Развитие связной речи
В старшем возрасте задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно и последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные языковые конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам.
В старшей группе можно выделить следующие виды описательных рассказов по картине:
Описание изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей.
Описание картины, как раскрытие заданной темы.
Развернутое описание конкретного объекта.
Словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий
(поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.)
В подготовительной группе используются уже все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используются художественные произведения: короткие рассказы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Е.Чарушина, В.Бианки.
Проводятся занятия по много-эпизодным картинам.
Рассматривание картины осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы, словарь активизируется, обогащается образными выражениями. Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов ,дети продолжают , используется коллективное рассказывание.
Особым видом связного рассказывания являются рассказы- описания по пейзажной картине.
Этот вид рассказов особенно сложен для детей. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов детей. В качестве элементов модели рассказа могут выступать объекты природы. Так как они, как правило, носят статический характер. Особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в
несколько этапов:
Выделение значимых объектов картины.
Рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта.
Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины.
Объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать прием «Оживи картину».Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина и мелкие изображения живых предметов-«оживлялок» , которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.