03.12.2013 Как правильно оценить состояние речи своего ребёнка? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, понадобиться помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, каким не безразлично, каким вырастут их дети.
Часто родители обращают внимание, как говорит его ребенок — верно ли он выговаривает все звуки. Родителям кажется, что главным показателем оценки речевого развития малыша является правильное звукопроизношение. Но это лишь один из составляющих компонентов речевого развития. Другие, не менее важные, это развитие словарного запаса ребенка, умение грамматически правильно и последовательно оформить свое высказывание. Чтобы понять есть ли у вашего ребёнка нарушения речи, необходимо рассмотреть какие существуют виды нарушения речевой деятельности.
Все виды нарушений на основе психолого-лингвистических критериев, можно подразделить на две группы: устная и письменная речь.
Дислалия
Дислалия (дис – нарушение, лалия — речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).
Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).
При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.
ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ
Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.
Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.
Нарушения устной речи
Дислалия
— нарушение звукопроизношения. При дислалии слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. У ребенка с дислалией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах.
Ринолалия
— нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.
Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за назализованности голоса (гнусавости) и нарушения произношения многих звуков. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуковой стороны речи. Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата при ринолалии страдают все структурные компоненты языковой системы.
Нарушение голоса
— это отсутствие или расстройство голосообразования вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Различают частичное нарушение голоса — дисфония и полное отсутствие голоса — афония. Нарушения голоса возникают в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений, голосовых переутомлений, различных инфекционных заболеваний. Голос человека, страдающего дисфонией, ощущается слушателем как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций.
Дизартрия
— нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.
Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи, тонус мышц артикуляционного аппарата повышен или понижен. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервной системы главным образом во внутриутробном или родовом периоде жизни.
При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения: искажения, смешение отсутствие, замены, недифференцированное произношение звуков. Речь «смазанная», мало интонированная, невыразительная. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным.
Брадилалия и тахилалия
объединяются под общим названием — нарушение темпа речи.
Брадилалия
— патологически замедленный темп речи.
Проявляется в замедленном темпе устной речи и мыслительной деятельности, замедленность чтения и письма, монотонность голоса, удлинение пауз между словами, растянутое произношение звуков речи.
Тахилалия
— патологически ускоренный темп речи.
При ускоренном темпе речь характеризуется неудержимой, стремительностью, торопливостью, напористостью. Ускорение речи сопровождается запинками, спотыканием, повторением, проглатыванием и перестановкой слогов, искажением предложений, неясностью произношения фраз.
Заикание
— нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.
Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы либо у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы.
Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи или при попытке начать речь. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. Нередко судорожная речь заикающихся, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, различными движениями головой, притопыванием. Заикающиеся часто используют в своей речи, многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т. п.
Афазия
— полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована.
Алалия
— отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.
Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для этой речевой патологии характерны позднее появление речи (после 3-х лет), ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. Различают две формы алалии: моторную и сенсорную.
При моторной алалии
не формируется звуковой образ слова, характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка.
Сенсорная алалия
характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Дети с сенсорной алалией либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерно явление эхолалии, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления. Нередко дети с сенсорной алалией производят впечатление глухих или умственно неполноценных.
Дизартрия
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).
Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).
Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.
У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.
Случай из практики
Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие
можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.
Дефекты речевого аппарата
Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического. К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти. Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.
Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.
Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года. В данном случае стоит обратиться за помощью к детскому логопеду. На первой консультации логопед проведет диагностику нарушений и при необходимости направит к смежным специалистам.
При возникновении первых симптомов нарушений речи следует сразу обратиться к логопеду для диагностики и подбора правильной и эффективной программы коррекции.
Родителям стоит обратиться к специалистам, если они заметили:
- Заикание или слишком медленное/быстрое произношение слов, паузы между словами;
- Нарушения голоса, гнусавость, изменения тембра голоса;
- Искажение или «проглатывание» звуков, не внятная речь и другие.
Специалисты нашего центра успешно работают с дефектами речевого аппарата, для коррекции нарушений речи чаще всего используются следующие методы:
- Логопедический массаж;
- Специальные логопедические упражнения;
- ДЭНАС-терапия;
- Занятия с использованием Forbrain (устройство можно купить и для домашнего использования);
- Упражнения для речевого дыхания и другие.
Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата и методы их коррекции:
Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение». Признаки – отсутствие фонации либо перепады в силе и тембре голоса, гнусавость или хриплость. Требует срочной коррекции, так как с возрастом симптомы усиливаются и хуже поддаются коррекции. В терапии дисфонии чаще всего используют артикуляционную и дыхательную гимнастику, массаж воротниковой зоны, занятия с аппаратом ДЭНАС.
Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата. У детей чаще всего встречается в период становления фразовой речи. При отсутствии своевременной коррекции заикание может сопровождать человека и во взрослом возрасте. Данное нарушение сложно поддается коррекции в силу своей навязчивой природы. Лечение заикания в Центре Ember направлено на устранение патологических факторов, которые привели к возникновению заикания, а также на нейтрализацию его последствий, страха речи – логофобии. Именно благодаря комплексному подходу удается избавиться от заикания не на время, а навсегда.
Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки. Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна. Но этого часто можно избежать при своевременном обращении к логопеду. С помощью специальных упражнений можно растянуть уздечку, тем самым решить данную проблему.
Куполообразное нёбо – дефект речевого аппарата, вызванный неправильным строением ротовой полости. Логопед учит произносить недоступные клиенту звуки, которые на слух не будут отличаться от традиционных.
Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса. В лечении таких нарушений часто используют хирургический метод, после чего необходим курс занятий с логопедом.
Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи. При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков. Коррекционные занятия с логопедом в таком случае направлены на устранение причины нарушений. Специалист использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, ДЭНАС-терапию.
Дефекты речевого аппарата часто встречаются у людей, но именно в детском возрасте они поддаются наиболее эффективному лечению. С возрастом исправление данных нарушений становится более затруднительным и длительным.
Исправление дефектов речевого аппарата в центре Ember проходит по индивидуально разработанной программе. При сложных нарушениях мы рекомендуем пройти совместную консультацию нескольких специалистов: клинического психолога, логопеда-дефектолога, коррекционного педагога, нейропсихолога. Комплексный подход помогает точно определить диагноз и его причины, разработать маршрут коррекции, не упуская важных деталей.
Если у вашего ребенка имеется дефект речевого аппарата, мешающий нормальной речи, запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Взаимосвязь нарушений звукопроизношения с аномалиями строения органов артикуляции
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Взаимосвязь нарушений звукопроизношения с аномалиями строения органов артикуляции / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11317/ (дата обращения: 03.01.2022).
За последнее время, по данным статистики, существует тенденция к значительному увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Нарушения речи носят разнообразный характер, но для родителей наиболее очевидно и значима звукопроизносительная сторона речи, с чем они и обращаются к логопедам. Речь маленьких детей в период ее формирования может отличаться недостатками звукопроизношения, но все возрастные «неправильности» звукопроизношения в норме исчезают у детей к 4–5 годам. Однако, в силу различных причин у некоторых детей возрастные звукопроизносительные дефекты не исчезают, а принимают стойкий характер и такое нарушение речи называется дислалией. Одна из причин механической дислалии — анатомические дефекты периферического отдела речевого аппарата (языка, губ, зубов, верхней и нижней челюсти, мягкого и твердого неба). Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушению произношения звуков речи, наиболее распространены: укороченные уздечки языка и губ, а также дефекты в строении челюстей, что приводит к аномалии прикуса. Что такое прикус, и какие это нарушения?
Прикус — взаиморасположение верхних и нижних зубных рядов при смыкании относительно друг друга. Нормальным считается такой прикус, когда при смыкании верхние зубы на 1/3 перекрывают нижние. К сожалению, в последнее время, нарушения прикуса все чаще и чаще встречается у детей. Из 38 обследованных нами детей пятилетнего возраста, у 16 из них наблюдается нарушение прикуса, это составляет 42 %. Какие это нарушения?
‒ верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате чего нижние передние зубы не смыкаются с верхними (дистальный прикус)
‒ нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти (мезиальный прикус)
‒ между зубами верхней и нижней челюсти при смыкании остается промежуток (открытый прикус)
‒ внешнее или внутреннее отклонение зубов нижней зубной дуги относительно верхней в боковом направлении (перекрестный прикус)
Более 75 % роста челюстно-лицевых структур у ребенка происходит в возрасте от 1 до 5 лет (в период молочного прикуса), и звукопроизносительная сторона речи формируется у дошкольников от 2,8 до 5,5 лет. То есть, чем раньше появились анатомические дефекты органов артикуляции, тем более вероятнее, появление устойчивых дефектов фонетического строя речи. Каковы же причины возникновения аномалий органов артикуляции? По данным медицинских источников около 30 % составляют наследственные факторы, а 70 %-это приобретенные анатомические дефекты. Поэтому очень важно проводить среди родителей просветительскую работу, своевременно информировать о методах предупреждения подобных аномалий и устранения их причин.
К факторам, которые могут спровоцировать патологию зубочелюстной системы и нарушения звукопроизношения можно отнести:
1. Искусственное вскармливание, длительное кормление ребенка только через соску (до годовалого возрасте и более), отсутствие в рационе ребенка твердой пиши. Функция жевания у детей формируется к моменту прорезывания жевательных зубов, т. е. к 2,5–3 годам. Если в этом возрасте ребенка кормят только мягкой и протертой пищей, жевательная функция формируется медленно по причине отсутствия необходимой нагрузки на жевательные мышцы.
2. Вредные привычки, к которым относятся:
длительное сосание пустышки, сосание и прикусывание пальцев, щек, губ, посторонних предметов (например, уголков одеяла)
К примеру, сосание нижней губы и большого пальца приводит к удлинению верхнего зубного ряда, а прикусывание и сосание верхней губы способствует удлинению нижнего зубного ряда. В зависимости от того, между какими зубами ребенок прокладывает палец, формируется несмыкание зубов и смещение нижней челюсти.
3. Нарушение функции дыхания. В норме ребенок должен дышать через нос (носовое дыхание). Нарушение носового дыхания, вследствие частых простудных заболеваний, хронических ринитов, аденоидов, тонзиллитов и т. д. приводит к тому, что ребенок вынужден дышать ртом.
При ротовом типе дыхания рот ребенка постоянно полуоткрыт, язык часто находится в межзубном положении, что приводит к деформации лицевого скелета, замедлению роста костей верхней челюсти, нарушениям звукопроизношения.
4. Нарушение осанки. Важным условием нормального развития зубочелюстной системы является правильная осанка. В норме голова и корпус образуют одну вертикальную линию. Если у ребенка наблюдается переднее положение головы, относительно позвоночника, асимметрия плеч, лопаток, это может привести к аномалиям прикуса. В группе риска оказываются дети, у которых наблюдается привычное неправильное положение тела и головы во время сна.
‒ сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью рукой руки, сжатый в кулак.
‒ привычка спать на спине, запрокинув голову назад или склонив на грудь, что ведет к нарушению роста нижней челюсти.
‒ высокое изголовье спального места, когда голова ребенка наклоняется вперед (при этом нижняя челюсть смещается вперед)
А также: неправильная посадка за столом, привычка поддерживать голову ладонями, опираться на локти и подбородком на руку. Все это вызывает асимметричные изменения в плечевом поясе, которые могут привести к формированию перекрестного прикуса.
Мы назвали некоторые, но весьма распространённые факторы, которые предрасполагают к появлению деформаций строения зубочелюстной системы и нарушениям фонетической стороны речи.
Из всего вышесказанного следует:
1.Важным звеном в профилактике речевых нарушений является предотвращение негативных факторов и устранение вредных привычек у детей.
Для исправления уже проявившихся аномалий зубочелюстной системы врачи- ортодонты рекомендуют проводить с детьми миогимнастику (упражнения для укрепления челюстно-лицевой мускулатуры) с 2,5-Зх лет. При регулярном проведении миогимнастики у детей происходит коррекция типа дыхания, укрепляется круговая мышца рта, нормализуется челюстно-лицевое развитие.
2.Коррекционная работа логопеда по формированию правильного звукопроизношения у детей с анатомической патологией органов артикуляции должна проводиться совместно со стоматологом, ортодонтом с целью достижения максимального результата.
Литература:
- Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской — М., ВЛАДОС 1998
- Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М., АРКТИ, 2002
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. — М., АКАДЕМИЯ 2000
- Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Костина Я. В., Чапала В. Н. — Библиотека журнала «Логопед» — Т. Ц. СФЕРА 2008
- Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. — М., КНИГОЛЮБ 2003
Основные термины
(генерируются автоматически)
: нижняя челюсть, ребенок, зубочелюстная система, верхняя челюсть, зуб, аномалия прикуса, нарушение звукопроизношения, носовое дыхание, перекрестный прикус, последнее время.