Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:
- какой конкретно звук имеется в слове;
- в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
- сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.
Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим. Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.
Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.
Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты и тембра произносимых звуков;
- различение в речи слов, близких по своему звучанию;
- определение длины слова и количества слогов;
- правильное определение фонем в слове.
Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков
В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.
- «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
- «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
- Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.
Легастения
Возможно, что для изучения и описания эволюции и миграции языков фонетика является вполне достаточным инструментом. Однако в сфере практической детской педагогики современная фонетика не только не разрешает многих проблем речевой коррекции и обучения грамоте, но наоборот, часто усугубляет эти проблемы. Методисты всё более изощряют и оттачивают свои разработки в соответствии с принятыми концепциями, а практическая результативность этих новейших разработок всё более и более падает. Европейцы с недоумением взирают на то, как из года в год ухудшается статистика по легастении.
(Легастения — общее понятие для дислексии и дискалькулии — дидактическое заболевание, при котором интеллектуально здоровые люди обнаруживают серьезные проблемы при обучении чтению и письму.)
Число легастеников в англо- и франкоязычных странах превышает 9% от населения. Еще недавно в Германии эта цифра равнялась 6%. По актуальным данным Dislexieverband среди 7,8 млн. германских детей в возрасте от 6 до 15 лет официально признано легастениками/дислексиками 1,8 млн. [1]
В России насчитывается всего лишь 3% легастеников, причем заболевание это проявляется не в столь крайней форме, как на Западе — хоть и с большими проблемами, но русскому чтению оказываются обучаемы почти все российские дети, не страдающие интеллектуальными отклонениями.
В это же время в Японии число легастеников равно нулю. [2] Западные исследователи пытаются объяснить этот факт тем, что японская письменность приближена к рисункам и вследствие этого воспринимается правым полушарием мозга. Однако в Израиле и в Арабских Эмиратах буквы ни в коей мере не являются рисунками, и все же легастения в Израиле проявляется лишь в тех случаях, когда обучение детей-иммигрантов чтению начинается не с иврита, а с русского или с английского языков. Налицо прямая взаимосвязь между возникновением легастении и традиционной для Запада фонемо-буквенной методологией обучения.
Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука
В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.
- «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
- «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
- «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
- Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.
Как не допустить снижение слуха у детей?
Если это связанно с наследственностью, генетическими нарушениями, то увы, на данном этапе развития медицинской науки – никак. Главный совет — не пренебрегайте ежегодной проверкой слуха, в этом случае «перебдеть» – лучше, чем упустить. На раннем этапе тугоухость проще обнаружить и успеть скорректировать.
Нарушения, связанные с осложнениями после перенесенных заболеваний, попытаться предотвратить, понятное дело, можно лишь уберегаясь от этих заболеваний, закаляясь, не игнорируя лечение и реабилитацию.
Также нужно стараться избегать длительного шумового воздействия. Не страшно, если человек на несколько минут попадает в среду с громкими звуками. А вот когда подросток целый день в наушниках, и музыку из них слышно с другого конца комнаты, это уже опасно. Многие научные работы подтверждают связь развития тугоухости с хроническими шумовыми травмами. Это, конечно, не повод враждовать с дочерью или сыном-тинейджером и совсем лишать тех наушников. В данный момент признан безопасный стандарт – проводить не более 2-3 часов в день в качественных профессиональных наушниках с громкостью ниже 80 дБ. Вполне достаточно, чтобы и в игры поиграть, и любимой музыкой насладиться.
Ко всему нужно подходить разумно. И будьте здоровы!
Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию
- «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
- «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
- «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
- «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.
Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов
- «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
- «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
- «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.
Зачем развивать фонематический слух
Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:
• ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);
• ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.
Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.
Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.
Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза
- Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
- Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
- «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
- Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
- «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).
Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.
Дата публикации: 25.11.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.
Что такое фонематический слух
Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.
Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.
Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:
• ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;
• ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
• он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.
В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.