Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

Важнейшей особенностью человека является его умение произносить звуки, чему способствует строение речевого аппарата. Он необходим для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, общаться между собой. Это очень сложный механизм, для успешного функционирования которого необходима слаженная работа каждого компонента. Структура представлена двумя отделами: центральным (человеческий мозг) и периферическим или исполнительным.

Определение и предназначение

Под речевым аппаратом в науке принято понимать совокупность человеческих органов, предназначенных для образования речи. Центральный отдел, представленный мозгом и отдельными образованиями центральной нервной системы, выполняет регулирующую функцию. Основное предназначение:

  • Чтобы сформировать устную речь, необходимы лобные извилины центра Брока, которые образуют двигательную область.
  • Речь собеседника люди воспринимают благодаря речеслуховой области, в которую входят височные извилины центра Вернике.
  • За понимание ответственна теменная доля.
  • Усвоение слов при восприятии письменной речи (при чтении либо письме) происходит благодаря зрительной зоне, расположенной в затылочной доле.
  • Кроме того, схема речевого аппарата человека включает в себя периферический или исполнительный отдел, который состоит из нервов, костей и мышц.

Понятие о речевой системе, её компонентах. Звуковая сторона речи

Предмет, объект, цель и задачи логопедии. Связи логопедии с другими науками

Логопедия – (обучение речи\обучение речью) это наука о нарушениях развития речи, их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Объект логопедии – (человек (логопад) с нарушением речи) это состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами речевой деятельности.

Предмет логопедии – это нарушение речи процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.

Цель логопедии – разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение и воспитание лиц с нарушениями речи.

Задачи логопедии:

1. Теоретические:

— изучить этиология, патогенез (механизм), структуру и симптоматику нарушения речи;

— выявить индивидуальные особенности развития речи (онтогенез речи) при различных ее нарушениях;

— охарактеризовать взаимовлияние речи и личности человека (логопсихология или психологи лиц с нарушениями речи);

— изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями в развитии (интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);

— разработать методы обследования и приемы устранения нарушения речи у детей и взрослых.

2. Практические:

— разработка методов преодоления нарушений речи у лиц с различными отклонениями в развитии;

— дать научное обоснование организации логопедической помощи в России.

Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на внутрисистемные и межсистемные.

1. Внутрисистемные связи включают в себя

а) педагогический блок: педагогика (методы, приемы обучения и воспитания), специальная педагогика, методика дошкольного воспитания и методика развития речи (дошкольники), методика обучения русскому языку (школьники), логопедическая ритмика

б) психологический блок: психология, специальная психология, психодиагностика, патопсихология (лица с патологией развития – шизофреники), нейропсихология (высшие психические функции), психолингвистика*

2. Межсистемные связи включают в себя:

а) медико-биологический блок: педиатрия, генетика, нейрофизиология и внд, невропатология (без заключения не имеем право ставить диагноз), оториноларингология, психопатологи.

б) лингвистический блок: фонетика, лексикология, морфология, синтаксис, психолингвистика.

*из психолингивстики логопеду особенно необходимы теории происхождения и восприятия речевого высказывания

Понятие о речевой системе, её компонентах. Звуковая сторона речи


Особенности исполнительного отдела

Он включает в себя три важнейших структурных подразделения. Первый — дыхательный отдел. Его деятельность, представляющую собой последовательность входов, выдохов и пауз между ними, регулирует ЦНС. Основным рабочим «инструментом» является диафрагма, которая расширяется и сокращается, за счет чего легкие меняют объем и производят вдохи и выдохи. При этом происходит образование воздушной струи, которая важна для образования голоса, от ее интенсивности зависит четкость произношения звуков речи. Кроме того, в состав дыхательного отдела входят:

  • грудная клетка;
  • легкие;
  • межреберные мышцы.
  • Функции воздушной струи — голосообразующая и артикуляционная. Звук образуется при выдохе, а вдох при разговоре становится глубже и короче. Количество дыхательных движений, совершаемых в процессе речи, гораздо больше, чем непосредственно при физиологическом дыхании. Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха во время разговоров в три раза больше, чем при обычном совершении вдохов и выдохов.

    Образование голоса

    В строении и функционировании речевого аппарата важнейшую роль играет голосовой отдел, именно он ответственен за образование голоса и его характеристики — тембр, силу, высоту. В него входят гортань и голосовые связки, которые, вибрируя под воздействием воздушной струи, рождают звуки.

    Гортань представляет собой трубку, состоящую из мягких тканей и хрящей, в верхней своей части она переходит в глотку, в нижней — в трахею. В том месте, где гортань соединяется с глоткой, располагается надгортанник, служащий своеобразным клапаном при глотании: опускаясь, он не дает попадать в нее кусочкам пищи и слюне. Особенности органа:

  • Гортань у мужчин больше, голосовые связки более длинные (до 2—2,4 см). У женщин длина связок — 1,8—2 см.
  • Размер органа у детей до периода полового созревания одинаков вне зависимости от пола.
  • Гортань растет неравномерно в течение жизни человека. Выделяют периоды ее активного увеличения в размерах: 5—7 лет, 12—13 (девочки) и 13—15 (мальчики). У последних формируется кадык.
  • Меняет форму: у детей в виде воронки, у взрослых — цилиндрическая.
  • Мощность воздушной среды обуславливает силу звучания, а высота и тембр голоса зависят от размеров связок, их упругости и степени натяжения.

    Кроме того, на специфику влияют и резонаторы, к числу которых относятся глотка, ротовая и носовая полость. Они меняют свой объем, то есть резонируют, за счет чего звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

    Произнесение звуков

    За этот важнейший процесс отвечает артикуляционный отдел, в который входят язык и губы, челюсти, альвеолы, неба (твердое и мягкое). В науке есть их классификация на активные (подвижные) и пассивные (неподвижные). К первой группе относятся язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть, все прочие принадлежат к категории пассивных. Профиль артикуляционного аппарата поможет увидеть наглядно, как они выглядят.

    Важнейшим органом речевого аппарата является язык, принимающий участие в образовании практически всех звуков речи за исключением губных. При артикуляции органы приближаются друг к другу, при этом образуются смычки или щели, что становится причиной образования голоса.

    В надставной трубке находятся резонаторы, которые ответственны за отчетливость и громкость речи. Эта трубка имеет специфическое строение, позволяющее ей изменять форму и объем. Основных функций у нее две — шумовой вибратор и резонатор. Выполнять первую позволяют голосовые связки, щели между губами, а также между языком и твердым небом, языком и губами, языком и альвеолами, губами и зубами. Особенности образования различных звуков:

  • Шумовой вибратор участвует в образовании глухих согласных.
  • Тоновый вибратор позволяет произносить сонорные и звонкие фонемы.
  • Носовая полость принимает участие в образовании м, н и их мягких вариантов.
  • Таковы основные структурные компоненты речи и языка.

    Этапы формирования речи

    Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:

  • Реализация подготовленной программы в исполнительном отделе голосового аппарата. Участие принимают органы дыхания и резонаторная система. Именно они помогают произносить определенные фонемы.
  • Чтобы не возникало ошибок при произнесении, необходим кинестетический контроль, который позволяет сделать правку до момента произнесения фонемы.
  • В момент звучания звука осуществляется слуховой контроль, позволяющий человеку понять допущенную ошибку и исправить ее.
  • Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.

    Реализация речевой функции

    За звучание речи ответственны два центра — сенсорной и моторной речи. Первый помогает воспринимать фонемы, различать их между собой, второй же необходим для воспроизведения звуков, слов и предложений. В психологии принято выделять две разновидности речи:

    • импрессивную, то есть понимание чужой устной и письменной речи;
    • экспрессивную, произносимую вслух с определенной интонацией, ритмом, темпом.

    Интересно, что здоровый грудной ребенок в первый год своей жизни может воспроизводить до 75 кратчайших звуков, то есть на физиологическом уровне способен к изучению любого языка мира. В дальнейшем все зависит от того, на каком языке общаются в его семье.

    Чтобы научиться грамотно говорить, каждый человек должен понимать, какие подсистемы имеются в русском языке. К ним относятся:

  • Фонетика. Наука о звуках речи — фонемах, правилах их артикуляции с позиции физиологии.
  • Семантика. Помогает пониманию значений каждого лексического элемента.
  • Синтаксис. Позволяет разобраться в том, как происходит формирование предложений из отдельных слов.
  • Лексика. Изучает словарное богатство языка.
  • Звуки речи в русском языке подразделяются на согласные (представляют собой шумы) и гласные (тоны). Первые делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие, а вторые — на ударные и безударные. Эти признаки принято именовать смыслоразличительными. В русском языке 42 фонемы, из которых 36 согласных и 6 гласных.

    Компоненты речи в логопедии

    К основным компонентам речи в логопедии можно отнести:

    • Звуковой состав речи. Изучение звукового состава речи занимаются такие науки как фонетика, грамматика и лексика. Звуки, которые издает человек в рамках общения, очень важны, так как в зависимости от произношения, правильности звуков и их звучания люди могут общаться и правильно воспринимать информацию. Если один звуковой компонент нарушен, то часто, мы не можем понять, что хочет сказать наш собеседник. Например, ребенок говорит вместо слова «рыба» — «лыпа», то есть не может воспроизвести звонкие согласные и выговорить букву «р». В связи с этим слово звучит неверно и другой человек не сможет понять суть сказанного ребенком предложения или словосочетания, ввиду чего теряется суть общения или оно становится невозможным;
    • Словарный состав речи. Речь состоит из слов, которые общеприняты в обществе, имеют единое значение в независимости от того, в каком словосочетании его употреблять. Поэтому все люди могут общаться по средствам слов, которые есть в словарях. Каждое слово правильно звучит, имеет ударение на определенный слог. Если не знать правильных слов или неверно их интерпретировать, то общение станет, либо совсем невозможным, либо однобоким. Например, ребенок использует в своем словарном запасе слова, которые не известны другим, обычно это выдуманные слова, которые понятны только ему или ему и его друзьям. В данном случае словарный состав речи ребенка не соответствует общепринятым словарным нормам, поэтому общение будет вызывать много вопросов со стороны других людей;
    • Грамматический состав речи. Грамматика представляет собой набор букв, слогов, которые формируют слова. Правильное расположение слогов в слове, словосочетаниях, а также правильное формирование предложений является основным компонентом речи. Если, например, ребенок путает слоги в словах, меняет их местами, не понимая значения слова, тогда понять ребенка будет сложно. Данный речевой дефект также устраняется логопедом.

    Компоненты речи являются важными элементами общения в целом. Если хотя бы один речевой компонент нарушен, теряется смысл всего общения, оно становится затрудненным и вызывает много вопросов.

    Возможные проблемы

    Устройство голосового аппарата, а также функциональные особенности каждого из его отделов помогут работаться в том, какие проблемы могут возникнуть. В логопедии принято выделять несколько типов нарушений:

  • Неверное использование речевых органов.
  • Нарушение структуры органов или тканей.
  • Проблемы со стороны отделов нервной системы, функция которых — обеспечивать произнесение фонем.
  • Кроме того, у детей может наблюдаться задержка речевого развития (ЗРР), суть которой состоит в неумении произносить определенные звуки, неспособность к экспрессии (выражению эмоций), невладение интонацией. Также к ЗРР относятся недоразвитость словарного запаса, отсутствие в 2 года фразовой речи, а у трехлеток — связной речи. Эти дефекты следует как можно скорее устранять путем обращения к логопедам, в противном случае они могут стать причиной того, что ребенок не сможет нормально научиться писать и читать.

    Голосовой аппарат выступает важнейшей частью человеческого тела, он помогает людям общаться между собой и находить свое место в социуме. По этой причине любая проблема, обнаруженная в раннем детстве, должна быть незамедлительно решена.

    Предыдущая

    АнатомияПроцесс пищеварения физиология пищеварительной системы человека, функции органов желудочно-кишечного тракта, последовательность процессов, значение для организма

    Следующая

    АнатомияАртериальное давление определение, виды, оптимальные показатели для человека, причины и признаки высокого и низкого кровяного АД, единицы измерения

    Окружающая среда как фактор развития речи

    Сама окружающая среда также является важным фактором. Дети изучают особую разновидность языка (диалекта), на котором говорят почти все люди вокруг них.

    Однако дети не учатся, только подражая окружающим. Мы знаем, что дети работают над языковыми правилами сами по себе, потому что они используют формы, которые взрослые никогда не используют, такие как «Я ходил туда раньше» или «Я вижу твои ноги». Дети со временем выучивают общепринятые формы, шаг за шагом, поскольку сами разбирают исключения из правил синтаксиса.

    Как и в случае с ходьбой, для того, чтобы научиться говорить, требуется время для развития и практики в повседневных ситуациях. Постоянная коррекция детской речи обычно непродуктивна.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]