Техники коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста


Техники коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста

Сутурина Э.В., Черепенникова М.В. Техники коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста// Совушка. 2022. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 03.01.2022).

Заказ № 53263

Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду, говорит, как бы захлебываясь, иногда заикаясь, отмечается нарушение логического ударения. Иными словами, несформирована плавность речи, её темпо-ритмичность.

Эти проблемы успешно решаются упражнениями, направленными на развитие чувства ритма: логоритмика и логопластика.

Система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, называют логоритмикой. Логопластика объединяет в себе два понятия: создание словесного образа и пластического движения, без ритмизированных действий, сопряжённых с рифмовкой.

Спектр этих упражнений весьма широк: от коррекции речевых нарушений, развития речевого дыхания, до координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, развития моторной координации, произвольности поведения.

Эти техники успешно используют не только учителя-логопеды, но и воспитатели дошкольных учреждений различных возрастных групп на занятиях по развитию речи, физической культуры, музыки, изобразительной деятельности.

Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

В ритмике используются:

Физические упражнения Несложные элементы танца Сюжетно-образные движения
— Основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки),

— Общеразвивающие (без предметов и с предметами)

— Строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения)

— Зафиксированные (имеют авторскую композицию движений);

— Свободные (движения, придуманные детьми);

— Характерные (танец зайчат);

— Сюжетные (рассказ, где в движении передается содержание);

— Парные (строятся на основе движений, ходьбы и бега);

— Танцы с пением (координируют пение с движением).

Имитация характерных повадок животных и птиц, и т.д.

Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Ритм речи определяется как регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функцию [1, с.6].

В своей работе педагоги дошкольных учреждений используют следующий ряд приёмов, направленных на формирование чувства ритма и темпа речи детей:

1. Музицирование со звучащими жестами;

2. Игры со звуками;

3. Речевое музицирование или речевые ритмичные упражнения;

  1. Импровизированное движение;

5. Игроритмика и игрогимнастика с элементами креативного тренинга.

1. Музицирование со звучащими жестами — это ритмичная игра звуками своего тела, или на его поверхностях:

— хлопки (звонкие — всей ладонью, тихие — согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.)

— шлепки (по коленям, по бёдрам, по бокам, по груди);

— притопы (всей стопой, пяткой, носком);

— щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам)

Например, Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп, хлоп, хлоп!

Хлопают в ладоши
Здравствуйте, ножки

Топ, топ, топ!

Топают ногами
Здравствуйте, щечки

Плюх, плюх, плюх!

Указательными пальчиками похлопывают по щекам
Пухленькие щечки Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки

Чмок, чмок, чмок!

Имитируют поцелуйчики
Здравствуйте, зубки

Чок, чок, чок!

Стучат зубками
Здравствуй наш носик

Пип, пип, пип!

Нажимают на носик
Здравствуйте малышки

Всем привет!

Машут рукой

2. Игры со звуками направлены на развитие фонематического слуха и восприятия. Эти игры используются как на развитие неречевого слуха (узнавание на слух звуки природы, запоминание ритма, тона) и речевого слуха (различение и правильное называние фонем).

3. Речевое музицирование или речевые ритмичные упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха.

Метод и техника многократного повторения ритмической фигуры мелодической фразы или гармонического оборота называется остинато.

Ритм, заключённый в словах, фразах, можно передавать не только звучащими жестами, но и с помощью шумовых инструментов (наполненные крупой, песком киндер-сюрпризы, кирпичики, колокольчики, карандаши и т.д.).

Упражнение с ри [2]

(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)

Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками
Вот Передаем соседу справа
Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками
Чуточ-ку Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси 2 раза стучим перед собой палочками
Меня Передаем соседу справа
Рыбак Берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

Повторить все движения в левую сторону.

Затем повторить в 2 раза быстрее

Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше

Речь и движение тесно связаны между собой. Дети неосознанно, декламируя стихи раскачиваются в такт, или крутят деталь одежды, тем самым, помогая себе четко произнести ритмичный тест. Педагог, зная о том, что упражнения, в которых ритмично произносимые слова, сопровождающиеся жестами, способствуют установлению речедвигательной координации, развитию полиритмического слуха и метроритмического чувства. Комплексное использование ритмической речи и движения воспринимается детьми легко. Они с удовольствием повторяют эти упражнения.

  1. Импровизированное движение – это творческое, игровое и самостоятельное проявление своего восприятия музыки. Важно, чтобы эта музыка была не знакома детям, и движения созданы детьми самостоятельно в момент прослушивания, отображая характер произведения, на темп, ритмическую основу, эмоциональную окраску.

5. Игроритмика и игрогимнастика с элементами креативного тренинга направлены на развитие зрительного и слухового внимания, ориентировку в пространстве, координацию, точность и выразительность макродвижений.

Речедвигательная игра «Лужица»

На полу круг из веревки. Дети стоят с внешней стороны круга и выполняют действия с педагогом в соответствии с русской народной песней «Ай-гу-гу-гу»

Ай-гу-гу-гу, Ай-гу-гу-гу

Ходят ноги по двору

Ходят по кругу, размахивая руками, изображая голубей
Во дворе-то лужица –

Голова закружиться!

Прыгал, прыгал и скакал.

Прыгают на двух ногах с внешней стороны лужи друг за другом
Прямо в лужицу попал! Впрыгивают в круг
Прыг-скок, поворот Прыгают 2 раза, поворот
И из лужицы – оп! На слово «Оп» — выпрыгивают из круга

Ритмические упражнения развивают у детей ловкость, координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точности движений, ориентацию в пространстве, поэтому педагоги используют их в процессе физического воспитания дошкольников.

Ритмический ряд также реализуется в изобразительной деятельности в процессе обучения рисованию и аппликации. Это повторение, основанное на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Так, например, в рисовании необходимо развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки. А в старшем возрасте – изображение простых и сложных орнаментов.

На занятиях изобразительной деятельности, формируя чувство ритма у дошкольников, педагог использует наглядные и словесные методы и приемы. Наглядность способствует развитию зрительно-чувственной основы изобразительной деятельности, а слово помогает правильно передать воспринятое изображение. В соответствии с темой занятия подбирают стихотворение, передающее ритм изображаемого явления. Например, при рисовании дождика можно использовать такое стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветок, на листок,

Кап, кап, кап!

Длинные штрихи — линии
На дорожку на лужок,

Кап, кап, кап!

Короткие, отрывистые
Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап …

Длинные штрихи — линии

Список использованных источников:

1. https://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-6.shtml#book_page_top

2. https://kladraz.ru/blogs/olga-andrevna-ilicheva/razvitie-chuvstva-ritma.html

Глоссарий

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных отделов коры левого полушария головного мозга (центр Брока). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям (непроизвольным повторам слов, слогов, которые являются следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой).

Нарушение экспрессивной речи. При грубой патологии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Утрачивается способность повторять серию звуков или слогов (повторяет звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения). Отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога (например, от слоговой подсказки «мо», вместо слова «молоко» произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.).

Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (из слов «стол» и «ложка»).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляются предлоги, флексии существительных (аграмматизм типа «телеграфного стиля»).

При третьем варианте не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется инертность в выборе слов (в высказывании — длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии).

При четвертом варианте речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим: речь грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и логическое ударение. В отличие от афферентной моторной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не нарушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится монотонной. Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение чтения и письма: выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание уже выбранных букв разрезной азбуки. Возникает безуспешная перестановка букв в слове, даже очень коротком, с трудом находится нужный порядок букв. Нередко больные не могут найти нужную букву, правильно произнося весь звуковой состав слова. В более легких случаях больные могут записать слово со слуха, пропуская буквы в стечениях согласных (поскольку внутреннее проговаривание стечения согласных является сложным моторным актом), переставляя буквы и слоги. Часты персеверации букв из предыдущих слов, персеверации одного и того слога: машина — «машишина», молоко — «момолоко».

На поздних этапах восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин выявляется аграмматизм, выражающийся в трудностях согласования слов в предложении. При «телеграфном стиле» могут быть сохранными чтение, запись существительного и коротких фраз под диктовку, а позже самостоятельная запись названий предметов, но недоступно самостоятельное, грамматически правильно оформленное письменное составление фраз. При нарушении лишь ритмико-мелодического компонента речи письменная речь и чтение остаются сохранными.

Нарушение импрессивной (рецептивной) речи: нарушения вторичны, т.к. больные не могут опираться на внутреннее проговаривание воспринимаемого вербального материала. При незначительном убыстрении темпа обращённой речи возникают затруднения. В случаях расстройств грубой степени наблюдается отчуждение смысла слова даже на объёме единично предъявляемых слов. Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок.

Причины речевых патологий

В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:

  • Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
  • Наследственность, врожденные особенности темперамента.
  • Подражание скороговорению окружающих, ошибки в воспитании — такая речь чаще всего встречается у неуравновешенных и возбудимых детей.

Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:

  • Доминирование торможения над возбуждением в речевых зонах коры головного мозга.
  • Такая особенность внешней и внутренней речи может передаваться по наследству.
  • Патология появляется в результате подражания ребенком неправильных образцов речи окружающих.

Причинами заикания могут быть:

  • Непосильная речевая нагрузка (разучивание больших по объему стихотворений, запоминание текстов, не соответствующих возрасту, запоминание трудных и малопонятных слов).
  • Частые наказания детей, внезапный и сильный испуг, психические травмы из-за неправильного воспитания.
  • Излишне ускоренная речь из-за подражания членам семьи, застревание во время речи на отдельных звуках;
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.

Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]