Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возрастакартотека (старшая группа) на тему


Дидактическая игра «Закончи предложение»

Занятие предназначено для дошкольников подготовительной группы.

Цель дидактической игры «Закончи предложение» – формирование навыка использования в речи сложноподчиненных предложений.

Педагог просит воспитанников завершить фразу:

  • папа положил купленный хлеб… (в хлебницу);
  • мама насыпала соль… (в солонку);
  • дедушка положил конфеты… (в конфетницу);
  • бабушка испекла пирожки, положила их… (в тарелку);
  • сестра лежит в постели с температурой, потому что… (простудилась);
  • в квартире включились батареи, потому что… (стало холодно);
  • маленький брат не хочет в кровать, потому что… (спать еще рано);
  • наша семья пойдет завтра на прогулку в парк, если… (погода будет хорошая);
  • кот залез на дерево, чтобы… (на него не напала собака);
  • соседка пошла в магазин, чтобы… (купить еду).

Игры на развитие речи в старшей группе детского сада

Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
«Найди лишнее слово» Цель:
упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры.
Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Перечень серий слов: 1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2. Храбрый, злой, смелый, отважный. 3. Яблоко, слива, огурец, груша. 4. Молоко, творог, сметана, хлеб. 5. Час, минута, лето, секунда. 6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 7. Платье, свитер, шапка, рубашка. 8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. 9. Береза, дуб, сосна, земляника. 10. Книга, телевизор, радио, магнитофон
«Верно ли это?» Цель:
развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры.
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Верно ли это? Собирают сыр с кустов. С зайцами пасут коров. На лугу доят волов. В пляс пускается медведь. Тыквы стали песни петь. Косят косари леса. На снегу лежит роса. Верно ли, что как-то раз От дождя нас зонтик спас? Что луна нам ночью светит? Что конфет не любят дети? Л.Станч
«Четвёртый лишний» Цель:
учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры.
На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры: 1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак. 2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина. 3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать. 4. Кукушка, сова бабочка, сорока. 5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка. 6. Ромашка, береза, ель, тополь. 7. Помидор, огурец, морковь, слива. 8. Шапка, берет, шляпа, носок. 9. Топор, пила, ручка, рубанок. 10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
«Правильно или нет?» Цель: учить находить грамматические ошибки. Ход игры.
«Как вы думаете, можно ли так сказать?» 1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Когда хотят что-то купить теряют деньги. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. 4. В полу лежит красивый ковер. «Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.
«Распутай слова» Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. «Найди ошибку» Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении. Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. 3. В ответ я киваю ему рукой. 4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. 5. Скоро удалось мне на машине. 6. Мальчик стеклом разбил мяч. 7. После грибов будут дожди. 8. Весной луга затопили реку. 9. Снег засыпало пышным лесом «Объясните, почему…» Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек. Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко) Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошёл снег) «Доскажи словечко» Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. *** Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого. Я видел двух свинок. Без шляп и … (ботинок) *** Постой, не тебе ли На прошлой неделе. Я выслал две пары Отличных … (калош) *** Робин Бобин Барабек. Скушал сорок … (человек) *** Он сказал: «Ты злодей, Пожираешь людей, Так, за это мой меч – Твою голову с … (плеч) *** Муравей, муравей Не жалеет … (лаптей) *** Где убийца, где злодей? Не боюсь его … (когтей) -5- «Летает, а не птица» Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые». Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев. В тёмной темнице Красны девицы. Без нитки, без спицы Вяжут вязеницы. (Пчёлы в улье) *** Красные лапки Щиплют за пятки (Гусь) *** Чёрный, проворный, Кричит «крак», Червякам враг. (Грач) *** Не зверь, не птица, А нос, как спица. (Комар) *** Явился в жёлтой шубке Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок) *** Летела птица, Не перната, не крылата, Носик долгий, Голос тонкий. Кто её убьёт, Человечью кровь Прольёт. (Комар) Много мастеров Срубили избу без углов. (Муравьи) *** Маленький мальчишка В серомярмячишке По дворам шныряет, Крохи собирает, В поле ночует, Коноплю ворует. (Воробей) *** На полянке возле ёлок, Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (Муравейник.) *** На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его… (скворец). *** Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу, Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Жук) *** Верещанья, белобока. А зовут её …. (сорока). *** Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Рекомендуем посмотреть:

Игры по развитию речи детей 5-7 лет Речевые игры и упражнения для развития речи детей 5-7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет: Зимние виды спорта Дидактическая игра для детей 4-7 лет. Магазин «Хвосты»

Похожие статьи:

Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Назови прилагательное

Цель игры для средней группы детского сада – обучение навыку дополнения фразы прилагательным с антонимичным значением.

Воспитатель говорит начало фразы, дети – конец, при этом произносят противоположное слово:

  • лето жаркое – зима… (холодная);
  • дорога широкая – тропа… (узкая);
  • шкаф высокий – стул… (низкий);
  • день светлый – ночь… (темная);
  • мед сладкий – перец… (горький);
  • стебель цветка тонкий – ствол дерева… (толстый);
  • крик громкий – шепот… (тихий).

Подбери словечко

Цель игры для старшей группы детсадовцев – обучение навыку составления предложений с подбором разных, подходящих по смыслу существительных.

Для занятия необходимо подготовить две группы иллюстраций. В первой – грибы, яблоко, земляника, учебник, карась, во второй – шишки, слива, ромашки, карандаши, щука.

На первом этапе разложите на столе первый комплект карточек. Произнесите фразу, попросите ребенка завершить ее, выбрать из перечня правильную картинку:

  • дедушка собирает в лесу… (грибы);
  • мальчик сорвал с дерева спелое… (яблоко);
  • девочка на поляне собирает в корзину… (землянику);
  • школьник положил в портфель… (учебник);
  • папа выловил удочкой из реки… (карася).

На втором этапе разложите на столе второй комплект картинок, попросите в те же самые предложения вставить другие слова из представленных.

В завершение игры спросите, что еще можно собирать в лесу (желуди, лещину, хворост, листья), что можно снимать с плодовых деревьев (груши, персики, вишни, абрикосы), каких рыб еще можно поймать в реке (леща, плотву, окуня), что школьники кладут в портфель (тетради, дневник, ручки, фломастеры, краски).

Методика «Незаконченные предложения» для детей и подростков

Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий.

Цель

— исследование направленности личности учащегося, системы его отношений.

Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом.

Инструкция.

«На бланке приводится 56 незаконченных предложений. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое–либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее». Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки.

Инструкция для 2-го этапа.

Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально–оценочный балл: +1, 0, –1, по следующей шкале:

+1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;

0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.

–1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь. Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или — если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.

Примеры: «Школьное руководство… меня не беспокоит» (0); «В школе я чувствую себя… как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (–1).

Лист незаконченных предложений

1. Я учусь так… 2. Школьное начальство… 3. Моя мама… 4. Когда меня нет, мои друзья… 5. Когда мне начинает не везти… 6. Большинство известных мне людей… 7. Я думаю, что в будущем… 8. Я хотел бы учиться… 9. Наша школа… 10. По сравнению с большинством семей моя семья… 11. Что касается нашего класса… 12. Я достаточно способен… 13. От незнакомых людей… 14. Мне кажется, что в будущем я… 15. В учебе я вижу… 16. В школе я… 17. Моя семья обращается со мной, как с… 18. Когда я высказываю свое мнение… 19. Мне кажется, что я… 20. Люди чаще всего живут… 21. Я думаю, что планировать будущее… 22. Что касается уроков, то я… 23. Наши учителя… 24. Я хотел бы, чтобы мой отец… 25. Я думаю, что мои ровесники… 26. Я мог бы быть очень счастливым… 27. Почти все люди стремятся… 28. Думать о будущем… 29. Я могу учиться… 30. Большинство учителей… 31. Считаю, что большинство матерей… 32. В классе я чувствую себя… 33. Моим скрытым желанием является… 34. Мне кажется, что люди в основном… 35. Мне кажется, что лет через пять… 36. Домашние задания я… 37. Когда я иду в школу… 38. Моя мать и я… 39. Что касается моих товарищей в классе… 40. Больше всего я боюсь… 41. Люди видят смысл в… 42. В будущем я займусь… 43. Большинство учебных предметов… 44. Я думаю, что учителя… 45. Думаю, что мой отец… 46. Мне не нравится, когда ребята… 47. Больше всего я люблю… 48. В основном люди относятся друг к другу… 49. Часто мне кажется, что в будущем… 50. Когда я вспоминаю об учебе… 51. Когда я вспоминаю нашу школу… 52. Мой отец и я… 53. Когда летом я вспоминаю наш класс… 54. Я думаю, что обо мне… 55. Люди часто… 56. Целью своей жизни я считаю…

Ключ

Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, –1, +1, +1, +1, –1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков.

Интерпретация.

В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок:

весьма положительная — больше 3; положительная — от 1 до 3; нейтральная — от 0 до 1; отрицательная — от –3 до –1 крайне отрицательная — меньше –3.

Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности.

В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т. п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.

Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных,

например:

Наташа П., ученица 8-го класса Сфера и балл: Учеба +2. Школа +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4.

Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем.

Продолжим анализ того же примера:

«Когда меня нет, мои друзья… не вспоминают обо мне» (–1). «Когда я высказываю свое мнение, … меня никто не слушает» (–1). «Что касается нашего класса, … то он не очень хороший» (–1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений.

Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ «Я»:

«Мне кажется, что я… необщительна и неинтересна» (–1). «Больше всего я боюсь… остаться брошенной всеми и любимым человеком»(–1). «Я думаю, что обо мне… часто говорят нехорошее» (–1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности.

Блок «Я» дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа «Я». «Большинство людей… способны на обман» (–1).

«Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя» (–1). «Больше всего я люблю тех людей, … которые любят и понимают меня» (–1).

Подросток «вымещает» на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало.

Сферы проявления обобщенных смысловых установок

УчебаШколаСемьяСверстникиЯЛюдиБудущее
№ предлБалл№ предлБалл№ предлБалл№ предлБалл№ предлБалл№ предлБалл№ предлБалл
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29303132333435
36373839404142
43444546474849
50515253545556

Источник

Фото с сайта psychojournal.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]