Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
Ирина Вит
Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
Назови и отгадай
Цель: закрепить правильное произношение звука [ З] в словах, определять его наличие в слове
Материал: картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ], парные к ним картинки без звука
Ход: воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ].
Например: замок – ключ, коза – корова.
Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом.
Помоги художнику
Цель: упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова
Материал: картинки с изображением предметов
Ход игры: в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.
Например:кит – кот, рак – мак, мишка – пышка,жук – лук.
Продолжи слово
Цель: закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить
Например: Ра –ра-ра начинается иг.
Ры –ры –ры у мальчика ша…
Ро –ро –ро у нас новое вед…
Ру –ру –ру родолжаем мы иг…
Затем предлагает детям самим придумать фразу.
Поезд
Цель: закреплять умение определять наличие определённого звука в словах
Материал: паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам.
Ход игры: В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит,что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук,например : «м»
, во 2 вагоне со
звуком «л»
, в 3 вагоне
«к»
. Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.
Кто больше
Цель : упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.
Материал: сюжетная картинка,например «улица»
,фишки.
Ход игры:воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек
Выдели слово.
Цель: Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком.
Ход игры: в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове.
Что в мешочке
Цель: Закреплять правильное произношение звука[ц],выделять слова со звуком из группы других слов.
Материал: мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц],например: курица, пуговица,ножницы,а также другие игрушки: мяч, кубик
Ход игры: Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их.
Магазин
Цель: упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком
Материал: игрушки в названии которых есть заданный звук
Ход игры: На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук. Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом
Угадай, кто кричит.
Цель: развитие слухового внимания, добиваться чёткого произношения звуков в словах.
Материал: игрушки – животные.
Ход игры: Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.
Первый отгадавший – ведущий.
Подарки
Цель: закрепить правильное призношение звука [ш] в словах.
Материал: кукла – мальчик и кукла – девочка,игрушки: машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш].
Ход игры: Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша)
и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие
звука в словах, и следит за чётким произношением слов.
Подберём игрушку
Цель: закреплять произношение звука «ж»
в словах. Находить предметы в названии которых есть
звук.
Материал: кукла,игрушки: жук, жираф, ёжик, флажок, и др.
Ход игры: Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж»
,и подарить кукле игрушки,но только те, в названии которых есть
звук «ж»
. Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.
Похожие слова
Цель: учить находить слова похожие по звучанию.
Материал: игрушки названия которых похожи по звучанию.
Ход игры:воспитатель показывает и называет игрушку: «миишшкаа»
. Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово,например:мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.
Отгадай
Цель: определение первого и последнего звука в слове
Ход игры: воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний)
звук в слове
Угадай – ка
Цель: выделение первого звука в слове.
Ход игры:воспитатель предлагает детям ряд заданий:
1 Назвать первый звук в именах детей
2 Назвать первый (последний)
звук в словах названых воспитателем
3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды и т.д. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Уже на третьем-четвёртом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытаясь их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. но уже к пяти годам у ребёнка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности.
У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их тренировки часто не достигают нужного уровня развития.
Работать над производительной стороной речи ребёнка необходимо с раннего дошкольного возраста, так как часто перенос её на старший возраст не приносит желаемых результатов.
Этапы обучения правильному звукопроизношению
I этап – подготовительный
Подготовительный этап предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, и его моторики, речевого слуха речевого дыхания.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук [р] требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъёма языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперёд и т.д.
Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щёк, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создаёт условия для многократного их повторения.
Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используется звукоподражание шуму ветра, рокоту самолёта, карканью вороны, жужжанию жука и др.
Повторение лишённых смысла слогов (ша-шо-шу, ра-ро-ру) быстро утомляет и не даёт положительных результатов, в то время как ребёнку не надоедает щёлкать языком «как кучер», жужжать «как пчела», гудеть «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., то есть подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.
Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щёки и не могут сдуть лежащую пушинку. Это детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя, — детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.
В процессе дыхательных упражнений ребёнок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. упражнения проводятся сидя, не более 1.5 мин. (начиная с 0.5 мин.).
Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказал?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.
В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание мёда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.
II этап – становление звуков речи или постановка звука
Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представление о звуке и его произношением.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными. Последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, [р], [л]).
При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуки. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, чёткому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звуков в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.
Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.
Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Даётся образец, он повторяется детьми индивидуально, в начале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.
В период становления звука нужно быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, даёт образец правильной речи.
Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так хорошо знакомые ребёнку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.
III этап – закрепление и автоматизация звуков
С точки зрения высшей нервной деятельности автоматизация звука есть введение вновь сознанной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложное последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно.
Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.
Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. В начале создаются облегчённые условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.
В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольное упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картинке). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребёнок произносил его не менее 10-20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребёнку овладеть речевым навыком.
Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребёнка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке [р]).
IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков
В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и всё же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо «сушка» — «шушка», вместо «Саша» — «Шаша»).
Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установления их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.
Рекомендуется проводить занятие по дифференциации звуков с использование доступного детям игрового материала. Так можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названия предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до 3-4 (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически это слова различаются по одному звуку (усы – уши, мышь – мыс). В начале в слове один из дифференцированных звуков, затем оба звука (руль, орёл, стрела, Лариса), далее – словосочетания, предложения (у Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый»). Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос –нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка — колобок). Использование этих слов возможно в игре или разговоре.
Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.
На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учётом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.
Заключение
Ребёнок с исключительной тонкостью улавливает и усваивает все особенности произношения окружающих, поэтому необходимо, чтобы ребёнку была предоставлена «питательная среда», чтобы вокруг него слышалась правильная литературная речь. Наличие такой речи для ребёнка, не имеющего особых дефектов, обеспечивает без видимых затруднений полное усвоение литературного произношения; без данного условия, наоборот, эта задача потребует сложных мер и больших усилий. Дети, в семье которых звучит литературная речь, находятся в благоприятных условиях. Поэтому и в детских учреждениях, начиная с яслей, должна быть создана атмосфера образцовой литературной речи у всего персонала, работающего с детьми, с тем, чтобы в одних случаях поддерживать влияние, оказываемое семьёй, в других – быть проводником литературного произношения, вопреки идущим со стороны окружающих ребёнка вне детских учреждений воздействием не литературой речи.
Одним из профилактических средств, облегчающих усвоение произношения и ускоряющих изживание естественных для раннего детства недостатков, является воздержание взрослых от подделок под речь детей в разговоре с ними, недопущение разного рода сюсюканья, употребление всегда нормального, чёткого произношения.
Ответственность за отставание нормального ребёнка ложится на окружающих его взрослых. А так как отставание в речи является крупнейшим тормозом для всего развития ребёнка, то взрослые должны следить за речью ребёнка и активно содействовать её росту.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характере.
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду.
Список литературы
- Дурова Н.В. «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. – М.: Мозаика – Синтез.
- Гвоздев Н.А. «Вопросы изучения детской речи.» — СПб.: «Детство-Пресс», 2007 г.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.» — М.: Издательский , 1997 г.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1967 г.
Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),адаптированной основной образовательной программы ГБОУ школы-интерната , программы специальных коррекционных образовательных учреждений IIIV вида под редакцией И.М. Бгажноковой, программы Л.Е. Шевченко «Планирование работы учителя-логопеда специальной (коррекционной ) школы . -Армавир: АФГОУ ККИДПО, 2011г.
Федеральный государственный стандарт образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самос-тоятельно формируемая функция. При разработке рабочей программы использованы следующие системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
- Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
- Г.А. Каше. Исправление недостатков речи у дошкольников.
- М.Ф. Фомичёва.
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи и нарушения письменной речи. Данный этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в течении учебного года.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо на-учиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста, обеспечение полноценного речевого и психического развития.
Задачи:
- Развитие и уточнение у детей основных движений органов речи посредством артикуляционной гимнастики.
- Развитие речевого дыхания.
- Постановка дефектно произносимых звуков.
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скорогово-рках, связной речи.
- Развитие фонематического (звукового) слуха и просодических компонентов речи.
- Дифференциация звуков.
- Введение поставленных звуков в речь.
- Развитие устной связной речи. Формирование полноценной фразы ребёнка.
- Поэтапное составление рассказа.
Принципы формирования рабочей программы
В соответствии с ФГОС рабочая программа опирается на следующие принципы:
коррекционно-педагогические:
- принцип системного подхода;
- онтогенетический принцип;
- принцип опоры на сохранные анализаторы;
- принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторо-нами психического развития ребёнка;
- принцип учёта структуры речевого дефекта;
- принцип учёта зоны ближайшего и актуального развития;
общедидактические:
- принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала;
- принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода отражается на комплектовании подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.
Адресат программы: учащиеся 1-3 классов коррекционной школы
Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование
- различных методов активного обучения;
- анализ конкретных понятий и ситуаций;
- тренировка и другие виды заданий;
- творческая работа детей.
Условия проведения: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации рабочей программы — 1 год.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.
Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Количество занятия в неделю — 2, количество детей в подгруппе – 2-4.
Продолжительность 1 занятия – 40 минут.
Содержание программы (1 класс):
Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания;
- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);
- способность к запоминанию;
- способность к переключению;
- навыки и приёмы самоконтроля;
- познавательная активность.
- Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- принятие учебной задачи;
- активное осмысление материала;
- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;
- контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
- Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;
- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- соблюдение речевого этикета;
- составление устных связных высказываний с элементами творчества.
Задачи индивидуальных видов деятельности:
- развитие артикуляционного праксиса;
- проведение фонационных упражнений;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Содержание индивидуальных занятий:
- нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях, например обучение самомассажу лица);
- нормализация артикуляционной моторики;
- нормализация голоса (при дизартриях);
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация просодики;
- развитие мелкой моторики;
- уточнение произношения и постановка звуков;
- автоматизация уточненных или поставленных звуков.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий 2-4 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
Первый этап: обследование — 4 ч.
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Обследование импрессивной речи. Обследование экспрессивной речи. Обследование связной речи. Обследование словарного запаса.
Второй этап: подготовительный-6 ч.
Формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
- развитие органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия
Третий этап: гласные, согласные звуки(м, п, в, к, н, ф, т, х, с, б, д, )-16ч.
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: согласные звуки (г, л ,ж, с, ш, р, л) -14ч.
закрепление звука в речи.
- коррекция дефектов произношения;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: звук Й — 8ч.
- произношение звука в слогах, словах речи.
- правильное произношение звука в начале слова.
- правильное произношение звука после гласной.
- правильное произношение звука после разделительного мягкого знака.
- правильное произношение звука после разделительного твёрдого знака.
Шестой этап: согласные звуки( ч, щ, ц) дифференциация согласных звуков-18 ч.
- выделение звука на фоне слога, слова
- определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.
- выделение слова с данным звуком
- коррекция дефектов произношения;
- развитие психических функций;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Фронтальное обследование- 2 часа.
Оценка результативности коррекционной работы. Срезовые проверочные работы. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Обследование . Обследование импрессивной речи. Обследование экспрессивной речи. Обследование связной речи. Обследование словарного запаса. | 4ч. |
2 | 2 этап: подготовительный: развитие органов артикуляции; развитие слухового внимания и слухового контроля; развитие звукового восприятия. | 6 ч |
3 | 3 этап: изучение гласных, согласных звуков(м, п, в, к, н, ф, т, х, с, б, д, з) | 16 ч |
4 | 4 этап: изучение звуков и букв ( г, л, ж, с, ш, р, л) | 14 ч. |
5 | 5 этап: звук Й | 8ч. |
6 | 6этап: изучение звуков и букв (ч, щ, ц, й) дифференциация согласных звуков | 18 ч |
7 | Фронтальное обследование | 2 ч. |
Всего | 68 ч |
Планируемые результаты:
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- слышать выразительность речи других;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- различать артикуляторно-сходные, свистящие и шипящие звуки;
- различать предметы по вопросам;
- дифференцировать предлоги в речи;
- объяснять значение слов;
- отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
- владеть элементарными графическими навыками;
- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
Содержание программы (2 класс):
Обследование — 4 ч.
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Обследование импрессивной речи. Обследование экспрессивной речи. Обследование связной речи. Обследование словарного запаса.
Подготовительный этап-6 ч.
Развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
- развитие органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия
Гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки (п, б, т, д, к, г, в, ф, н, м, з, с)-16ч.
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Звук Й 4ч.
- Правильное произношение звука.
- Правильное, чёткое произношение звука й после разделительных Ь и Ъ
- Правильное, чёткое произношение звука й в положении после гласного.
Свистящие и шипящие согласные — 14ч.
закрепление звука в речи.
- коррекция дефектов произношения;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Дифференциация согласных звуков — 22 ч.
- Выделение звука на фоне слога, слова
- определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.
- выделение слова с данным звуком
- коррекция дефектов произношения;
- развитие психических функций;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Фронтальное обследование- 2 часа.
Оценка результативности коррекционной работы. Срезовые проверочные работы. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Обследование | 4ч. |
2 | Подготовительный этап Речь. Что мы знаем о речи. Занимательная логопедия. | 6 ч |
3 | Гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки(п, б, т, д, к, г, в, ф, н, м, з, с) | 16 ч |
5 | Звук Й Правильное, чёткое произношение звука й после разделительных Ь и Ъ Правильное, чёткое произношение звука й в положении после гласного | 4ч. |
6 | Свистящие и шипящие согласные (з, ж, ш, с, ц, щ,) | 14 ч. |
7 | Дифференциация согласных звуков (р-л, б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш) | 22 ч |
8 | Фронтальное обследование | 2 ч. |
Всего | 68 ч |
Планируемые результаты:
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- слышать выразительность речи других;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- различать артикуляторно-сходные, свистящие и шипящие звуки;
- различать предметы по вопросам;
- дифференцировать предлоги в речи;
- объяснять значение слов;
- отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
- владеть элементарными графическими навыками;
- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
- располагать предложения в правильной последовательности;
- правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного;
- составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку.
- выделять предложения из текста.
Содержание программы (3 класс):
Обследование — 6 ч.
Изучение медицинских карт, сведения о семье ребенка, данных о речевом развитии. Обследование импрессивной речи. Обследование связной речи (экспрессивной). Обследование словарного запаса. Обследование звукопроизношения. Обследование чтения. Обследование письма.
Звуки речи – 10 ч.
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки Гласные ударные и безударные. Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Слогообразующая роль гласных. Сочетание гласных с шипящими согласными звуками.
Твёрдые и мягкие согласные -10ч.
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах, слова, предложениях. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах. Обозначение мягкости согласных при помощи «Ь» в словах.
Свистящие и шипящие согласные 14 ч.
- закрепление звука в речи
- коррекция дефектов произношения;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Дифференциация согласных звуков -22ч.
Выделение звука на фоне слога, слова
- определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.
- выделение слова с данным звуком
- коррекция дефектов произношения;
- развитие психических функций;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Слоговая структура слова – 4 часа
Анализ односложных слов Анализ двусложных слов Анализ трёхсложных слов. Ударение в слове.
Фронтальное обследование- 2 часа.
Оценка результативности коррекционной работы. Срезовые проверочные работы. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Обследование Тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом. | 6 ч. |
2 | Звуки речи. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. | 10ч. |
3 | Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными в слогах, слова, предложениях. | 10 ч |
4 | Свистящие и шипящие согласные (з, ж, ш, с, ц, щ,) | 14 ч. |
5 | Дифференциация согласных звуков (р-л, б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш) | 22 ч |
6 | Слоговая структура слова. Анализ односложных слов Анализ двусложных слов Анализ трёхсложных слов .Ударение в слове. | 4ч. |
7 | Фронтальное обследование | 2 ч. |
Всего | 68 ч |
Планируемые результаты:
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- слышать выразительность речи других;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- различать акустически близкие звуки;
- дифференцировать предлоги в речи;
- производить звуко-буквенный анализ слов;
- объяснять значение слов;
- определять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- различать имена собственные и нарицательные;
- писать слуховые и зрительные диктанты;
Материально-техническое обеспечение программы.
Муляж артикуляционного аппарата.
Анимационные игры «Звуковой калейдоскоп» ООО «Мерсибо» 2015г.
Анимационные игры «Звуки в порядке» ООО «Мерсибо» 2022г.
Учебно-игровой комплект «Твёрдые согласные звуки» часть 1 Издательство «ТЦ Сфера»
Учебно-игровой комплект «Твёрдые согласные звуки» часть 2 Издательство «ТЦ Сфера»
Учебно-игровой комплект «Гласные звуки» Издательство «ТЦ Сфера»
З.Т. Бобылева «Игры с парными карточками звуки С, З, Ц.» М. : Издательство ГНОМ, 2022г.
З.Т. Бобылева «Игры с парными карточками звуки Ш, Ж, Ч, Щ,» М. : Издательство ГНОМ, 2022г.
З.Т. Бобылева «Игры с парными карточками звуки Р, Л.» М. : Издательство ГНОМ, 2022г.
У.Н. Юрьева «Цепочки слов на свистящие звуки» М. : Издательство ГНОМ, 2022г.
У.Н. Юрьева «Цепочки слов на шипящие звуки» М. : Издательство ГНОМ, 2022г.
У.Н. Юрьева «Цепочки слов на сонорные звуки» М. : Издательство ГНОМ, 2022г.
Литература
- Шевченко Л.E. Планирование работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы,- Армавир: АФГОУ ККИДППО, 2011.
- Иллюстрированная методика логопедического обследования М: «Коррекционная педагогика», 2004г.
- Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М:, «Владос», 1999г.
- Г.В.Бабина, Н. Ю. Шарипова Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи . Логопедические технологии. Картинный материал. Издательство «ПАРАДИГМА» ООО «Юкод». 115598, Москва 2013
- С.Е.Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» Издательство «ТЦ Сфера», 2022г.8. Е.Косинова «Уроки логопеда» М: «Эксмо», 2011 г.
- Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018г.10. В.Э.
- Темникова «Логопедические игры с чистоговорками». М: «Гном и Д», 2008г.
- Н.Н.Кривоносова, В.В.Мальковская «Уроки и занятия по произношению в 1 классе» учебно-методическое пособие. — Краснодар. Кубанский учебник, 2001г.
- О.И.Галанина «Уроки и занятия по произношению во 2 классе» учебно-методическое пособие. — Краснодар. Кубанский учебник, 2001г.
Технические средства обучения
- Ноутбук
- МФУ
Нахашева Людмила Викторовна учитель-логопед Станица Полтавская