Произношение звука Т
Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:
- замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
- смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
- после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
- замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).
У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.
Причины неправильного произношения заключаются в следующем:
- сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
- слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
- плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
- подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.
Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.
История буквы Д
Церковно-славянское название этой букве «добро».
Внешность буквы Д заимствована из греческой буквы под названием «дельта», которая выглядит треугольником. Только вот ножки у печатного греческого варианта отсутствуют.
А вот на письме лапки прорисовываются.
Некоторые задаются вопросом, почему у печатной буквы Д две лапки, а на письме прописывают лишь один хвостик вниз.
Произошло это где-то в 14-17 веках. Тогда в русском языке началось формирование скорописи. И буквы алфавита начали терять некоторые свои изящные элементы.
Так произошло и со строчной Д. Она слегка округлилась, завитушки у неё поотваливались, а вместо этого снизу вырос хвостик-петелька.
Интересно, что в рукописях того времени, когда формирование письменной буквы Д ещё только совершенствовалось, наблюдалось сразу два хвостика: сверху и снизу. Но вырисовывать такое чудо-юдо было не в правилах скорописи, поэтому верхний хвостик решили отсечь раз и навсегда.
Так буква приобрела тот вид, к которому мы привыкли сейчас.
И в 18 веке Петром Первым буква Д с одним хвостиком внизу была официально утверждена. Основанием к такому решению стало то, что две нижние лапки у буквы Д как бы остались, просто соединились в петлю.
Вариант с верхним хвостиком тоже оставался в ходу. Стали выбирать: либо нижний хвостик, либо верхний.
Именно написание буквы Д с верхним хвостиком-петлёй был популярен среди высокообразованных людей. Лев Толстой писал букву Д с верхней петлёй.
Простые же люди быстро перестроились на Д с нижней петелькой.
Буква Б занимает в русском алфавите второе почётное место. В глаголице она соответствует числовому значению 2.
В церковно- и старославянском алфавите ее называют «букы» или «буки», что в переводе означает «буква».
Буква Д — пятая с начала, двадцать девятая с конца алфавита относится к парным звонким согласным. Её пара звук [Т] — глухой согласный.
В начале слова и середине буква Д звучит звонко, а в конце слова оглушается, так что уже слышен её парный звук Т.
Пример: дерево — ведро — огород. В последнем слове мы слышим Т вместо Д.
В церковно- и старославянской азбуке называется «Добро».
Пришла в кириллицу из Византии, где её подруга «дельта» писалась «лапками вниз», как и современная буква Д.
Артикуляционная гимнастика для звука т
Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.
Еще по теме:
- Артикуляционная гимнастика для звука Ш
- Упражнения для звуков “С, Ц, З”
Постановка звука Т
- Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
- Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
- Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
- Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
- Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.
Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома
Постановка звука Ть
- Проговорить с ребенком Та-Та.
- Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
- Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
- Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.
Автоматизация и дифференциация звука [Т]
После того как ребенок смог верно произнести [Т], необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.
Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.
Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук [Т] на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.
В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук [Т] изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.
После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука [Т] считается законченной, если ребенок всегда произносит [Т] безошибочно, в том числе в спонтанной речи.
Логопедические упражнения
Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.
- “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
- “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
- “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
- “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
- “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.
- “Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.
Правильная артикуляция звука Д
- Губы в нейтральном положении, полностью расслаблены. Промежуток между резцами и губами примерно 4-5 мм. В зависимости от идущей за Д гласной постановка может быть скорректирована.
- Кончик язычка упирается в верхнюю часть нёба, прикасаясь к альвеолам (это небольшие бугорки за верхним рядом передних зубов).
- Опустить мягкую часть нёба.
- Вызвать вибрацию гортани.
- Сомкнуть голосовые складочки, добавить немного голоса.
После работы с артикуляцией начинаем постановку звука. Начинаем с подготовительных занятий, включающих артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Постановка звука т при замене на к
- Для начала нужно научить малыша различать эти два звука. Для этого можно давать картинки, изображения на которых начинаются на звуки Т или К, а также произносить вслух такие слова. Попросить малыша распределить по группам (К и Т).
- Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит небольшой ряд буквосочетаний, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
- Ищем звук К. Да- ра-ко-со. Са-ло-ку-мы. Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы
- Ищем звук Т. Ба-та-до. На-ла-то. Аш-бо-от. Жу-ту-фу.
План итогового занятия по развитию речи в средней группе
Постановка звука т при дизартрии
В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.
- Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
- Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
- Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
- Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
- Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
- Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.
Как образуется звук
При произношении [Т] артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.
При воспроизведении [Т] мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук [Т] согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.