Дисфония — современное состояние проблемы и методы лечения

Дисфония — расстройство голосообразования, при котором нарушается качество голоса (высота, сила, тембр), вследствие чего он становится неполноценным — слабым, маломодулированным, охриплым и так далее. Возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. Полное отсутствие голоса, при котором может сохраняться только шепотная речь, называется афонией.

Основные проявления

Увеличение или уменьшение тонуса в голосовых складках, неполное смыкание голосовой щели, тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, дискоординация в работе внешних и внутренних мышц гортани, вибрирующий голос, сбивчивость речевого дыхания, ощущения дискомфорта в горле.

Неоднородность форм нарушений голоса определяет разнообразие их клинических проявлений. Различия между ними обусловлены прежде всего природой нарушения (органические или функциональные, врожденные или приобретенные); локализацией и размерами очага поражения. Специфику нарушения голосовой функции при каждой из форм Дисфонии (гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная, мутационная, спастическая) также определяют: длительность нарушения (кратковременные или стойкие изменения) степень тяжести (грубая, средняя, легкая), этап заболевания (ранний или поздний восстановительный), патогенетические механизмы (характер нарушения).

Нарушения голоса. Дисфония, Афония, Фоностения.

После работы с психиатром начинается подготовка к работе над дыханием. Если гортанный нерв повреждён при параличе, то восстановить его двигательную функцию будет практически невозможно. В остальных случаях требуются функциональные тренировки. Занятия увеличат подвижность здоровой части гортани, а при параличе частично вернут подвижность голосовой складке.

Следующим шагом, является нормализация физиологичного дыхания и фонации. Занятия должны быть направлены на нормализацию дыхания и начинаться с «дутья в губную гармошку». Необходимо дуть медленно, делая вдох и выдох на одной ноте. Здоровым детям, следует начинать тренировку с 1 минуты 10 раз в день, постепенно увеличивая время до 2 минут и 15 повторений за день. При головокружении, стоит уменьшить время упражнения до 15-20 секунд.

Данное занятие удлиняет выдох, а равномерные движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха массируют гортань, за счет чего увеличивается подвижность здоровой части гортани и активизация парализованной. В комплекте с «дутьём в губную гармошку» рекомендуются дыхательные упражнения, которые тренируют удлинённый выдох:

Комплекс А. Сядьте на стул прямо или встаньте:

1) Сделайте быстрый неглубокий вдох, а затем продолжительный выдох;

2) Вдыхайте носом, а выдыхайте ртом;

3) Вдыхайте ртом, выдыхайте носом;

4) Вдыхайте и выдыхайте только одной половиной носа, затем второй;

5) Вдыхайте через одну половину носа, а выдыхайте через вторую;

6) Вдыхайте через нос, а затем медленно выдыхайте с усилением в конце;

7) Вдыхайте носом, выдыхайте через неплотно сжатые губы;

8) Вдыхайте носом, выдыхайте носом задерживая дыхание.

Не начинайте делать сразу дыхательные практики и упражнения, чтобы не перегружать пациента. Примерно неделю занимайтесь дыхательными тренировками, а после добавьте упражнения для мышц шеи и гортани.

Комплекс Б. Для выполнения нижеописанных упражнений необходимо сесть прямо:

1) Заложите руки в замок на затылке, отклоните голову назад и окажите небольшое сопротивление, с помощью рук;

2) Сожмите руки в кулак и упритесь кистями в подбородок, затем наклоняйте голову вперёд, оказывая руками сопротивление;

3) Прикройте ладонями уши, затем наклоняйте голову к плечам с сопротивлением рук;

4) Сжимайте челюсти, а затем двигайте нижней челюстью вниз, в стороны, вперёд;

5) Надуйте щёки;

6) Достаньте кончиком языка нёба;

7) Поднимайте нёбо при зевке.

Вышеописанные тренировки очень легки в исполнении. Их рекомендовано выполнять по 6 раз в течение дня, повторяя каждое примерно по 5 раз.

При сочетании упражнений с логопедом и занятиями для установления диафрагмального дыхания – исчезнет рефлекторный кашель, значительно удлинится выдох и появятся слабые колебательные движения парализованной части гортани. Следующим этапом идут упражнения для координации голоса. Суть данных упражнений в том, что бы вибрации звука воздействовали на механизм образования голоса. При регулярных занятиях добиваются правильного акустического эффекта, в чём и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция с произношения буквы {м}, что позволяет установить правильную фонацию.

Упражнение 1. Произносите звук медленно и кратко, направляя его так, чтобы он «ударялся» в нёбо, тем самым вызывая резонацию. Спустя пару тренировок фонации станут более продолжительными, и голос будет звучать чётче. Когда упражнения перестанет вызывать затруднения, переходят к произношению открытых слогов.

Упражнение 2. Сначала проговорите один звук {м}, после чего чередуйте вместе с этим звуком – гласные, например: ма, мо, му, мэ, мы. При этом резко опускайте нижнюю челюсть. Для закрепления результата, спустя пару занятий, нужно произносить слоги, с ударением на второй склад.

Упражнение 3. Произнесите следующие слоги: — ма-ма на-на; — ма-мо на-но; — ма-му на-ну и так далее.

Упражнение 4. Произнесите следующие слоги: мама-мама-мамама; нана-нана-нанана и так далее.

Когда слоги звучат громко и полноценно, можно переходить к следующему заданию. Упражнение 5. Проговорите звук {й}в сочетании с гласными

Повторение гласных на твёрдой атаке положительно влияет на смыкание голосовых складок. Произносите гласные кратко и твёрдо, а звук {й} продолжительно: ай… яй…, ой… ей…, уй… юй…, эй… ей…

После вышеописанных занятий необходима координация дыхания и голосообразования. Чтобы этого достичь произносите гласные звуки на одном выдохе. Упражнение 6. Проговаривайте слоги с гласными, например: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Ребёнок должен повторять слоги, сначала за логопедом, после самостоятельно.

Произнося сочетания легко и без жалоб, можно переходить к следующим этапам лечения – к проработке восстановленного голоса. Для проработки репетируют следующие слоги — ма, мо, му, мэ, мы. Постепенно приступая к фразовой речи и чтению.

В работе с речевым материалом рекомендуют заниматься вокалом. Занятия помогут закрепить голос и увеличат звучность. Можно пропеть трезвучия, мелодии без резких переходов или гаммы.

Когда голос восстановлен – он звучит громко, сопровождается организованным дыханием, при этом отсутствуют неприятные ощущения в горле. Во время обследования голосовые складки смыкаются, а на поражённой части гортани видны их колебания.

Продолжительность реабилитационной работы длится до 4 месяцев, длительность лечения зависит и от тяжести нарушения, и от времени начала занятий.

Можно ли восстановить голосовую функцию при Дисфонии?

Чтобы восстановить голосовую функцию, необходима помощь логопеда. Специалист в ходе диагностического обследования устанавливает, какие именно аспекты голосообразующей деятельности нарушены; составляет индивидуальную программу восстановления; проводит индивидуальные занятия (процедуры), включающие в себя дыхательную гимнастику, речевые и вокальные упражнения, логопедический массаж, вибростимуляцию речевой и шейной мускулатуры. При необходимости подключает медикаментозную терапию (консультации невролога, психотерапевта). Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

Чем раньше больной будет направлен к специалисту за помощью, тем быстрее он достигнет максимального уровня социального функционирования, улучшив, таким образом, качество жизни.

Логопедическая служба ГКБ им. С.С.Юдина

ГБОУ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы

Функциональная дисфония — нарушение голосовой функции, характеризующееся нарушением смыкания голосовых связок при отсутствии патологических изменений в гортани.

Причинами возникновения функционального расстройства голоса могут быть конституциональные, анатомические, врождённые особенности голосового аппарата, перенапряжение голоса, психотравмирующие факторы, ранее перенесённые заболевания дыхательных путей, астенический синдром любой этиологии. Гипотонусные расстройства могут формироваться и на фоне длительного молчания, а также после хирургических вмешательств на гортани или при атрофии голосовых складок. Тревожные, депрессивные расстройства могут способствовать развитию функциональной дисфоний. Значительную роль в возникновении функциональных дисфоний играют гормональные расстройства — чаще заболевания щитовидной железы. Другие причины — неврологические заболевания, такие, как болезнь Паркинсона и миастения, черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения и др.

Функциональные изменения обратимы, но в ряде случаев могут приводить к органическим изменениям гортани.

Клиническая картина функциональной дисфонии обусловлена нарушением голосовой функции той или иной степени выраженности.

Гипотонусная дисфония — нарушение голосовой функции, обусловленное понижением тонуса голосовых складок и других мышц, участвующих в галосообразовании. Отмечается быстрая утомляемость голоса, придыхательная охриплость.

Гипертонусная дисфония — нарушение голосовой функции, обусловленное повышением тонуса голосовых складок. Фонация осуществляется с напряжением мышц шеи, голос резкий, охриплость выраженная.

Гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый голос) — нарушение голосовой функции за счёт понижения тонуса голосовых складок с формированием фонации на уровне вестибулярных складок с последующим развитием их гипертрофии.

Афония — отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи.

Психогенная дисфония или афония — расстройство голосовой функции, ведущим этиологическим фактором которого считают психогенный.

Мутационная дисфония — нарушения голоса, возникающие в период мутации.

Спастическая дисфония — нарушение голоса, характеризующееся напряжённо-сдавленной прерывистой фонацией, дрожанием, охриплостью, нарушением расборчивости речи. Различают абдукторную и аддукторную формы. Во время речи отмечается подёргивание диафрагмы. Диагностируют нарушение артикуляции, изменения в психоэмоциональной сфере. Клинико-неврологическое обследование выявляет органическую патологию в виде дистонических синдромов (типа писчего и блефароспазма, кривошеи и др.).

В процессе диагностики и лечения расстройств голосовой функции требуется мультидисциплинарный подход с привлечением к процессу реабилитации невролога, эндокринолога, психиатра и фонопеда.

Лечение функциональной дисфонии

Подход к лечению функциональных дисфоний должен быть комплексным. Необходимо воздействие на этиопатогенетические факторы: лечение общесоматических заболеваний, соматоморфных расстройств, санация очагов хронической инфекции.

Прогноз при функциональной дисфонии чаще благоприятный. Стойкое нарушение голосовой функции, длительный характер течения приводит к ухудшению коммуникации пациента.

Профилактика расстройства голосовой функции заключается и первую очередь в соблюдении гигиены голоса, формировании правильных навыков фонации, постановке речевого и певческого голоса, особенно у лиц голосо-речевых профессий. Большое значение имеют своевременная диагностика и лечение общесоматических заболеваний, приводящих к развитию дисфоний.

Самолечение

Самолечение часто приводит к осложнениям, которые могут потребовать хирургического вмешательства. Средства народной медицины могут только дополнять терапию, направленную на угнетение паразита. Наряду с этим, больному показана диета. Она заключается в исключении из рациона продуктов питания, которые раздражают слизистую оболочку. В этот список можно включить все соленые, перченые и острые блюда, которые подаются горячими.

Вернуть голос при отсутствии воспалительного процесса можно самостоятельно. Снять нервное перенапряжение помогут экстракты растений, обладающие седативным действием (раствор валерианы или отвар пустырника).

В случае дисфункции голосовых связок, например, после футбольного матча, их реабилитации будут способствовать морс из ягод малины или ежевики и гоголь-моголь с добавлением столовой ложки коньяка. После их принятия рекомендуется молчать, чтобы не нагружать связки. Говорение шепотом не приветствуется, так как при этом на мышцы гортани оказывается дополнительная нагрузка, которая может только усугубить положение. Если совсем исключить разговоры нельзя, следует говорить медленнее, чем обычно. Все слова при этом нужно четко выговаривать.

Лечение

Лечение дисфонии проводится педиатром, терапевтом и логопедом. Важно строго соблюдать голосовой режим и ни в коем случае не перенапрягать голосовые связки. Лечение потери голоса предполагает проведение следующих мероприятий:

  • диагностирование и лечение недугов, которые могли спровоцировать такое нарушение;
  • применение медикаментозной терапии, а также физиопроцедур;
  • проведение корректировки неврологических расстройств;
  • занятия с психологом;
  • операбельное вмешательство проводится строго по показаниям (в случае не эффективности проводимой терапии или при наличии новообразований).

Почему проявляется дисфония?

Причины дисфонии у детей могут быть врожденными: это дефект гортани, при котором отмечается неправильное развитие хрящей гортани. Как следствие, морфологические особенности ведут к тому, что у ребенка постоянно проявляется шумный вдох. Врожденными также могут быть аномалии гортани, связанные с формированием сосудистых опухолей — ангиом. Иногда причины дисфонии у детей связаны также с нарушениями развития голосовых складок. Если речь идет о врожденной дисфонии, связанной с дисфункцией голосовых складок, то симптомы дисфонии могут быть похожи на проявления бронхиальной астмы: это периодические хрипы и приступы одышки.

Причины дисфонии органического типа — это острые или хронические заболевания разных отделов гортани и нижних дыхательных путей. Это могут быть воспалительные процессы, аллергические реакции, неврологические или онкологические заболевания, вследствие которых происходит сужение просвета дыхательных путей либо другие изменения, которые ведут к изменениям речи вследствие нарушения дыхания и голоса.

Функциональная дисфония может развиваться у человека на фоне болезней внутренних органов (легкие, сердце, сосуды), эндокринной системы (щитовидная железа, надпочечники, половые железы). Этот тип дисфонии может проявиться на фоне обструкции верхних дыхательных путей вследствие попадания туда инородных тел, приема анаболиков. Достаточно часто лечение дисфонии требуется тем, кто использует голос профессионально, то есть занимается вокалом, постоянно громко говорит в силу профессии. Дисфония может проявиться вследствие анемии, авитаминоза, болезней шейного отдела позвоночника, расстройств неврологического и психического характера.

Изменения речи данного типа может появиться и после оперативных вмешательств, при которых могут повреждаться органы голосового аппарата гортани. Иногда дисфония возникает под влиянием сильного стресса, приема некоторых медикаментов, вследствие перенесенных инфекционных болезней.

Расстройство голоса происходит вследствие постоянного пребывания в помещении с повышенной сыростью, большим количеством пыли, слишком холодным или слишком жарким микроклиматом. Изменения речи могут быть связаны и с производственными факторами — вдыханием вредных веществ, пыли и др.

Еще один фактор, который может негативно сказаться на состоянии голосового аппарата — частое употребление спиртных напитков. Под воздействием алкоголя происходит усиленный прилив крови к глотке и гортани, что ведет к проявлению сухости слизистой оболочки. Ухудшается качество голоса и у курильщиков. Табачный дым провоцирует хроническое воспаление гортани, бронхов, трахеи. К тому же в табачном дыме содержится большое количество вредных веществ, которые способствуют развитию серьезных заболеваний, вплоть до онкологических процессов. Не нужно злоупотреблять острыми блюдами, которые раздражающе воздействуют на слизистую оболочку. Голос может вменяться и вследствие употребления очень холодных напитков. Особенно вредно чередовать употребление слишком холодных и горячих напитков или блюд.

Этиология

Причины потери голоса у детей следующие:

  • постоянное подражание гудкам автомобиля или же паровоза;
  • перенапряжение голосовых связок во время крика;
  • гипертрофия ткани аденоидов;
  • подражание голосам сказочных персонажей.

Факторы, способствующие развитию функциональной дисфонии:

  • ларингит в острой форме, особенно часто повторяющийся;
  • систематическое перенапряжение голосовых связок;
  • нарушение иннервирования мышечных структур гортани при различных патологиях нервной системы.

Факторы развития органической дисфонии:

  • опухолевидные образования в тканях легких, которые могут оказывать давление на гортанное нервное волокно;
  • папилломы;
  • ларингит, перешедший в хроническую форму;
  • травматизация гортани при проведении операбельного вмешательства в данной области;
  • опухоли гортани доброкачественного и злокачественного характера.

Диагностика

При голосовом расстройстве необходимо всестороннее обследование пациента. Сначала следует обратиться к отоларингологу, который, в зависимости от признаков, направляет на консультацию к неврологу, эндокринологу. Обследование включает следующие методики:

  • Эндоскопия гортани. При помощи ларингоскопа врач выявляет отсутствие патологий органической природы, дисфункцию складок. Их плотное соприкосновение и отечность свидетельствует о гипертонусной дисфонии. В случае, когда складки не смыкаются, частично неподвижны – диагностируется гипотонусная дисфония. Спастическая форма голосового нарушения характеризуется судорожным сокращением мышц гортани.
  • ААГ – акустический анализ голоса. Об отклонениях судят по внезапному сокращению времени максимальной фонации (показатель смыкания связок, уровня фонационного дыхания), существенному сужению диапазона частоты, отрицательному индексу дисфонии, уменьшению частоты основного тона голоса.
  • Электрофизиологические методы. С помощью аппаратов проводят следующие исследования:

– электроглоттограф демонстрирует колебания голосовых складок при гиперкинезе или гипокинезе;

– электромиограф выявляет паретичное или спастичное состояние мышц гортани.

Инструментальные показатели подтверждают данные эндоскопического обследования.

  • Консультация фонопеда. На приеме у узкоспециализированного врача оценивается тембр, сила, атака звука, а также интонационные характеристики речи и параметры речевого и физиологического дыхания. Эти данные станут основой для составления плана лечения.

Причины гипотонусной дисфонии

Причины подобного нарушения голоса – разные. Самая распространенная – ВСД, так называемая вегето-сосудистая дистония, неправильная техника голосоведения, голосовая нагрузка, остеохондроз, гипотиреоз. Поэтому необходимо искать причину формирования гипотонусной дисфонии. После определения причины возникновения заболевания, врач назначит индивидуальное лечение, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию и педагогическую коррекцию. Педагоги, т.е. фонопеды — очень серьезно работают над коррекцией голоса в рамках лечебного процесса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]