Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи


Профилактика дисграфии у дошкольников

При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.

Какие же упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:

  1. Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Ребенок должен хорошо овладеть понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен находить различия между:

  • буквой и звуком;
  • гласным и согласным;
  • словом, слогом и звуком;
  • твердыми и мягкими согласными;
  • звонкими и глухими согласными;

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа(фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].
  • Разложи картинки в две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
  • Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).
  • Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п).
  • Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.
  • У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.
  • Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
  • Найди слова с одинаковым звуком в конце слова.
  1. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению.Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:

  • Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).
  • Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.
  • Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].
  • Положи картинки — слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.
  1. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом:[В] а не [ВЭ] или [ВЫ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ],[Л] а не [ЭЛ] или [ЭЛЬ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Это поможет научить читать. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лук» — «лыук», потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.

Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое),выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:

  • Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.
  • Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.
  • Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]).
  1. При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:

  • Обведи букву;
  • Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
  • Дорисуй недостающие детали;
  • Зачеркни неправильно написанные буквы;
  • Выучи стихотворение про букву.
  • Какая буква получится, если добавить детали?
  • Какая буква получится, если убрать детали?
  • Нарисуй букву в воздухе.
  • Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?

Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника читать и писать правильно. Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами Вашего первоклассника.

Учитель-логопед Сургучева С.Н.

Дисграфия – что это?

Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:

  • замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
  • неправильное окончание слов;
  • слитное написание предлогов;
  • отсутствие отступов;
  • «зеркальное» письмо;
  • неразборчивый почерк и ряд других.

Пример

Слово «предложение» ребенок, незнакомый с правилами грамматики, напишет «предлажение», а дисграфик – «бретлашение».

Механизмы возникновения

С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственное представление;
  • дифференциация звуков речи;
  • фонематический и слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • внимание;
  • память;
  • эмоционально-волевая сфера.

Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.

Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.

Диагностика

Обследование при нарушениях письменной и разговорной речи проводится максимально полное, включающее как психолого-логопедические, так и медицинские методы диагностики. В первую очередь специалисты стремятся выявить причину расстройства. Для этого необходимо:

  • изучить особенности внутриутробного развития ребенка, его первых месяцев и лет жизни;
  • оценить общее неврологическое, физическое и психическое здоровье юного пациента;
  • собрать полную информацию о перенесенных травмах и заболеваниях, патологиях ближайших родственников;
  • изучить образ жизни школьника, его окружение, эмоциональную обстановку в семье.

Основная задача диагностики – разделение нарушений, вызванных реальной патологией, и симптомов, спровоцированных элементарным отсутствием знаний, что играет решающую роль в выборе схемы коррекции.

В комплекс обследований могут входить:

  • консультации невролога, офтальмолога, эндокринолога, детского психиатра;
  • осмотр сурдолога и отоларинголога;
  • инструментальные методики диагностики (электроэнцефалограия, МРТ, дуплескное сканирование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника).

Психолого-логопедическая оценка направлена:

  • на изучение и анализ письменных работ;
  • на оценку общего речевого развития;
  • на определение уровня развития артикуляционного аппарата;
  • на оценку объема словарного запаса;
  • на анализ звукопроизношения, слухового восприятия и разделения фонем, грамматических навыков.

Дополнительно специалисты проводят ряд практических тестов, заключающихся в списывании печатного, рукописного текста, написании предложений после слухового прослушивания. Ребенку также предлагают письменно описать картинку, разделить слово на слоги, выделить структуру предложения и т.д.

На основании проведенного комплекса исследований логопеды-дефектологи подбирают наиболее оптимальную программу коррекции в зависимости от характера ошибок, степени проявления письменного расстройства и других параметров нарушений.

Формирование артикуляторной и акустической дисграфии

Чтобы устранить факторы, способствующие артикуляторной и акустической типов дисграфии, нужно выполнить следующие советы.

В процессе развития дифференциации звуковых пар на слух самым главным считается то, чтобы ребенок мог подчеркнуть различия между рассматриваемыми звуками. Он должен убедиться в том, что слышит два разных звука, а не один.

Так как ребенок не способен различать на слух звуки, слух в этой системе становится очень слабым звеном. Поэтому опираться нужно на что-то более сильное – например, зрение. Ведь любая звуковая пара отличается не только по тому, как она звучит, но и по тому, как расположены артикуляционные органы во время произношения звуков.

Так как эти органы имеют различное положение, это приводит к разному звучанию. Поэтому нужно изначально обращать внимание детей к тому, как органы артикуляции располагаются при произношении каждого звука.

Следующая задача – очень ярко подчеркнуть то, какая разница существует в звучании разных звуков. Для этого можно сначала отождествлять эти звуки с теми, которые часто звучат в природе. Природные звуки воспитатель должен произносить длительно и утрированно.

Также можно описывать различия словесно. К примеру, если ребенок на слух не различает звуки Ж и З (Ш и С), то звконкую букву можно отождествлять со звоном, жужащую с жужащнием, а глухую с шелестом или свистом. Иногда ребенку помогают забавные фразы, демонстрирующие то, как именно звучат те или иные звуки.

Затем можно поиграть с детьми в «жука и комара». Рот нужно закрыть экраном, чтобы ребенок не мог зрительно воспринимать, что вы произносите по губам. Воспитатель жужжит или пищит. А ребенок должен определить, какое насекомое сейчас «звучит».

Подобным образом поступают и с другими звуковыми парами.

После того, как ребенку много раз объяснили и продемонстрировали различия, которые есть в звучании этих пар, остальные пары будут усваиваться им намного проще, ведь ухо уже настроилось на процесс дифференциации.

Затем нужно переходить к различению речевых звуков, что для детей более доступно и понятно.

Но научить детей дифференцировать на слух лишь произносимые изолированно звуки – этого недостаточно. Нужно обязательно научить ребенка чувствовать разные звуки, которые входят в состав слова. Это пригодится ему как в устных высказываниях, так и в письменной речи.

Затем нужно проводить дидактические игры, чтобы выработать у детей способность безошибочно определять любые смешиваемые звуки в словесном составе.

Формирование слуховой функции у детей с ОНР

Чтобы ребенок с ОНР смог успешно усвоить навыки письма, нужно формировать у него слуховую функцию. Ребенок должен быть способен четко дифференцировать близкие по звучанию звуки, анализировать и синтезировать слова, хорошо ориентироваться в пространстве, владеть звуковой составляющей речи, иметь хороший словарный запас, развитую моторику и уметь связно высказываться.

Работая с детьми, которые страдают ОНР, нужно развивать у них целый комплекс языковых средств, формировать их применение в речи.

Эту работу направляют на психическое развитие детей, их память и внимание, интеллект и волевую эмоциональную сферу. Это значит, что нужно формировать те качества и функции, без которых не получится полноценно овладеть речевым поведением. Также нужно помочь детям перейти на следующий уровень развития речи и интеллекта – начать писать правильно.

Поэтому лучше уже в дошкольный период проводить профилактические мероприятия по борьбе с дисграфией. Без работы логопеды эта проблема не исчезнет сама по себе. Лишь грамотная коррекционная работа поможет быстрее преодолеть все факторы, которые приводят к нарушениям письма и к снижению успеваемости в школе.

Работу логопед должен проводить последовательно.

Первый этап носит подготовительный характер. Необходимо подготовить артикуляционный аппарат ребенка к развитию артикуляционных привычек. Нужно развить у детей потребность в общении, в формировании словаря. Также нужно заниматься коррекцией голоса и дыхания.

Как узнать, есть ли нарушения у ребенка?

Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.

Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.

Когда нужна профилактика?

Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.

Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:

  • дети с логопедическими проблемами;
  • дети с СДВГ;
  • дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:

  • в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
  • он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
  • его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
  • не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
  • ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
  • путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
  • не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.

Причины

Письмо является многоуровневым процессом, при котором задействованы сразу несколько составляющих: зрительная, слуховая, речевая и двигательная системы. Когда взаимодействие разлажено, отсутствует координация между системами, возникают стойкие нарушения, характеризующиеся не только расстройством письменной, но и устной речи.

Причины дисграфии у младших школьников и подростков можно разделить на две подгруппы: органические и социально-психологические. К органическим относятся:

  • различные поражения головного мозга, возникшие в пренатальном периоде или в первые месяцы жизни;
  • инфекции, перенесенные плодом во время внутриутробного развития;
  • вредные привычки матери в период вынашивания ребенка (активное курение, алкогольные возлияния, употребление запрещенных препаратов);
  • нерациональное или неправильное использование сильнодействующих лекарственных средств матерью во время беременности;
  • родовые травмы, повлекшие за собой механическое повреждение головного мозга, асфиксию;
  • недоношенность;
  • перенесенные инфекционные заболевания, затрагивающие ЦНС и головной мозг (менингит, энцефалит);
  • тяжелые, с длительным лечением соматические болезни, вызывающие в результате нервное и физическое истощение малыша.

Специалисты указывают наследственный фактор, как распространенную причину развития дисграфии у дошкольников и учеников начальных классов, а также различные заболевания, сопряженные с поражением центральной нервной, зрительной и слуховой систем. В число малышей, склонных к развитию письменных нарушений, входят также дети, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой рук.

К социально-психологическим причинам возникновения дисграфии относятся:

  • общение внутри семьи и в ближайшем окружении ребенка на нескольких языках;
  • представленность малыша самому себе, когда родители и другие близкие родственники не занимаются общим физическим и умственным развитием ребенка, невнимание к речевым ошибкам (педагогическая запущенность);
  • недостаток речевого общения;
  • преждевременное или сильно запоздавшее обучение грамоте, чтению, навыкам письма;
  • нестабильная психологическая обстановка в семье (алкоголизм и наркомания родителей, частые скандалы между мамой и папой, физическое насилие по отношению к ребенку).

Логопеды также одним из обстоятельств, способных влиять на речевое развитие ребенка, считают постоянное использование при разговоре с малышами уменьшительно-ласкательных вариантов слов, намеренное смягчение твердых звуков, которое в народе называется сюсюканьем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]