Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи
Транскрипт
1 Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. «Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
2 «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)». Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов. «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук — [л], [о], [н]. «Веселый поезд» Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков). «Найди братца» Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б’], [б] и [б’] братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
3 «КТО ЭТО? ЧЬЁ ЭТО?» Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д. Затем воспитатель другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д. «ПРЯТКИ» Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д. «ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО» Цель: упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они. О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. Воспитатель называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение. В начале игры педагог даёт образец: воспитательница она, дети они, стул он, окно оно. Слова для работы: песок, море, волна, лодка, Вова, Оля, цветок, солнце. «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
4 «МЕДВЕДЬ И ЗАЯЦ» Цель: Работать над выразительностью речи (тембр, темп). В. У медведя дом большой. Д. (низко) Ой! Ой! Ой! Ой! (показывают руками большой дом). В. А у зайки маленький. Д. (высоко) Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками маленький дом) В. Мишка наш пошёл домой. Д. (медленно, степенно, протяжно) Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движения медведя вперевалочку). В.Да и заинька домой. Д.(быстро и кратко). Ой! Ой! Ой! Ой! (имитируют движения прыгающего зайца). «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» Цель: Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным. Воспитатель показывает детям разные картинки дети подбирают к ним глаголы действия. Муха летала, жужжала, надоедала. Машина ехала, остановилась, везла. Морковь росла, зеленела. Макароны варились, лежали, жарились. Мышка бежала, пищала. Мальчик прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: Учить составлять предложения из отдельных слов. 1 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, взяв за основу слова лужа, кот.либо другой набор слов. 2 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, отмечая сколько слов в нем на длинной полоске бумаги, обозначающую предложение. 3 вар. Педагог произносит предложения, дети определяют в них количество слов. 4 вар. Педагог предлагает детям карточку с уже обозначенным количеством слов в предложении, дети составляют предложение с указанным количеством слов. «ПОДБЕРИ СЛОВА ПРАВИЛЬНО» Цель: Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои. Педагог предлагает детям подобрать к словам, изображённым на картинках, слова мой, моя, моё, мои. «Мой чайник» «Моя лейка» «Мои санки»
5 «НОВОСЕЛЬЕ» Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память. 1вар. У жителей леса сегодня большой праздник новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа» «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева» «Заяц живёт над козлёнком» «Мышка живёт над зайцем» «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей» «ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ» — Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук). Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу. «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева» «Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева» 3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?» Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или «На втором этаже слева живёт зайчонок». 4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными. «Что мы подарили мышонку?» «Мы подарили мышонку мяч».
6 «МАГАЗИН» Цель: Упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам. Воспитатель предлагает побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить? Дети отвечают индивидуально и парами. Примерные ответы: — Я хотел бы купить Я хотела бы купить Мы хотели бы купить — Я хочу купить Мы хотим купить «ЧТО КАКОЕ?» Цель: Упражнять детей в правильном согласовании существительных с прилагательными. 1вар. Художник всё изобразил белым цветом. Назовите предметы, к которым подходит слово белый, белое, белая. Аналогично любые цвета и другие прилагательные. -Что может быть горячим, холодным, февральским, кофейным и т.д. 2вар. «Какой снег?» «Холодный, рассыпчатый, липкий и т.д.» «ИЗМЕНИ СЛОВО» Цель: Упражнять детей в умении изменять слова по образцу. Сегодня к нам в гости пришёл волк. Он пропустил последнее занятие в лесной школе. Все звери научились изменять слова, а волк этого делать не умеет. Покажем ему? Пример воспитателя: попугаи попугай. Далее слово произносит педагог, а дети изменяют его. Трамваи трамвай Караваи каравай Урожаи урожай Лентяи лентяй Сараи сарай Змеи змей и.т.д. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?» Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом в. — А вы знаете, где живёт ворон? «Ворон живёт в гнезде» Где живёт волк? Волк живёт в норе. Где живёт белка? Белка живёт в дупле. Где живёт медведь? Медведь живёт в берлоге. Где живёт лягушка? Лягушка живёт в болоте. Где живёт рыба? Рыба живёт в воде. Где живёт ласточка? Ласточка живёт в гнезде.
7 «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: Упражнять в составлении предложений из заданных слов. Педагог предлагает детям составить предложение из картинок, которые упали и всё перепутали. — Филин, спать, день. Филин спит днём. Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье? — Федя, нюхать, фиалка. Федя нюхает фиалку. — Мальчик, рисовать, фломастеры. Мальчик рисует фломастерами. Аналогичная работа. «КТО К КОМУ?» Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом к. Представьте себе, что детёныши животных потерялись в лесу. Когда они встретились, кто к кому побежал? — Волчонок побежал к волку. — Цыплёнок побежал к курице. И т.д. «БЫЛО СТАЛО» Цель: Расширять словарь детей словами антонимами. Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал. Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас. Тополь был тонким, стал толстым. Был низким, стал высоким. Был молодым, стал старым. Веток было мало, стало много. Ветки были короткие, стали длинные. Кора была гладкая, стала шероховатая. Листья были маленькими, стали большими. Были мокрыми, стали сухими. «СЛОВА» Цель: упражнять детей в замене звуков в словах. Давайте заменим звук «л» на звук «р» и посмотрим, что получится. Лак рак, игла игра, булки. бурки, жалко жарко.
8 «КОРМУШКА» Цель: Обучить составлению сложноподчинённых предложений. Воспитатель вывешивает кормушку. — На нашу кормушку прилетели птицы. Назовите их. — Они увидели в кормушке разнообразный корм, на любой вкус: гречку, хлебные крошки, геркулес, ягоды, семечки, колбасу. — Голубь выбрал (геркулес). — Галка долго думала и выбрала (гречка). — Воробей с удовольствием стал клевать спелые (семечки). — Синичка занялась (колбасой). -А сороке достались (хлебные крошки). Дети вспоминают, что себе выбрали птицы, и по образцу педагога составляют предложения. «Снегирь клюёт ягоды, потому что они спелые». Предполагаемые предложения: Голубь клюёт геркулес, потому что он полезный. Галка клюёт гречку, потому что она вкусная. Воробушек клюёт семечки, потому что они аппетитные. Синичка клюёт колбасу, потому что она свежая. Сорока клюёт крошки, потому что они мягкие. «БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ» Цель: Упражнять в словообразовании. Воспитатель читает стихотворение. Далее выполняется игровое упражнение: Я назову предмет большой, А вы предмет поменьше. В моих словах звук «Ц» молчит, А в ваших четко так звучит. Дерево-деревце Блюдо-блюдце Колено-коленце Болото-болотце Зеркало-зеркальце Масло-маслице Дело-дельце Тело-тельце. «ПРЯТКИ» Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под. Воспитатель показывает, как шмель, лягушка, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки из четырёх расставляются под различными предметами. Одна игрушка водящий (например, шмель). — Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом). И т.д. — Шмель нашёл своих друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола). И т.д.
9 «ЗАКОЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: упражнять в подборе глаголов со звуком «ж». Ножом хлеб (режут). Лошади громко (ржут). Весенний ручеёк весело (журчит). Несчастного человека надо (пожалеть). У самого синего моря старик со старухой (жили). Взял предмет на место его (положи). Пирожки на сковороде мама (жарит). По дорожке дети могут быстро (бежать). «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОДНИМ ЗВУКОМ, ОДНИМ СЛОГОМ» Цель: учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом. Чтобы найти дорогу домой Машенька стала бросать предметы, которые у неё были. Если вы докончите слова звуком «ч», то узнаете, какие это были предметы. Клю ч, кала ч, обру ч, мя ч. А дорога была длинной, и Маша стала бросать предметы, которые у неё ещё остались. Если вы докончите слово одним слогом -чек, то узнаете, какими предметами Маша отмечала дорогу. Плато чек, фарту чек, носо чек, значо чек, крючо чек, поясо чек. «ИЗМЕНИ СЛОВО» Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ. — Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. — Ты ищешь ; — Он ищет ; — Мы ищем — Вы ищете ; -Они ищут Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а.. (лапищи), не глаза, а, не зубы, а, не нос, а, не усы, а.., не когти, а., не хвост, а.. «ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ» Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет.крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет.гнёзд.
Совместные словесные игры для взрослого и детей в подготовительной группе
Словесные игры в старшем дошкольном возрасте являются одним из основных приёмов закрепления и углубления знаний, и организовывать их нужно каждый день, постепенно усложняя. Педагогу необходимо отслеживать динамику развития детей и овладения новыми знаниями, чтобы давать оптимальную нагрузку (например, в игре «Угадай животное» нужно добавлять описания животных тропических стран, полярных зон, океана по мере того, как дошкольники знакомятся с ними на занятиях).
Нравятся старшим дошкольникам и игры соревновательного характера, поскольку их психика значительно устойчивее, чем в младшем возрасте, они не воспринимают проигрыш так болезненно, как ранее, напротив, умеют осознать и исправить свои ошибки. Практически любую словесную игру можно превратить в маленькое соревнование или викторину, главное, чтобы она проводилась в дружелюбной, товарищеской атмосфере, а награды по итогам получили все без исключения.
Викторину можно использовать и на утренниках, тогда её проведёт главный игровой персонаж
Таблица: примеры словесных игр для детей седьмого года жизни
Образовательная область и задачи игр | Название и ход игры |
Социально-коммуникативное развитие Формировать у детей представление о положительных моделях поведения в обществе, вызвать неприятие отрицательных качеств и поступков, доброту, человечность, умение дружить, взаимопомощь, сочувствие чужой беде. |
|
Познавательное развитие (ознакомление с социумом) Уточнять и обобщать представления детей о профессиях, взаимоотношениях в семье, развивать умение подбирать слова для описания предметов и людей, воспитывать уважение к труду, родным и близким. |
|
Познавательное развитие (ознакомление с природой) Закрепить представление о явлениях и объектах природы, взаимосвязи между ними, воспитывать экологически целесообразное поведение, экологическую культуру. |
|
Познавательное развитие (математика) Совершенствовать представления о времени и пространстве, закреплять навыки количественного и порядкового счёта, воспитывать интерес к математическим играм. |
|
Речевое развитие Закрепить представления детей о речевых единицах (звуке, слове, предложении), совершенствовать умение выделять звуки в словах, подбирать слово с определённым звуком, придумывать предложения на указанную тему. Воспитывать интерес к книге, чтению, фольклору. |
|