Чёткость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть, главным образом, слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования её в собственной практике у ребёнка формируется подсознательно «чувство языка», на которое и опирается методика обучения [4, с .315].

Н.И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления. Он писал: «При передаче сообщения вводятся два вида информации о предмете и явлениях действительности и правилах языка, на котором подаётся сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребёнка языка в неявном виде, то есть через речь» [2, с. 257].

Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковой материал, с другой – создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

М.Р. Львов в развитии речи выделяет три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста). Кроме того, в объём понятия «развитие речи» включается произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недочётов [4, с.317].

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далёкой цели, вносит что-то новое, обеспечивающее движение вперёд.

Посмотрим теперь, каким же должен быть процесс обучения говорению.

В учебном процессе между учителем и учащимися устанавливаются какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не ролевое (учитель ученик), а общение индивидуальностей, которые видят друг в друге речевого партнера.

Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое у некоторых учащихся есть, по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.

Если взаимоотношения между учителем и учениками как между личностями не возникает, то нет и цели, присущей общению, изменить эти взаимоотношения.

Должны функционировать все способы общения: интерактивный, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной; перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей; информационный, когда ученики обмениваются своими мыслями, чувствами. Если же ученик пересказывает текст просто ради пересказа (когда все в классе знают его содержание) или проговаривает какие-то не ситуативные предложения, то общение не может состояться, а продуктом такого «говорения» является так называемая учебная речь. Нужно придать процессу обучения, не нарушая его организованности, системности и методической направленности, характерные черты процесса общения.

Нужно постоянно стремиться создавать такие ситуации, чтобы ученики чувствовали удовлетворение, радость от своих рассказов, сообщений, сочинений, выступлений. Ш.А. Амонашвили, высоко оценивая позитивный психологический климат в школьном коллективе, высказывался:

«Эмоциональный настрой уроков, познавательные стремления детей на этих уроках усиливаются или ослабевают в зависимости от того, как организована жизнь детей в течение всего школьного дня» [2, с. 135]. Недаром в своей книге «Здравствуйте, дети!» он писал: «Смысловое содержание языковых упражнений следует подбирать не только с той позиции, чтобы ребенок усваивал сегодня тот или иной способ речевой деятельности, но и с той, чтобы оно в ближайшем или отдаленном будущем стало одной из основ рождения в нем личности» [2, с. 166]. В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока, не только по русскому языку, но также познанию мира, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству и на внеклассных мероприятиях.

Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а, главное, эффективно действующей методики развития речи в самом широком понимании, его организации и корректировки.

Сегодня дети увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, это зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия.

Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.

Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы могли бы предложить своим ученикам.

По материалам экспериментального исследования и благодаря многолетнему опыту работы над проблемой речевого развития детей В.А. Синицын высказывает такие суждения [4, с. 72].

Тематика заданий должна быть ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Начинать необходимо, безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову. Нужно убедить своих учеников в необходимости постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучить происхождение слова, строение, произношение, написание, его значение. Показать, как живёт и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Как можно раньше и всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, познакомить детей со значениями слов, которые связаны с нашей повседневной жизнью: настроение, чувство, интуиция, фантазия, образ, доброта, авторитет, дорога, след, цитата… Нужно связать слово с конкретной речевой ситуацией. И, конечно же, на помощь придёт игра. Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное чутьё, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах. Например, игра «Я начну, а ты продолжи». На доске записываются по одной стихотворной строчке. Дети самостоятельно за определённое количество времени должны продолжить начатое.

Вот он – светлый, добрый дом. Мы сейчас в него войдём…

Вошли и увидели моего друга Васю.

Встретили его сестру Стасю.

Ласточки летают день и ночь. Лисы убегают от зайцев прочь.

В доме том и стулья, и диваны, и золотые столы. Я там был, а ты?

Необходимо предложить ученикам проверить своё воображение. Пусть попытаются представить себя в роли скульптора, но не совсем обычного, а волшебного, сказочного, которому предстоит создать памятник слову. Подумать вместе, какому слову может быть поставлен памятник и за что. Каким дети его представляют себе и почему именно таким. Попросить составить и записать небольшой текст на тему «Памятник русскому слову».

К следующему этапу работы можно отнести работу с пословицами и поговорками, традиционным дидактическим набором для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.

В.А. Синицын в своих исследованиях предлагает работу по развитию речи, речевого творчества проводить следующим образом. Из копилки пословиц и поговорок предложить такие:

Мал золотник, да дорог. Друзья познаются в беде.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Ты ему по секрету, а он – всему свету.

Задания могут быть следующие:

Прочитай пословицу. Устно передай её основной смысл.

Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста. В этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский рассказ. Вот что получилось у Марины:

Доброе дело и в воде не тонет Доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и можно сказать: «доброе дело и в воде не тонет».

В.А. Синицын в своих исследованиях предлагает и другой эффективный механизм конструирования внутренней и внешней сторон речи – «слово – магнит» [64, с.73].

Главным моментом является то, что учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное как человек радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким и коварным врагом. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова дети отмечают знаком (+), а злые знаком (-). По просьбе учителя дети называют: словапредметы, слова-действия, слова-признаки. Ребята фантазируют, представляя произнесённое и записанное слово в качестве магнита, способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Получилось необычное поле слов, состоящее из отдельных слов. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал, «речевые кирпичики», для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного письменного текста [64, с.73].

Вот что получилось у семилетней Кати, выбравшей в роли слова-магнита слово «гуманный». Гуманный (+); поле слов: добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, дружба, мечта, радость, мир, подарок, жить. Опираясь на поле слов, девочка составила такой текст: «Жил-был один добрый человек. Обо всех он заботился, беспокоился. Всем близким хотел сделать щедрый подарок. Люди говорили: «У него золотое сердце». И была у этого человека мечта – сделать всех счастливыми, чтобы жили люди в мире и дружбе. Вот почему, кажется, его и называли гуманным».

Важно то, как у ребёнка работает механизм отбора слов. Когда ученик «собрал» текст, учитель может и должен попросить объяснить некоторые моменты текстовой «сборки», конструирования текста. Эта информация необходима учителю, ибо позволяет представить психологию речи конкретного ребёнка.

Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.

В исследованиях В.А.Кочетковой большое внимание уделяется нескольким методам, иллюстрирующим взаимосвязь разных видов деятельности. Использовать эти методы можно на уроках чтения, изобразительного искусства и других в первом классе. Приведём примеры: метода коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего; метода, основанного на «если бы»; метода трансформации текста или составления одного вида текста на основе другого. Рассмотрим каждый из методов подробнее.

Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего

Цель – обучение составлению устного текста повествовательного типа. Суть метода заключается в том, что дети одновременно с учителем заняты в двух видах деятельности: рисовании и рассказывании. Рисование является для ребёнка более знакомым видом деятельности, поэтому этот метод применяется в начале обучения. Сказочный сюжет для рассказывания предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Изображение «действующих предметов» по ходу повествования представляет собой составление иллюстративных опор для последующего самостоятельного воспроизведения сочинённого текста. Эта работа вызывает у ребёнка чувство уверенности в собственных силах, что стимулирует процесс коллективного творчества. Метод реализуется в двух разновидностях:

а) дети совместно с учителем составляют план повествовательного текста с элементами описания при помощи изобразительных средств. Такой вид деятельности восходит к игре-рисованию, сопровождающейся рассказом. Выводя речь во внешний план, учитель регулирует и направляет её: «Сейчас я нарисую цветок…». Одновременно даётся понятие о цветах солнечного спектра. Литературным материалом служат известные детям стихотворения, песни, загадки о радуге, солнце, дожде. Создание на таком занятии проблемной ситуации позволяет расширить творческие способности ребёнка;

б) рассказ-игра. Дети коллективно составляют текст повествовательного типа с элементами описания по опорамиллюстрациям, сделанным учителем. Мотивация этого действия – в характере действия.

Одновременно с рассказом дети переносят иллюстрации-опоры в свои альбомы. Даётся первоначальное представление о цвете как об одном из средств выражения настроения, понятие о холодных и тёплых цветах.

Метод «если бы»

Ребёнок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, предлагается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже. На первых этапах – это перенесение реальных героев в хорошо знакомые обстоятельства и составление текста от лица этих героев. При этом в предмете или явлении определяются наиболее существенные признаки, на основании которых строится миниатюрный текстописание. Составление такого рассказа объясняет ребёнку, что говорить, кому и зачем, и, таким образом, мотивирует процесс порождения текста.

Этот метод основан на привлечении внимания к таким деталям произведения, которые, ускользая от поверхностного взгляда, не позволяют понять его основную мысль. Чтобы проникнуть «внутрь» любого произведения – словесного, музыкального, изобразительного – необходимо отождествить себя с каким-то персонажем и, уже потом, передавать мысли и чувства героя с помощью изобразительно-выразительных средств. Процесс порождения текста должен стать для учащихся внутренне мотивированным.

Метод трансформации текста или составление одного вида текста на основе другого

Текст, воспринимаемый в одной звуковой системе – словесной, изобразительной, музыкальной перекодируется в другую, более доступную возрасту ребёнка. Используя изобразительный текст в качестве «промежуточного» при трансформации музыкальных образов в словесные, можно добиться большего успеха, чем при непосредственной трансформации. Зрительные образы конкретизируют высказывание, позволяют детализировать действие, углубляют восприятие музыкального произведения.

На первом этапе происходит соотнесение только двух видов текстов и образов, в них содержащихся: сравниваются два произведения с одной общей темой и одной общей мыслью. На следующем этапе происходит сравнение разных текстов с общей темой, но различными идеями. И только затем может производиться двойная трансформация: на основе музыкального образа ребёнок создаёт свой текст, а затем уже на основе заданного музыкального и собственного изобразительного – словесный.

Такой метод позволяет чётко и наглядно представить ученику предмет речи и построить внутренний план высказывания в соответствии с собственным замыслом, избежать лишних, не относящихся к основной теме микротем.

Метод создания опор. Реализуется в виде двух приёмов а) приём, основанный на «функциях» В. Проппа. Сущность его состоит в том, что детям предлагается определённый набор обязательных функций сказочных персонажей, которые служат своеобразным каркасом, схемой построения сказки. Под «функцией» В. Пропп понимал, «поступок действующего лица, определённый с точки зрения его значимости для хода действий»; б) приём составления опориллюстраций. Опоры-иллюстрации представляют собой готовые или созданные детьми и учителем иллюстрации, отражающие основные сюжетные точки повествовательного текста. Порядок работы над ними опирается на известный процесс создания диафильма. Отличие заключается в том, что содержание графического рисунка определяется не любым эпизодом текста, а сюжетно значимым. Количество рисунков обычно не велико. Например, при составлении опор-иллюстраций к сказке «Лиса и волк» выбираются эпизоды: 1) Лиса претворяется мёртвой, 2) Лиса на дороге ест рыбу, 3) Волк хвостом ловит рыбу, 4) Лиса едет на Волке, 5) Бабы бьют Волка [2, с. 73].

Как мы убедились, вся работа над текстом должна быть проникнута вниманием к слову. Занятия строятся таким образом, что сам словарный материал «диктует» методику его рассматривания. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведения, а не анализ его содержания. Это делается для того, чтобы у ребёнка сформировалось целостное впечатление от текста. Внимание к звучащему слову в стихах даёт возможность услышать шум воды, вой ветра, скрип деревьев. Дети учатся понимать, что музыка тесно связана с поэзией и живописью, а синтез образов усиливает эмоциональность. У них пробуждается желание творить самостоятельно: сочинять сказки и стихи.

Нужно как можно больше играть. В игре ребёнку открывается мир взрослых. При этом уместно использовать инсценировки. Приём драматизации прекрасно известен в методике, и более эффективен, чем пересказ. Так, стоящая перед детьми задача – полноценно выразить индивидуальность героя, предполагает усвоение особенностей его речи в условиях почти идентичной речевой ситуации. Можно инсценировать произведение целиком, с использованием музыкального сопровождения, костюмов, декораций, а можно – эпизоды. Составной частью уроков могут стать некоторые средства драматической выразительности.

Дети легко усваивают используемые в процессе драматизации определённые языковые средства, в результате чего происходит обогащение и лексического, и синтаксического, и интонационного строя устной речи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов. М.: Просвещение, 1987. – 375 с.
  2. Жинкин И.И. Цитологические сочинения / И.И. Жинкин. М.: Просвещение, 1974. – 416 с.
  3. Амонашвили Ш.А.В школу – с шести лет/ Ш.А. Амонашвили.М.: Просвещение, 1986. – 244 с.
  4. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В.А. Синицын// Начальная школа.2003.- №2. – С. 49-53.
  5. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова// Начальная школа.2004. №8. – С. 12-17.

Речевая культура дошкольника

Звуковая речевая культура очень важна для речевого развития младшего дошкольника.

Нужно упражнять детей в том, чтобы произносить изолированные гласные и согласные. Нужно формировать артикуляционный аппарат. Нужно развивать способность использовать высоту и силу голоса. Нужно развивать способность отчетливо произносить фразы и слова. Нужно развивать артикуляцию звуков. Нужно учить детей говорить спокойно и использовать естественную интонацию.

Грамматический речевой строй способствует построению более правильных высказываний дошкольников.

Нужно учить детей согласовывать существительные и местоимения, применять в речи разные предлоги. Нужно учить детей получать распространенные предложения из простого нераспространенного. Нужно вводить дополнения, определения, обстоятельства. Нужно учить детей составлять предложения из однородных членов. Нужно активно пользоваться в речи предлогами.

Формирование связной речи посредством фольклора

Связная речь способствует эффективному общению дошкольников с окружающими.

Нужно помогать детям отвечать как на простые, так и на сложные вопросы. Нужно учить их задавать вопросы, формировать у них инициативную речь. Нужно развивать способность вести диалог с детьми, со взрослыми, с педагогами.

Один из главных источников развития выразительности речи детей – это фольклорные произведения и другие устные произведения народного творчества.

Фольклор обладает огромным эстетическим, познавательным и воспитательным значением, ведь он позволяет расширить детские знания об окружающей действительности, формирует способности тонко чувствовать художественность, ритм и мелодику родного языка.

Фольклор – это одно из ярких речевых средств, который таит в себе большие дидактические возможности.

Использование устного народного творчества возможно лишь в том случае, если широко включать в жизнь младших дошкольников словесное фольклорное творчество.

Детям нужно каждый день читать новые или уже знакомые художественные произведения. Также для чтения подходят разные хрестоматии и книги, специально опубликованные для младших дошкольников.

Во многих литературных сборниках находятся произведения, позволяющие делать обобщения с детьми за тот или иной временной отрезок режимного момента: во время приема пищи или умывания, во время отхода ко сну или в игре, на прогулках и других мероприятиях. Также используются разного рода шуточные стихи. К примеру, произведения Маршака.

Во время прогулки дети показывают, как могут шагать большие ноги и бегать маленькие ножки. Потешки позволяют малышам рассказать о том, как у них прошли выходные и праздничные дни, кто побывал в гостях у бабушек, чем их угощала бабушка и как встречала.

Исходя из всего этого, знакомство дошкольников с произведениями фольклора позволяет формировать их речь, обогащать и пополнять их словарный запас.

Обращение к знакомым фольклорным жанрам позволяет обеспечить результативность развития самостоятельной речи у дошкольников.

Применение всех доступных для детей русских фольклорных жанров в процессе развития, обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста дает возможность детям приобретать необходимые навыки и умения, чтобы использовать их в процессе речевого общения, в сюжетных и театрализованных играх.

Для младших дошкольников это прежде всего заклички, загадки, потешки и сказки.

В устном народном творчестве, хранятся специфические особенности русского народа, которые вмещают в себя нравственные ценности, представления людей о храбрости, красоте, верности и правде, а также о добре.

Все это можно встретить в русских народных произведениях. Именно сказки становятся хорошим материалом для обучения младших дошкольников формированию речи.

Персонажи сказок знакомы для детей, их черты характера выражаются ярко, их мотивы поступков очень понятны. Сказочный язык невероятно богат и выразителен, он наполнен образными сравнениями, содержит в себе простые формы прямой речи. Это дает возможность вовлекать детей в активную речевую деятельность.

Таким образом, если создать формирующую среду, если чередовать обучение и игры, внедрить игровые упражнения – все это позволяет поддерживать детское внимание, повышает их речевую активность, вызывает стремление у детей обобщать. Учитывая это, можно сделать вывод, что создание педагогических условий обладает важным значением для развития речи младших дошкольников.

Похожие записи:

  1. Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Игра в сенсорном воспитании Роль игры в сенсорном развитии — какие дидактические игры подходят…
  4. Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Черкашина

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

«Чтобы научиться говорить, надо говорить»

М. Р. Львов.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи — Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

Овладение связной речью — это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Предметно-развивающая среда группы должна способствовать развитию речи детей: книжный, театральный, речевой уголки, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого можно оформить речевую коробочку, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети смогут самостоятельно составлять загадки-описания, рассказы по картинкам.

Следует чаще использовать в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами (Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру): «Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз,

Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают.

Шляпками накрою я, пальцы — все мои друзья.

Повышение уровня коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры, в том числе звукопроизношение и общие речевые навыки, практическое осознание детьми элементов языка, развитие связной речи (монологической и диалогической)

происходит на занятиях с играми следующего содержания:

«Найди (придумай)

слова со звуком…»

(соберём слова в корзинку,

«Лови слова, если услышишь в них звук…»

или Хлопушка

«Помоги найти место в слове звуку»

, (звуковые дорожки,

«Кто победит — гласные или согласные звуки в слове….? Посчитай, каких звуков больше?»,

«Сколько звуков ты слышишь в слове….?»

, «Определи последовательность звуков в слове»

,

«Придумай слово на звук (слог….».

«Давай делить слова на части и считать, сколько получилось!»

(конусы, кубики, хлопки, шаги, пуговки на Слоговичке,

«Волшебные превращения»

или рифмы
(упражнения на словообразование и словоизменение)
.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (Снег.)

С неба всё скользят пушинки – Серебристые…
(Снежинки.)
На посёлки, на лужок Всё снижается…
(Снежок.)
Вот веселье для ребят – Все сильнее…
(Снегопад.)
Все бегут вперегонки, Все хотят играть в…
(Снежки.)
Словно в белый пуховик Нарядился…
(Снеговик.)
Рядом снежная фигурка – Это девочка –
(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой…
(Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…
(Снег.)«Подбери родственное слово»
: Стрекоза – стрекозы, стрекозка; Зима –зимний, зимующий, зимовье; Лето –летний, однолетний, многолетний; Лист – листья, листопад, лиственный; Стол – столы, столешница, столовая; Дом – домашний, домовой, домовитый; Муравей – муравьи, муравейник, муравушка; День – дни, дневной, полдень; Час – часы, часовой, часом; Голова – головной, головы, головастик.
«Придумай предложение с заданным словом или по картинкам»
,

«Закончи предложение»

: На улице стало сухо, потому что…

Ночью темно, потому что…

Начался дождь, поэтому…

Реки и озёра замерзают ночью, так как…

Дети поливают морковь для того, чтобы…

Мы пойдём гулять, если…

«Чтобы слова не потерялись»

(составление схем предложений,

«Паровозик»

(распространение предложений,

«А дело было так!»
(составление рассказов по серии сюжетных картинок)
.
«Однажды….»(составление рассказа по заданному плану или сюжетной картинке)«Давай раскрашивать слова!»(подбор эпитетов)
Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем! «Найди похожее!»

(подбор синонимов,

«Упрямый ослик»

(подбор антонимов,

«Если буква заблудилась…»
(подбор паронимов)
и т. д.

Загадывание загадок :

Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет – тепло нам даёт.

Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (тополиный пух)

У этого крошки Столбики – ножки. У этого крошки. Глаза поварёшки А ушки покуда С кухонное блюдо (слонёнок)

. Рассказ
«Для чего руки нужны?»
Е. Пермяк Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — А чтобы в мячик играть, — ответил Петя. — А ещё для чего? – спросил дед — Чтобы ложку держать — А ещё? — Чтобы кошку гладить. — А ещё? — Чтобы камешки в речку бросать. А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Дети любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Также, детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами.

Заучивание стихов — это утомительный процесс, поэтому полезно использование таких приемов,как: «расскажите парами»

,
«нарисуй стихотворение»
,
«пропой»
.

Зарисовка стихов — это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Упражнения для развития речевого творчества у детей: 1. Составлять рассказ по наблюдаемым действиям. 2. Составлять рассказ по нескольким сюжетным картинкам. 3. Составлять рассказ по прослушанному тексту и картине. 4. Составлять рассказ по одной сюжетной картине. 5. Составлять рассказ по памяти. 6. Составлять рассказ по символам. 7. Составлять рассказ по схемам. 8. Составлять рассказ по натуральным предметам. 9. Составлять рассказ по предметным картинкам. 10. Составлять рассказ по заданным словам. 11. Составлять рассказ с заменой в представленном тексте какой-нибудь одной детали или эпизода. 12. Составлять конец рассказа, начатый воспитателем 13. Составлять рассказ на заданную тему. 14. Сочинение сказок.

Полезно проводить игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Можно изготовить интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В них нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей. Они расширяют кругозор детей, помогают лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка — это цветочек, а пословица — ягодка. В свободное время можно поиграть в отгадывание пословиц, инсценирование их, в игру «Закончи пословицу»

.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, иногда – по десятку и более значений.Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос»

нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. Слово
«хвост»
пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. Работа над многозначностью слов обеспечивает
речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.
Особое значение имеют литературно-речевые праздники, посвященные творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников -дарить радость от встречи с любимыми произведениями, и при этом, решаются речевые задачи.

Заучивание стихов, оформление книжек-малышек, проведение речевых викторин, конкурсов, турниров помогают развивать мышление у детей, учат отражать основные эмоциональные состояния.

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей.Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Вывод: Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]