Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей |
Зрительно-пространственный гнозис |
Сомато-пространственный гнозис |
Общая память |
Слухо-речевая память |
Зрительно-предметная память |
Внимание |
Речь и речевые процессы |
Экспрессивная речь |
Импрессивная речь |
Аграфия. Исследование письма |
Интеллектуальная деятельность |
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии |
Все страницы |
Страница 3 из 15
3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ
3.1. Двигательная сфера У детей с задержкой психического развития (ЗПР) и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних ненужных движений, походка плохо координирована; снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движений ребенка. Следует отмечать: а) общую подвижность, б) устойчивость и неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение двигаться под музыку. Затем исследуются предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности); б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции «возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно»; в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных видов праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлагаются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная инструкция, показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы, либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка. Исследуются все виды праксиса – динамический, праксис позы, оральный, пространственный, конструктивный. Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу — взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. Каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная система, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга, или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Последнее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов. Праксис позы направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга. Динамический праксис — исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляющая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы мозга, которые отвечают за совместную работу обоих полушарий (мозолистое тело и др.). Для исследования состояния этих зон мозга используется тест на реципрокную координацию движений. Пространственный праксис — его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушении) пространственной и соматно-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов. В целом сложные пространственные действия обеспечиваются третичной зоной ТРО — височно-теменно-затылочной зоной. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, т.к. сохранность этой зоны необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ. Конструктивный праксис также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Праксис позы – кисти рук | Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытянуть вперед 2-ой и 5-ый пальцы (коза), 2-ой и 3-ий (ножницы). По словесной инструкции – «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д. 2-ой палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего пальца | По образцу – «делай, как я». По словесной инструкции «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д. | Первичные ошибки – не дифференцируются 1-ый и 5-ый пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. – говорят о дисфункции кинестетического анализатора, теменных отделов мозга |
Динамический праксис | Тест на динамическую организацию двигательного акта:
| По образцу: «Посмотри, как делаю я, и повтори». По словесной инструкции «Сделай кулак-ребро-ладонь» и т.д. Слушай меня и делай так, как я говорю: 1-ый палец, затем 2-ой палец. Теперь убери его; 1-ый палец – 5-ый, 1-ый – 2-ой палец, 1-ый – 5-ый …» | Первичные ошибки:
|
Графическая проба «забор» | Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки | В графической пробе может инертно повторяться один из элементов, трудности переключения с одного элемента на другой, персеверации. Оттоки в этих двух тестах говорят об инертности в двигательной сфере и о заинтересованности в патологии задне-лобных отделов левого полушария мозга | |
Реципрокная координация | Тест на динамическую организацию двигательного акта. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти | «Делай, как я» положить кисти рук ладонями вниз, попеременно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать другую, менять позы (кулак-ладонь). Обязательно одновременное и плавное переключение | Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга — это поражение мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга. При этой локализации поражения мозга распадается координированное движение рук |
1 | 2 | 3 | 4 |
Простран-ственный праксис | Тест на пространственную и сомато-пространственную opганизацию движения рук. Пробы Хэда. Одноручные пробы: 1) кисть руки к подбородку, пальцами касаясь подбородка; 2) пальцами наружу. Двуручные пробы: кисть накладывается тыльной стороной на тыльную сторону кисти другой руки; 3) к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно — ладонь другой руки, смена рук | По образцу: «Делай, как я» | Ошибки: 1) Замена правой руки на левую. 2) Ошибки пространственного расположения рук. 3) Путание левой и правой стороны и др. — связаны с дефектами движений рук в пространстве, с нарушением пространственного гнозиса; дисфункция теменно-затылочных отделов |
Констуктив-ный праксис | Тест на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства
| По образцу | Ошибки пространственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга |
Оральный праксис | Артикуляторный аппарат — губы, язык: 1) надуть щёки; 2) оскалить зубы; 3) поцокать языком; 4) вытянуть язык; 5) вытянуть губы в трубочку; 6) подудеть, посвистеть | По образцу: те же или другие движения по речевой инструкции: «надуй щёки», «посвисти», и др. | Элементы оральной апраксии встречаются при поражении нижних отделов сенсо-моторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней |
Символичес-кий праксис | 1) Погрозить; 2) попрощаться (рукой); 3) сдуть пушинку с ладони; 4) поздороваться; 5) поаплодировать и др. | По образцу | Исследуется непроизвольный, семантический уровень действий, действий ритуальных. Исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора |
3.2. Познавательные процессы. Восприятие 3.2.1. Зрительный гнозис (восприятие — образы — представления)
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выбор картин-ки по слову- наименованию |
картинки. | «Найди, где тетрадь, где медведь» и т.д. | Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария |
Называние |
| «Что здесь нарисовано — назови». | Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе (контурные, перечеркнутые предметы и др.); исследуется вычленение существенных признаков предмета |
Выбор из 3-х предметных картинок | Корова, лошадь, тигр; медведь, свинья, баран | «Найти такой же пред-мет» (даётся картинка, задача — узнать и выбрать такую же) | Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их значение. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга |
Выбор частей целого | «Найти элементы, из которых состоит это животное» | Исследуется дифференцированное восприятий, вычленение сущест-венных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представле-ние предмета — средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга | |
Опознавание и выбор букв, цифр, геометрических фигур | Буквы, цифры, геометрические фигуры | Дается 1 буква (гео-метрическая фигура), задача — выбрать такую же — из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв» | Исследуется сохранность (несохранность) перцепторногр образа и образа-представления. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии. Однако эти же ошибки могут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга, т.к. у них отсутствует аналитическое поведение, которое есть у детей с первичной агнозией. Они не вычленяют существенных признаков объекта и делают заключение о предмете по одному случайному признаку |
Копирование фигур | Геометрические фигуры, буквы, цифры. Предметы — яблоко, огурец | «Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно» | Исследуется восприятие и воспроизведение символических и бытовых фигур, часто встречающихся предметов. Исследуется сформированность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий (предметный и символический уровни) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Рисование по слову | Предметы: яблоко, стол, мама, папа | «Нарисуй яблоко. Постарайся нарисовать хорошо и точно» | Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи |
Дорисовывание до целого | Недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами | «Посмотри, узнаешь этот предмет? Дорисуй его». (Если ребенок не узнал, то надо назвать). «Это пальто, дорисуй его» и т.д. | Исследуются сохранности конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО |
Дорисовывание предметных изображений | Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и др.) | «Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дорисуй этот предмет до целого» | Исследуется сохранность (нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон |
Определение недостающих элементов | Картинки с недостающими элементами | «Скажи, чего здесь не хватает. Найди среди этих картинок» | То же |
Дорисовывание до любого предмета | Различные метрические и геометрические и другие фигуры | «Дорисуй до любого предмета. Представь себе его и рисуй все, что хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов» | Исследуются сохранность объема образов, их динамики, богатства, в целом – воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топический диагноз |
3.2.2. Тактильный гнозис
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тактильное опознание: ощупывание предмета с закрытыми глазами | Ключ, часы, скрепка, монета и др. | «Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или, не раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе» | Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-кинестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга |
<< Предыдущая — Следующая >>
Высшие психические функции
Скорее всего, вы не встретите этот термин в зарубежной научной литературе, однако, я буду его использовать для условного обозначения функций коры, которым на данный момент не соответствует ни один ассоциативный или, тем более, проекционный центр. Это интеллект, память, воля, воображение и другие. Сегодня нейронаука считает, что эти функции не имеют какого — либо конкретного соответствующего участка коры, а представлены они множеством центров, которые связаны друг с другом огромным количеством волокон.
То есть могучий интеллект преподавателя физики или невероятная фантазия режиссёра кино связана не с какими-либо определёнными участками коры. Дело во множестве связей между разными участками одного полушария (ассоциативные волокна) или разных полушарий (комиссуральные волокна).
Это создаёт серьёзные вызовы для нейрофизиологов и клиницистов, ведь особенно трудно лечить болезни с непонятной локализацией. Например, многие патологии мышления или восприятия до сих пор не имеют какой-либо чёткой локализации и врачи пытаются воздействовать на них практически наощупь. Тем не менее, успехи лучевой диагностики и молекулярной биологии постепенно приближают нас к разгадкам. Так на сегодняшний день многие учёные изучают биохимию и анатомию шизофрении, приближая день, когда эта грозная калечащая болезнь будет повержена.