Общие сведения
Тахилалия, как и брадилалия (замедленный темп речи), относится к несудорожным расстройствам и является нарушением ритмической организации речи. При таком состоянии речевой поток очень быстрый, что значительно затрудняет восприятие сказанного окружающими. При тахилалии увеличивается скорость всех психических процессов: ребенок очень быстро говорит и неразборчиво пишет, испытывает двигательное беспокойство, не может удержать внимание и моментально переключается с одной задачи на другую.
Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом
При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:
- Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
- Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
- Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
- Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
- Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.
Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.
Причины развития тахилалии
Существует несколько теорий возможного возникновения расстройства, но единственно достоверной информации пока нет. Специалисты рассматривают следующие факторы, как причину развития тахилалии:
- наследственность (если в семье у кого-то имелись или есть в настоящий момент проблемы с формированием речевых процессов, велик шанс, что у потомства будут аналогичные проблемы);
- различные поражения головного мозга (нейроинфекции, онкологические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства);
- травмы и инфекционные заболевания, перенесенные во время внутриутробного развития или в неонатальный период;
- нарушения речевого дыхания, что может быть вызвано хроническими заболеваниями носоглотки и другими проблемами с ЛОР-органами;
- психические и неврологические расстройства, например, шизофрения, эпилепсия.
Немаловажную роль играет социальное воспитание, условия, в которых растет и развивается ребенок. Очень часто ускоренный темп речи становится следствием осознанного или неосознанного подражания манере родителей, кумиров, других взрослых говорить быстро и сбивчиво.
Нередко причиной является отсутствие взаимосвязи между речевым аппаратом, восприятием и мышлением, что часто наблюдается у малышей, склонных к повышенной возбудимости, гиперактивности, неусидчивости. Неуравновешенные, чрезмерно эмоциональные дети не в состоянии контролировать работу артикуляционного аппарата, из-за чего речь ускоряется, а качество произношения не позволяет окружающим правильно понять смысл сказанного.
Причиной тахилалии может также стать недостаток правильного речевого общения, когда обучению ребенка не уделяется совсем или уделяется слишком мало времени. Малыш, предоставленный сам себе, вынужден самостоятельно осваивать речевые навыки, и примером могут стать герои мультипликационных фильмов, чье произношение искажено намерено, сверстники, страдающие от разной формы речевых расстройств, взрослые с нарушениями дикции.
Осложнения
При грамотной и спланированной работе над речевым недостатком серьезных осложнений получается избежать. Если оставить проблему без внимания или уделять ей недостаточно времени, сил, заниматься с логопедом нерегулярно, пациент с клаттерингом рискует быть асоциализированным. Из-за болезни страдает коммуникативная функция, ребенок и взрослый не могут наладить контакт с окружающими, получить полноценное образование, работать в публичной сфере или тесно связанной с вербальным общением. Человек с клаттерингом воспринимается обществом с опаской, может стать изгоем в классе, трудовом коллективе. Особенно сложно приходится детям при сочетании клаттеринга с заиканием.
Из-за сложностей с обучением, нехватки общения у больных ребятишек страдает интеллектуальная сфера, формируется замкнутость, неуверенность в себе. Клаттеринг по праву считается нарушением личностного развития.
Классификация
В логопедии различают три основных варианта тахилалии:
- простая форма, когда ребенок говорит очень быстро, но не допуская грамматических, лексических или иных ошибок в устном и письменном повествовании;
- баттаризм (парафазия), при которой дети словно «захлебываются» речью и не могут договорить начатое предложение до конца, нередко допуская при этом ошибки в построении лексики;
- полтерн или спотыкание, когда малыш с трудом выражает свои мысли, запинаясь, делая неестественные паузы, быстро перебирая слова, повторяя уже сказанные ранее слова и слоги по несколько раз.
Полтерн в свою очередь может быть обусловлен разными механизмами, и в зависимости от характеристик расстройства выделяют следующие виды спотыкания:
- с моторными нарушениями, что связано с ошибками в работе артикуляционного аппарата;
- с сенсорными нарушениями, которые обусловлены проблемами слухового и зрительного внимания;
- с затрудненным подбором нужных словесных форм;
- с трудностями в переносе мысленных образов в словесную форму.
В основе формирования каждого типа расстройства лежит преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге.
Симптомы тахилалии у детей
Признаки патологии специалисты подразделяют на две группы: речевые и неречевые нарушения.
К речевым проявлениям тахилалии относятся:
- стремительный речевой поток, когда всего за секунду ребенок воспроизводит до 30 звуков;
- невнятное произношение слогов и слов с запинками, повторами, перестановками, неуместными паузами, «проглатыванием» окончаний;
- неестественные интонации;
- повышенная эмоциональность, экспрессивность речи;
- перестановка букв, слогов и слов при написании;
- замена символов и отдельных слов на графически или акустически сходные;
- нарушения лексики и артикуляции.
У детей с формой спотыкания (полтерн) нередко наблюдаются проблемы с голосообразованием, когда голос меняется тембрально, не хватает дыхания для проговаривания полной фразы, и малыши делят длинные предложения на короткие, при этом теряя смысл сказанного или прочитанного.
Неречевыми симптомами тахилалии могут стать:
- избыточная жестикуляция при разговоре;
- чрезмерная мимическая активность;
- стремительные, порывистые движения, что особенно хорошо проявляется в мелкой моторике;
- двигательное беспокойство, причем не только днем, но и во время ночного сна;
- быстрое переключение внимания;
- эмоциональная гипервозбудимость, когда ребенок даже при малейшем волнении, споре или конфликте начинает краснеть, потеть, при этом у него учащается сердцебиение и возникает ощущение страха;
- проблемы с запоминанием и воспроизведением слуховой, зрительной и двигательной информации.
Дети с таким расстройством часто несдержанные: они способны перебивать собеседника, отвечать, даже не дослушав вопрос и не понимая его смысла, что сказывается на социальном поведении в целом и становится причиной конфликтов как со сверстниками, так и со взрослыми.
Упражнения для занятия с ребенком
Вот несколько упражнений, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, играя:
- На восстановление дыхания: Принять удобное положение, вдохнуть через нос, наполнив живот и грудную клетку воздухом. Выдохнуть также через нос, повторив движения не менее 5 раз.
- На задержку дыхания. Дыхание выполнять по технике первого упражнения, задерживая его сначала на 2, 3, 4 и 5 секунд.
- Мычание. Набрать в легкие побольше воздуха и на выдохе проговорить любую фразу или детский стишок, петь гласные звуки и слова по слогам, резко выбрасывать воздух со звуком «ХААА» и пр.
Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.
Посоветовать игры и дать рекомендации по конкретному ребенку может только специалист. Не занимайтесь самолечением.
На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.
Диагностика
Обследование детей с тахилалией включает осмотр невролога, психолога и логопеда-дефектолога. Невролог оценивает работу центральной нервной системы, выявляет возможные нарушения, проводит необходимые диагностические исследования (ЭЭГ, МРТ, Эхо-КГ) для определения причины патологии.
Психолог работает с психоэмоциональными характеристиками, оценивая поведение, уровень самоконтроля, состояние сенсорной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Логопед анализирует функциональность речевого аппарата, исследуя:
- особенности звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи;
- темпо-ритмические характеристики речи;
- скорость устного и письменного воспроизведения информации, полученной на слух или зрительно;
- особенности расстановки пауз, ударения в словах;
- тембральные изменения голоса при разговоре;
- качество речевого дыхания.
Немаловажную роль в диагностике играет тщательный сбор анамнеза, который включает особенности внутриутробного развития и первых лет жизни ребенка, перенесенные травмы, заболевания и оперативные вмешательства, условия окружения и социального воспитания.
Коррекция тахилалии
В современной практике в отношении нейропсихических расстройств используется комплексный терапевтический подход, в который входят:
- средства медикаментозной поддержки;
- физиотерапевтические процедуры;
- логопедические занятия;
- психологические консультации.
Основной упор делается на логопедические методики, целью которых является выработка навыков спокойной, плавной речи с определенной ритмичностью и адекватной эмоциональной окраской. Занятия проводится в виде индивидуальных уроков и коллективных тренингов, при этом акцент делается именно на совместную терапию. Взаимодействие с другими пациентами одного возраста со схожим расстройством помогает детям учиться самоконтролю и дисциплинировать друг друга, что благоприятно сказывается на терапии в целом. В качестве методик выступают:
- речевые зарядки;
- чтение по ролям;
- логоритмические упражнения, в которых ребенку необходимо говорить или читать в определенном темпе, ориентируясь на звуковые или зрительные сигналы;
- вопросно-ответная форма беседы;
- словесные выступления перед другими участниками терапии;
- прослушивание образцов правильной речи.
Коррекция тахилалии – достаточно медленный процесс, требующий от 4 до 12 месяцев систематических занятий. При рецидивах назначается повторная курсовая терапия.
Профилактика
При соблюдении рекомендаций наблюдающих специалистов и адекватной работе родителей в домашних условиях расстройство можно значительно купировать. Исход терапии во многом зависит от формы тахилалии, наличия сопутствующих неврологических заболеваний, условий окружения ребенка и других индивидуальных факторов.
Способов предупреждения речевых нарушений, стопроцентно гарантирующих защиту, не существует.
К мерам профилактики тахилалии можно отнести:
- предупреждение внутриутробных инфекций, родовых травм, ушибов и повреждений головного мозга;
- обязательная вакцинация от заболеваний, способных привести к нейроинфекции;
- адекватное речевое воспитание;
- своевременное лечение нервно-психических нарушений.
Узнать более подробно, что такое тахилалия у детей, и записать ребенка на диагностику в Москве можно в клинике «СМ-Доктор».
Профилактические меры
Родителям детей важно способствовать правильному формированию речи. Дети подражают речи взрослым, поэтому важно при них соблюдать спокойный темп разговора. Важно следить за правильностью произношения и скоростью воспроизведения слов.
Профилактика для взрослых заключается в своевременном и полном лечении возникающих патологий. Это касается заболеваний неврологического профиля, нейроинфекций. Что касается психических нарушений, то в таких случаях их сложно корректировать. При своевременном обращении к врачу возможно снизить степень проявления симптомов и риск осложнений.