Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.
Строение речевого аппарата
Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:
- Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
- Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
- Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.
Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.
Формирование голоса
В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.
Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:
- дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
- голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
- звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.
Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:
- функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
- функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
- носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.
В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.
Лекция 2 фонетика. Аспекты рассмотрения звуков речи. Фонетическое членение речи.
План
- Фонетика: определение, предмет, объект.
- Акустический аспект фонетики.
- Строение речевого аппарата, артикуляция.
- Классификация звуков речи.
- Слог и слогоделение.
- Просодические средства языка.
1. Фонетика
– это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.
В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика,
сопоставительная фонетика
и
частная фонетика
отдельных языков.
Общаяфонетика
исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка.
Сопоставительная фонетика
занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.
Фонетика отдельных языков
изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются
историческая фонетика
и
описательная фонетика.
Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи, и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как акустическая фонетика; артикуляционная фонетика; перцептивная фонетика; функциональная фонетика, или фонология; акцентология, или учение о словесном ударении; интонология, или учение об интонации:
- акустическая
фонетика исследует чисто физические особенности (характеристики, параметры) звуков речи отдельных языков;
- артикуляционная
фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, физиологию речи, в результате которой производятся звуки;
- перцептивная
фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха;
- функциональная
фонетика, или
фонология,
изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм.
В кругу остальных языковедческих единиц – грамматики, лексикологии –фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует, прежде всего, с грамматикой. Это взаимодействие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например, определенные виды чередований оказываются морфологизованны-ми, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем (ср. в русском языке: будить – бужу, водить – вожу, друг – дружок
или в немецком языке:
sprechen—sprach,stechen—stach
).
2. Акустический аспект фонетики.
Раздел фонетики
«акустика речи»
изучает физические признаки речи.
Звуки речи
– это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).
Тон
– это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.
Шум
– это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.
Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные – из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.
Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.
Высота звука
– это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц – одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).
Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 –4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки – 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки – шум моря, леса – имеют частоту около 1000 Гц.
Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 – 200 Гц в отличие от женщин, говорящих с частотой в 150 – 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин — 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).
Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.
Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 – 30 Дб, обычная речь – от 40 до 60 Дб, громкость крика доходит до 80 – 90 Дб. Певцы могут петь с силой до 110–130 Дб. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 Дб. При силе звука свыше 130 Дб начинается боль в ушах.
Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость – это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения – фон,
равный децибелу.
Длительность звука
(время колебания) измеряется в миллисекундах.
Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).
Основной тон
– это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.
Обертон
– частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон – 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий – 120 Гц, и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту, одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменением частоты обертонов.
Тембр
– это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален, как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.
Форманта
– это обертон, усиленный резонатором, который характеризует данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты – самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.
Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопределима, но гласные с определенной надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно артикуляционным признакам (первая форманта – степени подъема языка, а вторая — степени продвинутости языка). Следует только иметь в виду, что приводимые количественные данные приблизительны, даже условны, так как исследователи дают различные данные, но соотношения гласных при расхождении в цифрах остаются у всех примерно одинаковыми, т.е. первая форманта, например у гласной [и], всегда будет меньше, чем у [а], а вторая больше.
Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотносятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.
3. Строение речевого аппарата.
Раздел фонетики, изучающий устройство речевого аппарата, называется
антропофоникой,
или
физиологией речи.
Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.
Устройство речевого аппарата человека.
Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом – совокупностью органов человеческого организма, приспособленной для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает:
- центральную нервную систему,
- органы слуха и зрения,
- органы речи.
Центральная нервная система представлена головным мозгом, который через моторный центр речи (зону Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
• дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
• органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные;
— активные
органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
— пассивные
органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.
Голосовые связки
находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:
- перстневидный хрящ,
расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
- щитовидный хрящ,
расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин – 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
- парный черпаловидный хрящ
в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.
Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками.
Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы.
• При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.
- При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они сначала напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропуская толчок воздуха. При этом они вибрируют.
- При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гортанных звуков (например, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосовые связки при этом не колеблются.
У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм).
Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.
Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.
Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.
Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции: 1) в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора; 2) создает преграды при произнесении согласных.
Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.
Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов.
Русские и латинские названия органов речи и их производные
Язык | lingua | лингвистический |
Губы | labia | лабиальный, лабиализованный |
Зубы | clentes | дентальный |
Альвеолы | alveoli (желобки) | альвеолярный |
Твердое нёбо | palatum | палатальный |
Мягкое нёбо | velum (парус) | велярный |
Язычок | uvula (виноградинка) | увулярный |
Нос | nasus | назальный |
Зев (глотка) | pharynx | фарингальный |
Гортань | larynx | ларингальный |
Артикуляция звука речи.
Артикуляция звуков речи
– это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи – артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука:
- приступ (экскурсия)
состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука;
- выдержка
– это сохранение положения, необходимого для произнесения звука;
- отступ (рекурсия)
– артикуляция состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.
4. Классификация звуков речи
основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков.
В каждом языке обычно содержится около 50 звуков речи.
1) С акустической точки зрения они делятся на гласные,
состоящие из тона, и
согласные,
образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно, без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования – фокус.
При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.
Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голоса, т.е. они всегда сонорные (от лат. sonus
– звук).
2) Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
3) Но основное различие гласных и согласных состоит в их роли в сло-гообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
Совокупность гласных
в языке носит название
вокализм,
а
совокупность согласных — консонантизм.
Классификация гласных
Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:
1) ряд,
т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении: при подъеме передней части языка образуются
передние
гласные (
и, э
), средней –
средние
(
ы
), задней –
задние
гласные (
о, у
);
2) подъем
, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема; различаются гласные
открытые,
или, иначе говоря,
широкие
(
а
), и
закрытые,
то есть
узкие
(
и,у
) (в некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции звуки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка. Ср. открытое [б] в словах
derm
(нем.);
fait,pret
(фр.); и закрытое [е] в словах
Меег
(нем.);
fee,pre
(фр.) );
3) лабиализация
– участие губ в артикуляции звука: в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет, различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр. [о], [у] и неогубленные гласные, напр. [а];
4) назализация
– наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков – неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (французский, польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные;
5) долгота:
в ряде языков (англ., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные:
, , [о], [и] и долгие гласные: [а:], [ i:], [о:], [и:].
В латинском и древнегреческом языках это явление используется в стихосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр, дактиль), которым соответствуют современные стихотворные размеры, в основе которых – динамическое ударение.
Подъём | Ряд | |
Передний | Задний | |
Неогублённые | Огублённые | |
Верхний | и, ы | у |
Средний | е | о |
Нижний | а |
Структурные компоненты речи
За речевую функцию отвечают:
- Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
- Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.
В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.
В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:
- фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
- синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
- лексика (знание словарного состава языка)
- семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
- прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).
Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.
Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.
Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.
Звуковой строй русского языка
Русское письмо — звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак — своя графема.
Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.
Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» — фонемы в слабых позициях).
В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э — и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п’, б’, м’, ф’, е’, иг’, д’, с’, з’, л’, н’, р’, долгий ш’, долгий ж’, ч, и. Фонемы г, к, х выступают в своих мягких вариантах лишь перед гласными е, и. Сильные позиции для гласных фонем — стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме и) — находятся перед гласными а, о, у, и (для парных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости имеются дополнительные случаи, которые изложены в учебнике «Современный русский язык»). Фонема и перед ударными гласными стоит «В сильной позиции, в остальных случаях она выступает в слабой позиции (так называемый неслоговой и: мой — мой).
В слабых позициях фонемы выступают как варианты, звучащие недостаточно отчетливо (вода — о? а?) или переходящие в противоположный по парности (мороз — на конце с). Нетрудно убедиться, что фонем, выступающих в слабых позициях, т. е. звучащих неясно, неотчетливо, в речи встречается весьма много, и это не может не учитываться в обучении грамоте.
Важно:
Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 43 фонемы: [а э и о у ы п п’ б б’ м м’ ф ф’ в в’ т т’ д д’ н н’ с с’ з з’ р р’ л л’ ш ж щ? ц ч й к к’ г г’ х х’]. Иногда [?] (звонкий эквивалент [щ]) не выделяют в качестве отдельной фонемы, так как она практически вышла из употребления в литературном русском языке; в таком случае остаётся 42 фонемы.
Московская фонологическая школа не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.