Научный стиль речи — характеристика, основные черты и признаки


Исторический экскурс

В Древней Греции привилегированное сословие использовало особую терминологию, которую не понимали обычные люди. Именно к этому времени специалисты относят появление первых признаков научного стиля. Все термины называли только на латыни, но со временем ученые стали детали переводы на другие языки.

Узкопрофильные сферы деятельности начали расширяться. Изначально научный стиль речи мало отличался от художественного, но со временем у него начали появляться характерные черты, стилистика стала четкой и сжатой.

В качестве примера можно вспомнить негативный отзыв Декарта о работах Галилея. Французский философ и математик считал, что итальянский физик склонен использовать в тексте большое количество художественных средств. Подобного мнения придерживался и Кеплер. Долгое время эталоном стиля были работы Исаака Ньютона. Все старались подражать ему в своих трудах.

В Российском государстве стиль для научных работ начал складываться только в начале XVIII века. В его развитии особенно помог Михаил Ломоносов, который выработал определенные характеристики стиля.

Окончательно процесс формирования завершился в XIX веке и был сопряжен с деятельностью крупных ученых. Сегодня стиль научных работ имеет ряд признаков, которые позволяют легко выделять его среди других стилей русского языка:

  1. Логичность — все части текста имеют строгую последовательность и заканчиваются выводом. Предложения связываются повторяющими существительными и указательными местоимениями. Также на последовательное изложение указывают наречия, союзы, вводные слова.
  2. Точность — все слова применяются только в прямом смысле. Широко используется терминология. Ключевые фразы могут многократно повторяться.
  3. Объективность — описываются результаты экспериментов и закономерности, которые были выявлены.
  4. Обобщенность — при написании текста автор применяет абстрактные понятия, которые практически невозможно представить, почувствовать, понять.

При необходимости текст иллюстрируют графиками, диаграммами, схемами. Можно применять формулы, расчеты, делать таблицы. Задача автора — полностью раскрыть тему.

История возникновения

Научный стиль возник сравнительно недавно. И формирование его еще не закончено. Можно было бы предположить, что этот стиль возник одновременно с наукой, то есть тогда, когда философы и ученые древности начинали систематизировать опыт в различных областях. Но это не так.

При ближайшем рассмотрении легко понять , что научные труды времен Платона и Аристотеля отличались совершенно несвойственной научному стилю эмоциональностью и субъективностью.

Это объясняется тем, что накопленный опыт был столь мал, что не требовал еще для описания использования функциональной терминологии. Появление отдельного стиля связывают с александрийским периодом, когда в греческом языке уже образовалось достаточное количество специальных терминов, позднее пришедших из греческого и в другие языки.

В средние века европейская наука была тесно связана с религией и говорила с ней на одном языке.

Латынь — язык средневековых ученых и богословов. Это во многом определило дальнейшее развитие специальной терминологии во всех областях науки.

В Европе окончательное отделение научного стиля от художественного можно отнести к эпохе возрождения.

Именно в этот период ученые в стремлении к точности и лаконичности абстрактно- логического описания явлений отходят от использования эмоциональных художественных средств языка.

В России данный стиль берет начало в первой половине 18 века, В трудах М.Ю. Ломоносова, С.П. Крашенникова, И.И. Лепехина и других, опупликованных Российской академией. Окончательно приобрел знакомые современные черты научный стиль русского языка к середине 19 века.

Особенности стиля

Для научных текстов нехарактерно применение восклицательных предложений и высказывание субъективного мнения. Не допускается использование эмоционально окрашенных слов, недостоверных фактов, оскорблений.

Жанры научного стиля — монография, статья, рецензия, учебник, сообщение на научной конференции и т. д. Все эти жанры можно объединить в одну группу — первичную, т. е. тексты, которые были созданы автором впервые. На основе научных работ создают вторичные тексты — реферат, доклад, конспект и другие.

Выделяют несколько подстилей научного стиля:

  1. Собственно-научный — ориентирован на ученых. Используется для написания диссертаций, статей, докладов и т. п.
  2. Научно-учебный — для учащихся школ и других учебных заведений. Материал должен быть изложен понятно и подаваться по принципу «от простого к сложному». Применяется для написания учебников и других пособий.
  3. Научно-популярный — для обычных людей. Многие сведения подаются в общей, доступной для всех форме. Автор делает значительные упрощения информации, дает определения терминов, которые сопровождаются простыми примерами. Используется для написания детских энциклопедий, научно-популярных книг и т. п.
  4. Научно-технический — ориентирован на специалистов технического профиля. С его помощью описывают умения и навыки, которые были получены практическим путем. Сопровождается справочной информацией в виде статистики и других характеристик.

У стиля выделяют несколько функций. Первая — это описание мира как объекта познания, вторая — изложение данных, которые были получены путем исследования, третья — воздействие на читателя. Текст должен побуждать интересоваться научными сведениями и достижениями.

Иногда такой стиль путают с деловым, который имеет свои особенности. Он предполагает краткое изложение материала и предназначен для оформления разных документов. Научные публикации подразумевают наличие не только информации, но и доказывающих ее фактов.

История научного стиля

Предмет:Языкознание
Тип работы:Доклад
Язык:Русский
Дата добавления:07.02.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Современный русский речевой этикет
Язык и стиль писателя
Словотворчество футуристов
Языковые штампы и клише

Введение:

Исключительная роль, которую играет язык в научном понимании и развитии мира, определяет философское значение его анализа. Литературный язык претерпел длительную эволюцию, в нем сформировались различные стили. Один из них научный.

Каждый стиль появляется в свое время — когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Внешний вид научного стиля разный в разных странах.

Так, в средние века, в эпоху феодализма, латынь была «изученным языком» Западной Европы — международным языком науки. С одной стороны, это было удобно: ученые, независимо от их родного языка, могли читать работы друг друга. Но, с другой стороны, эта ситуация помешала формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому его развитие шло в борьбе с латынью. На основе национальных языков были сформированы средства, необходимые для выражения научных позиций, мыслей.

Начало формирования языка русской науки восходит к первой трети XVIII века. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд работ на русском языке. В 30-х годах XVIII в. Язык научных книг был наиболее обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных ученых, как М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, П.И. Рычков И.И. Лепехин и другие.

Основная задача научного стиля — донести информацию, донесенную до читателя, предельно четко и точно. И это лучше всего достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувствам.

Научно-техническая революция также изменила характер исследований. Научные проблемы сейчас решаются, как правило, усилиями не отдельных людей, а коллективов ученых и инженеров. И это приводит к тому, что современный метод научного изложения можно определить как коллективный или формально-логический, в котором нет места для эмоциональности.

Сфера научного стиля очень широка. Это один из стилей, который оказывает сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

Рассмотрим в этой работе больше вопросов, связанных с понятием научного стиля литературного языка, его форм и функций.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК: КОНЦЕПЦИЯ И СТИЛИ

Прежде чем говорить о научном стиле литературного языка, мы даем определение литературного языка.

Литературный язык — это обработанная форма общенационального языка, который в большей или меньшей степени имеет письменные стандарты. Другими словами, это язык всех проявлений культуры, выраженный в словесной форме.

Литературный язык всегда является результатом коллективной творческой деятельности. Понятие «фиксированность» норм литературного языка имеет определенную относительность (при всей значимости и стабильности нормы она подвижна во времени). Без развитого и богатого литературного языка невозможно представить развитую и богатую культуру народа. В этом большое социальное значение самой проблемы литературного языка.

У лингвистов нет единого мнения о сложной и многогранной концепции литературного языка. Некоторые ученые предпочитают говорить не о литературном языке в целом, а о его разновидностях: либо письменно-литературный язык, либо разговорно-литературный язык, либо язык художественной литературы и т. д.

Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соответствующие понятия.

Литературный язык является собственностью каждого, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорной форме. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя он обычно ориентирован на одни и те же нормы, содержит много индивидуального, неприемлемого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и художественного языка оказалась разной.

Существует разница между литературным языком и национальным языком. Национальный язык появляется в форме литературного языка, но не каждый литературный язык сразу становится национальным языком. Национальные языки, как правило, формируются в эпоху капитализма.

О русском литературном языке можно говорить с начала 17-го века, в то время как он становится национальным языком в первой половине 19-го века, в эпоху А.С. Пушкин.

Понятие литературного языка обычно взаимодействует с понятием языковых стилей, которые существуют в границах каждого литературного языка.

В современных литературных языках обычно различают пять стилей: разговорный, научный, формальный бизнес, журналистский и художественный. Каждый из этих стилей имеет свои особенности, которые отличают его от других стилей, например, стандартизация, включение аббревиатур, аббревиатур в тексте типично для служебно-делового стиля; в художественном стиле используются языковые средства, которые наряду с логическим значением имеют выразительный и эмоциональный тон; научный характеризуется насыщенностью терминологией (до четверти текста), «сухостью» языка изложения и т. д.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Научный стиль — стиль литературного языка, который имеет ряд особенностей — таких как предварительное отражение высказывания, монологический характер, строгий выбор языковых инструментов, тяготение к нормализованной речи. Научная речь характеризуется такими стилистическими особенностями, как логика, строгий акцент на наглядности, точности, ясности, объективности, абстрактности, «абстрактном обобщении», кратком изложении, интеллекте и некоторых других.

Научный стиль — не прихоть, а обязанность. Среди ученых и ученых уже давно принято, что все научные тексты должны быть написаны в определенном строгом стиле. Это связано, прежде всего, с необходимостью избегать неясностей и неясностей определенных научных концепций. Стиль научной работы в конечном итоге определяется их содержанием и целями научного послания: точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, определить закономерности исторического развития и т. д.

Написана оригинальная форма существования научной речи, что объясняется ее определяющим атрибутом, таким как концептуальное отражение реальности, логика изложения. Научная речь должна быть строго доказательной, аргументированной. Настоящая научная презентация, независимо от того, насколько важны устные споры по научным темам, прямое обсуждение определенных аспектов или результатов работы, в основном сосредоточена на письменной речи, о чем ясно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементы письменного представления (для написания формул, демонстрационных таблиц, диаграмм и т. д.).

Понятия, которыми оперирует научное мышление, обычно выражаются многокомпонентными структурами, характерными для письма. Это связано с тем, что письменная форма более удобна и надежна в том смысле, что выявляет малейшие информативные неточности, логические нарушения, не относящиеся к повседневному общению и научному, которые могут привести к самым серьезным искажениям истины. Как правило, научные отчеты, сообщения сначала пишутся, вырабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или, по крайней мере, составляют план тезисов.

Научные тексты оформляются в виде отдельных готовых произведений, структура которых подчиняется законам жанра.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Научный стиль имеет ряд общих черт, которые проявляются независимо от характера определенных наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказываний (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что позволяет поговорим о специфике стиля в целом. В то же время вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии и математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой отношений между частями изложения, стремлением авторов к точности, лаконичности, однозначности при сохранении богатства содержания.

Логика — это наличие семантических связей между последовательными единицами текста.

Только такой текст имеет последовательность, в которой выводы вытекают из содержания, они последовательны, текст разделен на отдельные семантические сегменты, отражающие движение мышления от конкретного к общему или от общего к частному.

Ясность, как качество научной речи, подразумевает понятность, доступность. С точки зрения доступности, научные, академические и научно-популярные тексты различаются по материалу и по тому, как они написаны на языке.

Точность научной речи подразумевает недвусмысленное понимание, отсутствие несоответствия между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, выразительные средства; Слова используются в основном в прямом смысле, частота употребления терминов также способствует уникальности текста.

Строгие требования к точности научного текста ограничивают использование инструментов изобразительного языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. д. Иногда такие инструменты могут проникать в научные работы, поскольку научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательство. Иногда образные средства необходимы для реализации требований ясности, ясности изложения.

Эмоциональность, как и выразительность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» представления научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызвать у читателя определенные чувства, но не как ответ на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие работает независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к представленным событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «Я» — не дань этикету, а проявление абстрактно-обобщенной линии стиля научной речи, отражающей форму мышления.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Однако не следует переоценивать степень этого насыщения: в среднем терминологический словарь обычно составляет 15-25 процентов от общего словарного запаса, используемого в работе.

Большую роль в стиле научной работы играет использование абстрактной лексики.

Словарь научной речи состоит из трех основных слоев: общие слова, общенаучные слова и термины. В любом научном тексте общий словарный запас составляет основу изложения. Прежде всего, выбираются слова с обобщенным и абстрактным значением (бытие, сознание, фикс, температура). С помощью общенаучных слов описываются явления и процессы в различных областях науки и техники (система, вопрос, значение, обозначение). Одной из особенностей использования общенаучных слов является их многократное повторение в узком контексте.

Термин — это слово или фраза, которые точно и однозначно называют объект, явление или концепцию науки и раскрывают его содержание. Термин несет в себе большое количество логической информации. В толковых словарях термины сопровождаются обозначением «особый».

Морфологическими признаками научного стиля являются преобладание существительных, широкое использование абстрактных существительных (время, явления, изменения, состояние), множественное использование существительных, которые не имеют множественного числа в обычном использовании (ценность, сталь … ), использование единственного числа существительных для обобщенных понятий (береза, кислота), использование почти исключительно форм настоящего в бесконечном смысле, что указывает на постоянную природу процесса (выделяется Paiute).

В области морфологии наблюдается использование более коротких форм (что соответствует принципу сохранения языковых средств), объективный характер изложения, использование «мы» вместо «я», пропуск местоимений, сужение круга личных форм глагола (3 человека), использование форм пассивного причастия прошедшего времени, взаимно безличных, безлично-предикативных форм (мы разработали; можно утверждать, что …).

В научном стиле, логическом, доминирует синтаксис книги. Сложные и сложные конструкции, повествовательные предложения, прямой порядок слов являются типичными. Логическая определенность достигается через подчиненные союзы (потому что, поскольку …), вводные слова (во-первых, поэтому).

Для соединения частей текста используются специальные средства (слова, фразы и предложения), указывающие последовательность развития мыслей («в начале», «потом», «потом», «прежде всего», «предварительный»). »И т. д.), Связь предыдущей и последующей информации (« как указано »,« как уже упоминалось »,« как ои т. д.) О причинно-следственных связях (« но »,« поэтому », «Из-за этого», «поэтому», «в связи с тем, что», «в результате этого» и т. д.), Переход к новой теме («мы рассмотрим сейчас», «мы приступим к рассмотрению рений »и т. д.), о близости, идентичности предметов, обстоятельствах, знаках (« он »,« тот же »,« такой »,« так »,« здесь »,« здесь »и т. д.).

Среди простых предложений широко распространен дизайн с большим количеством зависимых, последовательно нанизанных существительных в форме родительного падежа.

ВИДЫ И ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Существует три разновидности (подстиля) научного стиля: научный подстиль; научный и образовательный стиль; научно-популярный стиль.

В рамках научного жанра выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и т. д. Жанр отличается в целом строгой академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этот подстиль противопоставлен научно-популярному подстилю. Его функция заключается в популяризации научной информации. Здесь автор-специалист обращается к читателю, который недостаточно знаком с этой наукой, поэтому информация представлена ​​в доступной, а зачастую и в развлекательной форме.

Особенностью научно-популярного подстиля является сочетание в нем особенностей полярного стиля: логики и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы, в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других научных средств.

Научно-образовательный субстрат сочетает в себе особенности собственно научного субстрата и научно-популярной экспозиции. С самим научным стилем это связано терминологией, последовательностью в описании научной информации, логики, доказательств; с научно-популярной — доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научного и образовательного стиля относятся: учебник, лекция, отчет о семинаре, ответ на экзамен и т. д.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о конференции, симпозиуме, конгрессе), устная презентация (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный доклад. Эти жанры первичны, то есть созданы автором впервые.

Вторичные тексты, то есть тексты, составленные на основе существующих, включают в себя: абстрактный, абстрактный, абстрактный, абстрактный, абстрактный. При подготовке вторичных текстов информация свернута, чтобы уменьшить объем текста.

Жанры образовательного и научного стиля включают лекцию, доклад о семинаре, курсовую работу, реферат.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного познания, разных сфер человеческой деятельности. Сначала стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда греческая терминология начала создаваться на греческом языке, что распространило его влияние на весь тогдашний культурный мир.

Впоследствии он пополнился ресурсами латинского языка, ставшего международным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к краткости и точности научного описания, свободного от эмоциональных и художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отражению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов происходило постепенно. Известно, что изложение слишком большого количества произведений искусства Галилеем раздражало Кеплера, и Декарт обнаружил, что стиль научных доказательств Галилея был чрезмерно «выдуман». Впоследствии логическая экспозиция Ньютона стала примером научного языка.

В России научный язык и стиль начали формироваться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики начали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого столетия благодаря труду М.В. Ломоносов и его ученики в формировании научного стиля сделали шаг вперед, но окончательно оно сложилось во второй половине XIX века наряду с научной деятельностью крупнейших ученых этого времени.

После Ломоносова развитию и обогащению русского терминологического словаря в различных отраслях точных и гуманитарных наук способствовали русские ученые, которые жили в последующие десятилетия того же столетия, например, акад. И.И. Лепехин (1740-1802) — в основном в области ботаники и зоологии; Акад. Н.Я. Озерецковский (1750-1827) — в области географии и этнографии. Обогащение научной терминологии проводилось этими учеными в основном благодаря соответствующим русским названиям видов животных, растений и т. д., используемых в местных народных говорах. Научный стиль русского литературного языка, фундамент которого был заложен в творчестве Ломоносова, продолжал совершенствоваться и развиваться.

Вывод:

Научный стиль — стиль литературного языка, который имеет ряд особенностей — таких как предварительное отражение высказывания, монологический характер, строгий выбор языковых инструментов, тяготение к нормализованной речи. Научная речь характеризуется такими стилистическими особенностями, как логика, строгий акцент на изложение, точность, ясность, объективность, абстрактность, «абстрактное обобщение», краткое изложение, интеллектуальность и ряд других.

Научный стиль имеет ряд общих черт, которые проявляются независимо от характера определенных наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказываний (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что позволяет поговорим о специфике стиля в целом.

Научный стиль является одним из стилей книг литературного языка, которые имеют ряд общих условий работы и лингвистических особенностей, таких как предварительное отражение высказывания, его монологическая природа, строгий выбор языковых средств и склонность к нормальному речь. Научный стиль обслуживает научную и научно-педагогическую сферу, технологии.

Основной функцией научного стиля является передача логической информации и доказательств ее истинности, а зачастую и новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считается активация логического мышления читателя (слушателя).

Существует три разновидности (подстиля) научного стиля: научный подстиль; научный и образовательный стиль; научно-популярный стиль.

Лингвистические характеристики

У каждого стиля можно выделить основные характерные черты — лексические, морфологические, синтаксические. К языковым особенностям научного стиля относят использование определенной лексики.

Его отличительные черты:

  • слова употребляются только в прямом смысле;
  • не применяются художественные средства выразительности — метафоры, гиперболы, эпитеты и т. п. ;
  • используются абстрактные предложения и терминология.

В тексте могут использоваться три группы слов — имеющие стилистическую нейтральность, общенаучные и узкоспециальные. Употребление терминов зависит от подстиля и аудитории. Например, в научно-популярных книгах нежелательно использовать большое количество специальных слов и допускается упрощенное изложение информации.

Особенности морфологии:

  • малое количество глаголов первого и второго лица единственного числа;
  • большое количество глаголов настоящего времени и отглагольных существительных;
  • прилагательные используются редко.

Синтаксические особенности позволяют выделить научный стиль среди других. К этой группе могут относиться такие черты, как использование особых оборотов, например, по опыту или по Ньютону. В качестве вводного слова нередко применяется «далее». Для логического связывания предложений используют:

  • «соответствующий»;
  • «известный»;
  • «данный» и т. п.

Употребляется большое количество сложных предложений сложноподчиненного типа. С их помощью делают обобщения или описывают какие-то явления. Для логической связи предложений используются союзы.

В тексте обязательно используются отсылки на работы других ученых, особенно если автор хочет показать разные точки зрения на одну проблему. В состав предложений входят причастия, деепричастия.

Публицистический стиль

Публицистический стиль связан, прежде всего, с общественно-политической сферой и является стилем средств массовой информации. Его основные функции – информирование, воздействие и просвещение. Он включает в себя четыре подстиля: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический. Из-за своей неоднородности и разнообразия задач публицистический стиль плохо поддаётся унифицированному описанию. Поэтому мы отметим только наиболее общие черты.

Устная речь

Научный стиль речи используется не только для написания работ. Его широко применяют в устной речи. Он используется при выступлениях на конференциях, симпозиумах, семинарах. В таком случае стиль сохраняет свои основные черты — точность, логичность, объективность и абстрактность.

В устной речи выделяют несколько жанров. При монологе человек не учитывает реакцию другого лица. Разновидности монолога — доклад, сообщение, защита курсовой или выпускной квалификационной работы.

Устная речь может быть представлена и в виде диалога. Например, научное сообщество может проводить дискуссию. В таком случае происходит обсуждение какого-то спорной темы. Не стоит путать ее с научной беседой. Для такой разновидности характерно спокойное обсуждение прослушанного сообщения. Люди могут обменяться мнениями, дополнять информацию.

Есть еще два типа устной речи — лекции. Учебные лекции проводятся для того, чтобы у слушателей появились знания в профессиональной области. Есть еще популярные лекции, которые ориентированы на получение информации. Они проводятся эпизодически и подаются в упрощенной форме.

В русском языке есть разные речевые стили. Каждый из них выполняет свои задачи и используется в определенных условиях. Научный встречается в диссертациях, докладах, специализированных книгах и других работах. При использовании такого стиля важно придерживаться вышеуказанных правил.

Манера изложения научного текста

В зависимости от тематики материала терминология и манера изложения, естественно, отличаются. Не могут быть тексты по физике и по философии быть слишком похожими.

Но всегда сохраняется набор общих черт, которые всегда присутствуют в научном тексте, будь то статья, учебник или монография.

Что касается устного текста, например, доклада на конференции, это:

  1. Научный текст всегда обезличен. Он никогда не пишется от первого лица.
  2. Это сухое безэмоциональное, максимально формализованное изложение, лишенное образных средств языка.
  3. Содержит обилие терминов.
  4. Не допускается использование разговорной лексики.

Для письменного текста все вышеизложенное также справедливо. Но помимо этого письменные тексты характеризуются использованием таблиц, графиков и диаграмм.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]