Тексты для дифференциации слов с оппозиционными фонемами


www.Logopedy.ru

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные – все остальные.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

носовые – [м], [м‘], [н], [н‘];

ротовые – все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

сонорные – [й], [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘], [р], [р‘];

звонкие – [в], [в‘], [з], [з‘], [ж], [б], [б‘], [д], [д‘], [г], [г‘];

глухие – [ф], [ф‘], [с], [с‘], [ш], [п], [п‘], [т], [т‘], [к], [к‘], [х], [х‘], [ч], [щ].

Классификация согласных звуков по способу образования:

смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];

смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];

щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ], [й], [х], [х‘];

смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].

Классификация согласных звуков по месту образования:

губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];

губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];

переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];

среднеязычные – [й];

заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].

Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие – [й], [щ], [ч], [т‘], [д‘], [н‘], [б‘], [в‘], [г‘], [с‘], [р‘] и др.;

твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:

верхний подъём – [и], [ы], [у];

средний подъём – [э], [о];

нижний подъём– [а].

Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

гласные переднего ряда – [и], [э];

гласные среднего ряда – [ы], [а];

гласные заднего ряда – [у], [о].

Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:

лабиализованные – [о], [у];

нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению

Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Social commentary Cackle

Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов

Инструкция:

«Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.» Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Шанки — фанки — сянки — санки — танки
Сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа
Фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюска
Пченец — птенесь — птенец — тинеть — птинеч

Оценка: 5 баллов

— все задания выполнены верно; 4
балла
— часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
З балла
— ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2
балла
— часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Ч балл
— невыполнение.

Изучение дифференциации звуков в произношении

Серия «А». Повторение нар слов.

Смешиваемые звукиПредлагаемые парыНачало годаКонец года
Ш-СМишка — миска
Ж-Зрожи — розы
Ч-ТЬчелка — телка
Ц-Сцапля сабля
С-чкаска — качка
Ч-Щчелка — щелка
ЛЬ-Йгалька—гайка
Л-ЛЬгалка — галька
Р-Лрак — лак
Р-Ймарка — майка
РЬ-Иморяк — маяк
П-Бпочка — бочка
Т-Дтачка — дачка
К-Гкости — гости
Ы-Имышка — мишка
С-Зкосы — козы

Серия «Б». Повторение фраз:

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Старший братишка рассказывал страшную сказку.
Старушка сушила пушистую шубу.
Течет речка, печет печка.
Юля уронила фарфоровое блюдце.
Чайка отличается от цапли.
У Сони цветик-семицветик.
Жутко жуку жить на суку.
В домишке жили мышки.

Оценка для задания 4 («А», «Б»): 5 баллов

— все задания выполнены верно; 4
балла
— встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
З балла
задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла
— задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 7

Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Отраженное воспроизведение слов

Инструкция:

«Послушай и повтори за мной.

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Бегемот
Сосна
Танкист
Сквозняк
Лекарство
Сковорода
Термометр
Пингвиненок.
Фотографирую

Оценка:

5 баллов

— все слова точно воспроизводятся;
4 балла
— большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
З балла
— слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла
— большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от выполнения, неадекватные ответы

2. Отраженное воспроизведение фраз

Инструкция:

«Послушай предложение и повтори в точности как я
».

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Хоккеисты выиграли турнир.
Лариса связала братишке джемпер.
Утром на деревьях защебетали ласточки.
Саша возвращается с работы на транспорте.
Мама покупает в универсаме фрукты.

Оценка:

5 баллов

— все фразы точно воспроизводятся; 4
балла
— в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный темп, запинки;
З балла
отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 балла
— многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от деятельности, неадекватные ответы.

Направление 8

Изучение навыков фонематического анализа.

Задание 1.Инструкция:

«Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладошки, только если услышишь звук А».

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;
па, ой, ав, ма, вы, ай,
ух;
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.

Задание 2.Инструкция:

«Я произносила много звуков, а ты скажи один звук».

Ответы
Начало годаКонец года
Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Запомни и назови первый звук: А, О, У
Запомни и назови последний звук: О, Т. М

Задание3. Инструкция:

«Поиграем в игру. Угадай, кто стоит первый, кто последний. (Экспериментатор предлагает выбрать из трех игрушек, выставленных перед ребенком в ряд; меняет игрушки местами, и игра повторяется). А теперь я буду произносить разные звуки. Я буду произносить их по порядку: сначала первый, затем другой, и, наконец, последний. Итак, я назову три звука, а ты…»

Задание 4 Инструкция:

«Я скажу слово, а ты …» (Произносит слово с утрированной артикуляцией).

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
запомни и назови пёрвый звук: в слове «Оля»
запомни и назови последний звук: в слове «кот»

Задание 5. Инструкция:

«Скажи, сколько звуков в слове «мак»?»

Начало годаКонец года

Это задание предлагается детям старше 5-ти лет.

Оценка для заданий №№1,2,3,4,5: 5 баллов

— все задания выполнены правильно;
4 балла
— в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

З балла

— задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;
2 балла
— при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 9

Исследование связной речи

Разработка предлагаемых материалов осуществлялась с опорой на исследования Р. И. Лалаевой (1998); Г.А. Волковой (1993); Н.А. Цыпиной (1994). 1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999). 1.1.Краткая вступительная беседа по вопросам

· У кого какая мама? (У цыплят…, у утят…).

· Из чего вылупляются цыплята? А утята?

· Кто высиживает куриные яйца? А утиные?

· Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?

· Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?

1.2. Чтение рассказа.

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]