Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
- Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
- Слова не согласуются в предложении между собой.
- Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
- В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.
Выводы: все нужно делать вовремя
Важно всеми силами сохранять баланс между умственным и физическим развитием согласно нормам возраста.
Должен следить глазами за предметом — показываем ему погремушки, должен ползать классическим способом — ползаем все вместе, сами ноги переставляем, помогаем, учим (это важнейший навык, один из этапов формирования тех самых межполушарных связей), должен различать цвета и формы — обводим пальцами фигуры, вырезаем, лепим, рисуем, запоминаем их любым доступным методом. Никого не слушайте про вариант нормы, потом исправлять будет гораздо сложнее!
И конечно, важно уделять время себе и своему развитию. Как в самолете: сначала маску себе, потом ребенку.
Процесс восстановления очень трудоемкий и сил надо много. Загнанная и уставшая мама даст ребенку объективно меньше, чем излучающая радость и спокойствие.
Единой таблетки от всех бед нет, к сожалению. Надо разбираться самому и пробовать. Мозг одинаково повредиться не может, все индивидуально.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов. Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Развивался в пределах нормы
Малыш был спокойный, улыбался, следил за предметами, без причины не плакал, спал хорошо по своему режиму.
Давление через родничок держали на контроле. К году давление вышло на верхнюю границу нормы. В полгода стал нормально держать голову и переворачиваться, в 8 месяцев нетвердо сидел, уверенно сидел, ползал по-заячьи и по-пластунски, стоял к году, ходить начал в 1 год и 3 месяца, начал говорить «дай».
Казалось бы, жизнь наладилась, мальчик выровняется, говорили нам на плановых визитах к неврологу.
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям. В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции. Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Обычная школа, интегрированный класс
На данный момент Стас учится в 1 классе интегрированного обучения обычной школы. Выбор этот сделан осознанно, ему сложно будет освоить чтение в нужном темпе, повторять стихи и писать, как другим детям.
При этом сын нормально общается с детьми и со взрослыми, его все понимают. Небольшие отличия в произношении звуков, чистоте речи, конечно, остаются, но мы надеемся убрать их за несколько лет плотной работы с логопедом.
Дополнительно дома мы занимаемся с ребенком по учебникам математических школ, подобрала красочные и увлекательные издания. Логика — его сильная сторона на данный момент.
К сожалению, страдает чтение и письмо. Чтобы научиться писать букву нужного размера, наклона и с правильным соединением, требуется около 2-3 часов постоянного контроля и помощи. Все еще нарушен фонематический слух, плохо повторяет стихи, но мы работаем над этим, со временем все потихоньку получается: прописи есть, а стихи просим давать учить заранее.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
Дата публикации: 02.06.2016. Последнее изменение: 03.12.2021.
Отношения с окружающим миром
Что греха таить: приходится сталкиваться ежедневно с неприятием, настороженностью, комментариями со стороны окружающих. Сначала недолго расстраивалась. Хочется же гордиться успехами ребенка или просто радоваться тому, что занимаешься с ним, играешь, рассказываешь что-то и сразу видишь результаты.
А тут спасибо за то, что есть, и десять раз спасибо за то, чего нет: есть и более существенные недуги у людей. Достаточно быстро у меня вырисовалась схема отношения к окружающим.
Если это малознакомые люди, просто игнорирую, это их проблемы отношения и принятия.
Дети и их родители из группы в садике или из класса, как правило, настороженно относятся поначалу, опасаются, не буйный ли, не кусается ли, а вдруг навредит. Тут порой приходится порой прикладывать усилия, чтобы нормализовать психологический климат вокруг. Первое, что необходимо, — доброжелательное отношение и улыбка, участие в жизни коллектива, инициатива. Хочешь, чтобы к ребенку и тебе нормально относились, начинаем с себя. Стас перенял у меня этот навык и очень дружелюбно ко всем настроен.
Постепенно коллектив начинает относиться спокойно, видят, что Стас хороший мальчик, просто ему сложно говорить. Это уже неплохой результат.
И самая больная тема — это отношение близких родственников. Прекрасно, если они верят в вас, поддерживают и помогают. Это дает силы свернуть горы. Но, к сожалению, очень часто, бабушки и дедушки стесняются перед остальными за своих внуков и очень сожалеют, что именно в их семье такое произошло. В такой ситуации маме или папе нужна недюжинная энергия и вера в успех, чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, открытого к общению.
Что известно о COVID-19 у детей до года
У детей в возрасте от 1 месяца до года заболевание протекает тяжелее, чем у новорожденных. Частота тяжелого и критического течения болезни значительно больше других возрастных групп. Симптоматика чаще всего связана с расстройством желудочно-кишечного тракта. Сопутствующие признаки, которые могут сигнализировать о коронавирусе у грудничков: появление диареи, периодические приступы рвоты, незначительное повышение температуры тела. Стул жидкий болотного цвета, может быть с прожилками крови. Сухой кашель и затруднение дыхания (вплоть до одышки). Один из видимых симптомов у грудничков, который указывает на нехватку воздуха – раздутые крылья носа ребенка.
Расстройство желудочно-кишечного тракта при ковиде у детей до года часто сопровождается болью в животе. Данный симптом можно определить самостоятельно по некоторым признакам в поведении ребенка:
- прижимает ножки к животу или часто ими дергает;
- отказывается от еды или мало ест, а сразу после принятия пищи начинается сильная рвота;
- часто просыпается или не может уснуть.
Подобные симптомы бывают и при функциональных нарушениях, например, младенческих коликах, поэтому определить болезнь должен врач-педиатр.
Вызвать на дом врача-педиатра клиники Euromed Kids можно по телефону: +7 812 331 00 00
Тяжелая форма заболевания чаще сопровождается поражением нижних дыхательных путей с гипоксией разной степени, признаками выраженного воспаления по лабораторным показателям и гиперкоагуляционным синдромом – нарушением свертывания крови.
Среди осложнений, которые могут развиться на фоне расстройства, – интоксикация организма. При рвоте и интенсивной диарее может наступить обезвоживание. Ребенок может хотеть пить, но из-за интенсивной рвоты поступление воды в организм осложняется. При обезвоживании требуется срочная медицинская помощь.
Также врачи выделяют у детей такое осложнение, как сухость слизистых. Пересыхают губы, может начаться шелушение языка. В таком случае следует обратиться за консультацией к врачу-педиатру для назначения рекомендаций по устранению неприятного симптома.
Главное помнить: определять самостоятельно диагноз ребенка, заниматься самолечением или ждать появления других симптомов категорически не рекомендуется!
Последствия ковида у детей могут быть серьезней, чем сама коронавирусная инфекция. Поэтому только врач должен контролировать течение заболевания и при необходимости назначать препараты, направленные на устранение сопутствующих признаков болезни.
Следует незамедлительно обратиться к врачу, если наблюдается один или несколько симптомов:
- резко повышается температура (до 38-39 градусов);
- начинаются судороги;
- жидкий стул происходит чаще 5-7 раз в сутки, в каловых массах наблюдаются кровянистые сгустки;
- затрудняется дыхание, при вдохе или выдохе прослушивается свист или хрипы;
- учащается сердцебиение.
Вызвать на дом врача-педиатра клиники Euromed Kids можно по телефону +7 812 331 00 00
COVID-19 у детей от 6 до 12 лет
Симптомы ковида у детей от 6 до 12 лет схожи с типичной клинической картиной ОРВИ – боли в горле, заложенность носа, кашель. Подъем температуры от 37 до 38 градусов у них бывает чаще, чем у детей младшего возраста. К клинической картине добавляются такие симптомы у детей от 9 до 12 лет, как ломота в мышцах и суставах, конъюнктивит, сыпь фиолетово-красных оттенков, снижение аппетита, миалгия (боль в мышцах) и головная боль. Течение болезни у детей данной возрастной категории больше напоминает симптоматику коронавируса у взрослых. COVID-19 у подростков
У детей старше 12 лет чаще встречается классическая клиническая картина коронавирусной инфекции. У них возможно развитие интенсивного сухого кашля, боль в горле, наличие насморка, потеря обоняния и вкуса, а также искаженное восприятие запахов. В отличие от пациентов младших возрастных групп, у подростков может возникать недомогание с головной и мышечной болью. Особенно опасен COVID-19 для тех подростков, у которых ранее были выявлены заболевания сердца. Под воздействием вируса повреждается миокард, что приводит к серьезным последствиям, связанным с работой сердца.
Даже если главных симптомов не наблюдается, лучше обратиться к врачу-педиатру, который назначит дополнительное обследование и установит правильный диагноз.
Вызвать на дом врача-педиатра клиники Euromed Kids можно по телефону +7 812 331 00 00