06.09.2015, Игры для развития речи, Статьи Комментарии отсутствуют
В 2 года ваш ребенок уже стал вполне самостоятельным человечком. Может и пирамидку собрать, и башню из кубиков построить, и ложки до стола донести перед обедом. Он даже пытается самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, орудовать расческой и зубной щеткой. Изо дня в день он повторяет одни и те же действия и совершенствуется в них. Малыш с удовольствием наблюдает за вами и с энтузиазмом вам подражает.
Подражает, в том числе, и взрослой речи. Поэтому родителям двухлеток стоит приложить усилия сразу в нескольких направлениях развития речи детей и лучше это делать через игру.
Игра «Кто это?»
Игра предусматривает развитие пассивного словаря (то, что ребенок сказать не может, но может показать или дать) и активного словаря — то, что он может назвать.
Начинать лучше:
- с домашних животных (корова/бык, собака/пес, свинья, овца, лошадь/конь, кошка/кот, коза) и их детенышей;
- диких животных (заяц/зайка, волк, лиса, белка, ёж);
- домашних птиц ( петух, курица, утка, гусь) и их птенцов;
- диких птиц (сова).
Обратите внимание, что детеныши на начальном этапе работы вводятся только у домашних животных и птиц, детеныши диких животных можно ввести чуть позже. Это связано с тем, что детенышей домашних животных и птенцов домашних птиц намного чаще можно встретить вживую, особенно котят, щенят, цыплят, утят. Что для неречевых детей это может быть важно.
Суть игры заключается в том, что взрослый сначала сам называет ребенку животное или птицу, выкладывая в ряд или показывая на картинке. А потом просит ребенка показать или подать, а если у ребенка речь началась, то и назвать.
Для стимуляции речи можно поиграть в прятки. Взрослый прячет животное/птицу, а ребенок должен угадать, кто там? Не обязательно прятать так, чтобы ребенок не видел. Для начала можно спрятать прямо при ребенке. Если речи еще нет, то выдать ребенку повторные карточки (или фигурки), и пусть он показывает то животное, которое спряталось. Можно давать подсказки: «У нее рога, она говорит: «Мууу!». Если ребенок не догадывается, взрослый открывает животное и называет его. Эта игра плавно переходит в следующую игру.
Важно помнить: речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте 2-3 лет
Речевая деятельность ребенка в 2-3 года претерпевает наибольшие изменения. Именно в это время происходит ее становление, нарабатывается база, на основе которой впоследствии будет происходить развитие.
Речевое развитие детей раннего возраста
Развитие идет комплексно и затрагивает многие направления. Это и расширение словаря, и работа над звукопроизношением, и процесс выстраивания связной речи (монолог и диалог). Все этапы должны происходить под родительским наблюдением и с непосредственным участием взрослых.
Упражнения на развитие фонематического слуха
Проводить занятия по развитию фонематического слуха нужно в знакомой ребенку обстановке и обязательно в игровой форме. Малыш должен понимать, что от него требуется, поэтому важно грамотное введение в игру – задать верные вопросы (короткие и максимально простые).
- Покажи, откуда идет звук? Ребенок закрывает глаза и затем жестом руки показывает, откуда доносился звук.
- Хлопни, как я. Повторяет количество хлопков за взрослым.
- Хлопни, когда услышишь песенку водички (с-с-с). Малыш из набора звуков должен выбрать необходимый.
Развитие речи у детей раннего возраста
Наибольший толчок к возникновению речи происходит при социализации ребенка. В детском саду часто встречаются уже говорящие детки, за которыми, так или иначе, тянутся остальные.
Обратите внимание. Процесс речевого становления в группе идет гораздо быстрее, нежели в индивидуальном порядке.
Грамматические особенности речи
В два-три года у малыша практически не сформирован грамматический строй речи. Возможны, и даже приветствуются, новые словоформы – эта особенность означает, что ребенок анализирует речь и на основе своего небольшого жизненного опыта старается подобрать подходящую форму. Ошибки в склонениях и употреблении предлогов также соответствуют возрастной норме.
Как влияет мелкая моторика на развитие речи
Одна из технологий развития речи заключается в употреблении многочисленных упражнений на мелкую моторику рук. Для построения предложения требуется овладеть моторным планированием – четко знать, что говорить и в какой последовательности. Задания, в которых требуется участие мелкой моторики рук, направлены в первую очередь на развитие моторного планирования. Таким образом, приобщение этих упражнений к общему комплексу речевого развития будет способствовать скорейшему появлению речи у малыша.
Развитие мелкой моторики
Игра «Кто где живет?»
Так как мы начинали с домашних и диких животных и птиц, вот и разделим их, на тех, кто живет в лесу и тех, кто живет дома. Рекомендую сначала использовать только животных. А птиц уже при успешном запоминании, какие животные живут в лесу, а какие дома? Далее, расширяем знания уточняя, где конкретно в лесу (дупло, нора, кустик и др.) и дома (будка, сарай, стойло и др.)
Можно соединить игру «Построим домики» и «Кто где живет?». Ребенок с помощью взрослого или самостоятельно строит домики, а потом расселяет животных по домикам. Для этой игры актуально иметь резиновые или пластмассовые фигурки животных. А если построить еще и елочки (из счетных палочек), то можно расселить животных в лес и по домикам.
Если домики разноцветные, можно работать по изучению, закреплению названий цветов. Взрослый говорит: «Корова живет в красном доме. Лошадка живет в зеленом доме и т.д.»
Можно даже играть в небылицы, чтобы ребенок мог, исправлять, даже если у него не хватает речевой активности объяснить. Например, собака в лесу, а лиса в будке. Нет, это не правильно! И исправляет.
Главное в этих играх — это систематичность и готовность взрослого перестроится под ход игры ребенка, в тоже время мягко направляя его в нужном направлении.
Картотека дидактических игр по развитию речи детей 2-3 лет
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 2 «Сказка» Картотека дидактических игр по развитию речи детей 2-3 лет Составила: воспитатель Чеснова А. В. п. Некрасовское 2013 год
2 Дид. игра «Кто как кричит?» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как? Дид. игра «Гуси» Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста описания. Материал: картина «Гуси» Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-гага. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га. В: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га В: Есть хотите? Дети: Да-да-да В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв. Дети: Га-га-га. В: Есть хотите? Дети: Да-да-да Захлопали гуси крыльями, улетели. (Игра повторяется 3-4 раза) Дид. игра «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак»!. — Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). — Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
3 Дид. игра «Кто в домике живет?» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз. Дид. игра «Медвежата мед едят» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза). «Необычная песенка» Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии. Ход. Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О- О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках — И-И- И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики. Игра «Громко тихо»
4 Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую маши ны, большой и маленький барабаны, большую и маленькую ду дочки. Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг нал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а малень кая — тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Методические указания. В зависимости от количе ства детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот. Дид. игра «Научим зайку правильно говорить» Цель: Развивать интонационную выразительность. В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно. Ишка дети поправляют «мишка» Елочка белочка Оник слоник (После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно. «Волшебный кубик» Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук. Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани — например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
5 Игра «Бабочка, лети!» Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового вы доха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумаж ных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку дли ной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмот рите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек. Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок мо жет дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова. Олины помощники. Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов. Ход: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле. Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги. -Что это. (Этоноги). — Они Олины помощники. Что они делают. ( ходят, бегают, танцуют) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.) Открытка. Цель: Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени. Ход :В дверь кто-то стучит. Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован. Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто изображён, что делает? Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.
6 Разноцветный сундучок. Цель: Учить детей называть предметы Ход : Воспитатель показывает детям сундучок и говорит Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети достают картинку, называют, что на ней изображено. Помоги мишутке найти свою тарелку. Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой- маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая большому медведю). У кого какая шубка.цель: Учить детей вычленять характерные особенности животных и птиц. Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев. Что за предмет? Цель :учить правильно называть предмет. Ход: Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его. Эхо Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки. Ход: Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок » Эхо» тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д. Паровоз. Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У» Ход: Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук. Лошадка. Цель: Учить правильно произносить звук «И» Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.
Игра «Кто что ест»
Это простые игры. Первая игра основывается на знаниях ребенка о питании домашних и диких животных.
На начальном этапе используются следующие пары
- Корова ест траву.
- Коза ест траву.
- Лошадь ест траву.
- Овечка ест траву.
- Кошка ест мясо, рыбу.
- Собака грызет кость.
- Медведь ест мед.
- Заяц ест морковку (для детей хорошего уровня лучше говорить, что заяц ест травку, веточки и кору деревьев)
- Лиса ест зайца.
- Мышь ест сыр.
Используются игры паззлы, счетные палочки.
Если же ребенок хорошо «раздает» еду животным, можно поиграть в игру наоборот.
Ребенок или взрослый строит домики, около каждого домика мы кладем еду (можно вырезать из бумаги, слепить из пластилина и др.). Ребенку нужно догадаться, кто живет в этом домике. Если животные дикие, то «выкладывать» еду в лесу — сделать из тех же палочек лес.
Игра «Большой — маленький»
Эта игра, как и все предыдущие, довольно простая, но существует несколько вариантов игры, о которых я сейчас расскажу.
- Соотносим большое с большим, а маленькое с маленьким. Например, большая машинка и большой паровоз, маленькая машинка и маленький паровоз.
- Раскладываем большое к большому, а маленькое к маленькому.
- Например, в большую тарелку большие ложки, а в маленькую тарелку — маленькие ложки.
- Ищем среди больших маленькие, а среди маленьких большие предметы.
- Подбираем пары: маленький – большой.
- Делаем из маленького большой и наоборот. Например, сложили из палочек маленький домик, а потом можно сложить большой, после этого сделать из большого домика — маленький, а из маленького —большой.
Мой опыт развития речи у ребенка
Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.
Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.
Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.
С уважением, Любовь Созыкина
Игра «А это какого цвета?»
Данная игра предполагает работу с активизацией словаря по названиям цветов (на начальном этапе берем четыре основных цвета (синий, красный, зеленый, желтый) в дальнейшем добавлять белый, черный цвета радуги и оттеночные цвета.
Но если ребенок не знает цвета или так их и не запомнил, то эта игра будет иметь цель научить ребенка различать и называть цвета.
Итак, вот несколько вариантов игры, от простого к сложному
- Взрослый называет цвета предметов (так как мы берем 4 цвета, то и предметов тоже четыре. В том случае, если у ребенка дефицит внимания, можно взять два. А после задает ребенку задание: «Покажи красный (синий, желтый, зеленый) предмет.
- Подбирать предметы по цвету. Группировать.
- Называть цвета предметов.
- Выделять лишний по цвету предмет.
Почему ребенок не говорит?
Физиологические факторы
Отсутствие осознанной речи у двухлетнего ребенка может являться следствием перенесенных недугов, заболеваний матери в период беременности или ее вредных привычек. Наиболее распространенные физиологические причины речевого отставания:
- Болезни головного мозга;
- Травмы головы, в том числе во время родов;
- Кислородное голодание плода;
- Инфекционные заболевания, перенесенные во младенчестве;
- Неврологические отклонения;
- Недоразвитость речевого аппарата, нарушения артикуляции;
- Заболевания органов слуха;
- Задержка интеллектуального развития, синдром Дауна, аутизм.
Немалую роль играет наследственность: абсолютно здоровый малыш может не разговаривать в два года, если это является нормой в роду. Конечно, медицинское обоснование у такой особенности тоже есть — замедленный рост клеток головного мозга, отвечающих за активность речевой деятельности.
Социальные факторы
Окружение малыша и взаимоотношения в семье тоже могут быть причиной задержки речевого развития. В первую очередь это чрезмерная опека родителей, угадывающих любое желание своего чада. Зачем ребенку говорить, если родные его и так прекрасно понимают? Но есть и другие причины социального характера:
- Дефицит общения. Общества мамы и папы малышу недостаточно. Чтобы полноценно развивать речь, ему нужно общаться со сверстниками, тем более это так интересно! Домашние молчуны обычно начинают активно говорить в детском саду;
- Особенности характера. Застенчивые дети не отличаются разговорчивостью, а в незнакомой остановке могут и вовсе замкнуться в себе;
- Педагогическая запущенность. Возможно, ребенку не уделяется достаточного внимания в семье, мама и папа не пытаются развивать его речь и вообще проводят с ним слишком мало времени;
- Конфликты в семье. Ссоры родителей — большой стресс для ребенка, причина психологических травм, притормаживающих становление речи. Такую же роль может сыграть испуг, госпитализация без мамы;
- Требовательность родителей. Попытки силком заставить двухлетнего ребенка и учить новые слова обречены на провал. Скорее всего, чадо назло откажется разговаривать.
Иногда дети формируют словарный запас как бы «про себя», молча. А потом, в возрасте около трех лет внезапно начинают активно разговаривать и за короткое время догоняют сверстников. Если двухлетний ребенок совсем не говорит, есть только два возможных варианта действий: подождать еще немного и самостоятельно развивать разговорные навыки в домашних условиях, или обратиться к медикам. Многие родители намеренно откладывают запланированный визит к врачу, боясь услышать неприятный диагноз. Однако, это не решит проблемы, если она действительно есть. А время будет упущено. Поэтому консультации с неврологом, сурдологом, лором и психиатром лишними очень желательны. Только специалисты помогут точно выявить возможные причины речевого отставания.
Игра «Сложи картинку»
Эта игра используется как переход от одного вида деятельности в другой. А так же как сенсорная передышка. Состоит из самого простого действия, нужно собрать картинку из частей. И вот тут-то бывают проблемы. В наше время очень сильно распространены паззлы, и это прекрасно, но паззлы, к сожалению, не всегда учитывают зрительное восприятие картинки, Это иногда переходит просто в подбор подходящей фигуры, а не в понимание, почему именно эту часть нужно поставить сюда. Для развития зрительного анализа и синтеза нужно собирать разрезные картинки, в дополнение к паззлам.
Где их взять. Конечно, можно купить готовые, но можно сделать еще проще. Разрезать обложку тетради, альбома, папки от цветной бумаги или картона на нужное количество частей. И картинка готова.
Если ребенок никогда не собирал такие картинки, начинать нужно с двух частей с крупным рисунком, потом увеличиваем до 3-4 и больше и усложняем рисунок. Так же можно резать части не на квадраты, а на треугольники.
Когда ребенок хорошо собирает разрезные картинки из четырех и более частей, можно ему дать кубики.
И обязательно называть, кто или что получилось. И если ребенок уже начал говорить фразой, составляем фразу.
Об авторе: Екатерина Мрачковская, логопед-дефектолог, логопед по скайпу, консультант, владелец частного логопедического кабинета в г. Саров, Нижегородская область.
Хотите узнать подробнее об играх и упражнениях по развитию речи детей? Регистрируйтесь на бесплатный вебинар автора статьи — Фонематический слух и фонематическое восприятие. Вебинар для учителей начальных классов, воспитателей, начинающих логопедов и родителей. Ждем вас!
Как развивается речь у детей до 2 лет?
Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.
- Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
- Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».
ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.
- Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
- Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
- Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.