Что такое воображение?
Это не просто детские мечты и небылицы. Воображение — вид мыслительной деятельности, направленной на обработку информации и порождение новых знаний на основе уже имеющихся образов. Иными словами, человек вынужден опираться на память, логическое мышление, чтобы создать предполагаемую модель чего-либо.
Воображение используют ученые, бизнесмены, люди творческих профессий. Бытовые задачи тоже требуют воображения, которое напрямую связано со смекалкой и находчивостью.
Проработанное воображение облегчает общение с разными типами людей, помогает управлять эмоциями, выстраивать краткосрочные и долговременные планы.
Функции воображения
Адекватное использование воображения позволяет:
- добиваться желаемого, удовлетворять потребности (использовать воображение, чтобы проводить мысленные эксперименты и выбирать оптимальный вариант развития событий);
- управлять временем (планировать день, представляя, сколько времени займет каждое действие);
- регулировать собственное психическое состояние (наблюдать за окружающими, запоминать оттенки эмоций, переносить их на себя с помощью воображения).
Типы воображения
По интенсивности:
- активное (мозг воссоздает образ, который был заранее выбран человеком);
- пассивное (образы появляются неосознанно, против воли, отражая подсознательные стремления).
По признакам возникновения и протекания процесса:
- неуправляемое (лишенное причинно-следственных связей, яркое, нелогичное);
- воссоздающее (проводящее операции с теми познаниями, которые уже успели осесть в памяти);
- творческое (образы возникают в сознании без опоры на опыт).
Последний вид воображения опирается на самостоятельное, независимое мышление. Именно его советуют развивать педагоги. Однако многие родители не до конца понимают, зачем: «Мой ребенок не любит творчество, никогда не будет художником или писателем, ему достаточно теоретических знаний». Этот подход способен загубить потенциал, которым обладает каждый малыш.
Зачем развивать воображение у ребенка?
Мозг человека состоит из множества нейронов, связанных между собой. Их слаженная работа решает тысячи мелких и крупных задач ежедневно. Мы регулярно нуждаемся в свежих идеях: в детском саду, школе, на работе. Можно натренировать мозг выдавать большие объемы новой информации по нашему запросу.
В детстве легче приучить себя к нестандартному мышлению: мозг более податлив и пластичен, при грамотном подходе знания стремительно усваиваются и закрепляются на всю жизнь.
Воспитатели и родители с детства обеспокоены тем, как развить память у ребенка — быстрое запоминание гарантирует, что малыш сможет без проблем жить в привычной среде, выстраивать социальные связи по определенному шаблону. Воображение имеет другую функцию: его задача — предугадать возможные варианты развития событий в нестабильной обстановке, спрогнозировать будущее максимально точно. Это своеобразный механизм адаптации, подаренный природой.
У новорожденных воображение отсутствует совсем, но любознательность, тяга к новым знаниям заложена в каждом. Родителям следует поддерживать идеи малыша, даже если они кажутся глупыми фантазиями с высоты опыта взрослого человека.
Заметно, что не все дошкольники обладают развитым воображением. Однако регулярные тренировки всегда дают положительный результат — воображение можно и нужно развивать во время занятий.
Что влияет на развитие воображения у детей?
Воображение начинает развиваться под влиянием социальных факторов: воспитания, общего образования, атмосферы в доме. Чтобы ребенок мыслил продуктивно и свободно, необходимо копить впечатления об окружающем мире. Опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор, делает малыша более эрудированным. Затем полученный опыт начинает соединяться с мышлением, направляя воображение.
Долгое время существовала ошибочная точка зрения, что воображение свойственно только детям, а взросление убивает творческие порывы и способность мыслить свободно уступает место рациональному, практичному взгляду на вещи. Это не так. Даже зрелые люди имеют возможность работать над воображением.
Делаем вывод: прожитые годы — не помеха. Развивать воображение можно не только в дошкольном возрасте. Более того, школьники и подростки имеют преимущество: сравнительно богатый жизненный опыт и развитое абстрактное мышление.
Как проявляется бедное воображение у ребенка?
- Четкое следование инструкциям и правилам. Дошкольнику характерно непослушание, стремление к самостоятельности, экспериментам.
- Потеря инициативы. Ребенок не пытается обособиться от родителей, обслуживать себя самостоятельно, поскольку не умеет решать возникающие задачи, требующие нестандартного подхода.
- Замкнутость, отказ от общения со сверстниками. Как следствие — скудный опыт общения, а от опыта социального взаимодействия зависит широта воображения.
- Растерянность при выполнении заданий, требующих свежего взгляда.
Что может стать препятствием на пути к хорошему воображению?
- Низкий уровень подготовки преподавателя. Отсутствие вовлеченности, креативного подхода приведет к слабым навыкам учеников.
- Незаинтересованность родителей в развитии малыша. Периодически детей нужно направлять, снабжать материалами для учебы, делать подсказки.
- Коллектив, в котором воспитывается маленький ученик. Окружение играет первостепенную роль: если у друзей нет мотивации и заинтересованности в познании мира, ребенок быстро станет таким же пассивным.
- Плохо организованный режим. Дети нуждаются в регулярных ярких впечатлениях, которые дарят качественно новые ощущения. Стабильность, однообразность — враги воображения.
- Нервная обстановка в доме. Скандалы, выяснения отношений между родителями негативно влияют на нервную систему ребенка. Как следствие, ухудшаются когнитивные способности.
- Проблемы со здоровьем. Следует проходить медицинские осмотры регулярно, чтобы знать о возможных болезнях, нехватке витаминов, переутомлении.
- Особенности личности. Тихий, неуверенный ребенок с трудом налаживает контакты с ровесниками, тяжело адаптируется в обществе. Ему сложно получать информацию от других ребят.
Обязательные условия творческого развития ребенка
Регулярность и систематичность – вот основные условия, творческого развития ребенка, несоблюдение которых может свести на нет большую часть усилий.
Театр для развития воображения играет важную роль
- Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста успешно происходит там, где родители заботятся о создании благоприятной среды для этого (то есть, где ребенок обеспечен необходимым инструментарием и т.д.)
- Для того чтобы укрепить самооценку ребенка и его уверенность в себе, важно хвалить его за любые, даже не самые значительные на первый взгляд достижения.
- Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.
Развитие воображения у дошкольников
Решив вплотную заняться работой над воображением ребенка, учитывайте возраст. Развитие воображения напрямую связано с возрастным периодом. Рассмотрим зависимость подробнее.
- Первые зачатки воображения малыш демонстрирует в раннем возрасте (около 2-3 лет). Интересуется историями, которые рассказывают взрослые, занимает позицию активного наблюдателя. Бедность воображения проявляется в примитивных играх маленьких детей, которые обычно состоят из нескольких повторяющихся действий (перекатывание мячика). Также дети в точности копируют поведение старших (укладывают кукол спать, кормят их). Они не способны придумать новый элемент игры.
- Дошкольники (5-6 лет) демонстрируют высокий уровень: когда воспитатель предлагает условия игры, дети пытаются внести что-то новое в привычные правила. Поведение становится более сложным. Главное отличие воображения дошкольников — готовность оперировать удаленными предметами. Малыши способны мыслить лишь о том, что видели своими глазами.
Итог: младшие дошкольники тяготеют к воссоздающему воображению, запоминая действия и события, оставившие эмоциональный отклик. Старшие дошкольники демонстрируют более творческое воображение, пытаясь преобразить данность, с которой имеют дело.
Переход от первого этапа ко второму происходит с помощью игровой деятельности. Дети всегда учатся через игру: сочиняют новые сюжетные линии в рассказах, придумывают необычное назначение вещам, которыми пользуются ежедневно.
Чем старше становится малыш, тем меньше воображаемые образы могут быть связаны с действительностью. Нужно лишь направить энергию и потенциал в правильное русло, обратив внимание на методы развития детского воображения.
- Дидактические игры. Они воспроизводят реальность (события, праздники, социальные роли, предметы быта). Рекомендуется выбирать несколько типов игр: словотворчество, расположение деталей в пространстве, абстрактные игры с карточками и правилами.
- Изобразительное искусство. Рисование дарит шанс воплотить в жизнь самые смелые задумки так, чтобы окружающие могли посмотреть на них, оценить со стороны. Ребенок сначала копирует родителей, воспитателей, учится держать кисть или карандаш. Затем появляется интерес к творческому самовыражению
- Сказки. Не случайно они занимают особое место в фольклоре любой страны: благодаря сказкам человек постигает культуру народа, развивает воображение, придумывая неосвоенные сюжетные линии. Сказки укрепляют эмоциональный интеллект, позволяя комбинировать типовые характеры персонажей.
- Конструктор. Собирая детали в единое целое, малыш вынужден заранее представлять в сознании конечный результат. Так формируется пространственное мышление дошкольника, развивается логика; усваиваются свойства материалов и форм.
Среди комплексов упражнений, развивающих воображение, можно без труда найти варианты, подходящие вашей семье.
- «На что похоже?» Поставьте кляксы на бумаге, используя нитки, подушечки пальцев, ладони, фломастеры. Посмотрите на пятна с разных сторон. Малышу нужно придумать, на что похожи очертания клякс.
- «Дорисуй картинку» Взрослый начинает схематически рисовать животное или предмет, затем отдает картинку ребенку, который должен догадаться, что изображено на бумаге и провести финальные линии.
- Сочиняем сказки самостоятельно. Родители выбирают действующих лиц, помещая их в выдуманный мир, придумывая препятствия. Затем взрослый задает вопросы ребенку: «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему герой сделал так? Что еще он мог изобрести?» Можно рассказать несколько альтернативных финалов сказки.
- Работа с карточками. Малышу показывают карты с несложными фигурами (например, три желтых круга). Нужно дорисовать недостающие детали, чтобы получить цельное изображение (желтый круг — солнце, ромашка, яичница).
Особенности воображения детей дошкольного возраста.
Особенности воображения детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение
- Общая характеристика воображения в жизни человека.
- Виды и функции воображения.
- Приемы создания образов воображения.
- Особенности воображения детей д/в.
- Пути совершенствования воображения дошкольников.
Заключение
Практическая часть
Введение
В современный период развития общества существует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности.
Проблемой исследования является развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников.
Целью работы является изучение возможностей воображения дошкольников.
Объектом исследования является развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности развития творческого воображения у дошкольников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;
. Определить возможные пути развития воображения у детей дошкольного возраста;
- Общая характеристика воображения в жизни человека.
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (т.к. ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики). Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.
Загадочность этого феномена: до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании, памяти и т.д.
Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
- Виды и функции воображения.
У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.
Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что — либо и далее выполняет её. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле.
Пассивное — это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.
Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно (создание новых литературных произведений или произведений искусства).
Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. (воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству).
По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным
). При
непроизвольном
новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах и т.д.
Произвольное
воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх.
По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое.
Воссоздающее воображение
характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями других людей.
Творческое воображение
является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.
В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций
.
Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать
окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Благодаря воображению представителей творческих профессий за тысячелетия существования людей был создан новый мир — мир человеческой материальной и духовной культуры.
Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения
,
психических процессов и состояний человека.
Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.
Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий,
то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с помощью действий с реальными материальными предметами, на следующем этапе развития своего мышления может научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно — образном мышлении человека и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах — у взрослых людей, которым по роду своей профессиональной деятельности приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления. Это, например, дизайнеры и художники, писатели и актёры, политики и инженеры.
Четвёртая функция воображения — это программирование
будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.
Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую.
Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Такие тесты носят название проективных. Той же самой функцией мы пользуемся повседневно, когда судим о психологии другого человека по продуктам его фантазий. Эту функцию иногда используют врачи — психиатры для заочной постановке диагноза по продуктам воображения человека.
1.3 Приемы создания образов воображения.
Для создания новых и преобразования уже существующих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится прежде всего комбинирование
— сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является
агглютинация
— создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглютинации были созданы мифологические образы кентавра, Минотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Другим приемом воображения является
акцентирование
— подчеркивание тех или иных черт. Это осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах. Близка агглютинации как форме преобразования представления
гиперболизации
, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан — огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индейской мифологии, драконы с семью головами и т.д.
Особой формой воображения является
мечта. Она всегда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления. Образы, которые, человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, когда они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может превратиться в грезы, нереальную мечту.
Необходимым элементом научного и художественного творчества представляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.
- Особенности воображения детей д/в.
Основная масса исследователей отмечает, что в дошкольный период начинается формирование личности ребенка. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Ребенок в дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное «Я» ребенка отдаляется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу». Характерно то, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице).
Собственное «Я» ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому «Я», отличному от его собственного. Отделение и отдаление себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и делания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное «Я» ребенка. С отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
В развитии личности ребенка можно выделить две стороны. Во-первых, ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Это, в свою очередь, порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Во-вторых, происходит развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.
В дошкольном возрасте в содержание представлений о себе у ребенка входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование образа самого себя посредством установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Для формирования самостоятельности в поведении (и в рассуждениях) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: в частности, обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.
Необходимо отметить, что творческое воображение зависит от многих факторов:
1. Возраста.
2. Умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития).
3. Индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента).
4. Разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. При этом интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
1
Детство и отрочество — господство фантазии, игр, сказок, вымысла.
2
Юность — сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка».
3
Зрелость — подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 — 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 — 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Следовательно, воображение играет важную роль в жизни человека. По мнению ряда исследователей именно благодаря воображению люди способны создавать новое потому, как только в процессе воображения человек не может заранее рассчитывать на результат, который надеется получить.
- Пути совершенствования воображения дошкольников.
Возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения.
Для дошкольников, игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждают ребенка перекомбинировать известные события, создавать новые и дополнять собственные впечатления. Во время перевоплощения в разных персонажей ребенок имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
В предметной среде ребенка должны быть не только знакомые для него предметы с закрепленными функциями, но и предметы неспецифические, полуфункциональные — бросовый материал, к которому относятся коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги и природный материал (шишки, веточки, желуди). Игра с такими предметами играет важную роль в развитии воображения у дошкольников. Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях — ребенок активно усваивает замещение. Также необходимо помнить, что развитие воображение тесно связано с освоением законов родного языка. Именно слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.
Собственный опыт дошкольника, богатые представления — создают основу для воображения. Именно поэтому главной задачей взрослого является научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. А также, научит ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности.
Руководство воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда решения не определены. Е.Е.Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте правильнее занять позицию незнающего, неумелого, что бы с помощью реплик и вопросов к ребенку показать, что одна и та же ситуация может иметь несколько вариантов решения. К 4 — 5 годам стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А вот уже для старших дошкольников следует создавать такие условия, что бы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, организуя игры, показывая инсценировки.
Заключение
В существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст — сенситивный период для развития этого процесса.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время.
Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Комплексный подход к развитию воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности способствует повышению уровней воображения.
Список литературы
- Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000.
- Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988.
- Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Практическая часть
Задачи:
1. выявить особенности воображения на материале творческого рассказывания.
2. определить последующую работу по развитию воображения.
Методика.
Стимульный материал: 2-3 предметные картинки или открытки с изображением животных.
1 этап исследования.
Предложить ребенку придумать сказки «Кто как строит дом?». (Лиса и белка). Приложение 1
- этап.
Предложить ребенку продолжить сказку, начатую воспитателем «Добрый медведь». (В небольшом лесу, на опушке, у большой ели, стояла большая берлога. В ней жил огромный, но очень добрый медведь. Каждое утро он ходил в самую чащу леса и собирал там самую красную малину. И вот однажды……)
- этап.
Придумать сказку с определенными героями. Выкладывают картинку и предложить: «Придумай сказку с этими животными». Приложение 2
Анализ результатов.
1. Определить сюжет сказки: бытовой, сказочный, приключенческий.
Сюжет по сказке «Кто как строит дом?» — бытовой.
Сюжет по сказке «Добрый медведь» — приключенческий.
Сюжет по сказке «Звери в волшебном лесу» — сказочный.
2. Количество сюжетных линий, их взаимосвязи (многообразие сюжетных линий свидетельствует о том, что ребенок может в воображении отойти от действительности и предвидеть развитие сюжета).
Наблюдая за испытуемыми детьми, следует отметить, что у каждого разное количество сюжетных линий, что свидетельствует о достаточно хорошо развитом воображении. Но и конечно же были дети, у которых воображение менее развито. Как правило, это малообщительные дети.
3. Композиция сказки: наличие зачина, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки, логическая завершенность подтверждает понимание и установление взаимосвязи воображаемых событий с реальностью.
4. Количество главных и второстепенных героев, степень развернутости их характеристик говорило о глубине проникновения детей в сюжет.
5. Дети описывают внешний вид героев, их душевные качества, места действия, используя полученную информацию в ходе ряда занятий в процессе обучения в ДОУ, многие дети получают информацию из книг от родителей.
6. Эмоциональность описания: используют оценочные суждения такие как: красивый, плохой, пушистый и соответствующие суффиксы или включает себя в качестве действующего лица, эмоционально характеризуют, активны в процессе создания образов.
7. Наличие идеи сказки: детьми была четко сформулирована сказка, что говорит о сознательности идеи.
8. Сюжет сказки у детей был связан с их опытом и полученными знаниями, что говорит о связи воображения ребенка с действительностью.
9. Общий вывод: дети с удовольствием участвуют в процессе сочинения сказок, эмоционально выражают свое отношение к главным и второстепенным героям, дают развернутые ответы на вопросы воспитателя для продолжения сюжета, активно рассказывают.
Дидактические игры на развитие воображения дошкольников
«Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:» Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? «
«Выдумай историю»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.
«Продолжи рисунок»
Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.
Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
«Клякса»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.
Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.
Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
«Оживление предметов»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка — мышонок. Каковы будут ваши действия?
«Так не бывает! »
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».
«Нарисуй настроение»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: бумага, акварельные краски
Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.
Приложение 1
Приложение 2