Особенности речевого развития детей шестого года жизни
Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения.
Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи. Опрометчиво поступают мамы и папы, пытаясь наверстать упущенные возможности за 3–4 месяца до поступления в первый класс.
Интенсивные занятия с репетитором может и дадут кратковременное преимущество будущему первокласснику, но этот рывок вперёд потеряет своё значение уже к середине первого учебного года, если у ребёнка неразвита речь. Между тем за два года до школы ещё многое можно сделать при внимательном отношении к речевому развитию детей.
Словарный запас
Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.
Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных ипереставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.
Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:
Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.
Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.
Грамматика родного языка
Если пятилетнему ребёнку на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.
Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:
- испорченный телефон;
- как назвать по-другому (на подбор синонимов);
- скажи наоборот (поиск антонимов);
- что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
- узнай предмет по описанию;
- закончи фразу.
Речь ребёнка не будет грамматически правильной, если взрослые в ближайшем окружении не становятся для него примером образцового произношения. Если они неправильно произносят слова, неверно ставят ударения, злоупотребляют ненормативной лексикой, то и ребёнок будет делать так же.
Звукопроизношение
Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:
- искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
- замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);
Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти — пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.
Особенно внимательно следует отнестись к появлению заикания или речевых запинок. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Заикание возникает у детей, когда мысли не поспевают за речью, у ребят со слабым типом нервной системы, при излишне строгом семейном воспитании, а также в результате элементарного подражания ребёнком речи заикающегося взрослого.
Связная речь
Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.
В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.
К сожалению, некоторые родители не контролируют время, потраченное детьми на компьютерные игры. Даже если не учитывать их отрицательного влияния на психику, увлечение гаджетами негативно сказывается на речевом развитии. Грустно смотреть, как дошкольник, с трудом подбирающий ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, через минуту, торопясь и захлёбываясь, с увлечением рассказывает о своих успехах в компьютерной игре.
Активное развитие зрительного восприятия компьютерной действительности в таких случаях происходит в ущерб восприятию речи на слух, умению связно выражать свои мысли. Если вовремя не принять нужных мер, в будущем это может стать серьёзной проблемой в детском развитии.
Диагностика нарушений развития речи детей 4 – 5 лет
Выделяют несколько групп речевых нарушений:
- Дефекты звукопроизношения. Неправильно артикулирует звуки, заменяет и пропускает их, меняет местами слоги в словах;
- Лексические нарушения. Скудный словарный запас, ребенок 5 лет не понимает смысла слов;
- Нарушения связности. Отвечает односложно, нет развернутых ответов, повествование нелогично, нарушена структура и грамматический строй;
- Мелодико-интонационные дефекты. Не управляет своим голосом, нарушена сила, тембр, высота, голос невыразительный, монотонный, не использует вопросительные и восклицательные формы;
- Нарушение темпа и ритма. Говорит быстро или медленно, запинается, останавливается, послогово говорит слова;
- Непонимание обращенных слов. Самая сложная из перечисленных форма нарушения развития речи.
Если вы подозреваете задержку нарушения у своего чада, не теряйте времени — покажите его неврологу и логопеду. Чем раньше вы начнете коррекционную работу, тем быстрее дитя «догонит» возрастную норму развития речи. Отличным решением станет оформление малыша в логопедическую группу в детском саду.
Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
После того как мы разобрали особенности речевого развития детей 5–6 лет, поговорим о существующих нормах. Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно произнося слова.
Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, придумать самостоятельно сказку или рассказ, пересказать прочитанные ему произведения. Описывать предметы пятилетний ребёнок тоже умеет, так же как и отыскивать предмет по описанию взрослого.
Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Например, грустный – это значит… невесёлый, печальный. Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.
Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно, но может встречаться отсутствие или нечёткое произношение звуков [л] и [р].
Информация для родителей
Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.
Самостоятельная диагностика задержки речевого развития
Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.
- Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
- Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
- Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
- Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
- Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
- Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.
Диагностическая беседа
Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.
В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.
Как развивать речь у ребенка 5 лет
Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.
Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.
В картотеку стоит включить следующие упражнения:
- подбор синонимов и антонимов;
- классификация предметов по одному признаку;
- угадывание слов по описанию;
- склонение слов по числам и падежам;
- составление из слов предложения;
- объяснение смысла пословиц, поговорок;
- заучивание стихотворений;
- выполнение артикуляционной гимнастики.
Урок развития речи
Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.
Постановка звука Т
Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.
Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.
Симптомы задержки речевого развития в 5 лет
Первое, на что нужно обратить внимание тем родителям, которые подозревают ,что у их ребёнка проблемы с развитием речи – это то, насколько она понятна. Признаки неразвитой речи:
- его не всегда могут понять посторонние люди;
- он говорит невнятно;
- из-за того, что речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими грамматическими категориями он может пользоваться. Например, числом и родом имён существительных, падежами, числом и лицом глаголов;
- словарный запас очень мал, даже неспециалисту заметно, что он отстаёт от сверстников;
- фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
- неправильно произносится или не произносится совсем большое количество звуков.
Если у вашего ребёнка есть хотя бы один из этих признаков, можно с уверенностью сказать, что налицо речевая задержка.
Норма развития речи детей 4 – 5 лет
- Словарный запас — 2500 – 3000 слов;
- Придумывает новые слова, рифмует;
- В словарном запасе появляются прилагательные, сложные предлоги, личные местоимения;
- Периодически группирует предметы по категориям (посуда, фрукты, животные);
- Более четко и правильно выговаривает звуки;
- Может сказать несколько грамматически оформленных фраз.
Для развития речи детей 4 – 5 лет характерен резкий рывок вперед: они охотно разговаривают, торопятся высказаться, что приводит к ошибкам в логическом построении фраз, звукопроизношении, согласовании глаголов, по родам и числам.
Самостоятельная диагностика задержки развития речи
Родители могут самостоятельно определить, всё ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Для проверки словарного запаса можно предложить следующие задания:
- спросить, что делает тот или иной человек, как действует какой-либо предмет. Например, «Что делает корабль?» (плывёт). «Что делает дедушка?» (копает грядку);
- попросить назвать противоположные действия, например, «сел – встал, открыл – закрыл» или противоположные признаки, например, «лёгкий – тяжёлый, мягкий – твёрдый»;
- предложить назвать детёнышей животных, например, «У козы кто детёныш? Козлёнок. У медведя кто? Медвежонок. У коровы кто? Телёнок. У лошадки кто? Жеребёнок» и т. д.;
- проверить, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольная, круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, многоугольная);
- проверить, может ли он описать предмет, например, «Стул какой? Мягкий, деревянный, коричневый, с металлическими ножками»;
- предложить достать предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками для определения правильного употребления предлогов.
- образовать множественную форму слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это… окна. Это воробей, а это… воробьи»;
- просклонять существительное: «Это что? Книга. Нет чего? Книги. Что убрали? Книгу. К чему положить тетрадь? К книге. Чем я закрыла тетрадь? Книгой. О чём мы говорим? О книге»;
- изменить слово, употребив его в другом роде: «Сын пришёл в парк. Как это можно сказать про дочку? Дочка пришла в парк». Разложить перед ребёнком картинки (жёлтая груша, жёлтый цыплёнок, жёлтое солнце, жёлтые бусы) и попросить их назвать.
Развиваем речь:
Для проверки построения фраз, надо предложить ребёнку закончить предложение, используя при этом сюжетную картинку: «Девочка… поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Далее, можно задавать наводящие вопросы, чтобы фраза стала более полной: «Чем поливает? Где поливает? Зачем поливает?»
Проверяя, не страдает ли у детей структура слова, им предлагают повторить сложные слова типа простокваша, академия, механизатор, складчина, потолок, фармацевт. Пусть ребёнок повторит слово несколько раз подряд, чтобы проверить, не переставляет ли он слоги местами, не пропускает или не заменяет слоги и буквы в слогах.
Игры на развитие речи дома
Предлагаем комплекс упражнений. Они проводятся в форме игры:
- Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом родитель просто хлопает, а ребята угадывают день недели;
- Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать;
- Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его;
- Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»;
- Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки со спичкам. В фрукты втыкают спички и дают малышу. Он должен вынимать по спичке, описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое;
- Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Дошкольник должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно;
- Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача дошкольника — договорить слово, кинув мячик обратно;
- Противоположности. Изучаем антонимы. Родитель говорит слово (сладкий, большой), а чадо говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее;
- Сто вопросов. Папа или мама берет несколько предметов, которые хорошо известны чаду. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Еще понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что дитя задает вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее;
- Бессмыслица. Родитель рассказывает про разные приставки — не-, мини-, макси-, анти-, архи-. Нужно убедиться, что ребенок все понял и запомнил. Потом называет любое слово, а дошкольник к нему должен добавить приставку из перечисленных и рассказать о том, что получило новое название. К примеру, антисобака: какая она, где она живет, что любит, как выглядит. Если играет несколько ребят, взрослый «раздает» каждому одну приставку, а затем говорит слово — каждый участник добавляет к нему свою приставку.
В играх может принимать участие как один малыш, так и несколько его друзей (до 6-ти человек). Чем больше людей, тем веселее.
Профилактика речевой задержки
На формирование совершенной речи старшего дошкольника влияют условия его жизни, особенности родительского стиля воспитания, а, главное, усилия неравнодушных взрослых. Чтобы на пороге школы не оказаться в ситуации, когда у ребёнка обнаружились многочисленные речевые нарушения, и нет времени на их коррекцию, нужно заранее заботиться о гармоничном развитии детской речи.
Для решения данное задачи большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, занятия творчеством, рассматривание книжных иллюстраций с параллельным обсуждением увиденного, прочувствованного. Данная проделанная работа даст мощный толчок развитию речи малыша. Очень ценно разучивание и использование такого богатейшего материала, как считалки, скороговорки, стихи, загадки, поговорки, потешки, пословицы. Все слова, непонятные детям, нужно объяснять, следить, чтобы они правильно использовались.
Чтение детской литературы надо сопровождать беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором. «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной…» «Про какую шапку написал поэт?» «И заснул под нею тихо, беспробудно…» «Как ты думаешь, может ли лес заснуть?» «Как ты понимаешь слово беспробудно?»
Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания. Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей.
Зачем нужны речевые игры
Логопедическая игра – оптимальный метод развития речевых навыков. Все дети любят играть. А если совместить приятное с полезным, удастся сформировать:
- ритмику и четкость речи;
- умение расставлять ударения;
- большой словарный запас;
- связную речь (в форме монолога и диалога);
- правильную артикуляцию;
- навыки выбора нужной грамматической формы слова;
- основу для обучения чтению и письму.
Игры нравятся малышам куда больше нудных упражнений на нахождение ошибок, повторение сложно произносимых фонем. Мотивация к таким занятиям намного выше, а потому и игровая форма обучения наиболее результативная.
Родитель, играя с ребенком, должен дать ему возможность полноценно проявить свои чувства и переживания. Иначе у малыша снижается интерес к общению и речевой активности. Не стоит давить на детей. Не удается подобрать слово – можно заменить его мимикой и жестикуляцией.
Возможные причины нарушений речи
Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи: дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.
Дислалия
Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- короткая уздечка языка;
- толстые губы;
- массивный язык;
- слишком узкий язык;
- высокое «готическое» нёбо;
- низкое и широкое нёбо;
- нарушения прикуса;
- расстояния между зубами;
- редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия.
Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.
См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.
Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.