www.Logopedy.ru
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.
Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
согласные – все остальные.
Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:
носовые – [м], [м‘], [н], [н‘];
ротовые – все остальные.
Классификация звуков по работе голосовых складок:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
сонорные – [й], [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘], [р], [р‘];
звонкие – [в], [в‘], [з], [з‘], [ж], [б], [б‘], [д], [д‘], [г], [г‘];
глухие – [ф], [ф‘], [с], [с‘], [ш], [п], [п‘], [т], [т‘], [к], [к‘], [х], [х‘], [ч], [щ].
Классификация согласных звуков по способу образования:
смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];
смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];
щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ], [й], [х], [х‘];
смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];
дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].
Классификация согласных звуков по месту образования:
губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];
губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];
переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];
среднеязычные – [й];
заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].
Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие – [й], [щ], [ч], [т‘], [д‘], [н‘], [б‘], [в‘], [г‘], [с‘], [р‘] и др.;
твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.
Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:
верхний подъём – [и], [ы], [у];
средний подъём – [э], [о];
нижний подъём– [а].
Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:
гласные переднего ряда – [и], [э];
гласные среднего ряда – [ы], [а];
гласные заднего ряда – [у], [о].
Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:
лабиализованные – [о], [у];
нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].
Нравится статья? Расскажи друзьям!
Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению
Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.
Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку | Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже |
Social commentary Cackle
Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов
Инструкция:
«Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.» Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Шанки — фанки — сянки — санки — танки | |
Сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа | |
Фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюска | |
Пченец — птенесь — птенец — тинеть — птинеч |
Оценка: 5 баллов
— все задания выполнены верно; 4
балла
— часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
З балла
— ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2
балла
— часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Ч балл
— невыполнение.
Изучение дифференциации звуков в произношении
Серия «А». Повторение нар слов.
Смешиваемые звуки | Предлагаемые пары | Начало года | Конец года |
Ш-С | Мишка — миска | ||
Ж-З | рожи — розы | ||
Ч-ТЬ | челка — телка | ||
Ц-С | цапля сабля | ||
С-ч | каска — качка | ||
Ч-Щ | челка — щелка | ||
ЛЬ-Й | галька—гайка | ||
Л-ЛЬ | галка — галька | ||
Р-Л | рак — лак | ||
Р-Й | марка — майка | ||
РЬ-И | моряк — маяк | ||
П-Б | почка — бочка | ||
Т-Д | тачка — дачка | ||
К-Г | кости — гости | ||
Ы-И | мышка — мишка | ||
С-З | косы — козы |
Серия «Б». Повторение фраз:
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Старший братишка рассказывал страшную сказку. | |
Старушка сушила пушистую шубу. | |
Течет речка, печет печка. | |
Юля уронила фарфоровое блюдце. | |
Чайка отличается от цапли. | |
У Сони цветик-семицветик. | |
Жутко жуку жить на суку. | |
В домишке жили мышки. |
Оценка для задания 4 («А», «Б»): 5 баллов
— все задания выполнены верно; 4
балла
— встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
З балла
задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла
— задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Направление 7
Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
Отраженное воспроизведение слов
Инструкция:
«Послушай и повтори за мной.
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Бегемот | |
Сосна | |
Танкист | |
Сквозняк | |
Лекарство | |
Сковорода | |
Термометр | |
Пингвиненок | . |
Фотографирую |
Оценка:
5 баллов
— все слова точно воспроизводятся;
4 балла
— большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
З балла
— слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла
— большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от выполнения, неадекватные ответы
2. Отраженное воспроизведение фраз
Инструкция:
«Послушай предложение и повтори в точности как я
».
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Хоккеисты выиграли турнир. | |
Лариса связала братишке джемпер. | |
Утром на деревьях защебетали ласточки. | |
Саша возвращается с работы на транспорте. | |
Мама покупает в универсаме фрукты. |
Оценка:
5 баллов
— все фразы точно воспроизводятся; 4
балла
— в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный темп, запинки;
З балла
отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 балла
— многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от деятельности, неадекватные ответы.
Направление 8
Изучение навыков фонематического анализа.
Задание 1.Инструкция:
«Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладошки, только если услышишь звук А».
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы; | |
па, ой, ав, ма, вы, ай, ух; | |
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок. |
Задание 2.Инструкция:
«Я произносила много звуков, а ты скажи один звук».
Ответы | |
Начало года | Конец года |
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Запомни и назови первый звук: А, О, У | |
Запомни и назови последний звук: О, Т. М |
Задание3. Инструкция:
«Поиграем в игру. Угадай, кто стоит первый, кто последний. (Экспериментатор предлагает выбрать из трех игрушек, выставленных перед ребенком в ряд; меняет игрушки местами, и игра повторяется). А теперь я буду произносить разные звуки. Я буду произносить их по порядку: сначала первый, затем другой, и, наконец, последний. Итак, я назову три звука, а ты…»
Задание 4 Инструкция:
«Я скажу слово, а ты …» (Произносит слово с утрированной артикуляцией).
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
запомни и назови пёрвый звук: в слове «Оля» | |
запомни и назови последний звук: в слове «кот» |
Задание 5. Инструкция:
«Скажи, сколько звуков в слове «мак»?»
Начало года | Конец года |
Это задание предлагается детям старше 5-ти лет.
Оценка для заданий №№1,2,3,4,5: 5 баллов
— все задания выполнены правильно;
4 балла
— в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
З балла
— задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;
2 балла
— при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Направление 9
Исследование связной речи
Разработка предлагаемых материалов осуществлялась с опорой на исследования Р. И. Лалаевой (1998); Г.А. Волковой (1993); Н.А. Цыпиной (1994). 1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999). 1.1.Краткая вступительная беседа по вопросам
· У кого какая мама? (У цыплят…, у утят…).
· Из чего вылупляются цыплята? А утята?
· Кто высиживает куриные яйца? А утиные?
· Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?
· Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?
1.2. Чтение рассказа.
Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.