Разновидностей стилей текста в русском языке много. Одним из них является художественный стиль речи, который используется в литературной сфере. Для него характерно воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей самого автора, применение богатой лексики, эмоциональная окраска текста. В какой же области он применяется, и каковы его основные особенности?
Основные функции
Художественные тексты люди создавали ещё много веков назад. Такие произведения были особенными, они передавали то, как автор видит реальность. Со временем приёмы развивались и совершенствовались, но функция стиля оставалась прежней. Он был призван донести до читателя авторское видение мира — реального или вымышленного.
Первоначально слово «стиль» (устар. «стель») означало тонкую палочку для письма или создания графики. Впоследствии так стали называть карандаш. Благодаря стилю писатель получает неограниченные возможности, позволяющие выразить тончайшие смысловые оттенки, передать свои мысли и вызвать у читателя определённое эмоциональное состояние. В рамках этого направления автор обогащает письменную речь средствами выразительности. Социальные функции, которые выполняет стиль:
- Воздействующая. Произведение заставляет сопереживать, негодовать, радоваться и испытывать другие эмоции.
- Коммуникативная. Автор художественных произведений, в отличие от публициста, обращается не к безликой аудитории, а к «своему» читателю, с которым говорит на одном языке. Между автором и тем, кто читает книгу, завязывается своеобразный диалог. Писатель доносит своё видение мира и рассчитывает на понимание.
- Информативная. Из художественных текстов люди получают немало информации о причинах и следствиях явлений и событий, закономерностях развития мира, нравственных законах, по которым строятся отношения между людьми, и о многом другом.
- Эстетическая. Эта функция подчиняет себе остальные. Автор воспроизводит в тексте действительность, используя сложную систему образов (люди, вещи, явления и прочее).
Цель стиля состоит в том, чтобы вызвать определённые эмоции у читающего. Их можно достигнуть, если произведение выполняет свои функции. Их всего три:
- Образно-познавательная. Применяя эмоциональный компонент, писатель рассказывает о чём-либо. Читающий познаёт мир с помощью системы образов, предложенной автором.
- Идейно-эстетическая. Передача основных мыслей и идей произведения осуществляется через красочное описание образов.
- Коммуникативная. Она заключается в том, чтобы обнаружить точки соприкосновения между вымышленным и реальным миром. Если читателю это удаётся, значит, автор справился с задачей.
Разговорный стиль
Не все лингвисты считают, что нужно рассматривать разговорную речь как отдельный стиль. Она существует преимущественно в устной форме, имеет такие жанры, как беседа, диспут, спор, ссора, диалог.
Письменным образцом разговорного текста может считаться записка, смс-сообщение, письмо (бумажное или электронное), реплика в чате. Одним из древнейших образцов стиля в России считаются берестяные грамоты, обнаруженные академиком А.З.Зализняком при раскопках Великого Новгорода.
Разговорный стиль прост по своей синтаксической и морфологической структуре, богат просторечиями, сниженной лексикой, эмоционально окрашенными словами. В разговорной речи нет деепричастий и причастий. Предложения короткие, ёмкие, речевые средства расходуются очень экономно.
Область использования
Этот стиль применяют, когда нужно создать красивый, убедительный и эмоционально насыщенный текст. В основном его используют на письме, а в устной речи это направление появляется, когда по литературному произведению ставят пьесу. Литературоведы выделяют несколько групп жанров, в рамках которых уместно использовать художественный стиль:
- Лирика. Для лирических произведений характерно обилие средств выразительности. Они передают размышления и переживания автора.
- Эпос. Автор не только излагает свои мысли, но и рассказывает о событиях. В эпосе присутствуют одна или несколько сюжетных линий.
- Драма. Присутствие автора здесь минимально. Бо́льшую часть драматического произведения составляют высказывания персонажей.
Эпос, лирика и драма делятся на подвиды, в каждом из которых стиль применяется особым образом. Список жанров, отнесённые к эпическим:
- Роман. Произведения, созданные в этом жанре, охватывают большие отрезки времени, описывая жизнь одного или нескольких поколений. Для них характерна сложность сюжета. Повествование затрагивает внутренний мир героев и внешние события.
- Рассказ. Сюжет ограничивается случаем, произошедшим с одним или несколькими героями. Размер рассказа обычно небольшой.
- Повесть. Она объединяет в себе признаки рассказа и романа, имеет средний или небольшой размер. Автор повествует о жизни героев, придерживаясь хронологического порядка и не углубляясь в их внутренний мир.
- Эпопея. В этом произведении основное внимание уделено значимым историческим событиям.
Лирика тоже подразделяется на несколько жанров. Как правило, это поэтические произведения, но бывают и исключения, когда автор выбирает прозаическую форму. Лирические жанры художественного стиля:
- Элегия. Произведение с лирической направленностью, облечённое в стихотворную форму.
- Сонет. Рифмованное произведение, состоящее из 14 строк. В сонете рифмовка выполняется определённым образом. Примеры можно посмотреть у Шекспира, который был непревзойдённым мастером этого жанра.
- Ода. Стихотворный текст, посвящённый известной персоне или значимому событию.
- Эпиграмма. Произведение, в котором присутствует рифма. Направленность — юмористическая или сатирическая. Отличным примером, как применяется при написании художественная стилистика, служит произведение А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
Среди драматических жанров есть более известные и те, что в настоящее время почти забыты. Вот их краткая характеристика:
- Трагедия. Автор повествует о жизни героев, наполненной трагическими событиями. Портретам персонажей уделяется особое внимание.
- Драма. В произведении показана жизнь не только отдельных персонажей, но и всего общества или отдельной его части. Разница между драмой и трагедией состоит в социальной значимости.
- Комедия. Здесь автор не просто рассказывает о вещах, событиях или явлениях, но и активно высмеивает их. Часто комедии показывают человеческие недостатки, слабости или пороки.
У каждого жанра своя задача. Так, комедия веселит, но и заставляет задуматься, посмотреть на себя со стороны. Драма вызывает в душе сострадание, волнение. Трагедия, в зависимости от контекста, может побудить сочувствие по отношению к героям или негодование, направленное на их обидчиков. В зависимости от того, какое настроение нужно создать, автор выбирает средства художественной выразительности. Многое зависит и от личности писателя, от того, является ли он фантастом или реалистом (приверженцем реализма).
Выразительные средства
Эпитеты | — использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.
|
Сравнения | — углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.
|
Олицетворение | — присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.
|
Метафора | — слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).
|
Ирония | создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.
|
Гипербола | — явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.
|
Литота | — обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.
|
Антитеза | — соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.
|
Инверсия | -заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).
|
Признаки художественной стилистики
С течением времени вырабатывались признаки художественного стиля. Главный из них — наличие в тексте приёмов, способных пробудить определённые эмоции и вызвать нужное настроение. Художественный текст не просто информирует — он рассчитан на обратную связь. Читатель наслаждается игрой слов, богатством речи и красотой предложений. Фигуры речи, применяемые авторами:
- гипербола;
- сравнение;
- метафора;
- эпитет;
- аллегория.
Ещё один признак — частое использование слов, имеющих более одного значения. Благодаря этому образуются смысловые нюансы и глубина. Читатель может несколько раз возвращаться к одному и тому же отрывку, открывая для себя новый смысл. Также применяются синонимы — слова с похожим, но не идентичным значением. С их помощью текст приобретает новые грани и оказывает эстетическое воздействие на читателя.
Особенность художественного стиля в том, что в нём допускаются разговорные, просторечные и другие выражения, неприменимые, например, в публицистике или научных произведениях. С годами у каждого автора вырабатывается своя, неповторимая стилистика, благодаря которой читатели безошибочно отличают его произведения от творений других писателей.
Экспрессия и эмоциональность — ещё 2 черты, присущие художественной стилистике. Важно, что одни и те же слова в публицистическом тексте могут обладать нейтральной коннотацией, а в художественном — иметь определённую эмоциональную характеристику.
Интересный приём, используемый при создании драматических, лирических и эпических творений, — инверсия. Его суть в том, что слова в предложениях ставят не в обычном порядке, а иначе. За счёт этого достигается нужный настрой.
Структурные нормы, обязательные к соблюдению в научных и публицистических текстах, в художественных произведениях могут нарушаться, если таков замысел автора. Отклонения объясняются тем, что писатель желает акцентировать внимание читающего на отдельной мысли или идее. Виды норм, которые допускается нарушать:
- морфологические;
- лексические;
- фонетические.
Можно сказать, что этот стиль главенствует над остальными, ведь он вобрал в себя все приёмы и средства, используемые авторами. По яркости, богатству и насыщенности он превосходит остальные.
Особого внимания заслуживает глагольное речеведение (сюжетоведение). Оно состоит в том, что автор называет каждое действие, чтобы усилить эффект от сказанного: «Ходим, мнём, втаптываем в грязь». Благодаря этому приёму удаётся передать динамику и нарастающее напряжение, а также показать, как изменяется ситуация со временем. Читатель неотрывно следит за сюжетом, при этом автор как бы ведёт его по тексту, не давая отвлечься.
Учитывая, сколько признаков отличают художественное произведение, читатель без труда выделит его среди других видов текстов. Если стоит задача определить стиль, для начала нужно понять, к какому жанру относится творение. После этого почти со 100%-й вероятностью можно будет сказать, выдержано ли произведение в художественной стилистике или оно представляет собой публицистику, аналитику, научный труд и так далее.
Пять отличий художественной литературы от научной. Удобная таблица
Мир литературы удивителен и разнообразен, книг существует великое множество, и самое основное их деление – на научные и художественные. Рассмотрим, чем же они отличаются.
Отличие художественной литературы от научной состоит в цели написания произведения. Так, если роман, повесть или стихотворение может подарить читателю эстетическое наслаждение, дает ему возможность погрузиться в мир авторского замысла, то справочник или научное исследование имеет более приземленные мотивы – сообщение неких фактов, гипотез, проведение анализа какого-либо явления. Для написания подобных трудов, как правило, используются не только знания конкретного ученого, но и систематизация данных по определенному предмету, описываются достижения исследователей прошлых лет. С ними спорят или соглашаются. Цель научного трактата – информирование коллег о сделанном открытии, закрепление за собой права на него.
Примеры текстов
Этот стиль можно встретить повсюду. Он присутствует в стихах, рассказах, романах, повестях. У каждого автора есть излюбленные приёмы. Например, одни активно применяют детализацию, а другие насыщают текст эпитетами. Пример текста с художественным стилем речи, подчёркнутым детализацией: «Солдат бодро шагал по белому песку, согретому палящими солнечными лучами. Вся его одежда промокла, а на коже виднелись красные следы, оставленные колючей проволокой. Всё тело пронизывала ноющая боль, однако он шёл, собрав последние силы, ведь вдали уже виднелся штаб».
В этом отрывке показаны физические страдания солдата, причём автор уделяет внимание деталям, по которым читатель может понять, что приходится испытывать персонажу. Второй отрывок — пример того, как могут быть использованы эпитеты: «Маленький пакостник Яша был не просто сорванцом, а ребёнком с больши́м потенциалом. Стоит только вспомнить, как виртуозно он обчищал сад бабы Зины. Повзрослев, он так же мастерски стал тырить деньги из банков. Мошенник ухитрялся действовать так ловко, что его ни разу не удавалось застигнуть на горячем».
Применение в других видах искусства
Художественный стиль применяется в разных видах искусства, включая живопись. Однако художники не используют его в чистом виде, а сочетают разные направления. Кроме того, в изобразительном творчестве прослеживается тенденция к постоянному изменению стилей: одни перетекают в другие, объединяются с третьими и приобретают новые черты.
В процессе рисования картины маслом или создания графического рисунка современные европейские и азиатские художники не ограничиваются традиционными средствами. Нередко они стилизуют свои произведения настолько сильно, что нарушают нормы культуры. Это характерно для модных мастеров нынешней эпохи. Художественные направления в живописи:
- барокко;
- классицизм (классический);
- Возрождение;
- готика;
- пуризм;
- кубизм;
- натурализм;
- абстракционизм (абстрактный);
- урбанизм (урбанистический);
- импрессионизм;
- геометрика (геометрический).
В рамках каждого направления исследователи называют ярких представителей. Так, в импрессионизме это Клод Моне, в кубизме — Пабло Пикассо, в урбанизме — Эдвард Хоппер, в натурализме — Хосе Хулио де Соуза Пинту.
Говоря о стиле, исследователи обычно подразумевают 2 значения: глобальное и узкое. В первом случае речь идёт о наборе средств и приёмов, предполагающих повторяемость. В узком значении стиль — это индивидуальный почерк мастера, который прослеживается в каждом творении. Похожим образом обстоит дело в архитектуре, музыке, театре, кино и других видах искусства.
Обязательные предметы гардероба жительницы Парижа.
Многие представительницы прекрасного пола, которые стремятся выглядеть стильно и изысканно каждый день, имеют в своем гардеробе набор базовых, обязательных вещей. Что же за предметы можно обнаружить в шкафу парижанки?
1. Балетки. Вопреки привычным представлениям, француженки не всегда отдают предпочтение обуви на каблуках. Они в повседневной жизни носят удобные балетки на тонкой подошве.
2.Сумка с длинным ремнем. Сумочка, переброшенная через одно плечо — привычка большого числа жительниц модной столицы.
3.Шарф большого размера. Разнообразные объемные шарфы предпочитают жительницы многих стран. Однако большинство парижанок считают, что это незаменимый и абсолютно необходимый в холодное время года аксессуар.
4.Приталенный жакет, плащ или пиджак. Истинно французская манера — носить приталенные пиджаки. Их украшают тонкими ремешками или носят нараспашку.
5.Большие солнцезащитные очки. В сочетание с убранными в тугой хвост, пучок или высокую прическу волосами, такие очки смотрятся особенно стильно и изысканно.
6.Одежда черного цвета. Черный цвет для жительниц Парижа — не цвет траура. Для них он является олицетворением стиля и изящества. Поэтому для создании парижского образа необходимо иметь в гардеробе черные майки, футболки, свитеры и другие предметы одежды.