Анатомия, физиология и патология органов слуха речи и зрения


Органы речи и их механизмы

Порожденная потребностями общественной жизни, наша речь осуществляется чрезвычайно сложным анатомо-физиологическим аппаратом, состоящим из центрального и периферических органов речи. Центральный орган состоит из головного мозга, преимущественно коры его больших полушарий. К периферическим относятся органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Неразрывно связанные и взаимодействующие под ведущим регулирующим воздействием центральной нервной системы, все органы речи представляют собой сложную функциональную систему, в которой каждый из них играет свою определенную роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.

Центральный орган речи и его механизмы

Кора большого мозга в свою очередь представляет собой сложнейшую функциональную систему взаимодействующих разнообразных анализаторов (слухового, двигательного, зрительного и др.). Корой осуществляется физиологическая основа речи — вторая сигнальная система, неразрывно связанная и взаимодействующая с первой сигнальной системой.

И.П. Павлов под второй сигнальной системой разумел не только речь как средство общения, но связывал ее со способностью обобщать, абстрагировать, со «специально человеческим высшим мышлением». Следовательно, кора — центральный, регулирующий другие, орган речи. Это доказывается возможностью в некоторых случаях при здоровом мозге научиться говорить без слуха и голоса, писать без рук: мозг может приспособить для речи и другие органы. Мозг действует в любом акте целостно, как единая функциональная система. Поэтому и речь является результатом целостной работы всего мозга.

В коре под действием речевых раздражителей среды и в зависимости от состояния нервных клеток в каждый данный момент в любом участке ее могут образоваться временные нервные связи. В итоге переработки последних высшим анализом и синтезом, связанными с определенными структурами (конструкциями) мозга, возникают условные второсигнальные (речевые) рефлексы. Локализация речевых функций коры не только очень сложна, но и изменчива, почему и названа И.П. Павловым динамической локализацией. Речевые рефлексы приобретаются ребенком индивидуально в опыте жизни, возникают в результате одновременной сложной деятельности слуховых, зрительных, двигательных, кинестезических, кожных и вибрационных анализаторов и выражаются в форме звуков речи, слогов, слов и фраз. В итоге длительно повторяющихся воздействий в одной и той же последовательности определенной группы речевых раздражителей в мозгу образуется относительно устойчивый комплекс условных рефлексов (звуков, слов, фраз), возобновляющийся при повторении сложного раздражителя, всего или частично. Такой комплекс осуществляется соответствующей временной связью нервных клеток, образующих беспрерывно сменяющиеся «созвездия». Эту слаженную, уравновешенную систему внутренних процессов И.П. Павлов называет динамическим стереотипом. Стереотипы человека качественно сложнее стереотипов животных. Они являются результатом как специфических закономерностей второй сигнальной системы, так и ее воздействий на первую сигнальную систему.

Периферические органы речи

Исполнительными приборами звуковой речи, деятельность которых регулирует мозг, являются: 1) воспринимающие и контролирующие речь органы слуха, отчасти зрения; 2) звукопроизводящие органы: дыхательные мышцы живота и грудной клетки, диафрагма, легкие, гортань, мягкое нёбо с язычком, полости рта и носа, язык, зубы и губы (рис. 1).

В произношении важную роль играет чувство движения органов, производящих звук (особенно языка), а в некоторой степени и осязание. Чем чаще и лучше работают эти органы, тем больше под влиянием поступающих с них раздражений развивается самый мозг и точнее управляет ими.

Особо следует отметить чрезвычайную роль слуха в звуковой речи: ребенок, лишенный слуха с раннего возраста, без специального обучения не может подражать речи взрослых и поэтому остается немым, для общения же пользуется примитивным средством — жестом и мимикой . Какие же у человека периферические органы речи?

1. Аппарат дыхания (рис. 1 и 2). а) Легкие, которые представляют как бы меха, наполненные воздухом и состоящие из отдельных эластических сообщающихся пузырьков (альвеол). Легкие дают в гортань, рот и нос струю воздуха, необходимую для звукопроизношения. б) Грудная клетка, к стенкам которой плотно примыкают легкие. Сокращением сильных наружных межреберных мышц она расширяется и растягивает легкие (при вдохе); вследствие тяжести ее стенок, эластичности легких, отчасти сокращения более слабых внутренних межреберных мышц она спадается и сжимает легкие (при выдохе). в) Диафрагма — мощная плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При сокращении уплотняется и, опускаясь вниз, освобождает место для легких и тем самым увеличивает их емкость (вдох); выпячиваясь двумя куполами кверху и надавливая на основания легких, вытесняет из них воздух (выдох). г) Мышцы брюшного пресса при сокращении давят на кишечник и через него на диафрагму — содействуют выдоху; выпячиваясь при усиленном вдыхании вперед, облегчают опускание диафрагмы при вдохе.

Дыхание, осуществляемое движениями грудной клетки, называется грудным; производимое при помощи диафрагмы и брюшных мышц — диафрагмальным, или брюшным. Дети пользуются комбинированным грудобрюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее легким, экономным, плавным и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается верхнегрудное, или ключичное дыхание (при нем поднимают плечи, а воздух попадает преимущественно в верхушки легких). Этот тип дыхания вреден для здоровья, от него надо отучить детей.

Вдох требует значительно больших усилий, чем выдох, при котором грудная клетка спадается под действием собственной тяжести, а легкие сами стремятся к сжатию. Об этом надо помнить при всякого рода играх и упражнениях для развития дыхания.

2. Гортань (рис. 3, 4, 5). Этот голосовой аппарат представляет собой небольшую коробку, состоящую из целой системы крупных и мелких хрящей, подвижно сочлененных один с другим и приводимых в движение системой мышц. Главной частью ее являются голосовые связки — две мышечные эластические складки, выпячивающиеся в виде валиков с внутренних стенок щитовидных хрящей. Спереди хрящи сходятся под острым углом (кадык). Сзади связки прикреплены к двум подвижным хрящикам, которые, сходясь и расходясь, то раздвигают, то смыкают их (голосовая щель то раскрывается, то закрывается). Кроме того, голосовые связки, сокращаясь, могут сами по себе сближаться одна с другой. В движении связок участвуют и другие мышцы гортани.

При обыкновенном дыхании голосовая щель раскрыта, и воздух свободно проходит через нее. Голос же образуется так. Струя воздуха, поступающая из легких, наталкивается на замкнутые голосовые связки и с усилием, мелкими толчками прорывается между ними.

Рис. 3. Внутренний вид передней части гортани. 1 — щитовидный хрящ; 2 — перстневидный хрящ; 3 — надгортанник; 4 — разрез подъязычной кости; 5 — трахея; 6 — морганиев желудочек; 7 — ложная голосовая связка; 8 — истинная голосовая связка.

Под давлением воздуха связки ритмически колеблются (вибрируют) — получается музыкальный звук, который называется первичным тоном. Эти колебания вызывают в свою очередь колебания во всех полостях, сообщающихся с полостью гортани (подсвязочное и надсвязочное пространство — глотка, рот, нос и др.). А в них образуются основной для каждого звука речи и дополнительные тоны (обертоны), которые, слившись с основным тоном, образуют слышимый нами звук человеческого голоса. Действие гортани подобно действию язычковой органной трубы (рис. 5): язычки под действием струи воздуха и пружинок быстро и ритмично смыкаются-размыкаются, в результате чего образуется звук.

Чем сильнее напор воздуха на голосовые связки (получается большой размах их колебаний), чем больше резонирующие полости, тем сильнее голос. Высота же голоса зависит от количества колебаний голосовых связок в секунду. Чем больше гортань, тем длиннее голосовые связки и, значит, меньше колебаний, а следовательно, тем ниже тон голоса. У детей голосовые связки короче, чем у взрослых, поэтому детский голос выше голоса взрослых.

В зависимости от соотношения времени выдыхательной струи воздуха и сближения голосовых связок различаются три типа голосообразования, или приступа (атаки, голосоначала): твердый, мягкий и придыхательный.

Твердый приступ чаще наблюдается при выражении голосом отрицательных эмоций (гнева, злобы, раздражения). Твердый приступ получается потому, что воздух подходит к голосовым связкам в момент, когда они успевают уже напряженно сблизиться. От прорыва их воздухом и слышится резкое, напряженное для слуха начало голоса, например: «Ах, как больно!» или раздраженно: «Оля, сядь на стул». Кричать и говорить напряженно, раздраженно, браниться вредно для голоса. Мягкий приступ образуется постепенным сближением связок уже в момент прохождения воздуха — слышится приятный, мягкий голос. Например: «Ах, какой красивый цветок!», «Оля, поцелуй меня».


Рис. 4. Вид гортани сверху: голосовая щель а — открытая голосовая щель при дыхании; б — при звучании голоса; в — при шепоте; г — при фальцете.

Придыхательный же приступ вызывается прохождением воздуха до начала сближения голосовых связок, поэтому перед голосом слышится легкий выдох, вроде немецкого звука п.

3. Надставная труба (рис. 1, 6). Она состоит из ряда разнообразных полостей (глотки, носоглотки, носа, рта) и органов артикуляции (мягкого нёба, твердого нёба, языка, зубов, челюстей, губ), связанных с гортанью и расположенных над нею. Надставная труба придает звуку определенную окраску (тембр) и форму.

Рис. 6. Полость рта: 1 — мягкое нёбо; 2 — язычок; 3 — нёбные миндалины; 4 — язык; 5 — нёбо-глоточные дуги; 6 — нёбно-язычковые дуги; 7 — задняя стенка глотки; 8 — твердое нёбо.

а) Глотка — широкий канал от основания черепа до пищевода, ее часть перед нёбом называется носоглоткой; пространство между мягким нёбом и корнем языка называется зевом. Эти полости, являясь расширенным концом дыхательной трубки, облегчают вдох: через зев воздух проходит в рот, через два отверстия (хоаны) в нос и в барабанную полость уха (из зева через евстахиеву трубу). б) Мягкое нёбо — это мышечное продолжение твердого нёба, оканчивающееся язычком. В нужном случае, напрягаясь, оно поднимается кверху и, прижимаясь вместе с язычком к задней стенке глотки, закрывает воздуху проход в нос. в) Твердое нёбо представляет костный куполообразный свод, усиливающий звучание голоса. г) Зубы и челюсти усиливают голос и уточняют (особенно резцы) произношение звуков. При нормальных челюстях и зубах верхние зубы несколько перекрывают (захватывают) нижние, плотно смыкаясь с ними. Нельзя при постановке звуков ы, ж, ч, ш, щ выдвигать вперед нижнюю челюсть, что наблюдается на практике. д) Губы, придавая разнообразную форму ротовому отверстию, тем самым видоизменяют звуки. е) Язык — главный орган звукопроизводства. Он представляет собой сложный комплекс многих мышц, расположенных и действующих в разных направлениях и непосредственно связанных с другими органами произношения. Благодаря большой гибкости и подвижности он, меняя свое положение и форму, разнообразно изменяет полость рта, образуя в ней то сужение, то смыкание с разными частями ее, и в известной степени влияет на функцию органов голоса и дыхания. В результате такой пластичности языка создается богатый комплекс разнообразных звуков речи. ж) Нос представляет довольно большую, разделенную продольной пластинкой (сошником) на две камеры полость, усиливающую голос и придающую ему при прохождении голосовой дыхательной струи через нос особый тембр. 4. Ухо (рис. 7)

Рис. 7. Строение уха: 1 — наружный слуховой проход; 2 — барабанная перепонка; 3 — полость среднего уха; 4 — молоточек; 5 — наковальня; 6 — стремечко, упирающееся в овальное перепончатое окошечко; 7 — полукружные каналы; 8 — преддверие; 9 и 10 — улитка; 11 — круглое окошечко; 12 — евстахиева труба; 13 — кость в разрезе.

Орган слуха — ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Звуковая волна через слуховой проход достигает барабанной перепонки и приводит ее в колебание, которое передается соединенным с ней подвижно сочлененным слуховым косточкам (молоточку, наковальне и стремечку), находящимся в среднем ухе. Среднее ухо заполнено воздухом, проникающим в него изо рта через евстахиеву трубу. Колебания слуховой костной цепи, которая другим концом прикреплена к упругой перепонке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, вместе с колебаниями воздуха передаются во внутреннее ухо, заполненное особой жидкостью. Во внутреннем ухе, помимо аппарата для сохранения равновесия (полукружных каналов), находится слуховой улитковый аппарат, в котором помещается очень тонкий и сложный кортиев орган. В нем имеются особые слуховые клетки с волосками, связанные с слуховым нервом. Распространившиеся через жидкость колебания раздражают волоски слуховых клеток. Эти раздражения передаются по слуховому нерву в головной мозг, где и осознаются нами как звуки речи.

Хватцев И. Ю.

Нужна консультация невролога? Запишитесь по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]