Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня


Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня

Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.

На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.

В течение всего первого года обучения с детьми с

ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.

Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.

Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.

Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.

Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.

Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.

Перспективное планирование в старшей логопедической группе (ОНР)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В старшей группе/ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)

Учитель-логопед Рыжова О.В

1. Обследование состояния речи детей (сентябрь 2 недели).

2. Обучение детей.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

ЛЕКСИКА

. Лексические темы: «Профессии села», «Дары осени», «Домашние и дикие животные осенью», «Я расту здоровым», «Познаю себя», «Я и моя семья», «Профессии моих родителей», «Родная страна», «Символы России», «Москва главный город России», «Зима спешит к нам в гости»

Грамматический строй речи

1. Практическое освоение существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (игра «Большой — маленький»).

2. Практическое овладение существительными единственного и множественного числа (игра «Один — много»).

3. Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).

4. Преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единств

енного числа настоящего времени (пей — пьет, ешь — ест, мой — моет).

5. Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов:

на – с, в – из.

Связная речь

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы логопеда

2. Овладение навыком составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

3. Составление простых предложений по картинке.

Фонетико-фонематическая сторона речи

1. Уточнение произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [ы],[э] (звукосочетаний [ау], [уа], [иа]).,согласными [п, п”],[ м,м”],[т, т’]?[м,м’]

2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

3.Знакомство с буквами. Усвоить практические понятия Согласный «твердый», «мягкий»

4. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков (артикуляционная гимнастика).

5. Выделение гласных и согласных звуков из ряда звуков, из односложных и двухсложных слов (Аня, мак и т.д.).

П ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(декабрь, январь, февраль )

ЛЕКСИКА

. Лексические темы: «Зимние забавы», «Новый год спешит к нам в гости», «В гости ёлка к нам пришла», «Новый год ,.стали дети в хоровод» «Приметы матушки зимы», «Зимняя олимпиада», «Зимняя природа», «Как живут звери зимой», «Герои нашей страны», «Наша армия», «Праздник 23 февраля»

Грамматический строй речи

1.Образовывание относительных прилагательных,

Согласование числительных с существительными,

Составление предложений по демонстрационным действиям.

2.Употребление предлогов (на, над, под, в, за, из, из-за, из-под

)

Пересказы текстов

3. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Саша лепит. Дети лепят. Игры: «Кто как кричит?», «Кто как передвигается?»).

3. Практическое усвоение окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (Таня слепила. Вова слепил).

4. Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над.

Связная речь

1.Учить подбирать противоположные по значению слова.

2.Закреплять знания о родственных связях.

3.Развивать понимания логико-грамматических конструкций.

4. Закрепление навыков построения предложения из 3—4 слов.

5. Составление описания предметов по восприятию (по образцу).

6. Дословный пересказ небольших рассказов и сказок (с помощью логопеда).

7. Заучивание простых стихотворений.

Общие речевые навыки

1. Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха (упражнения «Задуй упрямую свечу», «Снежинки летят» и т. п.). Длительность выдоха — на счет до 4.

2. Отработка слитности 3—4 гласных (упражнение «Потянем резиночки»: а-о-у, а-о-у-и).

3. Работа над силой выдоха (упражнения: «Мельница» (дуть на вертушку), «Забей мяч в ворота» (катание шарика по желобку)).

4. Развитие силы голоса: громко, средне, тихо.

Упражнения: «Гудок»: (у-у-у), «Эхо»: (ау-ау-ау).

Фонетико-фонематическая сторона речи

1.Звук и буквы[Г][Г’], [Г]-[К][Б] [Б’] [Б] — [П][Х][Х’][К]-[Г]-[Х] [Д] [Д’] [Т]-[Д] [В][В’] [Ф] [Ф’] [С]

2. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Развивать навык — деление слов на слоги. Учить различать звуки по глухости и звонкости. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти (упражнять различать звуки по тональности, высоте, длительности, а также произносить отраженно звуковые и слоговые ряды).

3. Четкое произношение и различение звуков. Учить давать характеристику каждому звуку. Упражнять в определение места звука в слове. Развивать фонематические процессы(звуковой анализ слог, слов).

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(март, апрель, май )

ЛЕКСИКА.

Лексические темы: «Мамин праздник», «Традиции и обычаи нашего народа», «Мой родной край», «Народные игрушки», «Весна-красна», «Животные и птицы весной», «Космические дали», «Герои ВОВ», «Праздник весны и руда», «Великий день победы», «Скоро лето к нам придет», «Мой любимый детский сад», «Лето, ах лето!»

Грамматический строй речи

1. Образование существительных единственного и множественного числа с помощью суффиксов -онок, -енок

2. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе (Небо какое? — Голубое. Весна какая?— Теплая. Воздух какой?— Чистый).

3. Практическое употребление приставочных глаголов движения (Птичка прилетела, залетела, вылетела, улетела).

4. Закрепление и употребление в речи существительных в дательном падеже

5. Расширение знания значений предлогов в — из, под — над, за — перед.

6. Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (высокий — низкий, толстый — тонкий, добрый — злой).

Связная речь

1. Работа над диалогической речью (диалог со сверстниками).

2. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

3. Пересказ небольших текстов.

4. Составление рассказа по образцам (об игрушке, предмете, картине — сначала предметной, затем сюжетной).

Общие речевые навыки

1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом (длительность выдоха на счет 4—5).

2. Работу над модуляцией голоса (повышение — понижение голоса). Упражнения «Жук» (ж-ж-ж), «Кукушка» (ку-ку, ку-ку).

3. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма речи (

4. Воспитание интонационной выразительности речи (используя потешки, стихи, игры-драматизации).

Фонетико-фонематическая сторона речи

1.Знакомство со Звуками и буквами[С]-[Ш].[З], [Ж] ,[С]-[С’], [ З]-[З’] [Л]-[Л’] [Ц,[Ч]

2. Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Закрепить навык деление слов на слоги. Развивать фонематические процессы («Услышь заданный звук в слове и определи место звука в слове»).

3. Закрепить дифференциацию звуков по месту образованию, твердости мягкости. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу.Развивать звуковой анализ в слогах и словах(выкладывание звуковых схем).Закрепить понятия:

«твердый, мягкий, звонкий, глухой, слог, слово, предложения»Позицию звуков слове. Закрепить определять последовательность звуков в слогах и простых слов.

Приложение №2

Примерное перспективное планирование в подготовительной группе.

1. Обследование состояния речи детей (сентябрь 2 недели).

2. Обучение детей.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Расширение и уточнение словаря по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель»,».

Развитие общих речевых навыков

1.Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2.Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не подни¬мая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков

3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2.Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3.Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

1.Развитие слухового внимания на материале неречевых зву¬ков (звучащие игрушки, хлопки).

2.Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

3.Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)

4.Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).

5.Подбор слов на гласные звуки.

6.Знакомство с согласными звуками

7.Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8.Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий со¬гласный звук».

9.Анализ обратных и прямых слогов с изученными звукам (ом, мо и т.п.)

10.Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых СЛОВ С изученными звуками (ива, мак и т. п.)

11.Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.

12.Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1.Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.

2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5.Согласование существительных с притяжательными место¬имениями мой, моя, мое, мои.

6.Образование существительных с уменьшительно-ласкатель¬ными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п.

7.Согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи

1.Составление простых распространенных предложений.

2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3.Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель».

4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Развитие мелкой моторики

1.Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

2.Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4.Печатание пройденных букв в тетрадях.

II
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и рит-мом речи у всех детей.

2.Познакомить с различными видами интонации: повествова-тельной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1.Продолжить работу по постановке неправильно произноси¬мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная ра¬бота).

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Работа над структурой слов со стечением согласных в на¬чале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2.Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сте¬чением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения

1.Знакомство со звуками [с]-[с’], [з]-[з’]; [ц], [ш], [ж], [ш]> [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

2.Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).

3.Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом).

4.Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.

5.Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

6.Знакомство с понятием «предложение», составление графи¬ческой схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами .

7.Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а)раздельное написание слов в предложении;

б)точка в конце предложения;

в)употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г)правописание буквы И после букв Ж, Ш.

8.Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.

9.Обучить послоговому чтению слов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние за-бавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Семья», , «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный).

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3.Согласование существительных с числительными.

4. Образование названий детенышей животных.

5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексичес¬ким темам II периода).

6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7.Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Развитие связной речи

1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

1.Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для

пальцев).

Развитие мелкой моторики

2.Работа по развитию конструктивного праксиса.

3.Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по те¬мам II периода).

4.Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штри¬ховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

5.Составление букв из элементов.

6.Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(март, апрель, май )

Развитие общих речевых навыков

1.Продолжить работу над речевым дыханием.

2.Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1.Продолжить работу по постановке неправильно произноси¬мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехслож¬ных слов со стечением согласных.

2.Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения

1.Знакомство со звуками [и], [л], [л’], [р], [р’]. Знакомство буквами И, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2.Обучать звуковому анализу слов из 3—6 звуков без нагляд¬ной основы, подбору слов по моделям.

3.Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа пред-ложений.

4.Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предло-жений, коротких текстов.

5.Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкос¬ти согласных на письме.

а)с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б)с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Мамин праздник», «Птицы», «Профессии», «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Школьные принадлежности», «Лето», «Насекомые».

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1.Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2.Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3.Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый).

4.Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.

5.Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, ка¬шевар).

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описатель¬ные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3 Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Развитие мелкой моторики

1. работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. работа по развитию конструктивного праксиса.

3. продолжить работу по обводке и штриховке фигур

4. составление букв из элементов

5. печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]