Дисграфия – психологическое отклонение от нормы, характеризующееся нарушением письменной речи ребенка, не связанным с незнанием правил русского языка. При этом школьник не способен грамотно писать слова, словосочетания, тексты. Он делает по несколько нестандартных, непонятных большинству людей, ошибок в одном слове.
Проблема беспокоит родителей, так как дети с дисграфией не могут нормально учиться и выполнять задания по русскому языку на уровне сверстников. Это часто делает их изгоями, негативно влияет на дальнейшую жизнь.
Некоторые родители, даже учителя не понимают, в чем дело: ругают школьника за невнимательность, упрямство, отсутствие старания. На самом деле ребенку требуется помощь: и чем раньше она будет оказана, тем лучше.
Чтобы справиться с нарушениями письма, важно вовремя их диагностировать. Своевременное выявление отклонений поможет побороть недуг, а также даст ребенку шанс жить полноценной жизнью без проблем и комплексов.
Каковы причины дисграфии?
Безошибочное написание слов, выражение своих мыслей на бумаге во многом зависит от правильного формирования устной речи.
Существует 2 группы причин появления дисграфии:
- Заболевания, перенесенные на разных этапах становления нервной системы и головного мозга. К ним относятся болезни матери при беременности, родовые травмы, дальнейшие серьезные инфекции и повреждения жизненно важных органов.
- Социально-психологические: общение с людьми, имеющими дефекты произношения, обучение с раннего детства нескольким языкам (например, в двуязычных семьях), отсутствие корректировки ошибок речи со стороны родителей.
Указанные факторы часто приводят к формированию нестандартного звукопроизношения и звуковосприятия (фонематического слуха), негативно влияют на лексическую, грамматическую и связную составляющие речи ребенка.
Методы выявления дисграфии
Выявление дисграфии – сложный процесс, в основе которого лежит решение следующих задач:
- Отличить недуг от незнания правил написания слов.
- Разграничить этот вид нарушения с патологиями органов зрения, слуха, лор-органов.
- Определить форму заболевания.
Если возникает подозрение на наличие патологии у ребенка, нужно проконсультироваться со специалистами:
- офтальмолог – увидит глазные заболевания и нарушения мозгового кровообращения;
- отоларинголог – обследует на наличие болезней горла, ушей и носа;
- стоматолог – увидит дефекты строения зубов, которые могут мешать правильно произносить слова и косвенно способствуют неграмотному их написанию;
- невролог – определит состояние центральной нервной системы, существующие в этой области проблемы;
- логопед – выявит наличие дефектов устной речи и их взаимосвязь с ошибками на письме, определит вид дисграфии.
Выделяют основные этапы диагностики дисграфии:
- Исследование письменных работ.
- Изучение физического, психического, речевого развития пациента, состояния органов зрения, слуха.
- Обследование артикулярного аппарата, ручной и речевой моторики, определение главной руки.
- Исследование уровня звуковосприятия, звукопроизношения, словарного запаса ребенка, знания и использования им лексико-грамматических основ.
- Проведения проверки письменной речи.
Анализ письменной речи предполагает выявление расстройства путем предоставления ребенку различных письменных заданий, после выполнения которых выносится вердикт. Виды письменных заданий для диагностики дисграфии: списывание с рукописного и печатного текстов, описание картинок, диктанты, тесты.
У детей-дошкольников риск возникновения последующих проблем с письмом выявляется по качеству рисунков. Рисуют потенциальные дисграфики возраста 3-6 лет неохотно, неровными линиями, отрывисто, нечетко. Это часто связано с неразвитыми мышцами пальцев рук и слаборазвитой моторикой рук.
Тестирование на определение дисграфии у ребенка
Эффективным методом выявления расстройства письма у учеников младших классов считается тестирование. Тесты могут составляться общие или по отдельным видам дисграфии.
Они позволяют изучить следующие навыки ребенка:
- воспринимать на слух слова, словосочетания, предложения и записывать их;
- разделять слова на слоги, а предложения на слова;
- правильно определять звуки;
- связывать слова по роду, числу, падежу;
- составлять слова и словосочетания;
Правила выполнения тестов:
- Соблюдение установленной последовательности тестовых заданий.
- При наличии пропущенных пунктов нужно вернуться к ним после выполнения теста.
Пример тестовых заданий:
- Составьте словосочетание, употребив слово в скобках в нужной форме:
a) купить (морской)__________свинку; b) взять (липкий)__________тесто; c) получить (твердый)_________пятерку.
- Составить слово из указанных букв?
a) КОШЛА; b) ЧЕБУКИН; c) МОНЛИ.
- Зачеркнуть в строчке указанный в скобках слог:
a) (пи) ни ип пи ли ни ил пи ип; b) (щу) шу щу ущ уш цу ду шу щу; c) (ах) ох ож аж ох ах аж ех ах ож.
Часто в тесты по определению дисграфии включают диктанты, а также анализ наглядных пособий (картинок с буквами, слогами, рисунками).
Вывод делают не только по результатам тестирования, но и по скорости выполнения заданий учеником. Дети с нарушением письма выполняют каждый блок медленно, в оформлении работы обычно присутствуют многочисленные зачеркивания.
Диагностика нарушений
Педагогам или родителям, столкнувшимися с трудностями чтения и /или письма у ребенка, следует обратиться к логопеду
. Логопед с помощью специальных методик констатирует наличие нарушений письма и / или чтения и рекомендует дополнительные обследования.
Необходимо определить неврологический статус ребенка (обследование невролога
), исключить снижение слуха у ребенка (проводится аудиометрическое исследование), скорригировать при необходимости зрение. Частые или хронические заболевания (
заключение педиатра
), приводящие к пропускам занятий, снижают эффективность обучения в целом и коррекционной работы, в частности, в силу несистематичности.
Нейропсихологическое обследование
и последующие занятия чаще всего входят в программу диагностической и коррекционной работы.
Диагностика видов дисграфии
В зависимости от типа ошибок, которые чаще делает ребенок с диагнозом дисграфии, выделяют 5 ее видов:
- аграмматическая;
- оптическая;
- артикулярно-акустическая;
- акустическая;
- дисграфия с расстройством языкового анализа и синтеза.
Диагностика каждого вида нарушения письма отличается определенной методикой и имеет свои особенности.
Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия связана с расстройством понимания связи между разными членами предложения, их зависимости друг от друга. Школьник делает ошибки при изменении слов по роду, числу, падежам (голубая платье, добрый девочка), употреблении глаголов в различной форме, пространственных предлогов (на, под, за, в).
Выявление профессионалом аграмматического расстройства письма у детей предполагает применение следующих методик: написание диктанта, письменные и устные тестовые задания с использованием наглядных пособий.
В диктанте ребенка с аграмматическими нарушениями будут найдены многочисленные ошибки, исправления, связанные с окончаниями прилагательных, существительных, написанием префиксных глаголов, пропусков слов и словосочетаний.
Тесты для аграмматических дисграфиков включают задания на проверку понимания:
- Различий единственного и множественного числа существительных, прилагательных и глаголов:
Написать форму употребления слова в указанном количестве: одна кружка, две_______, семь______.
- Падежных и родовых окончаний прилагательных:
Употребить слово, указанное в скобках, в нужной форме: съесть (сочный) грушу.
- Изменения глагольных префиксов:
Поставить глагол в скобках в требуемой форме прошедшего времени: он (идти) из подъезда, он (идти) в подъезд
- Применения глаголов совершенного и несовершенного вида:
Употребить глагол в нужной форме: Вчера после прогулки он пришел домой и (есть) две тарелки картошки с селедкой. Сейчас Сергей( есть)на кухне борщ.
- Определения рода глагола в прошедшем времени:
Вставить глагол в прошедшем времени: собака (бежать), кот (бежать)
- Залоговых отношений:
Употребить глагол в активной и пассивной форме: мальчик (мыть) сам, папа (мыть) мальчика.
- Предлогов, которые выражают пространственные отношения вещей:
Вставить предлоги: найти вещь__столом, поставить тапки__кровати, купить укроп__рынке.
- Взаимосвязь предметов и явлений — что было до, что после; кто был впереди, кто сзади:
Ответить на поставленный вопрос: Жираф стоял позади слона, но впереди бегемота. Кто был первым?
В устных тестах обычно используются картинки, карточки для удобства работы и более осознанной постановки диагноза. Здесь даются задания на составление и записывание самим ребенком словосочетаний и предложений с помощью наглядных пособий.
Дети без нарушений письменной речи напишут такой тест без труда, допустив минимум ошибок. Дети с аграмматической дисграфией выполняют правильно не более 60-70% заданий.
Дисграфия с нарушением языкового анализа и синтеза
Этот вид дисграфии выражается в нарушении восприятия слова как совокупности слогов, а предложения как совокупности слов, словосочетаний. Дети с таким отклонением переставляют местами, пропускают буквы (согласные при их стечении, гласные), даже целые слова, пишут по 2 буквы подряд. Диагностика осуществляется на основе проведения диктантов и тестов.
Диктант у школьника с нарушением языкового анализа, синтеза покажет пропуски букв, словосочетаний, слитное их написание, перестановку местами букв и слогов. Самопроверка при этом поможет лишь частично.
Также этот вид дисграфии определяют путем проведения тестов. В них используют задания на составление слов из букв, предложений — из слов, расчет количества слогов в слове.
Пример теста:
- Собрать слово из букв:
a) БЛАОКО; b) НОКО; c) ШОРГОК.
- Составить слово из слогов:
a) РЕ КА ТА; b) РАТ ПИ; c) СТРЮ КА ЛЯ.
- Определить количество букв:
a) река; b) корень; c) дубина.
- Сосчитать количество слогов:
a) ПИРАМИДА; b) СОЛОМА c) ПИРАТ.
- Составить из слов предложение:
a) пошла в Маша сад; b) кость у грызет собака будки; c) на залезла кошка дерево.
Артикулярно-акустическая дисграфия
При такой форме дисграфии ребенок неправильно произносит определенные слова, из-за чего возникают ошибки в их написании (путает буквы р-л, к-г, ж-з, ш-с, ш-ф). Определить артикуляционные нарушения помогут методы тестирования, диктанты и устное общение с логопедом.
Диктант и тестовые задания выявят путаницу в написании тех букв, которые чаще всего не выговаривают дети.
Тест для определения артикулярных расстройств письма:
- Вставить одну из указанных букв:
a) т(л,р)акто(р,л), (з,ж)у(ж,з)елица; b) (г,к)остер, (Ш,с)а(с,ш)а; c) (ц,ч)ек, (с,ц)апля
- Вставить нужную букву:
a) Мама п_иготови_а вкусный пи_ог; b) Пчела у_алила его_у; c) Вело_ипед ехал по _оссе; d) Ска_ут на лошадях _етыре ры_аря; e) _обака уку_ила _аря.
Общение с логопедом покажет, присутствуют ли ошибки в произношении звуков, насколько они влияют на качество письма. Если школьник неправильно произносит какой-то звук, то и писать его может с ошибками.
Акустическая дисграфия
У детей с акустическим расстройством письма нет проблем с произношением, но нарушено звуковосприятие. Они путают сходные по звучанию буквы. Например, вместо глухих согласных используют звонкие (п-б, к-г, т-д), вместо гласных 2 ряда – мягкий знак, одну шипящую согласную заменяют на другую (ф-с, с-ш), не обозначают мягкость звука.
Такой вид нарушения письменной речи определяют чаще с помощью диктанта.
Задания под диктовку:
- Они любовались закатом (ю-ь, ью).
- В одиннадцать часов он должен был прийти (т-д)
- Саша съела одну сушку, остальные положила в шкаф (с-ш).
- Холодная капля упала мне на ладонь (я-ь, йа).
- Он взял коричневую бутылку и кинул ее в полное ведро (замена гласных 2 ряда).
- Поп упал и ушиб свой лоб (б-п).
- Воробьи налетели на плетень (ь)
Акустический дисграфик в таком диктанте неправильно запишет слова, заменяя в них буквы на одну или несколько схожих по звучанию. На основе подобных заданий можно составлять тесты с пропуском букв.
Работая в городской психолого-медико-педагогической комиссии, я часто сталкиваюсь с такой распространенной проблемой у школьников, причем не только младшего, но и среднего звена, как дислексия и дисграфия. На письме и чтении базируется весь процесс обучения, поэтому данные нарушения сильно мешают детям осваивать программу, делают их «неуспешными» и навлекают на них недовольство учителей и родителей. Таких детей считают ленивыми, невнимательными, рассеянными. И вместо помощи эти ученики часто видят лишь порицание, что не способствует их уверенности в себе и лишает желания учиться.
Учитывая актуальность и остроту этой проблемы и видя, сколько детей с дислексией и дисграфией прошли передо мной за учебный год, я не могла не заинтересоваться этим вопросом. Я изучала теоретические исследования в этой области и осуществляла практическую работу с детьми-дисграфиками. Результаты моей работы я хотела бы изложить в статье, которая, смею надеяться, может помочь родителям, столкнувшимся с этой проблемой, а также педагогам, работающим с детьми-дисграфиками.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном интеллекте. Этиология дисграфии может быть различна. Нарушения могут быть связаны с недосформированностью отдельных участков головного мозга либо с несформированностью психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи. Чтобы ребенок писал правильно, необходимо:
- хорошее межполушарное взаимодействие, т.е. услышать звук и соотнести с соответствующей буквой;
- акустическое восприятие и звуко-буквенный анализ, большое значение имеют сформированность фонематического слуха и хороший объем слухового восприятия;
- хорошая артикуляция;
- зрительное восприятие и пространственные представления (иначе ребенок будет зеркалить буквы на письме, путать буквы, близкие по написанию, не соблюдать строку, также будет страдать почерк);
- сформированные механизмы переключения с буквы на букву, со слога на слог, со слова на слово (иначе ребенок будет застревать на одной букве, обводить ее по несколько раз, писать лишние элементы);
- достаточный уровень саморегуляции;
- зрительно-моторная координация, а также хороший уровень внимания, мышления и кратковременной памяти.
Как понять, что у ребенка наблюдается нарушение письма и он нуждается в квалифицированной помощи специалиста? Надо внимательно изучить ошибки, которые ребенок допускает в тетради:
- пропуски букв;
- повторение одной и той же буквы;
- замена букв;
- недописывание букв, слов, перестановка слогов;
- ошибки в ударных слогах;
- зеркальное написание букв;
- отсутствие точки в конце предложения и потеря заглавной буквы в его начале;
- трудности в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова;
- «корявый почерк» (сползание букв со строки, разные по высоте и ширине буквы, различный наклон).
Если вы обнаружили эти признаки на письме своего ребенка, то необходима помощь логопеда.
Как логопед может диагностировать дисграфию? Необходимо комплексное обследование. Для обследования устной и письменной речи логопед может воспользоваться любым диагностическим пособием по логопедии. Словарь ребенка, его звукопроизношение, уровень сформированности фонематического восприятия можно проверить с помощью предметных картинок. Для проверки зрительного восприятия покажите ребенку рисунки с наложенными друг на друга или недорисованными предметами. Чтобы проверить сформированность пространственных представлений, просим срисовать фигуру Тейлора, а детям до 7 лет – серию фигур Денманна. Чтобы проверить степень концентрации и внимания, даются такие корректурные пробы:
швараплопрждлезнщгшждбрвдлнщугнуопдшнщшн длугрыулкнгушнщшэдвдмрагнещцшугншопдылаэ тбмьчрпыгфжушкнегйщдопоарплрцгкхйщйдоршщ плонещцоабтмяьсфлвоарпщцшгкейшкопоаврпщге щясьмтолыапрцзщеггкнедулажпкгнещшгейшуоплж фджпорущшкнеуолюбтиьтюябьжудлрвотифцдорл сждвщшкнулатиюясьмнрпцгхйшэцлтриыаэшешнд нжвдпкшневлптитфдулкнпфждлаитмтифждлрзлп
Буквы набраны в произвольном порядке, первая часть текста – традиционный шрифт, вторая – курсив. Примерное задание: вычеркни все буквы Н, а с середины, где меняется шрифт, — все буквы Т. Если ребенок пропустил 2-4 буквы – это хороший результат, 5-7 – возможно, у него есть проблемы, 8-9 – нужно обязательно с этим поработать. Также нам хорошо помогут как в диагностике, так и в дальнейшей работе таблицы Шульте. Необходимо будет еще определить латерацию ребенка и способность ориентироваться в собственном теле: сцепить руки в замок, скрестить их на груди, нарисовать пальцем круг на столе и т.д.
Перед тем, как перейти к вопросам коррекции, мне бы хотелось заострить ваше внимание на такой проблеме, как неготовность многих детей к усвоению знаний. Овладение письмом и чтением требует сбалансированной работы всего мозга. Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и т.д. Совет побольше читать и писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины. Они заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот слишком активен. Лень, невнимательность, немотивированность на учебу является результатом «поломки» механизмов мозга. Эти механизмы обеспечивают связь мозга с телом и управление движениями. Мозг таких «неуспешных» детей не умеет эффективно извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне. Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать правильную нейропсихологическую помощь, поэтому в логопедической практике я использую элементы нейропсихологической коррекции.
Примерные нейропсихологические упражнения при коррекции дисграфии:
- Дыхательные упражнения:
- лежа на спине, руки вдоль тела: вдох носом – выдох ртом, на вдохе живот надувается, на выдохе сдувается;
- в том же положении: вдох – задержать дыхание – выдох – задержать дыхание, можно заменять хлопками.
- Общая моторика:
- канатоходец»: ребенок идет по прямой линии, приставляя пятку к носку, потом ставя ноги крест-накрест;
- «кузнецы и сенокосы»: дети складывают руки так, будто в руках у них молот, и «куют железо», затем представляют, что у них в руках коса и «косят траву»;
- ходят с предметом на голове;
- игры с мячом: взрослый бросает ребенку мяч в руки, снизу, сверху, прямо, чуть влево, чуть вправо, чуть ниже, чуть выше; взрослый катает мяч ребенку, сидя на полу, затем ребенок убирает правую руку за спину и катает только левой, потом только правой; ребенок и взрослый катают друг другу одновременно маленькие мячи, которые не должны сталкиваться; ребенок и взрослый перекидывают друг другу теннисные мячи из рук в руки.
- Мелкая моторика:
- раскрыть левую ладонь и положить в нее правый кулак, поменять положение – в раскрытую правую ладонь положить левый кулак;
- согнуть указательные пальцы и сцепить их в замок, повторить со средними, с безымянными и с мизинцами;
- предплечья лежат на столе, одну ладонь переворачивать вверх, вторую одновременно с этим вниз, чередовать положения;
- «кулак – ребро — ладонь».
- Упражнения для глаз:
- ребенок лежит на спине и следит глазами за яркой точкой на конце ручки, она останавливается в крайних положениях на трех уровнях (на расстоянии вытянутой руки, согнутой в локте руки и у переносицы);
- ребенок в том же положении, взрослый поднимает предмет над переносицей ребенка на расстоянии его вытянутой руки, а затем опускает прямо к его носу, ребенок следит глазами за предметом;
- рот у ребенка открыт, язык высунут и двигается в противоположную от глаз сторону, а взрослый рисует ярким предметом в воздухе «крест» на трех уровнях (на расстоянии вытянутой руки, согнутой в локте руки и у переносицы).
- Графические задания:
Поделить лист пополам и обеими руками одновременно рисовать разные геометрические фигуры (например, круг и квадрат). Нарисовав их, ребенок обводит фигуры, не отрывая руки и стараясь не отклоняться от контура, в разных направлениях. Ребенок начинает по команде «начали» и заканчивает по команде «стоп». Необходимо поставить черточку в начале рисования фигуры, при прохождении этой черточки ребенок должен цокать языком, топать ногой или говорить «та».
Это в основном знакомые всем логопедам упражнения, которые они так или иначе используют в своей деятельности.
Переходя непосредственно к логопедической коррекции дисграфии, останавлюсь вначале на выборе канцелярских принадлежностей для детей-дисграфиков. Ручки и карандаши лучше выбирать «пупырчатые» и трехгранные для лучшего захвата и массажа подушечек пальцев. Полезно писать перьевыми ручками. Они формируют правильное положение руки при письме.
Для занятий потребуется тетрадь в клеточку. Ежедневно ребенку необходимо переписывать в тетрадь небольшой текст (для начала 1 – 2 строчки). Пишем по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком.
Все, что ребенок пишет, он должен проговаривать вслух, причем проговаривание должно быть побуквенное, а не послоговое (М-О-Л-О-К-О). Желательно выделять те буквы, в написании которых ребенок ошибается.
Чтение должно быть орфографическим: читать так, как написано (МО-ЛО-КО, ЗО-ЛО-ТО-ГО, ЧТО).
Не нужно предлагать детям упражнения, в которых требуется исправить допущенные ошибки. Неправильное написание может закрепиться в памяти.
Нет смысла заставлять ребенка переписывать по многу раз задания. Если упражнение большое, разбиваем его на части.
Тренировка речевого слуха ведется путем повторения слов, скороговорок, подбора слов к заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Очень полезно использовать игровой и наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (ж – похожа на жука, о – баранку, с – полумесяц и т.д.).
Обязательна работа со словарными словами!
Несколько упражнений, которые помогут в борьбе с дисграфией.
- Найти слова и записать их через запятую:
КИТКУКЛАКУРИЦАКОЗА
- Вставить пропущенные буквы в слово, во фразу, в текст.
- «Филворд»: например, найди и подчеркни названия птиц, читая буквы по горизонтали и по вертикали.
С | Т | Р | И | Ж | Г | Р | А | Ч |
Ч | С | В | О | Р | О | Б | Е | Й |
А | О | В | О | Р | О | Н | А | С |
Й | Й | С | О | Р | О | К | А | Ы |
К | К | И | В | О | Л | Г | А | Ч |
- Тексты без заглавных букв и точек (найти границы предложений, поставить точку и заглавную букву).
- «Морской бой»: прочитать шифр и написать слова.
А | Б | Г | Д | |
1 | фар | мо | ток | сун |
2 | тер | дук | ра | тюг |
3 | ло | у | тук | ка |
4 | куш | сви | об | руч |
А1Г3 – (фартук) Г2А4Д3 – (ракушка)
Д1Б2 — (сундук) Б3Д2 – (утюг)
Г4Д4 — (обруч) Б4А2 – (свитер)
- Различные игры со словами:
- вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложение (Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.);
- вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа:
Смь рз тмрь – дн рз тржь. е а ое ои а ое
- расшифруй глаголы (п — 2, т — 3): с2е3ь, 3о23а3ь, ки2я3и3ь;
- читаем только черные буквы: кноотта; читаем от самой большой к самой маленькой: ксанта; от самой маленькой к самой большой: окт.
- «Корректурная правка»: нужна книжка с крупным шрифтом, ребенок зачеркивает, подчеркивает, обводит заданные буквы в тексте, задание от простого к сложному.
- Чтение «вверх ногами»: текст переворачиваем и предлагаем ребенку прочитать.
- Лабиринты.
- Диктанты. Диктуем медленно. Текст сначала прочитываем целиком. Объясняем вместе орфограммы. Затем диктуем первое предложение, объясняем запятые. Проговариваем слова со сложными орфограммами. Затем диктуем предложение по частям и записываем с побуквенным проговариванием вслух.
Несколько рекомендаций по проведению занятий.
- Продолжительность занятия 30 -35 минут.
- Тщательно подберите канцелярские принадлежности.
- Во время занятий избегайте отрицательных оценок при неудачах ребенка, хвалите чаще.
- Если занятие оказалось слишком трудным, отложите, потом можно вернуться.
- Разработайте систему поощрений, пусть ребенок и сам себя оценивает.
- Заниматься нужно до тех пор, пока специфические ошибки не исчезнут из письменных работ ребенка.
- Работа должна вестись от простого к сложному, скорость письма и чтения должна постепенно увеличиваться.
В заключение хочу сказать, что истоки дисграфии уходят в дошкольный период обучения ребенка и именно тогда и должна начинаться работа по профилактике дисграфии. Ведь профилактика проще и эффективнее коррекции. По мнению ученых и моему глубокому убеждению, без тесного сотрудничества учителя, логопеда и родителей успех в коррекции недостижим. Мой опыт работы в данной области убедил меня в том, что «не боги горшки обжигают» и «дорогу осилит идущий». Если занятия проводятся систематично, продуманно и все участники процесса правильно мотивированы, то результаты обязательно будут!
Желаю успеха Вам и Вашим детям!