Физминутки и пальчиковые игры на уроках обучения грамоте

В младших классах особое внимание уделяют развитию у детей мелкой моторики, фантазии, мышления. Гимнастика для пальчиков в начальной школе помогает рукам стать послушными, что необходимо для выполнения точных движений в изобразительном искусстве, письме. Повторяя движения учительницы, ученики приводят в активность моторику, вырабатывают умение концентрироваться, управлять движениями. Перед тем как приступить к занятиям, которые родители легко могут провести даже дома с ребенком 7-8 лет, рекомендуется изучить все особенности и правила увлекательных уроков.

Пальчиковая гимнастика для начальных классов

Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию.

В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.

Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.

Формирование мелкой моторики рук у детей с ОНР

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение.

Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом».

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.

У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны.

Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.

Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.

Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми в детском саду необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.

Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой.

К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок.

Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек».

Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму.

В своей речевой группе мы вместе с воспитателями регулярно проводим работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей.

Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет:

— регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; — совершенствовать внимание, память; -облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма; — установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей; -подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

6. Упражнения выполняются непродолжительно.

7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

Моя практика показывает, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Из личного опыта с уверенностью могу сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми.

Детям 5-7 лет я предлагаю «поиграть на рояле», выполнить : «кулак, ладонь, ребро», показать «ножницы», «козу», «кольцо», скрестить указательный и средний пальцы, поочередно разгибать пальцы обеих рук, проверяю навыки работы с карандашом, ручкой с целью выявления патологии мелкой моторики рук.

В своей работе использую разные формы работы: самостоятельная деятельность, развлечения, праздники, специальные занятия, в игре, в быту, на прогулке. Это и пальчиковая гимнастика, и пальчиковые игры, и игры-сказки, и физкультминутки, и теневые игры, и отработка элементарных графических навыков. Активно вовлекаю в этот процесс воспитателей, родителей.

Как правило, работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время обучения в школе.

В речевой группе детского сада мы вместе с воспитателями проводим регулярную работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Важное место по развитию тонкой моторики у детей занимает ритмическая организация движения. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу и т. д.

Очень эффективны и увлекательны следующие упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, мы с детьми имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача — вызвать у детей ощущение контраста.

Также используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус.

Очень любят дети «лепить» руку. Это упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе, активизации биологически активных точек кожи. Это своего рода массаж. Дети-«скульпторы» лепят умелую и уверенную руку. Сначала «руку-глину» разминают, добиваясь ее пластичности. Затем разминают, разглаживают каждый палец.

Также предлагаем детям с усилием давить на воображаемую стену, разглаживать воображаемую поверхность, рисовать ладошками форму прямоугольника, квадрата, круга, совершать движения по воображаемому стеклу.

Уже несколько лет в своей работе я использую 10 комплексов пальчиковой гимнастики, составленных мною. Эту гимнастику мы проводим ежедневно в течении 3-5 минут в начале занятия, либо в его середине в форме физкультминутки.

Начинается она с разминки пальцев рук — сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем используем упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даются задания на удержание позы кисти руки.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Можно помогать детям принять необходимую позу, поддержать руку.

Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно.

Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей.

Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Один комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Рекомендую логопедам, воспитателям, родителям.

Для чего нужна

Основная цель пальчиковых упражнений – развитие мелкой моторики. При регулярных занятиях польза для детей несомненная, ведь одновременно улучшаются:

  • точность и ловкость;
  • фантазия, мышление;
  • память, речь;
  • концентрация внимания;
  • творческие способности.

Упражнения во 2 классе также позволяют ученикам отдохнуть от продолжительного рисования, письма. Простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.

Упражнения

Учителя должны помнить – начинать лучше с одного-двух упражнений, позволяя ребенку усвоить особенности каждого движения. Рекомендуется проводить занятия до урока и после.

«Колечко»

Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.

Пошаговое проведение упражнения:

  1. Соединять вместе большой пальчик с другими.
  2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки».
  3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.
  4. Одновременно соединять пальцы на двух руках.

Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует развитию ритма у ребенка.

«Кулачок, ладошка, ребро»

Еще один комплекс гимнастических движений, способствующий развитию ученика младшего класса.

Проведение:

  1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности парты.
  2. Разжать кулаки, постучать по парте ребром ладошки.
  3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.

Не рекомендуется делать резкие рывки – пользу принесут расслабляющие плавные движения рук.

https://youtu.be/1b3ItMqYDGE

«Нолики и крестики»

Можно превратить простое занятие в увлекательную игру для детей. Главное – усвоить, что нолик – это скрещенные пальчики (средний с указательным пальцем). Нолик – соединенные подушечки больших и безымянных пальцев.

Теперь детям остается следить за командами учителя и воспроизводить нужные фигуры. Можно даже устроить соревнования – кто первым отреагирует и изобразит крестик или нолик. Со временем усложнить упражнение – чередовать безымянный и средний пальчики, начинать с движений левой или правой руки, заканчивать – одновременно двумя.

«Рыбки»

Сложить вместе ладошки – это юркая «рыбка», которая двигается по команде учителя. Кистями рук делать движения вверх-вниз, вперед и возвращаться в исходное положение. Можно одновременно делать наклоны, повороты в разные стороны, ведь рыбки не двигаются в одном направлении.

Легкая разминка

Завершить комплекс упражнений рекомендуется легкой разминкой. Дети могут поиграть в «ладушки», поочередно сжимать и разжимать пальчики, держа руки на весу, просто потрясти кистями, изображая веер.

Пальчиковая гимнастика на уроках

Принимая детей в первый класс не только учитель сталкивается с тем, что первоклассники не могут правильно держать ручку, но и ученики тоже сталкиваются с трудностями при овладении первыми навыками письма. А ведь письмо – это достаточно сложный навык для ученика, основанный на тонких движениях руки. Только слаженная работа мелких мышц кисти руки, развитое зрительное восприятие и произвольное внимание будут способствовать успеху при овладении техникой письма. Почему же ребенок неправильно держит ручку? Причиной является недостаточное развитие рук. В таком случае необходимо обратиться к пальчиковой гимнастике, так как простые упражнения помогут обеспечить нужную подготовку руки ребенка к письму.

Мелкая моторика – это умение делать мелкие и четкие движения руками ( пальцами, кистями). Сфера мелкой моторики состоит из немалого количества разных движений рук – от простых (что-то удерживать, хватать) до сложных (техника письма, рисование, черчение).

Формирование мелкой моторики теснейшим образом связано с формированием психических познавательных процессов ребенка ( памяти, ощущения, восприятия, воображения, мышления), а также с развитием речи. Наукой доказано, что речевой и моторный центры мозга находятся рядом – вот поэтому стимулирование нервных окончаний, которые находятся на кончиках пальцев, содействуют активизации речевого развития. Благодаря развитию мелкой моторики, у детей появляется ловкость рук, формируется красивый почерк, быстрота реакций. Если мелкая моторика хорошо развита – значит, у ученика все в порядке с памятью, логикой и мышлением.

Начиная с первых дней работы с первоклассниками, я уделяю немаловажное значения формированию мелкой моторики. На каждом уроке при выполнении письменной деятельности – или в начале, или в середине или в конце — мы массируем пальцы. Учащиеся вместе со мной тщательно массируют пальцы каждой из рук, начиная с кончиков. Делаем это поглаживающими, растирающими, круговыми движениями.

Вот несколько таких упражнений, которые мы выполняем вместе с детьми.

1. «Хлопки» — хлопаем в ладоши звонко-звонко.

2. «Цветок» — ладони друг к друг и сомкнуты. Ладони то размыкаются, образуя цветок, то вновь смыкаются.

3. Обе ладони лежат на столе. Одновременно с произношением скороговорки правая рука скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх-вниз.

4. Руки лежат на столе, как на клавишах:

  • удар по столу большими пальцами обеих рук;
  • удар по столу указательными пальцами обеих рук и т.д.

5. Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу на правой руке, затем на левой руке, потом на обеих руках одновременно.

6. Обе ладони лежат на столе. Одна ладонь выполняет движение вверх –вниз, вторая –влево –вправо.

Чтобы разнообразить массаж пальцев, выполняем не только руками, но и применяем различные предметы (например, карандаши, ручки, мятую бумагу).

Такое разнообразие также способствует развитию интеллекта.

  1. Покатать ручку или карандаш между ладонями.
  2. Помассировать тупым концом ручки или карандаша подушечку каждого пальчика.
  3. «Готовим тесто» -одну ладонь кладем на парту и раскатываем по ней ручку или карандаш.

А также дети с удовольствием выполняют словесные пальчиковые упражнения:

1,2,3,4.5 (хлопки) Вышел пальчик погулять ( указательный палец выполняет круговое движение по центру левой руки) Только вышел из ворот – Глядь, другой к нему идет (присоединяется средний палец) Вместе весело идти, Ну-ка, третий выходи ( присоединяется безымянный) Вместе станем в хоровод – Вот. (хлопок и руки меняются местами)

2. Пальцы обеих рук сложены вместе. — Кто приехал? ( хлопаем большими пальцами) Мы, мы, мы! (большие прижаты, остальные хлопают) -Мама, мама, это ты? ( хлопаем большими пальцами) Да, да, да! ( хлопаем указательными пальцами) Папа, папа, это ты? (хлопаем большими пальцами) Да, да, да! ( хлопаем средними пальцами) — Братец, братец ,это ты? (хлопаем большими пальцами) Да, да, да! ( хлопаем безымянными пальцами) — Ах, сестричка, это ты? ( хлопаем большими пальцами) Да, да, да! ( хлопаем мизинцами пальцами) Все мы вместе! Да, да, да! ( все пальцы)

Действительно, регулярное повторение таких упражнений благотворно влияет на речь, повышает подвижность и гибкость рук, улучшает циркуляцию крови. Благодаря пальчиковым упражнениям развиваются у детей и творческие способности. Если в начале приложить больше усилий, то в конце можно получить хороший результат.

Советы

Есть несколько полезных советов, которые позволят извлечь из занятий максимальную пользу и избежать нежелательных ошибок. Обязательно в каждом уроке учитывать такие требования и рекомендации:

  • перед уроком убедиться в том, что руки ребенка теплые, при необходимости провести разминку – тереть ладошки, разгибать или сгибать пальчики;
  • если упражнения сочетаются со стихотворным текстом, торопиться с чтением не стоит – слова произносить в медленном темпе;
  • после усвоения темпа начать постепенное ускорение;
  • с обновлением репертуара лучше не спешить – достаточно и 3-5 разных игр;
  • если ребенок устал, сразу прекратить урок.

Еще одно важное правило – выбирать игры, в которых требуется участие мизинцев, обычно уступающих по подвижности другим пальчикам.

Пальчиковая разминка – полезные и увлекательные занятия для детей, которые позволяют добиться положительных результатов в развитии многих навыков. Главное – не заставлять ребенка – если по какой-либо причине он отказывается повторять упражнение, лучше на некоторое время отказаться от уроков. В противном случае желание продолжать у школьника быстро исчезнет, и полезные занятия станут для него неприятной обузой и лишней тратой времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]