8 ошибок в произношении английских звуков, которые делает большинство русскоговорящих

Фонетика — базовый раздел английской лингвистики. Преподаватели языковых школ рассказывают своим студентам о правилах произношения звуков во время вводных занятий. Причина этого проста: значительная часть английских слов произносится не так, как пишется. Сочетания букв могут формировать фонемы, которые существенно отличаются от привычных носителям русского языка. Знания английской фонетики вкупе с практикой помогут вам общаться с иностранцами без характерного для русскоговорящих акцента.

Фонемы английского языка

Звуковой строй британского варианта английского языка включает 44 фонетических единицы: 24 согласных и 20 гласных. В число гласных фонем входят 8 дифтонгов — звуков, произношение которых предполагает переход от одной гласной к другой. В таблице представлены все английские фонемы в виде транскрипций.

Согласные фонемы
[f] — five[d] — do[v] — very[k] — key
[θ] — thick[g] — gas[ð] — this[tʃ] — chin
[s] — so[dʒ] — Jim[z] — zoo[m] — mother
[ʃ] — ship[n] — no[ʒ] — pleasure[ŋ] — long
[h] — horse[l] — less — park[r] — river
— book[j] — yellow[t] — tea[w] — white
Гласные фонемы — монофтонги
[i:] — eat[ə] — paper— it[ʌ] — cup
[e] — pen[ʊ] — cook[æ] — bad[u:] — school
[a:] — art[ɜ:] — girl[ɒ] — box[ɔ:] — all
Гласные фонемы — дифтонги
[ai] — like[eə] — air[aʊ] — house[ʊə] — poor
[ɔi] — boy[əʊ] — home[ei] — lake[iə] — ear

Английские звуки разделяются на гласные и согласные по принципу произношения. Во время образования гласных фонем возникают активные вибрации голосовых связок, выдыхаемый воздух свободно проходит через речевой аппарат. Употребление согласных фонем предполагает, что поток воздуха преодолевает различные препятствия: язык, зубы, губы и мышцы, отвечающие за звукоизвлечение. Разберем правила образования фонем, которые входят в английский язык.

Логопед для взрослых

  • Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это — результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    — нарушены не один-два, а три или более звуков;

    — возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    — хотя бы незначительное снижение слуха;

    — неврологические проблемы;

    — проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны — хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса. В зоопарке Зина видела разных зверей. В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка. У ежа ежата, у ужа ужата. У причала кричали чайки. Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок. У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы. Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома. Бабушка сушит на веревке мокрое бельё. Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа: — подготовительный; — этап постановки звука; — этап автоматизации; — этап дифференциации; а также один дополнительный этап: — введение звука в речь. О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.
    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе «Эти трудные звуки!..»

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: «р-р-р», шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов — прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их — ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная , а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

    Желаем успеха!

    Конспект открытого мини–группового занятия по технике речи, раздел «дикция». Исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р». .

    тест.

    тест.

  • Правильная артикуляция и нарушения произношения

    Правильная артикуляция С аналогична артикуляции И. Только зубы сомкнуты, язык за ними и находится внизу, по его центральной части проходит воздушная струя. Выдох получается сильным и холодным. Если органы артикуляции принимают неправильное положение, тогда получается искажение звукопроизношения. Поэтому при диагностике логопед обращает внимание на состояние артикуляции и речевое дыхание.

    Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а их замена в речи на другие – парасигматизмом.

    Основные типы нарушения:

    • У ребенка отсутствует звук в речи.
    • Межзубный − когда ребенок говорит С, язык находится между зубов. Появляется свистящий звук с призвуком как в слове «that». При этом нарушении воздушная струя не холодная, а теплая.
    • Боковой − во время произношения язык занимает положение сбоку или поднимается. Воздушная струя направлена вбок, один уголок губ может быть опущен, а щель между зубами становится больше.
    • Носовой − при данном виде сигматизма получается гнусавый звук, больше похожий на Х. Артикуляция при этом следующая: губы не растянуты в положении улыбки, язык отодвинут вглубь рта, а выдыхает ребенок через нос, что придает звуку гнусавый оттенок.

    Чаще всего в речи свистящие заменяют на шипящие, может быть озвончение. В таких случаях большое внимание следует уделять этапу дифференциации.

    Дифтонги

    ЗвукОсобенность произношенияТипичные комбинацииСлова-исключения
    /aɪ/«Ай» Позиция губ как при произношении звука /ʌ/, но губы немного больше напряжены. После первого звука сразу же язык двигается вверх на произношение звука /ɪ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью.i в открытом слоге в словах с конечным немым e write, five, die, dive, arrive y под ударением apply, spy, sly, try перед nd, ld kind, blind, child igh high, right, lightперед немой s isle, island перед n pint eye ei either, neither uy buy, guy
    /eɪ/«Эй» Позиция губ как при произнесении звука /e/. После первого звука сразу же язык двигается вверх на произношение звука /ɪ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью.a в открытом слоге radio, favourite в словах с конечным немым e plate, page ai pain, Spain, rain, paid ay day, awayea great, break ei eight, veil ey they, grey
    /ɔɪ/«Ой» Первый звук произносится чуть более напряженно, чем обычный звук /ɒ/. После первого звука сразу же язык двигается вверх на произношение звука /ɪ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью.oi boil, spoil oy toy, enjoy
    /ɛə/«Эа» Произносим гласный, подобный русскому звуку [э] в слове это, после произнесения которого заканчиваем слабым [ə] с оттенком звука [ʌ]. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью.air fair, air, chair are care, spareear pear, tear (рвать) ere where, there eir their
    /ɪə/«Иа» Позиция губ — как при произнесение звука /ɪ/, а затем заканчиваем слабым [ə] с оттенком звука [ʌ]. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью.eer beer, deer ere here ear dearier fierce eir weird ea idea, real
    /əʊ/«Оу» В начале стараемся произнести звук /ɔ/, затем округляем губы немного сильнее и переходим на звук /ʊ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью.о в конце слов so, Mexico, ago в словах с конечным немым e stone, home, toe oa boat, coastперед ld cold перед th both ow low иногда ou shoulder
    /aʊ/«Ау» Позиция губ как при произношении звука /ʌ/, но губы немного больше напряжены. После первого звука губы немного округляются для произнесения звука /ʊ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью.большинство ow now, brown, how, towel большинство ou house, out, ground
    /ʊə/«Уэ» Позиция губ как при произношении звука /ʊ/, но губы немного больше напряжены, а затем заканчиваем слабым [ə] с оттенком звука [ʌ]. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью.u в открытом слоге during, jury, security -ure cure, sure, pure

    Первые шаги в практике

    В словаре в транскрипции слова указаны не только фонемы (звуки речи), а и ударения. Ударение может быть двух типов: главное ставится с помощью верхнего апострофа (ˈ), второстепенное — с помощью нижнего апострофа (ˌ). Оба ударения ставятся перед ударным слогом.

    Возьмем пример из толкового словаря Cambridge Dictionary — красивое английское слово serendipity /ˌser.ənˈdɪp.ə.ti/ (прозорливость). У слова 2 ударения. Главное ударение на третий слог, а первый слог находится под второстепенным ударением. В Cambridge Dictionary слоги разделены точками, а в других словарях их может и не быть.

    Иногда в транскрипции вы можете заметить, что некоторые буквы стоят в круглых скобках: comfortable /ˈkʌmftəb(ə)l/ (удобный). Это означает, что гласная может выпадать или произносится очень бегло, почти незаметно. Тот же самый момент Cambridge Dictionary отражает другим способом: /ˈkʌm.fə.tə.bəl/. Выпадающий /ə/ указан верхним индексом.

    Особенность Cambridge Dictionary заключается в том, что он дает транскрипцию к двум вариантам произношения: британскому и американскому. Например, слово lettuce (салат-латук)

    BrE: /ˈlet.ɪs/ AmE: /ˈlet̬.ɪs/

    Видите загогулину под /t/ в американском варианте? Этот звук называется flap-t или альвеолярный-t. Просто послушайте, как это произносится, так как словами этот звук объяснить трудно. Кто-то слышит его как /r/, а кто-то как /d/.

    Подготовительный этап

    Поставить С можно самостоятельно дома, если вы будете выполнять специальные упражнения. Подготовка к постановке состоит из артикуляционной гимнастики и формирования правильного речевого дыхания. Если у языка нарушен мышечный тонус, то необходимо делать массаж. В аптеке вы можете приобрести специальный набор для логопедического массажа.

    Ребенок может делать самомассаж языка:

    • «Непослушный язычок» − широкий язык на нижней губе. Ребенок проговаривает «пяпяпяпя», язык не убирает.
    • Положение языка аналогичное, только теперь ребенок должен слегка его покусывать − кончик и серединку.

    Кроме такого массажа, на подготовительном этапе делают комплекс артикуляционных упражнений. Основное положение для губ во всех заданиях − улыбка, а язык занимает нижнее расположение. Ваша задача − научить делать язык широким и расслабленным и удерживать в таком положении внизу за зубами. Хорошее упражнение «Горочка»: кончик языка упирается в нижние зубы, а его серединка и боковые края выдвигаются вперед − получается горка.

    Кроме гимнастики для артикуляционного аппарата, вам нужно выработать сильный выдох.

    • «Кто забьет гол». Для этого вам понадобится два маленьких кусочка ваты и предметы, которые будут воротами. Вытянуть губы трубочкой, сделать вдох носом и на выдохе задуть мячик из ваты. Выполняя это упражнение, ребенок должен, не надувая щек, сдвинуть ватку на одном выдохе.
    • Делайте все то же самое, только теперь губы в положении улыбки, а широкий язык находится на нижней губе. Ребенок сдувает ватку, произнося удлиненный Ф.

    Подготовительный этап нужен для формирования основы для постановки правильного произношения С. Также упражнения для свистящих являются основой для постановки других групп звуков. Именно поэтому, если нарушено звукопроизношение нескольких групп, работу начинают со свистящих.

    Транскрипция гласных звуков

    Гласные звуки бывают двух видов — одиночные звуки и дифтонги.

    [ ʌ ] – [ а ] – короткое; [ a: ] – [ а ] – глубокое; [ i ] – [ и ] – короткое; [ i: ] – [ и ] – долгое; [ o ] – [ о ] – короткое; [ o: ] – [ о ] – глубокое; [ u ] – [ у ] – короткое; [ u: ] – [ у ] – долгое; [ e ] – как в слове «плед»; [ ɜ: ] – как в слове «мёд».

    Читай также

    Топ 25 интересных фактов о Нью-Йорке

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]