Доклад «Нарушение темпо-ритмической стороны речи дошкольников»

Тахилалия и брадилалия — это нарушения, при которых страдает темп речи, становится ускоренным или наоборот замедленным. Эти нарушения влекут за собой сложности в коммуникации и провоцируют развитие психических нарушений.

  • Симптомы тахилалии и брадилалии
  • Причины возникновения заболевания
  • Коррекция и лечение

Стоит помнить, что в некоторых случаях данные заболевания являются симптомом неврологических нарушений. Например, тахилалия чаще всего встречается у тревожных детей. А брадилалия может быть симптомом серьезного психического заболевания у взрослых. Для того чтобы исключить нарушения такого рода следует обратиться к логопеду при появлении первых симптомов.

Общие сведения

Тахилалия, как и брадилалия (замедленный темп речи), относится к несудорожным расстройствам и является нарушением ритмической организации речи. При таком состоянии речевой поток очень быстрый, что значительно затрудняет восприятие сказанного окружающими. При тахилалии увеличивается скорость всех психических процессов: ребенок очень быстро говорит и неразборчиво пишет, испытывает двигательное беспокойство, не может удержать внимание и моментально переключается с одной задачи на другую.

Дыхательная гимнастика

При тахилалии помогают дыхательные упражнения. Каждое из них делают под счет. На первых порах за ритмичность действий отвечает взрослый. Потом ребенок должен считать сам. Упражнения довольно простые:

  1. Вдох — пауза — выдох. Каждая ступень идет на счет 1, 2, 3. Вдох делают через нос, а выдох через рот. Упражнение повторяют 4–6 раз.
  2. Шаг — вдох — шаг — выдох — шаг — пауза. Время выполнения упражнения не должно превышать 3 минут.
  3. Глубокий вдох — долгий (до 4 секунд) выдох. Одновременно ребенок проговаривает до 4 согласных звуков.

Комплекс повторяют несколько раз в день. Необходимо контролировать, чтобы малыш не перенапрягался. Можно заниматься и дома, и на улице. Во время последнего упражнения нужно следить, чтобы во время упражнения у ребенка не надувались щеки.

Причины развития тахилалии

Существует несколько теорий возможного возникновения расстройства, но единственно достоверной информации пока нет. Специалисты рассматривают следующие факторы, как причину развития тахилалии:

  • наследственность (если в семье у кого-то имелись или есть в настоящий момент проблемы с формированием речевых процессов, велик шанс, что у потомства будут аналогичные проблемы);
  • различные поражения головного мозга (нейроинфекции, онкологические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства);
  • травмы и инфекционные заболевания, перенесенные во время внутриутробного развития или в неонатальный период;
  • нарушения речевого дыхания, что может быть вызвано хроническими заболеваниями носоглотки и другими проблемами с ЛОР-органами;
  • психические и неврологические расстройства, например, шизофрения, эпилепсия.

Немаловажную роль играет социальное воспитание, условия, в которых растет и развивается ребенок. Очень часто ускоренный темп речи становится следствием осознанного или неосознанного подражания манере родителей, кумиров, других взрослых говорить быстро и сбивчиво.

Нередко причиной является отсутствие взаимосвязи между речевым аппаратом, восприятием и мышлением, что часто наблюдается у малышей, склонных к повышенной возбудимости, гиперактивности, неусидчивости. Неуравновешенные, чрезмерно эмоциональные дети не в состоянии контролировать работу артикуляционного аппарата, из-за чего речь ускоряется, а качество произношения не позволяет окружающим правильно понять смысл сказанного.

Причиной тахилалии может также стать недостаток правильного речевого общения, когда обучению ребенка не уделяется совсем или уделяется слишком мало времени. Малыш, предоставленный сам себе, вынужден самостоятельно осваивать речевые навыки, и примером могут стать герои мультипликационных фильмов, чье произношение искажено намерено, сверстники, страдающие от разной формы речевых расстройств, взрослые с нарушениями дикции.

Виды

Классификация ускоренной речи основывается на особенностях произношения, дополнительных симптомах заболевания. Выделяют 3 вида тахилалии:

  1. Чистая форма. Характеризуется быстрым темпом произношения. Фонемы, синтаксические единицы не изменяются, фонетические ошибки отсутствуют.
  2. Полтерн. Ребенок в процессе говорения как бы “спотыкается”, делает неоправданные паузы, запинки. С трудом подбирает слова для оформления мысли. Без причин повторяет уже сказанные слоги и слова. Полтерн легко спутать с логоневрозом. Стоит обратить внимание на страх перед речью, наличие судорожных движений в момент артикуляции. При “спотыкании” они отсутствуют.
  3. Баттаризм. Нарушено речевое дыхание. Ребенок захлебывается во время артикуляции. Произносит фразу в ускоренном темпе, но глотает слоги, слова, не может выстроить предложение в правильную лексическую конструкцию.

Классификация

В логопедии различают три основных варианта тахилалии:

  • простая форма, когда ребенок говорит очень быстро, но не допуская грамматических, лексических или иных ошибок в устном и письменном повествовании;
  • баттаризм (парафазия), при которой дети словно «захлебываются» речью и не могут договорить начатое предложение до конца, нередко допуская при этом ошибки в построении лексики;
  • полтерн или спотыкание, когда малыш с трудом выражает свои мысли, запинаясь, делая неестественные паузы, быстро перебирая слова, повторяя уже сказанные ранее слова и слоги по несколько раз.

Полтерн в свою очередь может быть обусловлен разными механизмами, и в зависимости от характеристик расстройства выделяют следующие виды спотыкания:

  • с моторными нарушениями, что связано с ошибками в работе артикуляционного аппарата;
  • с сенсорными нарушениями, которые обусловлены проблемами слухового и зрительного внимания;
  • с затрудненным подбором нужных словесных форм;
  • с трудностями в переносе мысленных образов в словесную форму.

В основе формирования каждого типа расстройства лежит преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге.

Учимся говорить медленно

Логопедическая работа при тахилалии в основном заключается в том, чтобы приучить ребенка к нормальному темпу речи. Все упражнения выполняют в игровой форме. Логопед работает с группой малышей. Стандартная программа занятий:

  1. Выбирается определенная группа слов по возрасту — овощи, фрукты, города, животные. Затем ребенок называет соответствующее слово и хлопает в ладоши.
  2. Аналогичное задание, только вместо хлопка малыш делает шаг и считает.
  3. По полу разбрасывают различные игрушки. Малыш должен поднять любую из них, назвать и положить в ведерко.

Упражнения выполняют медленно (по 3–5 минут каждое). Важно добиться, чтобы каждое слово произносилось четко. В противном случае должного эффекта просто не будет. Желательно, чтобы взрослые принимали непосредственное участие в процессе, позволяя ребенку «выиграть».

Для достижения результата необходимо применять комплексный подход, то есть сразу начать проходить все курсы, назначенные специалистами: давать лекарства, заниматься ЛФК, делать массаж и прочее.

Симптомы тахилалии у детей

Признаки патологии специалисты подразделяют на две группы: речевые и неречевые нарушения.

К речевым проявлениям тахилалии относятся:

  • стремительный речевой поток, когда всего за секунду ребенок воспроизводит до 30 звуков;
  • невнятное произношение слогов и слов с запинками, повторами, перестановками, неуместными паузами, «проглатыванием» окончаний;
  • неестественные интонации;
  • повышенная эмоциональность, экспрессивность речи;
  • перестановка букв, слогов и слов при написании;
  • замена символов и отдельных слов на графически или акустически сходные;
  • нарушения лексики и артикуляции.

У детей с формой спотыкания (полтерн) нередко наблюдаются проблемы с голосообразованием, когда голос меняется тембрально, не хватает дыхания для проговаривания полной фразы, и малыши делят длинные предложения на короткие, при этом теряя смысл сказанного или прочитанного.

Неречевыми симптомами тахилалии могут стать:

  • избыточная жестикуляция при разговоре;
  • чрезмерная мимическая активность;
  • стремительные, порывистые движения, что особенно хорошо проявляется в мелкой моторике;
  • двигательное беспокойство, причем не только днем, но и во время ночного сна;
  • быстрое переключение внимания;
  • эмоциональная гипервозбудимость, когда ребенок даже при малейшем волнении, споре или конфликте начинает краснеть, потеть, при этом у него учащается сердцебиение и возникает ощущение страха;
  • проблемы с запоминанием и воспроизведением слуховой, зрительной и двигательной информации.

Дети с таким расстройством часто несдержанные: они способны перебивать собеседника, отвечать, даже не дослушав вопрос и не понимая его смысла, что сказывается на социальном поведении в целом и становится причиной конфликтов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Доклад «Нарушение темпо-ритмической стороны речи дошкольников»

Доклад

на тему: « Нарушение темпо-ритмической стороны речи дошкольников.»

План:

1. Введение. Актуальность проблемы.

2. Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей.

3. Тахилалия (причины, симптомы, разновидность)

4. Брадилалия (причины, симптомы)

5. Диагностика

6. Формы и методы коррекционного воздействия при устранении темпо-ритмических нарушений у детей.

7. Заключение

8. Литература

Введение. Актуальность проблемы.

Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое, в основном, организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Имеющий отклонение в темпо – ритмической организации речи ребенок, может ускорить или замедлить темп речи в пределах одной фразы или слова, пропустить слоги в слове, слова в фразе, заменить ударения.

Подчеркивая важность слов, мы произносим их медленно, а что-то второстепенное и малозначительное — как бы «скороговоркой». Однако встречаются патологии речи, при которых произношение слов настолько ускорено или замедленно, что теряется понимание речи — настолько она неразборчива. Это признаки речевой патологии — нарушения темпа и ритма речи. Взрослый и ребенок с такой патологией, видя, как окружающие реагируют на его речь, старается поменьше высказываться, чтобы не попасть в неловкое положение.

Нарушение темпо-ритмической организации речи – это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также их соотношение называется ритмом речи.
Темп
же – это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов. Именно эти элементы могут быть нарушены при минимальных дизартрических расстройствах и общем недоразвитии речи III уровня. Просодические единицы влияют на реализацию эмоциональных и смысловых компонентов речи.

Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и комплекс просодических характеристик. У детей может отмечаться ускорение темпа речи, сопровождающееся искажением звуко-слоговой структуры, либо замедление темпа речи с множеством необоснованных пауз, речевых эмбол. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что темпу и ритму следует уделять достаточно большое внимание.

Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей.

К нарушениям темпа речи относятся тахилалия и брадилалия

. Эти дефекты могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени мало беспокоят. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.

Развитие, проявления и методы коррекции этих дефектов различны. Исследования показывают, что тахилалия и брадилалия могут быть лишь внешним проявлением изменения мозговых процессов. Поэтому для их преодоления необходимы неврологическое обследование и комплексное воздействие: медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое.

Тахилалия

(от греческого слова
tachus,
что означает «быстрый», и
lalia
– речь) — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя
. Тахилалия возникает при патологическом преобладании процессов возбуждения над процессами торможения.
Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз и т.д. Однако при привлечении внимания к речи запинки исчезают.

По определению М.Л. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20-30 звуков (при норме 1-14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий , как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела .

В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора. Ребенок так торопится что-то сказать, что не всегда даже успевает набрать воздуха для вдоха. Соответственно нарушается и тембр речи, и ее выразительность. Речь становится монотонной, не окрашенной. Ребенок начинает говорить, не дослушав собеседника, не понимая вопроса. Тахилалия может быть связана с речевыми нарушениями при СДВГ.

Симптоматика тахилалии

Проявляется как в речевых, так и в неречевых симптомах.

1. Ненормально быстрый темп речи, но фонетика и синтаксис резко не искажаются.

2. Неудержимая стремительность речи.

3. Расстройства речевого внимания, повторы, запинки, перестановки слогов, неясность произношения фраз.

4. Расстройства внутренней речи.

5. Нарушения письменной речи.

6.Нарушения общей моторики (ускорен темп всех движений, гиперактивность, часто встречаются тики).

7. Невротичность, моторное беспокойство даже во сне, вспыльчивость, лёгкая возбудимиость.

8. Неустойчивое внимание, очень быстрое переключение с объекта на объект. 9. Страдают все виды памяти. Речь не успевает за скачками мыслей

Тахилалия очень часто сочетается с другими речевыми проблемами, такими как:

Полтерн (

спотыкание) — когда при наличии тахилалии наблюдается прерывистость темпа несудорожного характера. Сочетается с нарушением общей и речевой моторики. Может встречаться на фоне других нарушений речи. На фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.

Баттаризм

— разновидность тахилалии, когда из-за нарушения речевого внимания и тяжёлого нарушения темпа речи неправильно формируется фраза. Он также часто сочетается с другими нарушениями речи.

При баттаризме и полтерне так же имеются как речевые,

так и
неречевые симптомы:
1. Нарушения устной речи (поспешность, нарушения в образовании отдельных звуков, перестановки, пропуски, изменения звуков и слогов, выпадения слов и фраз). Речь состоит из коротких мало связанных между собой предложений.

2. Спотыкания в речи. Звук произносится не сразу. Могут беззвучно двигаться губы и язык, напоминая судорогоподобные движения.

3. Нарушения дыхания, дикции.

4. Нарушения голоса (нет звонкости, встречается монотонность, симптомы перенапряжения голоса)

5. Нарушения письма (остановки руки в процессе, пропуски, замены, перестановки слогов и букв, слов и целых фраз).

6. Нарушена общая моторика (стремительность, быстрые повороты, разбросанность движений, гримасы).

7. Неустойчивость внимания (не умеют слушать других, плохо улавливают мысли и не запоминают их)

8. Разбросанность мышления, недостаточная логичность.

9. Некритичность (часто не замечают своего дефекта, взрослые редко сами обращаются за помощью).

Физиологические итерации –

термин произошел от латинского
iteratio
— повторение. У детей дошкольного возраста в результате несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению.

Ф. A. Pay причину этих явлений объяснял тем, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4 — 5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Виды тахилалии:

· Чистая — когда помимо ускоренного темпа речи у ребенка нет других нарушений.

· В сочетании с нарушением звукопроизношения.

· В сочетании с неправильным грамматическим построением фраз.

· С трудностями в подборе слов, перестановкой и повтором слогов.

· С нарушением слухового внимания.

Причины тахилалии

Определенного мнения по поводу причин

возникновения тахилалии у специалистов пока нет. М.Е. Хватцев утверждал, что центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения. Доказана и наследственная природа тахилалии. Немаловажную роль в возникновении этого дефекта играют и подражание быстрой речи окружающих, и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.

Таким образом, выделяется несколько факторов, которые провоцируют изменения темпа речи:

· Наследственность (по результатам исследований в семье, где есть ребенок с тахилалией, как правило, всегда находится близкий родственник с таким диагнозом).

· Склонность детей к подражательству. Слыша речь в быстром темпе, ребенок начинает говорить так же.

· Различные поражения нервной системы, в результате чего происходит повышение темпа моторики и разговорной речи — нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, неврологические заболевания.

· Неврозы и неврозоподобные состояния.

Брадилалия

(от греч. bradus — медленный, lalia — речь) — патологически замедленный темп речи. Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием
тормозных
процессов, доминирующих над процессами
возбуждения.
Некоторые исследователи употребляют термин
брадифразия
.

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т.д. В

этих случаях она сочетается с брадикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью.

При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней

речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой.

У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

Брадилалия может быть выражена в различной степени: легкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжелой степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи. При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но также общая моторика и протекание психических процессов.

Симптоматика брадилалии

При брадилалии наблюдается характерная речевая и неречевая симптоматика. Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между

звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.

Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония).

Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов и слов.

Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

Неречевые проявления брадилалии

представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Обращает

внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица.

У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.

При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.

Причины брадилалии

В этиологии брадилалии выделяют биологические

и
психологические
факторы. В некоторых наблюдениях брадилалия носит семейный характер и наследуется из поколения в поколение. В других случаях брадилалия является следствием перинатального поражения ЦНС (алкогольного синдрома плода, резус-конфликта, родовых травм и др.), общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.

Причины брадилалии разнообразны. М.Е. Хватцев считал одной из главных причин патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. Брадилалия может

передаваться и по наследству вместе с нарушением внутренней речи. Так же как и тахилалия, брадилалия может возникать и в результате подражания или неправильного воспитания

В клинике неврологических заболеваний брадилалия может сопровождать течение болезни Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей головного мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии.

Брадилалия характерна для некоторых психических нарушений, например, олигофрении. В этих случаях брадилалия сочетается с симптомами основного заболевания, а также брадикинезией (медленным темпом движений), общей заторможенностью.

К причинам психологического плана относятся неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих.

Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим темпераментом.

Замедленный темп речи, сходный с брадилалией, встречается у северных народов, у которых он является нормой речи.

Диагностика тахилалии и брадилалии

Лица с нарушениями темпа речи нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром.

При обследовании пациента с нарушением темпо-ритмической стороны речи необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. В ряде случаев для выяснения органической основы требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, и др.

Невролог и психолог оценят состояние интеллектуальное и психическое, выявят возможные нарушения в работе нервной системы. Логопед-дефектолог должен оценить состояние речи.

Диагностика устной речи

включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.).

Диагностика письменной речи

предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.

Наряду с диагностическим обследованием речи проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

При дифференциальной диагностике тахилалии очень важно отличать тахилалию и ее разновидности от заикания. Внешне речь при этом нарушении очень может напоминать заикание, но она заметно отличается своим темпом. При этом страх речи практически отсутствует. При привлечении внимания к речи, она значительно улучшается. Тики у лиц с тахилалией не связаны с речью, у заикающихся же сопутствующие движения возникают обычно во время речи.

В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии должного внимания к ним, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание.

При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию и тахилалию от дизартрии и заикания.

Формы и методы коррекционного воздействия при устранении темпо-ритмических нарушений у детей.

Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению темпо-ритмических нарушений речи проводится на фоне медицинского

воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Так как изменения в речи имеют под собой явную неврологическую причину, нужно чтобы работа логопеда сочеталась с неврологическим наблюдением и лечением.

Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения и все возможные меры, применяемые для стабилизации нервной системы и приведения ее в равновесие.

С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.

Родители должны помнить, что ребенку необходим строгий режим дня, поддержание спокойной атмосферы в доме и — главное — поддержка ребенка и контроль за выполнением всех заданий логопеда.

Основные направления коррекционной работы по устранению тахилалии.

При устранении тахилалии у детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется использовать методики по коррекции заикания с соответствующими изменениями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии. В целом принципы и содержание логопедической работы с детьми при заикании и тахилалии сходны.

Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования;

б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи;

г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения;

д) общего и слухового внимания к речи.

Коррекционная логопедическая работа по устранению тахилалии включает в себя:

1. Работа над постановкой правильного дыхания, контроль за звукопроизношением.

2. Формирование выразительности речи, постановка смыслового ударения, работа над лексической составляющей.

3. Устранение аграмматизмов в речи.

4. Упражнения на развитие логического мышления, внимания и слуховой памяти.

5. Работа по построению правильных связных сообщений. Спешащий ребенок не может выстроить грамотную логическую цепочку. Логопед учит его создавать рассказ по картинкам, раскладывать сюжеты в нужной последовательности.

6. Логопедическая ритмика

включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастанием трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Основой занятий является медленный темп.

Занятие включает в себя:

1. Вводные упражнения;

2. Дыхательные, голосовые упражнения;

3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, улучшающие двигательную координацию и моторную память;

4. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма;

5. Счетные упражнения в замедленном темпе;

6. Двигательные упражнения в сочетании с произнесением слов или фраз. Таким образом, ребенок просто не может ускорить произношение, пока не будет произведено определенное движение, и вынужден вырабатывать самоконтроль.

7. Специальные распевания, мелодекламацию и пение с целью улучшения ритмичности дыхания, выработки плавного речевого выдоха и речи в целом;

8. Слушание музыки;

9. Сюжетные драматизации с характерными, бальными танцами, хороводами;

10. Музыкальную самостоятельную деятельность;

11. Игровую деятельность;

12. Заключительные упражнения.

К сожалению, тахилалия относится к состояниям, которые периодические рецидивируют. Поэтому важно сохранять в доме спокойную обстановку, следить за речью ребенка и беречь его нервную систему. По мнению специалистов, важно не допустить возврата данного состояния в течение года. За это время нервная система и психика войдет в нужный режим работы.

Основные направления коррекционной работы по устранению брадилалии.

Целью коррекционно-педагогического воздействия при брадилалии служит выработка быстрых и четких речевых реакций, развитие просодической стороны речи. Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.

С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны логопедический массаж, логоритмические занятия, подвижные игры

с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, танцы и пение.

При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание: а) более быстрых и четких речевых движений в процессе речи;

б) убыстренных речевых реакций, темпа внутренней речи;

в) ускоренного темпа письма и чтения;

г) выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи и т. д) правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.

Коррекционная логопедическая работа по устранению брадилалии .

При выраженной брадикинезии необходимо в первую очередь нормализовать общую моторику: координацию, целенаправленность, ритм общих движений в более ускоренном темпе, формировать ручной праксис; развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения внимания с объекта на объект, восприятие и воспроизведение ритмов и т. д. По мере нормализации моторики включать речевой материал.

Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.

Основные упражнения:

· Произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.)

· Слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком;

· Чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения;

· Работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи;

· Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе;

· Выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия логопедической ритмикой:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки.

2. Счетные упражнения, помогающие контролировать темп выполняемых движений и облегчающие детям удерживать нужный темп в речи. 3. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.

4. Ритмические упражнения, связанные с такими динамическими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte — средней силы, forte — сильно.

5. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п.

6. Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

7. Подвижные игры: несюжетные и сюжетные.

Несюжетные игры

типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т.п.

Сюжетные подвижные игры

отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

8. Музыкальная самостоятельная деятельность детей: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные движения — рубят дрова, скачут на

лошади, боксируют и т. д. Затем с помощью логопеда и самостоятельно исполняют творческие композиции: народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, галоп).

9. Игра на музыкальных инструментах: струнных и ударных. 10. Воспроизведение простых и сложных ритмических структур.

Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, страдающими брадилалией и особенно брадикинезией. Рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа речи. Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.

Заключение

Развитие темпо-ритмических способностей способствует общему развитию речи, умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с тяжёлыми нарушениями речи .

Важная роль в коррекции нарушения темпа речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не в меньшей степени помощь нужна их родителям.

При брадилалии в первую очередь необходимо нормализовать общую моторику− это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка ручную моторику. Также, следует уделить внимание занятиям по логопедической ритмике.

При преодолении тахилалии необходимо воспитание медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; медленного ритмического чтения; спокойной, ритмически упорядоченной речи; здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; общего и слухового внимания к речи.

Преодоление баттаризма и полтерна требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

Литература:

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание М. : Академия, 2003. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2016.

2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С.

3. Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.

4. Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. 2022. Т. 8. № 5.

5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997.

6. Светозарова Н.Д.. Физиология речи. Восприятие речи человеком, М., 1976.

7. Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, №5.

Диагностика

Обследование детей с тахилалией включает осмотр невролога, психолога и логопеда-дефектолога. Невролог оценивает работу центральной нервной системы, выявляет возможные нарушения, проводит необходимые диагностические исследования (ЭЭГ, МРТ, Эхо-КГ) для определения причины патологии.
Психолог работает с психоэмоциональными характеристиками, оценивая поведение, уровень самоконтроля, состояние сенсорной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Логопед анализирует функциональность речевого аппарата, исследуя:

  • особенности звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи;
  • темпо-ритмические характеристики речи;
  • скорость устного и письменного воспроизведения информации, полученной на слух или зрительно;
  • особенности расстановки пауз, ударения в словах;
  • тембральные изменения голоса при разговоре;
  • качество речевого дыхания.

Немаловажную роль в диагностике играет тщательный сбор анамнеза, который включает особенности внутриутробного развития и первых лет жизни ребенка, перенесенные травмы, заболевания и оперативные вмешательства, условия окружения и социального воспитания.

Коррекция тахилалии

В современной практике в отношении нейропсихических расстройств используется комплексный терапевтический подход, в который входят:

  • средства медикаментозной поддержки;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • логопедические занятия;
  • психологические консультации.

Основной упор делается на логопедические методики, целью которых является выработка навыков спокойной, плавной речи с определенной ритмичностью и адекватной эмоциональной окраской. Занятия проводится в виде индивидуальных уроков и коллективных тренингов, при этом акцент делается именно на совместную терапию. Взаимодействие с другими пациентами одного возраста со схожим расстройством помогает детям учиться самоконтролю и дисциплинировать друг друга, что благоприятно сказывается на терапии в целом. В качестве методик выступают:

  • речевые зарядки;
  • чтение по ролям;
  • логоритмические упражнения, в которых ребенку необходимо говорить или читать в определенном темпе, ориентируясь на звуковые или зрительные сигналы;
  • вопросно-ответная форма беседы;
  • словесные выступления перед другими участниками терапии;
  • прослушивание образцов правильной речи.

Коррекция тахилалии – достаточно медленный процесс, требующий от 4 до 12 месяцев систематических занятий. При рецидивах назначается повторная курсовая терапия.

Коррекционная работа при тахилалии

Меры по коррекции тахилалии должны быть применены комплексные. Так как изменения в речи имеют под собой явную неврологическую причину, нужно чтобы работа логопеда сочеталась с неврологическим наблюдением и лечением. Для исправления нарушений в работе нервной системы, как правило, назначается медикаментозное лечение. Нелишними в данной ситуации будет физиотерапия, лечебная физкультура и все возможные меры, применяемые дома, для стабилизации нервной системы и приведения ее равновесие. Родители должны помнить, что ребенку необходим строгий режим дня, поддержание спокойной атмосферы в доме и — главное — поддержка ребенка и контроль за выполнением всех заданий логопеда.

Профилактика

При соблюдении рекомендаций наблюдающих специалистов и адекватной работе родителей в домашних условиях расстройство можно значительно купировать. Исход терапии во многом зависит от формы тахилалии, наличия сопутствующих неврологических заболеваний, условий окружения ребенка и других индивидуальных факторов.
Способов предупреждения речевых нарушений, стопроцентно гарантирующих защиту, не существует.

К мерам профилактики тахилалии можно отнести:

  • предупреждение внутриутробных инфекций, родовых травм, ушибов и повреждений головного мозга;
  • обязательная вакцинация от заболеваний, способных привести к нейроинфекции;
  • адекватное речевое воспитание;
  • своевременное лечение нервно-психических нарушений.

Узнать более подробно, что такое тахилалия у детей, и записать ребенка на диагностику в Москве можно в клинике «СМ-Доктор».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]