Классификация речевых нарушений. Причины речевых нарушений.
По материалам логопедической литературы подготовила учитель-логопед Рычкова В.Н.
Ребенок, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. В определенный период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Если по каким-то причинам языко-рече-мыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем это приводит к нарушениям речи ребенка в той или иной степени.
Классификация речевых нарушений
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений:
*Фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При этом виде нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
*Фонематическое нарушение речи (ФН). Это недоразвитие фонематических процессов (различения звуков): фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза при нормальном звукопроизношении и отсутствии аграмматизмов.
*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
*Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный (лексический) запас, нарушение грамматического строя речи (аграмматизмы).
*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи (звукопроизношение и звукоразличение), лексика (ограниченный словарный запас), грамматический строй.
Клинико-педагогическая классификация —
раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса; моторная и сенсорная алалия; афазия, задержка речевого развития (ЗРР), заикание и другие.
*Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
*Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы).
*Алалия (моторная и сенсорная) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
*Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
*Задержка речевого развития (ЗРР) — более медленное по сравнению с нормой усвоение родного языка (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя).
Причины речевых нарушений.
Неблагоприятные внутренние факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития ребенка в целом. К ним можно отнести: внутриутробную патологию (интоксикации, инфекционные заболевания матери, токсикозы беременности); повреждения при родах (родовые травмы, асфиксия, внутричерепное кровоизлияние); наследственные факторы (хромосомные нарушения и генетические изменения); совместимость матери и плода (по резус-фактору).
Они приводят к возникновению у младенца минимальных органических повреждений мозга, для которых характерны недостаточность внимания, ослабление памяти, отставание в моторном развитии, расторможенность и, как следствие, отставание в речевом развитии.
Особенно вредно употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности. Это приводит к нарушениям физического и нервно – психического развития плода. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин рождаются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.
Неблагоприятные внешние факторы: отсутствие эмоционально положительного окружения; индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность), недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопека; воспитание ребенка в двух домах, когда ребенок поочередно живет с разведенными родителями.
Что такое НРСХ тяжелой степени
Что такое НРСХ тяжелой степени?
В 4-5 лет:
ребенок не говорит;
ребенок говорит только простые слова (мама, папа, баба);
у ребенка фраза из 2 слов с ошибками («Мой ма»);.
НРСХ — это недоразвитие речи системного характера у детей с нарушением зрения, сложное нарушение. Выделяют 3 уровня НРСХ. Если логопед сказал, что у вашего ребенка НРСХ тяжелой степени — это значит, что ребенок не говорит или почти не говорит. НРСХ тяжелой степени — самый тяжелый уровень, но хочется немного успокоить родителей. НРСХ — это не врачебный диагноз. Он говорит о том, что с ребенком должны много заниматься: логопед или логопед + дефектолог и родители дома и наблюдать невролог
.
Как понять что у ребенка НРСХ тяжелой степени?
Если ребенок по нормам уже должен начать говорить слова или фразы, а их еще нет, есть неврологический диагноз, то я советую сходить на консультацию к логопеду, попросить невролога дать направление в дневной стационар 5 ДКБ.
Итак, если ребенок в 2-3 года не говорит фразами, не может сказать слово целиком или говорит только звукоподражаниями (ав-ав, му-му), то в данном случае логопед поставит ЗРР (задержку речевого развития). С такими детками уже нужно начинать заниматься, можно и самостоятельно, активизировать речь. А вот в 4-5 лет ребенку с простой фразой типа «Ма, дай» уже поставят НРСХ тяжелой степенни.
Что делать дальше?
Во-первых, обратиться к логопеду, который занимается с малышами или с детьми-молчунами. Логопед должен провести обследование и предположить, что с ребенком (алалия, диспраксия, речевая слуховая агнозия, дизартрия, анартрия — это всё компетентность невролога
, но логопед может предположить на основании обследования).
Во-вторых, приготовиться к длительной коррекции. То есть за год ребенок скорее всего не догонит своих 5-летних сверстников.
В-третьих, нужно каждый день заниматься с ребенком по рекомендациям логопеда. Родитель должен быть погружен в коррекционную работу. Часто специалисты рекомендуют посещать дополнительные занятия, например, ЛФК, танцы. Нужно стараться всё выполнять.
Нужно выполнять все рекомендации логопеда, попробуйте сами заниматься с ребенком. Основное — это не закрывать глаза на проблему и думать, что оно само пройдет. С большой вероятностью, не пройдет. Дети с НРСХ тяжелой степени не могут учиться в общеобразовательной школе, к сожалению.
Как получить логопедическую помощь?
В 3 года все дети должны пройти обследование логопеда в поликлинике или записаться на консультацию логопеда в детском саду компенсирующего вида. Если логопед поставит ЗРР, а у ребенка стоит неврологическое заключение ПППЦНС, РЭП,…..: можете попросить у невролога направление в 5 ДКБ к неврологу и пройти комплексное обследование и лечение.
Логопедия. Квалификационный тест с ответами (2021 год) — вариант 7
Вопрос № 1
Если вместо слова «помидор» ребенок произносит «бамидор», то это может свидетельствовать о наличии у него 1) дефекта смягчения 2) дефекта озвончения 3) дефекта оглушения (+)
4) нет правильного ответа
Вопрос № 2
Если ребенок вместо слова «булка» произносит «пулка», то это может свидетельствовать о наличии у него: 1) дефекта озвончения; (+)
2) дефекта смягчения; 3) дефекта оглушения; 4) нет правильного ответа.
Вопрос № 3
Проведение работы по дифференциации звуков в произношении необязательно при: 1) параротацизмах; 2) ротацизмах; (+)
3) параротацизмах; 4) парасигматизмах.
Вопрос № 4
Речеслуховая память нарушается при следующем виде афазии: 1) афферентно-моторной; 2) акустико-мнестической; (+)
3) акустико-гностической; 4) при всех видах афазий одинаково.
Вопрос № 5
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата — это… а) ринолалия б) алалия в) дислалия (+)
Вопрос № 6
У ребенка С. наблюдается нарушение письменной речи. Какие из ошибок, допущенных ребенком при выполнении письменных заданий учителя, свидетельствуют о наличии дисграфии на основе нарушения процессов языкового анализа – синтеза? 1) замена букв 2) недописывание элементов (+)
3) пропуск букв и слогов 4) орфографические ошибки
Вопрос № 7
Что является единицей фонологического кода языка: -фонема (+)
Вопрос № 8
Под структурой речевого дефекта понимается: а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности б) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей (+)
в) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Вопрос № 9
Учителю-логопеду нужно составить задание в виде предложения для пятилетнего ребенка. Цель задания: воспроизведение ребенком предложения. Какой вариант соответствует поставленной цели? 1) Водопроводчик чинит водопровод 2) Милиционер ездит на мотоцикле 3) Мальчики слепили снеговика (+)
4) Волосы подстригают в парикмахерской
Вопрос № 10
При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры: 1) дислалии; 2) дизартрии; (+)
3) заикании.
Вопрос № 11
Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися: 1) твердая, 2) придыхательная, (+)
3) мягкая.
Вопрос № 12
Кто из исследователей предложил устанавливать уровни развития активной речи (нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный)? 1) Р.Е.Левина 2) Н.С.Жукова (+)
3) Г.В.Чиркина 4) Т.Б.Филичева
Вопрос № 13
Особенностями речевой деятельности обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются (один правильный вариант ответ): 1. отсутствие планируемой речи в дошкольном возрасте, бедный словарный запас, предложения в устной речи часто построены неправильно и не являются законченными; письменная речь содержит много специфичных ошибок; 2. речь с плохо развитой регулирующей функцией, отсутствие в речи прилагательных и наречий, в большинстве ситуаций «речь ребенка на холостом ходу» (М.С.Певзнер); (+)
3. замедленное овладение грамматическим строем речи, дефекты произношения, ограниченность активного словарного запаса, трудности овладения письменной речью; 4. патологически замедленные темп речи и темп чтения, неспособность кратко пересказать текст, придумать название к рассказу
Вопрос № 14
Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте? а) предметно-действенная б) игра (+)
в) эмоционально-положительное общение со взрослым
Вопрос № 15
Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств? 1) неправильная речь окружающих; 2) двуязычие в семье; 3) черепно-мозговая родовая травма.
(+)
Вопрос № 16
Что является единицей фонологического кода языка: 1) слово; 2) фонема; (+)
3) морфема.
Вопрос № 17
На занятии у учителя-логопеда находится ребенок четырех лет. Какое слово необходимо выбрать учителю для воспроизведения звуко-слоговой структуры ребенком? 1) капуста (+)
2) помидоры 3) сковорода 4) лекарство
Вопрос № 18
О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи: 1) об отставании в формировании фонематического слуха; 2) о продвижении в формировании фонематического слуха; (+)
3) о первичной неполноценности органов артикуляции.
Вопрос № 19
К расстройствам структурно-семантического оформления высказывания относится: 1) алалия; (+)
2) ринолалия; 3) дислалия; 4) все ответы верны.
Вопрос № 20
Восстановительное обучение — это. а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности (+)
в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций
Вопрос № 21
Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии: 1) нарушение фонематического слуха; 2) нарушение фонетического слуха; 3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций
. (+)
Вопрос № 22
Невозможность выполнения определенных артикуляционных движений или переключения от одного движения к другому при дизартрии носит название 1) агнозия 2) амузия 3) апраксия (+)
4) атаксия
Вопрос № 23
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушение звукопроизношения чаще всего проявляются в виде 1) пропуска 2) замены 3) смешения 4) искажения
(+)
Вопрос № 24
Этот вид дизартрии возникает при поражении подкорковых ядер 1) экстрапирамидная (+)
2) псевдобульбарная 3) бульбарная 4) корковая
Вопрос № 25
Логопедия — это. а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. (+)
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Вопрос № 26
Предметом логопедии как науки является: а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности (+)
б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Вопрос № 27
Одной из характеристик общего недоразвития речи третьего уровня (ОНР- III уровня) по Р.Е.Левиной, является (выбрать правильный вариант ответ1): 1. активный словарь в «зачаточном» состоянии, состоит в основном из звукопроизношений и лепетных слов; 2. сравнительно развернутая речь, в активном словаре преобладают существительные и глаголы; (+)
3. обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения; 4. пассивный словарь, нет активного понимания речи
Вопрос № 28
Учителю-логопеду необходимо подобрать определенное задание для ребенка шести лет с целью изучения состояния фонематического анализа и синтеза. Какое из заданий соответствует поставленной цели? 1) задание с выделением заданного звука из слов (на фоне слов) 2) задание с выделением ударного гласного в начале слова 3) задание с выделением первого согласного в слове 4) задание с определением последовательности звуков в слове
(+)
Вопрос № 29
Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии: 1) Вот мой дом. 2) Вот мой парашют. 3) Вот моя собака.
(+)
Вопрос № 30
К практическим методам логопедического воздействия относятся: 1) игры, упражнения, моделирование; (+)
2) наблюдение, рассматривание рисунков; 3) рассказ, беседа, чтение; 4) все ответы верны.
Вопрос № 31
Речевые нарушения у обучающихся, воспитанников характеризуются следующими особенностями (исключите неверный вариант ответ1): 1. носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; 2. не соответствуют возрасту обучающегося, воспитанника; 3. не являются диалектизмами, безграмотностью речи и следствием незнания языка; 4. не связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи обучающегося, воспитанника
. (+)
Вопрос № 32
Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике: 1) судороги; 2) навязчивые состояния; 3) астенический синдром.
(+)
Вопрос № 33
Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам, называется: 1) персеверация; 2) антиципация; 3) контаминация; (+)
4) аккомодация.
Вопрос № 34
Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-педагогическая классификация? а) 9 6)10 в) 11 (+)
Вопрос № 35
Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного: 1) подробный пересказ, 2) ответы на вопросы по прочитанному; 3) краткий пересказ, 4) составление плана к прочитанному тексту.
(+)
Вопрос № 36
Продолжи высказывание: «ФФНР –это…» 1) нарушение произносительной стороны речи; (+)
2) несформированность лексико-грамматических категорий; 3) нарушение слоговой структуры слова.
Вопрос № 37
Изменение оттенка тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации – это 1) афония 2) ринофония (+)
3) дисфония 4) фонастения
Вопрос № 38
Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу: а) обогащение и активизации предметного словаря; (+)
б) формирование и развитие артикуляторной моторики; в) развитие слухового восприятия; г) обогащение и активизация предикативного словаря.
Вопрос № 39
Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа: А. Определить количество звуков в слове; Б. Определить, есть ли заданный звук в слове; В. Придумать слово с 4 звуками; Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец). 1) ГБАВ; 2) БГАВ; 3) БАГВ.
(+)
Вопрос № 40
Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по формированию правильного звукопроизношения а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата в) устранение неправильного звукопроизношения
(+)
Вопрос № 41
В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений: 1) I блок; 2) II блок; (+)
3) III блок.
Вопрос № 42
При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи: 1) алалии; 2) заикании; (+)
3) дислалии.
Вопрос № 43
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений основана: 1) на совокупности психологических и лингвистических критериев; 2) на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев; (+)
3) на психологических критериях; 4) на лингвистических критериях.
Вопрос № 44
В соответствии с приказом Министерства образования и науки от 24 декабря 2010г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» — недельная нагрузка учителя-логопеда в образовательных учреждениях составляет: (выбрать правильный ответ) 1) у учителя-логопеда ненормированная рабочая неделя 2) 20 часов в неделю (+)
3) 24 часа в неделю 4) 36 часов в неделю
Вопрос № 45
Данное речевое нарушение обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: 1) дислалия; 2) ринолалия; (+)
3) заикание; 4) алалия.
Вопрос № 46
Какой вид дислексии обусловлен недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений? 1) аграмматическая дислексия (+)
2) мнестическая дислексия 3) оптическая дислексия 4) семантическая дислексия
Вопрос № 47
Брадилалия — это. а) патологически замедленный темп речи (+)
б) патологически ускоренный темп речи в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
Вопрос № 48
Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации? 1) ОНР, 2) заикание, (+) 3) ФФН,
Вопрос № 49
Смысловой уровень речевой деятельности – это: (выбрать правильный ответ) 1) умение оформлять речь в актах членораздельной артикуляции (синтагм) (+)
2) умение использовать знакомые слова 3) умение различать на слух речевые сигналы 4) умение написать диктант без ошибок
Вопрос № 50
Работа над речью при моторной алалии предполагает (исключите лишнее) 1) нормализацию дыхания и голосообразования; (+)
2) воздействие на всю систему речи; 3) использование знаково-символической деятельности; 4) использование предметно-практической деятельности.
Вопрос № 51
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ) а) Они соответствуют возрасту говорящего (+)
б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают
Вопрос № 52
Как называется явление, когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций? а) искажение (+) б) смешение в) взаимозамена
Вопрос № 53
На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста: 1) ступень слого-аналитического чтения; 2) ступень становления синтетических приемов чтения; 3) ступень синтетического чтения.
(+)
Вопрос № 54
Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных: 1) блок регуляции тонуса и бодрствования; 2) блок приема переработки и хранения информации; (+)
3) блок программирования, регуляции и контроля.
Вопрос № 55
Фонематическое восприятие – это: 1) умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова; 2) специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова; (+)
3) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова; 4) нет правильного ответа.
Вопрос № 56
Какой темп речи характерен для заикания: 1) прерывистый; (+)
2) ускоренный; 3) замедленный
Вопрос № 57
Мягкое небо вибрирует при следующем виде ротацизма: 1) одноударный; 2) велярный; (+)
3) увулярный; 4) нет верного ответа.
Вопрос № 58
При каком из перечисленных видов речевых нарушений «режим молчания» используется в качестве первого этапа логопедической работы? 1) ринофония 2) алалия 3) брадилалия 4) тахилалия (+)
Вопрос № 59
Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки: А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке; Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами; С. Ориентировка в собственном теле; Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами. 1) САДБ; (+)
2) АСБД; 3) ДБАС.
Вопрос № 60
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда относятся (исключите неверный вариант ответ1): 1. первичная диагностика речевого развития ребенка; 2. психологическая коррекция свойств личности; (+)
3. консультативная деятельность; 4. логопедическая коррекция
Вопрос № 61
Нарушение слоговой структуры слога в виде уподобления одного слога другому (велосипед – «вевесипед») носит название 1) антиципация (+)
2) персеверация 3) контаминация 4) элизия
Вопрос № 62
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда не относятся: (выбрать правильный ответ) 1) первичная диагностика речевого развития ребенка 2) психологическая коррекция свойств личности (+)
3) консультативная деятельность 4) логопедическая коррекция
Вопрос № 63
Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — это. а) общее недоразвитие речи б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (+) в) афазия
Вопрос № 64
Недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками называются а) дефектами озвончения (+)
б) дефектами смягчения в) дефектами произношения небных звуков
Вопрос № 65
Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях: 1) нарушение фонематического слуха: 2) нарушение фонетического слуха; 3) нарушение обобщенного оптического образа буквы
(+)
Вопрос № 66
На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения: 1) согласных смычных; 2) гласных; (+)
3) согласных щелевых.
Вопрос № 67
Чем обусловлена артикуляторно-акустическая дисграфия? 1) нарушением различных форм языкового анализа и синтеза 2) недоразвитием грамматического строя речи 3) недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений 4) отражением неправильного произношения на письме
(+)
Вопрос № 68
Как устаревшее название дислалии? а) гнусавость б) слухонемота в) косноязычие
(+)
Вопрос № 69
Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию) а) бульбарная б) корковая (+)
в) мозжечковая
Вопрос № 70
Стертые формы псевдобульбарной дизартрии часто смешивают с 1) алалией 2) дислалией (+) 3) ринолалией 4) все ответы верны
Вопрос № 71
Какое из нижеперечисленных нарушений речи относится к расстройствам внутреннего оформления высказывания? 1) брадилалия 2) афазия (+)
3) дислалия 4) дисфония
Вопрос № 72
Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами): 1) неврозоподобная; (+)
2) органическая; 3) невротическая.
Вопрос № 73
Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых нарушений? а) Р. Е. Левина (+)
б) Ф. Ф. Pay в) М. Е. Хватцев
Вопрос № 74
Работа по развитию фонематического восприятия проводится при устранении : 1) семантической дислексии; 2) мнестической-дисграфии; 3) акустической дисграфии; (+)
4) все ответы верны;
Вопрос № 75
Предупреждение возникновения новых речевых расстройств внутри имеющегося синдрома – это задача: 1) социальной профилактики; 2) первичной профилактики; 3) вторичной профилактики; (+)
4) третичной профилактики.
Вопрос № 76
Что не относится к причинам функциональной дислалии? а) педагогическая запущенность б) недоразвитие фонематического слуха в) укороченная уздечка языка
(+)
Вопрос № 77
Что является единицей лексического кода языка: 1) слово; (+)
2) фонема; 3) предложение.
Вопрос № 78
Приспособление для исправления дефекта твёрдого нёба при его расщелинах носит название 1) ортодонтия 2) синапс 3) обтуратор (+)
4) уранопластика
Вопрос № 79
Коррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей с речевой патологией направлена на: 1) решение задач развития речи и когнитивных процессов на одном и том же речевом материале; (+)
2) решение задач развития когнитивных процессов; 3) на формирование коммуникативно-речевой активности в процессе игровой или учебной деятельности; 4) все ответы верны.
Вопрос № 80
Какой из терминов характеризует врожденное укорочение уздечки языка: 1) микроглоссия; 2) глоссоптоз; 3) прогения; 4) анкилоглоссия.
(+)
Вопрос № 81
Что является единицей синтаксического кода языка? 1) слово; 2) морфема; 3) предложение. (+)
Вопрос № 82
Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий: 1) замены графически сходных букв; 2 нарушение звуко-слоговой структуры слова; (+)
3) изменение формы, времени глаголов.
Вопрос № 83
С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе? 1) тактильный, 2)зрительный, 3) кинестетический
(+)
Вопрос № 84
Нарушение артикуляции, обусловленное какими-либо патологическими изменениями языка называется: 1) глоссоплегией; 2) гипотонией; 3) гиперемией; 4) глоссолалией.
(+)
Вопрос № 85
Выберите основной биологический фактор возникновения алалии: 1) органическое поражение речевых зон левого полушария; 2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы; 3) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.
(+)
Вопрос № 86
Что является единицей синтаксического кода языка? -предложение (+)
Вопрос № 87
Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений: 1) Настоле стояла ваза срозами. (+)
2) На столе стояла васа с росами. 3) На этоле этояла ваэа э роэами.
Вопрос № 88
Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте: 1) представление о звуке; 2) представление о графеме; 3) представление о фонеме.
(+)
Вопрос № 89
Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил: а) каллиграфические; б) орфографические; в) дизорфографические.
(+)
Вопрос № 90
На основании каких документов комплектуется логопедический пункт общеобразовательного учреждения (исключите неверный вариант ответ1): 1. выписки ПМПк и заявления родителей; 2. заключения учителя-логопеда и заявления родителей; 3. заключения врача отоларинголога и заявления родителей; 4. существующих нормативов по охвату логопедической коррекцией учащихся и заявления родителей
(+)
Вопрос № 91
Замена звуков, слов близкими по звучанию или по смыслу носит название: 1) персеверация; 2) элизия; 3) эхолалия; 4) парафазия.
(+)
Вопрос № 92
Как называется течение речевой патологии, при котором происходит увеличение симптомов речевой патологии: 1) регрессирующее; 2) ремитирующее; 3) стационарное; 4) прогрессирующее.
(+)
Вопрос № 93
Что является единицей лексического кода языка: — слово (+)
Вопрос № 94
При каком недостатке произношения свистящие и шипящие звуки произносятся подобно звукам В и Ф: 1) призубный сигматизм; 2) шипящий сигматизм; 3) межзубный сигматизм; 4) нет правильного ответа.
(+)
Вопрос № 95
Дефект произношения звуков [р] и [рь] называется. а) параротацизмом б) ротацизмом (+)
в) сигматизмом
Вопрос № 96
Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями: 1) звуковым методом; 2) звуко-слоговым методом; 3) звуковым аналитико-синтетическим методом; (+)
4) дошкольников с речевыми нарушениями не рекомендуется обучать грамоте.
Вопрос № 97
Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин «дислалия»? а) В. Олтушевский б) Р. Шультесс в) И. Франк (+)
Вопрос № 98
Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи: 1) головной; 2) грудной; (+)
3) средний.
Вопрос № 99
Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией: 1) искажения; (+)
2) пропуски; 3) замены.
Вопрос № 100
Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата? 1) тройничный; 2) обонятельный; (+)
3) блуждающий.
содержание .. 5 6 7 8 ..