Выработка сильной и длительной воздушной струи
Немаловажную роль для постановки звука [Р] играет правильная постановка фиксированного дыхания. Через артикуляционные органы должна проходить сильная целенаправленная воздушная струя. Это значит, что вам необходимо научить ребенка одновременно правильно и дышать, и говорить. Зачастую это бывает не так просто сделать. С помощью следующей серии упражнений вы поймете, как правильно располагать язык с последующей выработкой целенаправленной воздушной струи посередине языка:
1. Кладем язык в положении «Блинчик» (см. описание выше) и с силой подуть на него с включённым голосом. При колебании воздуха язык начнет вибрировать.
2. «Снежинка»: кладем маленький кусочек ватки на кончик носа и делаем глубокий вдох носом. Ставим язычок в положении «Ложка» (см. описание выше). Язык прижимаем к верхней губе и с силой выдыхаем воздух изо рта на кончик язычка. Кусочек ватки должен слететь с носа.
3. Подносим лоскуток или кусочек бумаги к носу и с придыханием произносим звук [Д]. При произнесении каждого звука [Д] кусочек бумаги должен сотрясаться от сильной струи воздуха.
Способы получения СТД-Р
Хранение информации о трудовой деятельности в электронном виде обеспечивает доступ к ней в удобное время, позволяет оперативно оформить нужный документ и не требует обязательного взаимодействия для этого с работодателем.
Работник может самостоятельно получить необходимые сведения в личном кабинете на сайте ПФР или на портале «Госуслуги». Сформированный электронный документ распечатывается или сохраняется в виде файла. А при необходимости его можно открыть и показать прямо на сайте, например потенциальному работодателю.
Бумажный вариант формы будут выдавать:
- работодатели по последнему месту работы;
- ПФР;
- МФЦ.
При этом и в ПФР, и в МФЦ можно обратиться в любом регионе России.
Постановка звука [Р] от звукосочетаний [ДР] или [ТР]
Детям с двуязычием не стоит пытаться ставить звук [Р] по подражанию, так как зачастую они начинают использовать вместо кончика языка «маленький язычок» (увулярный звук [Р]), либо корень языка, который соприкасается с мягким небом (велярный звук [Р]). Самый результативный способ постановки звука [Р] – это использование вспомогательных звуков [Т] и [Д], которые повторяют расположение языка и направленность воздуха. Вот несколько вариантов постановки звука [Р] с использованием вспомогательных звуков:
1. Вы вспоминаете с ребенком упражнение «Гармошка» (см. выше описание), когда прикрепляете язык к твердому небу и удерживаете его там. Хорошо раскройте рот, чтобы уздечка максимально натянулась. Двумя большими пальцами приподнимите широкие края языка к верхним боковым зубам (середина языка и уздечка остаются свободными). Попросите ребенка произвести глубокий вдох носом и с силой выдохнуть воздух ртом с включённым голосом. У ребенка должен «набухнуть» язык, и вы услышите что-то похожее на [ТЖ]. С многократным повторением и постепенным увеличением напора выдыхаемого воздуха вы должны услышать сочетание звуков [ТР]. Следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал, а края языка плотно прилегали к верхним боковым зубам.
2. Механическая постановка звука [Р], для которой потребуется палец ребенка или же любая закругленная плоская палочка. Пальчик или палочку следует снизу подвести под язык (под кончик языка, ни в коем случае под корень языка!) и придать ему колебательные движения — из стороны в сторону, одновременно произнося слог [Т-ТЫ] или [Д-ДЫ] много раз подряд. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен, губы были в улыбке. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем. В таком положении можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание. Струна начинает звучать. Но если струна ослаблена, звука не будет.
Как только у ребенка получается произносить сочетание звуков правильно и четко, можно переходить к более длительному произношению [ДР] и [ТР] в слогах, словах и предложениях с помощью пальцев (или палочки) и сильным напором воздуха.
- Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у тра-т тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры
- Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трудный
- Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка, пе-трушка.
- Предложение: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.
Правила оформления СТД-Р
Создать форму по трудовой деятельности можно как в бумажном, так и в электронном виде. В первом случае в ней под основной таблицей расположатся подпись (с расшифровкой) уполномоченного лица и печать (при ее наличии у формирующей документ стороны). Электронный же вариант потребуется заверить квалифицированной электронной подписью.
Соответственно, форма может быть выдана работнику на руки или отправлена по почте (в т. ч. электронной). Если форма СТД-Р нужна действующему сотруднику, он сам просит работодателя о ее составлении. При увольнении этот документ выдается в обязательном порядке в бумажном или электронном виде.
Образец заполнения сведений СТД-Р смотрите у нас на сайте. А построчные разъяснения по заполнению документа вы найдете в материале «Как заполнить форму СТД-Р с 07.03.2020» Путеводителя от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ.
Порядок заполнения документов, связанных с электронной трудовой книжкой, детально описан в Обзоре от КонсультантПлюс. Изучите документ, получив пробный доступ к справочно-правовой системе, бесплатно.
Образец заполнения сведений по форме СТД-Р
Автоматизация звука [Р] в слогах и словах
Как только длительное произношение звукосочетания [ДР] и [ТР] отработано, можно переходить к изолированному произношению звука [Р]. Вы сами услышите, что ребенок начинает произносить звук, как только мышцы языка привыкнут к нужному положению и окрепнут. Необходимость в использовании вспомогательных звуков исчезнет. Если вы до сих пор слышите использование вспомогательных звуков [Д] и [Т], это значит, что мышцы языка еще недостаточно разработаны. В этом случае, продолжайте выполнять предыдущий комплекс упражнений в сочетании с более тщательным проговариванием слогов и слов со вспомогательными сочетаниями звуков [Д] и [Т].
Спектакль Р. Р. Р.
Весь спектакль на одном дыхании. Мы, зрители, как завороженные, как лунатики, не отрываясь смотрели на сцену. Это магическое кружение лестниц, так поразительно напоминавшее Петербург, как будто взяло в плен зрительный зал и не отпускало до конца спектакля. Я даже не помню, чтобы в продолжение действия у кого-то — как всегда некстати — зазвонил мобильник. Этого не было. Зал замер. Спектакль очень понравился. Я шла на Сухорукова, но хочу отметить не только его игру, без сомнения, очень интересную, но и игру молодых актеров, которые в последние два года пришли в театр, — Алексея Трофимова (Раскольников) и Анастасию Пронину (Соня). Интересны сценическое решение спектакля, декорации. Постановка заявлена как «по мотивам», и в ней действительно были отступления от текста Достоевского, но все было в духе писателя и смотрелось очень органично. Однако вот что меня заинтересовало и заставило задуматься. Действие начинается с того, что Раскольников сидит и лихорадочно печатает статью — ту самую, которую он отнесет в редакцию журнала. Так вот, собственно, меня заинтересовала печатная машинка. Дело в том, что Достоевский писал свои произведения от руки, также и Раскольников от руки написал свою статью. Хотя печатная машинка уже была изобретена в XIX веке, все же она не была в широком употреблении. Поэтому ее появление на сцене спектакля заставило меня задуматься. Может, я не права, что ищу в этом какой-то смысл. Я же простой человек, далекий от сферы театра, откуда я знаю, как придумываются спектакли. Может, так: сели режиссер, автор сценария и актеры, задумались, что же сделать такое оригинальное, чего нет в других постановках, и решили: а придумаем-ка мы, чтобы Раскольников на машинке печатал, а что — это оригинально. Сказано — сделано. Но может быть и так, что эта самая печатная машинка задумана как «герой» постановки, как это ни покажется странным. Ведь она появляется не только в первой сцене, когда Раскольников пишет статью, потом она возникает в сценах в полицейском участке (она стоит на столе у Порфирия Петровича). И если ее появление не случайно, то, значит, оно зачем-то нужно, значит, была необходимость ввести деталь, которая не могла быть в реалиях 19 века, а относится к более позднему времени. Если честно, я так и не поняла, зачем она была нужна. Скажу только, что ее появление в спектакле было очень органично, как-то естественно, не воспринималось как диссонанс. Единственное, конечно, печатная машинка на столе следователя рождает ассоциации со следственными процессами XX века. Однако похож ли Раскольников на преступников XX столетия, это вопрос. Введение в действие печатной машинки вносит нечто новое в понимание романа, например, возникает мысль о том, что Раскольников сам подписал (точнее, напечатал) себе приговор, когда писал статью. А действия Порфирия Петровича в этой ситуации можно расценить только как вспомогательные — он лишь завершает это дело, ставит точку. Итак, постановка театра им. Моссовета чрезвычайно интересна, игра актеров великолепна, декорации прекрасны, и, главное, она заставляет думать, что очень важно.
Подрезка уздечки?
Часто практикуемым методом в прошлом, о котором я часто слышу от родителей и по сей день, является подрезка подъязычной связки (уздечки). Хочу отметить, что далеко не всегда такие кардинальные меры могут привести к желаемому результату – появлению звука [Р]. Я категорически не рекомендую подрезать уздечку, если к этому нет медицинских показаний. Отсутствие данного звука связано со общей слабостью мышц языка и неразвитостью подъязычной связки. Именно поэтому ребенок не в состоянии приподнять язык и плотно прижать его к небу. Следуйте советам выше, и желаемые результаты не заставят себя ждать.
Удачи вам и вашим деткам!
Логопед Алена.
СЗИ-ТД или СТД-Р — что же использовать
С 2022 года в России вводятся трудовые книжки в электронной форме. Всю информацию о трудовой деятельности работника будет аккумулировать ПФР на основании сведений из отчетов работодателей, сдаваемых:
- ежемесячно (с 2022 года) — о трудовой деятельности сотрудников;
- в привязке к конкретным событиям (с 2022 года) — о приеме на работу и об увольнении.
А работники теперь смогут получать сведения о трудовой деятельности по специальной форме, которую можно будет предъявить при необходимости, например при устройстве на новое место работы.
Форма содержит все данные, привычные для бумажной трудовой книжки:
- сведения о работнике;
- информация о работодателе;
- даты связанных со службой у него событий;
- указание на суть этих событий;
- отсылка к реквизитам документа, зафиксировавшего событие.
Поэтому основное место в форме занимает таблица с набором граф, отведенных для указания в них соответствующей информации.
Изначально для данных целей разрабатывались два проекта формы:
- от ПФР — форма СЗИ-ТД;
- от Минтруда — форма СТД-Р.
ВНИМАНИЕ! Некоторые банки предлагают пониженную ставку по ипотеке, при условии предоставления заемщиком сведений о трудовой деятельности. Эти данные можно запросить в ПФР по форме СЗИ-6. В данном документе содержится информация о начисленных и уплаченных каждым работодателем страховых взносах. В случае, если на застрахованное лицо взносы не были уплачены работодателем, информация о них и страховом стаже за этот период в справку СЗИ-6 не включаются. Претензии по стажу, фактически отработанному, но не включенному в страховой стаж в связи с неуплатой, согласно действующему законодательству (ст. 18 закона «О персонифицированном учете» № 27-ФЗ) должны быть отнесены в адрес работодателя, действия которого могут быть обжалованы в судебном порядке.
Официально утвердили форму СТД-Р (приказ Минтруда от 20.01.2020 № 23н). Именно ее и нужно использовать. Форма СЗИ-ТД применяться не будет.
Итоги
Переход к электронному способу ведения трудовых книжек привел к необходимости создания документа, заменяющего их для работников. Форму такого документа утвердил Минтруд. Основу формы составляет таблица, отражающая сведения, обычные для бумажной трудовой книжки. Заполняться документ будет автоматически по данным, хранящимся в ПФР. Оформить его можно в бумажном или в электронном варианте.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Три способа постановки
У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.
- Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
- Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
- Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.
В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.