Игры для развития речи детей 6 лет
Игры на развитие речи детей.
Мы предлагаем вам серию игр, направленных на развитие речи ребенка.
Придумай слова
Игра способствует развитию воображения и речи. Расширяет словарный запас ребенка
◈ Правила игры: нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита.
◈ Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди.
Думай быстрее!
Игра способствует развитию внимания, речи
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть вам мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель — диван; ягоды — клубника и т. д.
◈ В эту игру можно играть на улице в компании. Дома мяч лучше катать.
Один много
Игра способствует развитию внимания, речи
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Правила игры: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе, ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например: яблоко — яблоки, город — города, буква — буквы.
◈ Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:
У меня нет яблока. — У меня нет яблок.
Я вижу дом. — А я вижу дома.
Расскажи мне..
Игра способствует развитию, речи, пространственной ориентации
◈ Расскажите ребенку, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на ваши вопросы.
◈ Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется?» и т. п.
◈ Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».
Составь предложение
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Предложите ребенку составить предложение из выбранных слов. Например, «река, дом, белый» — «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п.
◈ Начинайте с небольшого набора — количество слов не должно быть больше трех.
◈ Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.
Отгадай по описанию
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п.
◈ Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.
Отгадай по действию
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус)-, «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т. п.
◈ Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.
Противоположности
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого в конце игры наберется больше фишек.
◈ В первой части игры составляются пары — имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).
Хорошо и плохо
Игра способствует развитию речи, воображения. Развивает мышление
◈ Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты или поступки у героев сказок. Например:
♦ Сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, — это плохо.
♦ Сказка «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.
Вершки и корешки
Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса
◈ Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами.
Найди два слова
Игра способствует развитию речи, увеличению словарнозо запаса
◈ Предложите ребенку найти два слова, прячущихся в одном: листопад {листья, падать), самолет (сам, лететь), вертолет (вертеть, лететь), огнемет {огонь, метать) и т. п.
Сочини сказку
Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса
◈ Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия.
◈ Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п.
◈ У нас с моей старшей дочерью есть любимая героиня — черепаха Зина. Мы ее выдумали сами и перед сном придумываем разные истории про нее. Это заменяет традиционное чтение сказки на ночь и помогает в легкой форме найти выход из разных ситуаций.
Слова
Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса ребенка
◈ Эта нехитрая игра может вам с ребенком скрасить ожидание в транспорте, в очереди, да и просто развлечет на прогулке.
◈ Правила игры: вы вместе с ребенком по очереди произносите вслух слова так, чтобы каждое следующее слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.
◈ Усложняя правила, предложите называть только имена или только города и т. д.
Укрась слово
Игра способствует развитию воображения и речи, расширяет словарный запас
◈ Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову
◈ Эта игра отлично подходит и для детского коллектива, даже если дети разного возраста.
Что, где, когда
Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:
♦ Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)
♦ Где живут рыбы? (В реке, в море.)
♦ Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)
♦ Когда снег тает? (Весной.)
Я быстрее
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания
◈ Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель…
Полезные прятки
Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в
◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жила-была девочка София. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала София, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом». Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.
◈ А можно взять любую игрушку и разыграть прятки с ней. Потом поменяйтесь ролями — пусть ребенок прячет игрушку и рассказывает.
Подумай и назови
◈ Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его копалкой. Лопата копает, значит, мы назовем ее копалкой. Лейка — поливалка. Ноги — ходилки» и т. п.
Похожие статьи:
Игры на развитие речи детей 5 лет
Подвижные игры для детей 6 лет
Подвижные игры для детей от 6 до 7 лет
Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет
Математические игры для ребёнка 6 лет
Ход игры: предложите ответить на вопросы.
Лексический материал:
шум города – шум (какой)
–
(городской)
;
фонарь на улице – фонарь (какой)
– …;
скамейка в парке – скамейка (какая)
– …;
гости города – гости (какие)
– …
знак у дороги – знак (какой)
— ….
Игра«Скажи наоборот»
Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.
Норма речевого развития детей пятого года жизни
Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.
Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:
- ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
- кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
- дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
- большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
- он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
- темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
- при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.
На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.
Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.
Диагностика речевых нарушений
Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.
Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова, предлагают такие задания:
- образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья),
- предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т.д.);
- сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).
Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение, начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.
Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу), слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до), из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.
Профилактика речевой задержки
На формирование совершенной речи старшего дошкольника влияют условия его жизни, особенности родительского стиля воспитания, а, главное, усилия неравнодушных взрослых. Чтобы на пороге школы не оказаться в ситуации, когда у ребёнка обнаружились многочисленные речевые нарушения, и нет времени на их коррекцию, нужно заранее заботиться о гармоничном развитии детской речи.
Для решения данное задачи большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, занятия творчеством, рассматривание книжных иллюстраций с параллельным обсуждением увиденного, прочувствованного. Данная проделанная работа даст мощный толчок развитию речи малыша. Очень ценно разучивание и использование такого богатейшего материала, как считалки, скороговорки, стихи, загадки, поговорки, потешки, пословицы. Все слова, непонятные детям, нужно объяснять, следить, чтобы они правильно использовались.
Чтение детской литературы надо сопровождать беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором. «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной…» «Про какую шапку написал поэт?» «И заснул под нею тихо, беспробудно…» «Как ты думаешь, может ли лес заснуть?» «Как ты понимаешь слово беспробудно?»
Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания. Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей.