При нарушениях речи, связанных с расстройством слухоречевой памяти, врачи выставляют диагноз «Акустико-мнестическая афазия». Патология характеризуется затруднением повторения комбинаций слов, а также сложностями подбора конкретных слов. Для постановки диагноза используют логопедическое обследование, магнитно-резонансную томографию и другие методы лабораторной и инструментальной диагностики. Коррекция акустико-мнестической афазии требует комплексного подхода — устранения непосредственной причины, занятий с логопедом и использования лекарственных средств.
Общая информация
Афазии — наиболее распространенные осложнения инсультов и других поражений головного мозга. По статистике Всемирной организации здравоохранения 30% людей с речевыми расстройствами находятся в трудоспособном возрасте. При этом 80% из них получают инвалидность из-за нарушений речи.
Акустико-мнестический тип патологии выделил А. Лурия. Он отмечал, что больные сохраняют способность повторять отдельные слова и понимать их, однако, во время письма под диктовку или при общении с длинными предложениями, пациенты начинают ошибаться.
Заболевание сопровождается нарушением слухоречевой памяти и снижением объема акустического восприятия. Пациенты с подобными нарушениями сохраняют критику к своему состоянию и жалуются на то, что во время разговора плохо понимают услышанное, а сами испытывают трудности с подбором слов.
Оптико-мнестическая афазия
Оптико-мнестическая афазия, в отличие от предыдущего описанного вида, связана с нарушением зрительного восприятия. Человек, страдающий этим расстройством, тяжело выстраивает связь между изображением и называнием предмета или явления.
Если ему показать картинку с определенным предметом, он не сможет дать ему конкретное название. Более того, если произнести вслух наименование какого-нибудь объекта, он не сможет нарисовать его по памяти, но сможет срисовать.
Несмотря на такие особенности восприятия, больные хорошо ориентируются в пространстве. Называя объект, человек не сможет произнести конкретное слово, которое требуется, но сможет описать его предназначение или действия, для которых он предназначен.
К примеру, если показать пациенту кружку, он скажет «это то, из чего пьют».
Причины развития
Неврологи хорошо знают, что лежит в основе акустико-мнестической афазии. Патология характеризуется возникновением очага поражения в области средне-задних отделов передней височной извилины в коре больших полушарий. Повреждение локализуется в доминирующем полушарии — у правшей в левом, а у левшей в правом. Поражение имеет органический характер:
- При росте внутримозговых доброкачественных и злокачественных опухолей, а также метастатических очагов, нервная ткань сдавливается или напрямую разрушается новообразованием.
- Ишемический инсульт приводит к гибели участка коры больших полушарий в результате резкого снижения притока крови. Геморрагический инсульт сопровождается развитием кровоизлияния, которое приводит к сдавлению нервной ткани.
- Возникновение черепно-мозговых травм сопровождается ушибом или размозжением ткани головного мозга, а также формированием гематом. Это может стать причиной повреждения или гибели нервных клеток, расположенных в передней височной извилине.
- Дегенеративные заболевания, имеющие тенденцию к постоянному прогрессированию (болезнь Пика, Альцгеймера и др.) приводят к местной гибели нейронов, приводя к нарушению многих когнитивных функций, в том числе речи.
- Нейроинфекции, в первую очередь энцефалит, приводит к формированию воспалительного очага в коре головного мозга. Нейроны в области воспаления повреждаются и погибают.
Основным механизмом акустико-мнестической афазии является повреждение указанного участка височной извилины. Данный нервный центр ответственен за подбор слов во время разговора. Клинически это приводит к нарушению слухоречевой памяти — ее объем снижается и человек начинает забывать слова. Помимо речи, страдает счет, чтение и письмо. Если повреждение обширное, то могут страдать задние части височных извилин. В результате нарушается работа оптико-гностических структур. Больные не могут сопоставить зрительный образ предмета и его словесное обозначение. Речь при этом теряет осмысленность.
АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной или роландовой борозды.
Различают два типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц, переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.
При первом варианте афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.
В процессе комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные, сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения.
Трудности в понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах, что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием фонематических изменений (например, мне-меня-мною).
Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).
При втором варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит две точки над «д».
Клинические проявления
Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является неспособность человека повторить ряд услышанных слов, при сохранении возможности отдельно произнести их. Ограничение в слухоречевой памяти приводит к тому, что, услышав цепочку из слов, больной способен произнести только отдельные слова, чаще всего, последние. Повторное прослушивание словесной цепочки не приводит к улучшению запоминания. Это приводит к невозможности одновременного общения с несколькими людьми, а также нарушает восприятие сложных предложений, состоящих из большого числа слов. Если пациенту с афазией прочесть инструкцию, он сможет выполнить ее последовательность, но не сможет повторить услышанное.
Во время собственной речи больной не может быстро подбирать слова. Возникают парафазии — использование словесных замен не равнозначных по смыслу. При логопедическом обследовании определяют аграмматизмы, связанные с несогласованностью отдельных слов друг с другом. Если попросить пациента описать мысли или изображения, то рассказ получается отрывистым и труден для него.
Дисграфия имеет ряд особенностей, и проявляется при письме под диктовку. Количество аграмматизмов увеличивается. Во время письма, больной постоянно пытается повторить услышанные фрагменты, чтобы облегчить их написание. Однако, память ограничена 2-3 словами. Дислексия встречается реже. Ее можно выявить только при чтении длинных предложений со сложной синтаксической структурой. Нарушения фиксации прочитанной информации обуславливает непонимание ее смысла и невозможность пересказать текст. Нарушения счета выявляется в небольшом проценте случаев.
Возникают и эмоционально-волевые расстройства: отмечается лабильность настроения, постоянная тревожность и “суетливость”. При обширном очаге поражения, клинические проявления могут затрагивать и другие сферы личности пациента.
Что такое акустико мнестическая афазия
Акустико-мнестической афазией называют одну из форм речевых расстройств, которая является предметом изучения нейропсихологии.
Особенностью этого вида расстройства является неумение запоминать большой объем информации на слух из-за органических поражений средних отделов височной области, расположенных вне ядерной зоны слухового анализатора.
Впервые эта форма афазии была описана А.Лурия в 1947 году. Он указывал, что слух при нарушении функции памяти сохраняется, но человеку трудно воспроизвести определенную последовательность слов или даже слогов, в зависимости от объема поражения.
К примеру, некоторые могут из череды 3 не связанных по смыслу слов назвать только 1, 2 или только первое и последнее. Другие же не воспринимают на слух связанные предложения, могут произнести только первое и последнее слово в течение 1-2 минут после того, как услышат их.
В настоящее время установлено, что в самостоятельном виде АМ афазия встречается редко. Обычно она проявляется вместе с другими признаками поражения нервной ткани.
Поскольку визуально невозможность повторить только что произнесенную даже короткую фразу напоминает заторможенную реакцию, эту форму афазии часто принимают за нейродинамическое расстройство или снижение интеллектуальных характеристик.
Ознакомьтесь со следующими статьями:
Причины и классификация алалии
Нарушение функции чтения – причины алексии
Диагностические мероприятия
Диагностика акустико-мнестической афазии требует комплексного обследования с консультациями невролога, психиатра, логопеда и других специалистов. Важно понимать, что данные нарушения принято относить к понятию “синдром”, так как в основе его развития могут лежать различные причины. Для их выявления используют следующие подходы:
- Обследование у невролога позволяет выявить сопутствующую неврологическую симптоматику: парезы и параличи, нарушения чувствительности и др. Отдельно оценивается когнитивная сфера человека — память, способность к концентрации внимания и др. При нарушениях в психическом состоянии, необходима консультация у врача-психиатра.
- Логопедическое обследование проводится логопедом или афазиологом. Диагностические признаки акустико-мнестической афазии — парафазия, частые аграмматизмы, снижение объема слухоречевой памяти, отсутствие нарушений артикуляционного аппарата и фонетики.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга необходима для выявления первичной причины патологии. МРТ позволяет выявить очаги опухолевого роста, воспалительной реакции, дегенеративные изменения, зоны с ишемией или кровоизлияниями.
- Люмбальную пункцию проводят при подозрениях на нейроинфекцию. Полученную спинномозговую жидкость используют для выявления конкретного типа возбудителя с помощью ПЦР или ИФА-диагностики.
- УЗИ с допплерографией и МР-ангиографию применяют для выявления цереброваскулярных нарушений. Указанные методы необходимы для определения скорости кровотока в сосудах, выявления тромбов, стенозов артерий и других нарушений.
Проводится дифференциальная диагностика с другими патологиями, которые характеризуются нарушениями речи. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении височной коры, в результате этого, артикуляция и фонетика у больного не страдает. Характеристика мнестической формы патологии связана с отсутствием парафазий и законченностью высказываний.
Симптомы акустико-мнестической афазии
Проявления расстройства:
- Больной не может понять смысл устной речи.
- При предъявлении предмета больной не всегда может назвать его, но называет его предназначение, при условии, что предмет ему известен.
- Незначительные нарушения устной речи: человеку свойственно проговаривать слова несколько раз, увеличивать паузы между ними.
- Способности читать и писать не меняются, но записывать под диктовку человеку тяжело.
- Компенсация речевых функций активной жестикуляцией и мимикой.
- Повышенная тревожность, частые перепады настроения.
- Человек не воспринимает всю произнесенную речь на слух и не может ее воспроизвести.
- Навык письма сохраняется, но больной может использовать неправильный порядок слов и синтаксиса.
Иногда дополнительным симптомом является нарушение математических способностей, даже при сложении или вычитании простых чисел. Это связано с трудностью запоминания нескольких цифр одновременно.
Подходы к лечению
Эффективная терапия основывается на устранении непосредственной причины развития речевого расстройства. При выявлении опухолевого поражения или внутричерепной гематомы, лечение проводится нейрохирургическим путем, лучевой или химиотерапией. Нейроинфекции устраняют с помощью противогрибкового, антибактериального или противовирусного воздействия лекарственными средствами. Инсульты подлежат тромболитической или гемостатическому лечению.
Коррекция речевых расстройств основывается на:
- Регулярные логопедические занятия
Проводятся для увеличения объема слухоречевой памяти. Начинать их необходимо сразу же после возникновения болезни, не откладывая посещение логопеда на период реабилитации. Первоначально используются упражнения со зрительным восприятием объекта, что облегчает их запоминание. Далее специалист усложняет занятия — пациент пишет простые диктанты на слух, учит фрагменты предложений, словесные цепочки, песни и стихи. Для улучшения экспрессивной речи проводится активная работа по уточнению смысла слов и их систематизация в отдельные группы.
Параллельно с лечением основной патологии, с больным начинают реабилитационные мероприятия. Важная часть терапии — общение с медицинским персоналом, логопедом и близкими людьми. В результате постоянного вербального контакта и логопедических упражнений происходит восстановление слухоречевой памяти. Помимо этого, пациентам показаны занятия лечебной физкультурой, массаж и посещение психотерапевта.
Лечение
Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:
- Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
- Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
- Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
- Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.
На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.
Возможные осложнения
Акустико-мнестическая афазия приводит к нарушению слухоречевой памяти. Речевой дефект сопровождается ухудшением социализации человека — он испытывает затруднения в общении с окружающими людьми, не может читать, писать или считать. Это постепенно снижает уровень качества жизни, приводя к формированию стойкой депрессии.
Патология часто сопровождается неврологическим дефицитом, что усиливает собственные переживания пациента о своей неполноценности. Многим больным выставляют инвалидность. Важно отметить, что акустико-мнестическая афазия не является когнитивным расстройствам. Мышление и другие функции головного мозга полностью сохранены. В отсутствии лечения, речевая дисфункция приобретает стойкий характер и плохо поддается коррекции в дальнейшем.
Прогноз и профилактика
При ранней комплексной коррекции вероятность стойкого положительного результата очень велика.
После инсульта, ЧМТ, энцефалита больше всего шансов полностью восстановить речевые функции. Самый неблагоприятный прогноз при опухолях, а также при афазии неустановленной этиологии.
При отсутствии адекватной терапии расстройство прогрессирует, принося с собой нарушения памяти и остаточные нарушения речевой функции.
Профилактика направлена на устранение негативных факторов: исключение онкогенных воздействий, аккуратность в повседневной жизни с целью избежания травматизма, общее укрепление иммунитета.
Для поддержания нормального кровообращения головного мозга следует больше гулять на свежем воздухе, правильно питаться, исключить вредные привычки и заниматься спортом.
Акустико-мнестическая афазия значительно снижает качество жизни пациента и его взаимоотношения с социумом. Человеку трудно вести нормальный образ жизни, выстраивать межличностные отношения и заниматься привычной трудовой деятельностью.
Эффективность коррекции зависит от своевременности принятых мер: чем раньше пациент и его близкие обратились к специалистам, тем выше шанс на успешный результат реабилитации.
Похожие записи:
- Причины и устранение афазии у детей и взрослых Афазия у детей и взрослых проявляется по-разному. Способы коррекции возрастных…
- Симптоматика семантической афазии Признаки семантической афазии. Особенности языковых нарушений. Прогноз к выздоровлению. Случай…
- Формы сенсорной афазии Формы сенсорной афазии. Специфические признаки сенсорной афазии у детей. Диагностика…
- Причины и признаки моторной афазии …
Профилактика нарушений
Профилактические мероприятия направлены на первичное предотвращение заболеваний, способных привести к речевым расстройствам. Неврологи выделяют ряд общих рекомендаций:
- использовать защитные каски во время профессиональной деятельности и некоторых видов спорта;
- при наличии заболеваний внутренних органов, например, сахарного диабета или атеросклероза, своевременно обращаться за медицинской помощью и соблюдать назначения лечащего врача;
- соблюдать принципы здорового питания: отказаться от фастфуда, жареной или копченой пищи, добавить в рацион фрукты, овощи, нежирное мясо и другие полезные продукты;
- регулярно заниматься спортом — кардиотренировками и упражнениями в тренажерном зале;
- исключить употребление спиртных напитков и курение.
При появлении трудностей с подбором слов и других симптомов, следует сразу же обратиться за медицинской помощью.
Диагностика
Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:
- Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
- Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
- Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.
Прогноз
Исход заболевания определяется своевременностью его выявления, тяжестью первичного поражения головного мозга и адекватностью проводимой терапии. При развитии акустико-мнестической афазии на фоне ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы или энцефалита и раннем начале лечения речевую функцию удается полностью восстановить. При хроническом повреждении головного мозга на фоне транзиторной ишемии или нейродегенеративных заболеваний, афазия развивается медленно, часто незаметно для человека, приводя к развитию стойкого дефекта.
Наихудший прогноз имеет опухолевое поражение структур ЦНС. Сложные нейрохирургические вмешательства с химиотерапией и лучевым воздействием редко носят органосохраняющий характер. Речевой дефект у таких больных сохраняется надолго.
Я почти улавливаю, что ты говоришь
У акустико-мнестической афазии симптомы проявляются прежде всего в слабом, неполном понимании речи собеседника. Пациенту трудно уловить контекст повествования, общий смысл обращенных к нему высказываний. При попытках говорить самостоятельно он сталкивается со следующими трудностями:
- Больной припоминает, для чего нужен тот или иной предмет и каковы его характеристики, но не может выговорить его название.
- Говорящий может повторять одно и то же слово неоднократно, а также делать неоправданно большие перерывы между словами.
- Пациент осознает, что его устная речь далека от совершенства. Он пытается восполнить дефицит слов интонациями, жестами, мимикой.
На протяжении суток у ребенка неоднократно меняется настроение. Периодически его охватывает тревожность, которая еще больше сужает объем слухового восприятия. Оперативная память пациента перегружается: хоть информация поступает в головной мозг, он не успевает своевременно ее обрабатывать.
Динамическая афазия
Динамическая афазия
отмечается поражением заднелобных отделов доминантного полушария, которые отвечают за планирование и регуляцию речевой деятельности. Следовательно, трудность возникает при построении развернутого высказывания, а в тяжелых случаях и полная его невозможность. При этом больной правильно произносит отдельные звуки, слова и короткие предложения, поскольку артикуляционных трудностей нет. Но в ситуативной речи отмечается общая
аспонтанность
,
эхолалия и эхопраксия
, когда афазик повторяет за человеком не только слова, но и движения губ. Нарушение внутреннего планирования речи приводит к примитивности синтаксических конструкций, наличию аграмматизмов и речевых шаблонов, трудностям пересказа. Функции чтения и письма не повреждены.
Коррекция афазии
Коррекция включает два компонента:
- логопедический
- медицинский
Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.
Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:
- импрессивная
- экспрессивная
- письменные навыки
- чтение и понимание текстов
Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.