Пальчиковая гимнастика средняя группа тема дикие животные


Пальчиковая гимнастика.

Белка

Прыгает по веточкам Невеличка-белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

Зайчик

Зайчик серый скачет ловко, В лапках у него морковка. Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок и на каждое слово сжимать и разжимать эти два пальца. Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем. Ходит ёжик

Ходит ёжик без дорожек По лесу, по лесу. И колючками своими Колется, колется.

Ноготками постучать по ладошке. А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,

Нарисовать на ладошке подушечкой указательного пальца улитку.

Где катают мышки маленькие шишки.

Костяшками пальцев потереть о ладошку.

Белка, Голодная мышка, Динозавры, Ежик

Белка Скачет белка-шалунишка, («бегают» пальчиками по столу) Рвет с сосновых веток шишки. (сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках) Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) И несет в свою кладовку. («бегают» пальчиками по столу)

Белочка Сидит белка на тележке, (хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно) Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому – (загибают по одному пальцы, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

Белочки Раз, два, три, четыре, пять, (выставить пять пальцев) Пришли белки поиграть. (спрятать руку за спину) Одна куда-то подевалась, (выставить четыре пальца) Четыре белочки осталось. (спрятать руку за спину) А теперь скорей смотри – Их уже осталось три. (выставить три пальца) Ну и ну, какая жалость, (спрятать руку за спину) Только две у нас осталось. (выставить два пальца) Эта новость так грустна – (спрятать руку за спину) Осталась белочка одна. (выставить один палец) Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали. (спрятать руку за спину)

Динозавры Динозавров на рассвете (сжатые в «замок» руки) Увидали в парке дети, Испугались, задрожали, (изображаем дрожь, испуг) Быстро к дому побежали, («бегают» пальчиками по столу) Динозавр же, верь не верь, Только тра-во-ядный зверь. (сжатые в «замок» руки)

Ежик Мы нашли колючий шарик, Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать. (дети крутят между ладонями массажные мячи) Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож? (смотрят на мяч, держа его в ладонях) Прыгнул шарик на дорожку — Оказалось…это еж! (дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

Ежик топал по дорожке Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. (растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения) Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. (дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

Артикуляционная гимнастика.

Материал для артикуляционной гимнастики взят из книги О. А. Новиковская «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи»

«В лесу»

Побывали мы в лесу, Повстречали там лису. У лисы мордочка острая, длинная. Вот такая…

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.

Видели за елкой Пробегали волки. Зарычал волчище — Показал зубищи.

Длительно произносить звук [Ы]; для этого рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором; при выполнении упражнения руки сжать в кулаки и, согнув в локтях, поднять их кверху.

А потом клыками — щелк! Чтобы знали, кто здесь волк.

Наморщить нос, сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.

Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь.

Длительно произносить звук [Ы], при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.

Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах, трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком не колышет. Вот так…

Сделать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот, ладони рук положить на живот и следить за его движениями — увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

Начал грызть зайчишка Корень- кочерыжку.

Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы — резцы. Пощелкать зубами.

Без тропинок, без дорожек По лесу шагает ежик. Гриб несет огромный, Фыркает довольно. Вот так…

Несколько раз подряд кратко произносить звук [Ф], для этого верхнюю губу приподнять, а нижней прикасаться к верхним зубам.

А по веткам, скок-поскок, Белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. Вот так…

Кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри.

Оставьте свой комментарий

Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Дыхательная гимнастика

Лягушка открывает рот. И шумно выдыхает… Вот!

Поднять вверх руки, сделать круговое движение. На слове «Вот» — продолжить выдох со звуком «…ффф». Ну-ка, выпяти животик — Получился бегемотик. А теперь — втяни живот. Похудел наш бегемот.

Руки положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».

Прятки, Серый волк, Серый зайка, Скачет зайка, Слон

Прятки Первый зайчик под листочком, (загибают большой палец) А второй забрался в бочку. (загибают указательный) Третий заинька косой Сидит тихо за сосной. (загибают средний) На пеньке сидит четвертый. (загибают безымянный) Пятый на бревно залез, (загибают мизинец) С бревна спрыгнул и исчез. (разгибают мизинец и «прячут» в кулачок другой руки)

Серый волк Волк серый, зубастый, (сгибают и разгибают кулачки) По полю рыщет, («ходят» пальцы по столу) Добычу себе ищет. Как найдет, (сжать кулаки) Волчатам отдает.

У оленя дом большой, Утро, Шуба

У оленя дом большой — У оленя дом большой, (руки с растопыренными пальцами приложить к голове, изобразив рога, затем сделать руками над головой домик, соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны; разводим руки в стороны: показываем, какой большой дом) — Он глядит в свое окно. (обе руки сгибаем под прямым углом в локте, держим предплечья и ладошки параллельно полу, одна руку держим на уровне груди, другую чуть выше головы, смотрим в получившееся «окно») — Зайка по лесу бежит (показать руками, какие у зайки ушки, с помощью ладошек; показать на столе, как бегут ножки, или имитировать бег) — В дверь к нему стучит: — «Тук-тук дверь открой, («стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери) — Там в лесу охотник злой» (указываем в сторону, затем изображаем оружие: вытянув одну руку в перед, указательный палец выпрямляем, остальные пальцы сжимаем в кулак; приложить вторую руку, согнутую в локте, вытянутый вперед указательный палец согнутой руки прижимаем боком снизу к локтю прямой руки) — «Поскорее забегай, — Лапку мне давай» (показываем движение ладошкой, когда кого-то зовут, и протягиваем ладонь, как для рукопожатия)

Утро Утром на лужайке Просыпались зайки. (рука с «зайцами» кладется на стол тыльной стороной вниз) – Здравствуй, солнце красное! (поднимается большой палец) – Здравствуй, небо ясное! (поднимается указательный, большой остается поднятым) – Здравствуй, ёлка! (поднимается средний, большой и указательный остаются поднятыми) – Здравствуй, пень! (поднимается безымянный, большой, указательный и средний остаются поднятыми) – Здравствуй, здравствуй, Новый день! (поднимается мизинец — все зайчики проснулись)

Шуба Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы — Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя — бурая. (поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб») Не страшны ему дожди И погода хмурая. (качают головой из стороны в сторону)

Источник

Развитие лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста по теме «Дикие животные»

Цель: организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • расширить и активизировать словарный запас по теме,
  • закрепить обобщающее понятие «дикие животные»,
  • закрепить навык образования существительных множественного числа,
  • учить образовывать притяжательные прилагательные,
  • закрепить навык употребления существительных множественного числа в родительном падеже,
  • учить согласовывать окончания существительных единственного и множественного числа в творительном падеже,
  • учить согласовывать окончания существительных и прилагательных единственного числа,
  • учить образовывать названия детенышей диких животных,
  • развивать навыки фонематического слуха,
  • учить подбирать глаголы к существительному,
  • учить подбирать слова – антонимы,
  • развитие связной речи (составление описательного рассказа по плану, пересказ текста по вопросному плану).

Оборудование: изображения диких животных и их детенышей, изображение леса, схема для описания животных.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. 2012.
  2. Практическая логопедия: конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.Н. Краузе. – СПб.: Корона-Век, 2008. – 80 с.
  3. Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям Учим говорить правильно.
  4. Формирование связной речи детей 4 – 5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал / авт.-сост. Л.Н. Сластья. – Волгоград : Учитель, 2011. – 232 с.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Объявление темы.

Логопед: отгадайте загадки и догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить. (Дети: Будем говорить о диких животных.)

1) Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)

2) Летом ходит без дороги, возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.(Медведь)

2. Пальчиковая гимнастика.

Дикие животные водятся в лесу, Здесь увидеть можно Волка и лису, Зайца и медведя, Белку, кабана. Прячет всех надёжно Лесная тишина.

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.) (Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.) (Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.) (На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

3. Игра «У кого кто?».

Логопед: Назовите детенышей диких животных. У лисы – лисенок, у волка — ..(волчонок), у медведя — …(медвежонок), у лося — …(лосенок), у белки — …(бельчонок), у ежа — …(ежонок), у оленя — …(олененок) и т.д.

4. Игра «Кого много в лесу?».

Логопед: посмотрите на изображение лесной полянки и скажите, кого много в лесу?

(Дети: в лесу много лис, медведей, волков, ежей, енотов, лосей, оленей и т.д..)

5. Игра «Угадай, кто это?».

Логопед: я перечислю вам слова-признаки, а вы подберете к ним подходящее животное. Логопед: большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Дети: медведь.) Логопед: серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Дети: волк.) Логопед: хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Дети: лиса.) Логопед: маленький, длинноухий, пугливый. (Дети: заяц.)

6. Игра «Четвертый лишний».

Логопед: послушайте и назовите лишнее слово.

Еж, еж, нож, еж. Лиса, лис, лиса, лиса. Крот, енот, енот, енот. Олень, олень, олень, лень. Белка, заяц, кошка, медведь. Олень, лось, ястреб, кабан. Коза, свинья, медведь, лошадь.

7. Пальчиковая гимнастика «Ежонок».

Под сосной живет ежонок, Много у него иголок. До чего же он хорош – Весь на щеточку похож. А захочется еды – Еж пойдет искать еды. Руки поставить локтями на стол и развести пальцы. Ладони соединить, пальцы переплести (иголки). Пошевелить пальцами – «иголками». Пошевелить пальцами – «иголками». Пошевелить пальцами – «иголками». Поворачивать «мордочку» ежа вправо – влево. (в разные стороны.)

8. Игра «Кто чем питается?».

Логопед: назовите животное и расскажите, чем оно питается. Дети: Медведь питается ягодами, медом, рыбой и мелкими животными. Заяц питается корой, веточками, травой. Белка питается орехами и грибами. Волк питается мясом животных. Еж питается грибами, мышами, жуками, яблоками. Лиса питается мышами.

9. Игра «Кто как передвигается?».

Логопед: я называю животное, а вы отвечаете, что делает это животное, как передвигается.

Медведь (что делает?) – ходит, лазает, плавает, бегает. Заяц – прыгает, скачет, бегает. Волк, лиса – бегают, ходят. Белка – прыгает, бегает, карабкается. Еж – ходит, бегает, катится.

10. Игра «Путаница».

Логопед: исправьте мои ошибки. Логопед: белая лиса. (Дети: рыжая лиса.) Логопед: синий медведь. (Дети: коричневый медведь.) Логопед: фиолетовая белка. (Дети: рыжая белка.) Логопед: черный заяц. (Дети: серый заяц.)

11. Игра «Скажи наоборот».

Логопед: добавьте нужное слово.

Заяц трусливый, а волк, наоборот, …(смелый) Медведь простодушный, а лиса, наоборот, …(хитрая) Медведь неуклюжий, а белка, наоборот, …(ловкая, проворная) Енот маленький, а медведь, наоборот, …(большой.) У медведя большие следы, а белки, наоборот,…(маленькие) Лиса пушистая, а еж, наоборот, …(колючий)

12. Игра «Чей хвост?».

Логопед: ответьте на вопрос: чей хвост?

У зайца хвост — …(заячий), у медведя хвост — …(медвежий), У лисы хвост — …(лисий), у белки хвост — …(беличий).

13. Загадки.

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка.)

Рыжая, с пушистым хвостом, живет в норе под кустом. (Лиса.)

Зимой белый, а летом серый. (Заяц.)

щелкает орехи метко, ну конечно, это…(белка.) Летом гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

В густом лесу под елкой, осыпанной листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой. (Еж.)

14. Составление рассказа – описания.

Логопед: расскажите о диком животном по схеме:

  • внешний вид животного (части тела),
  • где живет,
  • чем питается,
  • как называется его детеныш,
  • в каких сказках или мультфильмах встречается это животное.

15. Пересказ текста «Ежиная семейка».

Логопед: послушайте внимательно рассказ про ежиную семейку, потом вы ответите на мои вопросы и попробуете пересказать эту историю.

Ежиная семейка В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха ходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе. — Аня, не трогай их, — сказал Егор, — ежата совсем еще маленькие. — Я только поглажу ежат, — ответила Аня. На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место. Логопед: где жила семья ежей? (Дети: семья ежей жила в норе у корней старой ели.) Логопед: почему ежата часто оставались одни? (Дети: ежата часто оставались одни, потому что мама-ежиха ходила на охоту.) Логопед: кто нашел ежат? (Дети: ежей нашли Аня и Егорка.) Логопед: что случилось на следующий день? (Дети: на следующий день ежат в норе не было, ежиха увела их в другое безопасное место.)

16. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Логопед: о ком мы сегодня говорили? (Дети: мы говорили о диких животных.) Где живут дикие животные? (Дети: дикие животные живут в лесу.) Чему мы сегодня учились?

Гордиенко Марина Анатольевна логопед г. Севастополь

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]