Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Выводы: все нужно делать вовремя

Важно всеми силами сохранять баланс между умственным и физическим развитием согласно нормам возраста.

Должен следить глазами за предметом — показываем ему погремушки, должен ползать классическим способом — ползаем все вместе, сами ноги переставляем, помогаем, учим (это важнейший навык, один из этапов формирования тех самых межполушарных связей), должен различать цвета и формы — обводим пальцами фигуры, вырезаем, лепим, рисуем, запоминаем их любым доступным методом. Никого не слушайте про вариант нормы, потом исправлять будет гораздо сложнее!

И конечно, важно уделять время себе и своему развитию. Как в самолете: сначала маску себе, потом ребенку.

Процесс восстановления очень трудоемкий и сил надо много. Загнанная и уставшая мама даст ребенку объективно меньше, чем излучающая радость и спокойствие.

Единой таблетки от всех бед нет, к сожалению. Надо разбираться самому и пробовать. Мозг одинаково повредиться не может, все индивидуально.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов. Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Развивался в пределах нормы

Малыш был спокойный, улыбался, следил за предметами, без причины не плакал, спал хорошо по своему режиму.

Давление через родничок держали на контроле. К году давление вышло на верхнюю границу нормы. В полгода стал нормально держать голову и переворачиваться, в 8 месяцев нетвердо сидел, уверенно сидел, ползал по-заячьи и по-пластунски, стоял к году, ходить начал в 1 год и 3 месяца, начал говорить «дай».

Казалось бы, жизнь наладилась, мальчик выровняется, говорили нам на плановых визитах к неврологу.

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям. В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции. Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Обычная школа, интегрированный класс

На данный момент Стас учится в 1 классе интегрированного обучения обычной школы. Выбор этот сделан осознанно, ему сложно будет освоить чтение в нужном темпе, повторять стихи и писать, как другим детям.

При этом сын нормально общается с детьми и со взрослыми, его все понимают. Небольшие отличия в произношении звуков, чистоте речи, конечно, остаются, но мы надеемся убрать их за несколько лет плотной работы с логопедом.

Дополнительно дома мы занимаемся с ребенком по учебникам математических школ, подобрала красочные и увлекательные издания. Логика — его сильная сторона на данный момент.

К сожалению, страдает чтение и письмо. Чтобы научиться писать букву нужного размера, наклона и с правильным соединением, требуется около 2-3 часов постоянного контроля и помощи. Все еще нарушен фонематический слух, плохо повторяет стихи, но мы работаем над этим, со временем все потихоньку получается: прописи есть, а стихи просим давать учить заранее.

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?

Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:

  • невролога;
  • логопеда-дефектолога;
  • отоларинголога;
  • психолога.

Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!

Дата публикации: 02.06.2016. Последнее изменение: 03.12.2021.

Отношения с окружающим миром

Что греха таить: приходится сталкиваться ежедневно с неприятием, настороженностью, комментариями со стороны окружающих. Сначала недолго расстраивалась. Хочется же гордиться успехами ребенка или просто радоваться тому, что занимаешься с ним, играешь, рассказываешь что-то и сразу видишь результаты.

А тут спасибо за то, что есть, и десять раз спасибо за то, чего нет: есть и более существенные недуги у людей. Достаточно быстро у меня вырисовалась схема отношения к окружающим.

Если это малознакомые люди, просто игнорирую, это их проблемы отношения и принятия.

Дети и их родители из группы в садике или из класса, как правило, настороженно относятся поначалу, опасаются, не буйный ли, не кусается ли, а вдруг навредит. Тут порой приходится порой прикладывать усилия, чтобы нормализовать психологический климат вокруг. Первое, что необходимо, — доброжелательное отношение и улыбка, участие в жизни коллектива, инициатива. Хочешь, чтобы к ребенку и тебе нормально относились, начинаем с себя. Стас перенял у меня этот навык и очень дружелюбно ко всем настроен.

Постепенно коллектив начинает относиться спокойно, видят, что Стас хороший мальчик, просто ему сложно говорить. Это уже неплохой результат.

И самая больная тема — это отношение близких родственников. Прекрасно, если они верят в вас, поддерживают и помогают. Это дает силы свернуть горы. Но, к сожалению, очень часто, бабушки и дедушки стесняются перед остальными за своих внуков и очень сожалеют, что именно в их семье такое произошло. В такой ситуации маме или папе нужна недюжинная энергия и вера в успех, чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, открытого к общению.

Что известно о COVID-19 у детей до года

У детей в возрасте от 1 месяца до года заболевание протекает тяжелее, чем у новорожденных. Частота тяжелого и критического течения болезни значительно больше других возрастных групп. Симптоматика чаще всего связана с расстройством желудочно-кишечного тракта. Сопутствующие признаки, которые могут сигнализировать о коронавирусе у грудничков: появление диареи, периодические приступы рвоты, незначительное повышение температуры тела. Стул жидкий болотного цвета, может быть с прожилками крови. Сухой кашель и затруднение дыхания (вплоть до одышки). Один из видимых симптомов у грудничков, который указывает на нехватку воздуха – раздутые крылья носа ребенка.

Расстройство желудочно-кишечного тракта при ковиде у детей до года часто сопровождается болью в животе. Данный симптом можно определить самостоятельно по некоторым признакам в поведении ребенка:

  • прижимает ножки к животу или часто ими дергает;
  • отказывается от еды или мало ест, а сразу после принятия пищи начинается сильная рвота;
  • часто просыпается или не может уснуть.

Подобные симптомы бывают и при функциональных нарушениях, например, младенческих коликах, поэтому определить болезнь должен врач-педиатр.

Вызвать на дом врача-педиатра клиники Euromed Kids можно по телефону: +7 812 331 00 00

Тяжелая форма заболевания чаще сопровождается поражением нижних дыхательных путей с гипоксией разной степени, признаками выраженного воспаления по лабораторным показателям и гиперкоагуляционным синдромом – нарушением свертывания крови.

Среди осложнений, которые могут развиться на фоне расстройства, – интоксикация организма. При рвоте и интенсивной диарее может наступить обезвоживание. Ребенок может хотеть пить, но из-за интенсивной рвоты поступление воды в организм осложняется. При обезвоживании требуется срочная медицинская помощь.

Также врачи выделяют у детей такое осложнение, как сухость слизистых. Пересыхают губы, может начаться шелушение языка. В таком случае следует обратиться за консультацией к врачу-педиатру для назначения рекомендаций по устранению неприятного симптома.

Главное помнить: определять самостоятельно диагноз ребенка, заниматься самолечением или ждать появления других симптомов категорически не рекомендуется!

Последствия ковида у детей могут быть серьезней, чем сама коронавирусная инфекция. Поэтому только врач должен контролировать течение заболевания и при необходимости назначать препараты, направленные на устранение сопутствующих признаков болезни.

Следует незамедлительно обратиться к врачу, если наблюдается один или несколько симптомов:

  • резко повышается температура (до 38-39 градусов);
  • начинаются судороги;
  • жидкий стул происходит чаще 5-7 раз в сутки, в каловых массах наблюдаются кровянистые сгустки;
  • затрудняется дыхание, при вдохе или выдохе прослушивается свист или хрипы;
  • учащается сердцебиение.

Вызвать на дом врача-педиатра клиники Euromed Kids можно по телефону +7 812 331 00 00

COVID-19 у детей от 6 до 12 лет

Симптомы ковида у детей от 6 до 12 лет схожи с типичной клинической картиной ОРВИ – боли в горле, заложенность носа, кашель. Подъем температуры от 37 до 38 градусов у них бывает чаще, чем у детей младшего возраста. К клинической картине добавляются такие симптомы у детей от 9 до 12 лет, как ломота в мышцах и суставах, конъюнктивит, сыпь фиолетово-красных оттенков, снижение аппетита, миалгия (боль в мышцах) и головная боль. Течение болезни у детей данной возрастной категории больше напоминает симптоматику коронавируса у взрослых. COVID-19 у подростков

У детей старше 12 лет чаще встречается классическая клиническая картина коронавирусной инфекции. У них возможно развитие интенсивного сухого кашля, боль в горле, наличие насморка, потеря обоняния и вкуса, а также искаженное восприятие запахов. В отличие от пациентов младших возрастных групп, у подростков может возникать недомогание с головной и мышечной болью. Особенно опасен COVID-19 для тех подростков, у которых ранее были выявлены заболевания сердца. Под воздействием вируса повреждается миокард, что приводит к серьезным последствиям, связанным с работой сердца.

Даже если главных симптомов не наблюдается, лучше обратиться к врачу-педиатру, который назначит дополнительное обследование и установит правильный диагноз.

Вызвать на дом врача-педиатра клиники Euromed Kids можно по телефону +7 812 331 00 00

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]