Введение
Один из наивысших талантов – это, все же, умение влиять на людей. Ораторская речь несет немало важное значение: измерение миро понимая людей, которые внимают, в какой-то конкретной области, а так же влияние на поступки слушателей. И, именно в связи с этим, данная тема является актуальной.
Одной из самых античных филологических наук является риторика. Ее склад образовался еще в Греции в IV веке до Р.Х.
Основным содержанием такой науки является теория аргументации в публичной речи. Еще тогда выдающийся философ Аристотель дал определение такой науке, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
В древности риторику разделяли на следующие наук:
1. логика;
2. этика;
3. физика.
Начало такой талант берет еще с древних времен. Необходимо отметить и тот факт, что имеется колоссальное количество событий исторических, которые никак не могли бы осуществиться, если не было бы людей, которые направили их развитие в конкретное русло.
В древности греки любили говорить и не меньше слушать. Можно сказать, что вся жизнь данного народа протекала в нескончаемых беседах. Греки сумели публичное выступление перевоплотить во что-то большее: в искусство, которое можно сравнить как с танцем, так и с музыкой. Что – то новое, что – то свое привносил каждый народ в искусство. Так, на пример, римляне внесли строгость, а малазийцы – напыщенности.
Существовали и такие времена, когда ораторское искусство ценилось на столько, что людей, владевших им, носили на руках. Но стоит заметь, что на много чаще было наоборот: за грамотную речь людей наказывали.
К великому сожалению, нам никогда не представится такой возможности насладиться великолепной речью Демосфена, проповедью Иоанна Златоуста, и даже то, что же сказал Коперник последним, перед тем, как сделать утверждение, что планета вертится.
Истинное искусство оратора возможно проследить только тем, кто расположен по близости с ним. Такой талант, в данном случаем, можно сопоставить с театром: «все исчезает тогда, когда закрывается занавес». Однако, если в театре речь, произнесенная своевременно, имеет ограничения – овации, то в ораторском искусстве такая речь способна перевернуть все и вся.
Цель работы: изучить такую тему, как культура ораторской речи.
Задачи данного реферата:
- выявить структуру данного искусства;
- определить его виды и роды;
- определить функционально – смысловые типы речи.
Структура: данная работа состоит из десяти глав, три из которых – это структурные элементы (введение, заключение, список использованной литературы), а семь главы – это основная часть, четвертая глава включает в себя два параграфа. Общий объем составляет двадцать пять страниц.
Два пути развития ораторских способностей
Каждый человек без серьезных речевых патологий способен научиться риторике, нужно только время и упорство. Пожалуй, единственное качество, которое не способствует овладению ораторским искусством, это лень.
Отточенные навыки красноречия играют нам на руку в разных сферах жизни и ситуациях: на собеседовании, презентации проекта, ответе на экзамене, при произнесении торжественных речей, докладов и т.п.
Есть 2 пути освоения риторики:
- Регулярные самостоятельные занятия помогут вам овладеть навыками ораторского искусства, как когда-то помогли даже косноязычному Демосфену. В первую очередь, это работа над техникой и культурой речи. Чем больше вы занимаетесь перед зеркалом или камерой телефона, тем свободней, чище и благозвучней будут ваши монологи. Над чем можно работать дома: Тренируйте спокойное, размеренное дыхание, невысокий темп речи, живую интонацию без фальши.
- Развивайте силу звучания голоса и внятную дикцию.
- Учитесь работать с текстами: перефразируйте содержание небольших отрывков своими словами, концентрируя смысл в одном предложении;
- ищите в текстах ключевые фразы и формулируйте их по-своему;
- пересказывайте прочитанное, выделяя только самое главное.
Роды и виды ораторской речи
Не сразу сформировались роды и виды данного искусства, а постепенно. Данные подразделения выделяются исходя из сфер коммуникаций, которые, в свою очередь, соответствуют одной из главенствующих функций речи, а именно:
- воздействие;
- сообщение;
- общение.
В настоящей практике публичного общения существуют роды ораторской речи. Итак, это:
- социально-политическое красноречие;
- судебное красноречие;
- социально-бытовое красноречие;
- духовное (церковно-богословское) красноречие.
К такому красноречию, как общественно – политическое относят выступления, тематикой которых являются либо общественно – политическая, либо общественно – экономическая, либо общественно – культурная, либо же этико – нравственная.
Существует академическое красноречие. Данное является определенным родом речи, который помогает формировать научное миропонимание, который, в свою очередь, имеет отличительные черты – это научное изложение, логическая культура, а так же глубокое аргументирование. К академическому красноречию можно отнести и научный доклад, и научное сообщение, и как вузовскую, так и научно – популярную лекцию. Данный род речи имеет большое количество сходств с научным стилем речи. Однако в академическом красноречии очень часто используются выразительные средства.
Общественно – бытовое красноречие. К данному роду можно отнести следующее:
- приветственная речь;
- речь, которую произносят на дипломатических приемах;
- речь застольного характера;
- юбилейная речь (данное может быть произнесено как в адрес конкретной личности, так и знаменательной дате).
Судебное красноречие. Данный род речи существует для того, что бы воздействовать целенаправленно, а так же эффективно на суд. Судебное красноречие способствует становлению увещаний судей, а так же тех, кто присутствует в тот момент в зале. Судебное красноречие так же подразделяется на:
- защитная речь;
- прокурорская речь;
- адвокатская речь;
- обвинительная речь.
Духовное (церковно-богословское) красноречие. Данный род считается наиболее древним, он имеет свои традиции, а так же богатый опыт. Выделяют:
- официальная речь – это речь, которая произносится людям, служащим церкви или же иным лицам, взаимодействующим с официальным действием;
- проповедь – это речь, которая произносится для людей, приходящих в церковь, а так же она должна сопровождаться церковными действиями.
Межстилевые, а так же общеязыковые средства – это и есть та база, которая лежит в основе любого рода. Но необходимо подметить, что у любого рода ораторской речи существуют собственные специфические языковые черты, образующие с одной и той же стилистической окраской микросхему.
Что такое речевой жанр? Определение понятия речи
Общее понятие речи трактуется лингвистическими словарями и справочниками как деятельность оратора, использующего язык, направленный на взаимодействие с другими участниками данной языковой группы, с употреблением разных средств речи, цель которой — передача сложного содержания, включающего информацию, направленную на слушателя и побуждающую его к действию или ответу. Речь протекает во времени и облечена в звуковую (в том числе и внутреннюю) или письменную форму. Результат такой деятельности фиксируется памятью или письмом. В современной практике ораторское искусство выходит за рамки поэтического красноречия, как это было в античности. Жанр речи определяется целью и средствами. Для каждого вида выступления обозначены свои жанры, которые со временем были классифицированы по направлениям и стилям. Это культурная форма речи, устойчивый тип высказывания, имеющий тематический, стилистический и композиционный характер.
Роль функциональных стилей литературного языка
Только подготовленной может быть ораторская речь. Подготовка проходит по книжно – письменным источникам, которые, в свою очередь, существенно влияют как непосредственно, так и прямо на структуру речи.1
Информативная функция лежит в основе официально делового стиля. Данный стиль речи обслуживает сферу отношений, которые являются официально деловыми.
Такие функции, как сообщение и доказательства информации лежат в основе научного стиля. Сфера научного знания.
В основе публицистического стиля лежат такие функции, как сообщение, а так же воздействие. Данный стиль речи обслуживает и сферу социально – политических, и сферу общественно – культурных, и многие другие социальные отношения. В публицистическом стиле могут использоваться абсолютно все средства, которые являются языковыми. Для данного стиля свойственна экономия языковых средств.
В основе художественного стиля лежат такие функции, как воздействия и эстетическая. В данном стиле наиболее плотное отображение находят отражения общенародный язык и литературный язык.
Богословский и официальный стили
К церковно-богословскому стилю ораторского мастерства относят типы речевых жанров, включающих проповеди, приветственные слова, некрологи, беседы, поучения, послания, лекции в духовных учебных заведениях, выступления в средствах массовой информации (лиц духовного звания). Этот жанр особенный: в качестве слушателей обычно выступают верующие. Темы речей берут из Священного писания, трудов отцов церкви и других источников. Выступают в жанре, носящем черты официальности, делового и научного стилей. В основу положена система, подразумевающая наличие официальных документов. Такие речи направлены на анализ положения в стране, мировых событий, цель которых – осветить конкретную информацию. Они содержат политические, экономические и другие подобные факты, оценку событий, рекомендации, отчеты о проделанной работе. Как правило, они посвящены актуальным проблемам или заключают в себе призывы, разъяснения программ теоретического характера.
Функционально-смысловые типы речи
Состав ораторской речи не есть однородный. Это связано с тем, что человек, мысля, отражает самые разные связи между объектами, между явлениями реальности, между событиями, а так же между отдельными суждениями. Существуют такие типы речи, как: 2
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
И именно в этих стилях речи выражаются данные связи. В связи с этим, ораторская речь представляется нам:
- монологическим повествованием;
- монологическим рассуждением;
- монологическим повествованием
Повествование – это такой тип речи, который сообщает о состояниях, а так же действиях, которые имеют развитие во временной последовательности. Кроме этого они имеют свойственные им языковые средства. 3Для данного типа речи характерна такая особенность, как динамика.
Исходя из того, что в данный тип речи входят ситуации, которые имеют динамические отражения, этот механизм и определяет его положение в речи.
При помощи глаголов как раз так и создается динамика данного типа речи. Очень часто в использование берут глаголы определенного действия потому, что они имеют возможность выражать как последовательность развития событий, так и их быструю смену. Следует выделять:
- конкретное повествование;
- обобщенное повествование;
- информационное повествование.
Описание – это такой тип речи, который дает представление о характере, дает статистическую картину, представление о структуре, представление о качествах объекта, о свойствах маршрутом перечисления признаков и существенных, и не существенных в определенный момент.
Такой тип речи, как описание, так же подразделяется на:
- статистическое;
- динамическое.
Размышление или же рассуждение – это такой тип речи, в котором раскрываются внутренние признаки и явлений, и предметов, доказываются конкретные положения, и естественно, проводится само исследование явлений и предметов.4 Те суждения, которые входят в рассуждение, имеют особенные логические отношения меж собой, этим и характеризуется данный тип речи. Такие логические суждения образует либо один вывод, либо ряд выводов на какую – то определенную тему.
По собственной природе ораторская речь является спорной. Это связано с тем, что она отображает контрадикторность конфликты общения и нынешней жизни. Выделяют спор двух видов:
- имплицитная (или скрытая, внутренняя);
- эксплицитная (или открытая, внешняя).
Полемика – это общение, которое проходит на людях, мастеров говорить, спор в процессе обсуждения какого – то определенного вопроса.
Ораторы могут очень много спорить; во время споров они пользуются всеми средствами в свободном доступе из огромного арсенала полемики. Сюда входят и ирония, и намеки, и сарказм, и антитеза, а так же многочисленные умолчания, ремарки, сравнения, рельефность.
Выбор и использование языковых средств
В данном случае в первую очередь важны тема и целевая установка выступления. Некоторым политическим речам свойственны стилевые черты, характеризующие официальный стиль, который подразумевает безличность или ее слабое проявление, книжную окраску, политическую лексику, специальные термины (например, экономические). Эти черты характеризуют особенности речевого жанра и определяют использование средств (изобразительных, эмоциональных) для достижения необходимого эффекта. К примеру, на митинге доклад носит призывной характер, но он осуществляется с использованием разговорной лексики и синтаксиса. Ярким примером является речь Столыпина П. А. «О праве крестьян выходить из общины» (произнесена в Государственном совете 15.03.1910 г.)
Оратор и его аудитория
Для того чтобы успешно выступить перед большим скоплением народа, оратору нужно, в первую очередь, привлечь внимание абсолютно всей аудитории, необходимо заставить людей слушать себя. 5На первый взгляд может показаться, что управлять таким механизмом, как внимание слушателей, очень просто. Однако это не так. Выступление, которое принесет успех находится в зависимости и от способностей оратора, от его профессионализма, подготовленности, и от тех факторов, на которые он никак не может произвести воздействие.
Проблема жанров по Бахтину
Соотношение общепринятого (народного) и индивидуального стилей – вот проблемный вопрос высказывания. Для того чтобы хорошо изучить стиль, необходимо ответственно подойти к вопросу изучения жанра (речевого). О том, что речь может существовать в действительности только в форме конкретных высказываний отдельных говорящих людей (субъектов), сказал Бахтин. Речевые жанры стоят в основе его концепции взглядов на речь как реальную единицу общения. По мнению Бахтина, речь отлита в форму высказывания и без нее не может существовать. Смена речевых субъектов – первая особенность высказывания. Вторая – это завершенность (целостность), которая имеет связь с:
- предметно-смысловой исчерпанностью;
- речевым замыслом (волей оратора);
- формами завершения, типичными для композиции и жанра завершения.
Жанр запланированного высказывания влияет на выбор лексики. М.М. Бахтин придает важное значение жанровым формам. Благодаря распознаванию жанра мы с самого начала общения имеем ощущение речевого целого. Без этого общение было бы затруднительным и практически невозможным.
4.2. Приемы установки контакта с аудиторией
Контакт с аудиторией – это наиболее высшее проявление мастерства выступления, которое является публичным. Данная общность может возникнуть на базе общей мыслительной деятельности, на чувственных переживаниях, которые являются схожими. Оратор получит ответную реакцию своей аудитории в том случае, если покажет собственное отношение к предмету речи, а так же заинтересованность и убежденность говорящего. Очень важным является и то, что нужно чувствовать своих слушателей, а так же необходимо применять на практике умение корректирования речи в зависимости от их реакции. Говорящий должен уметь не только спорить на какую – то из тем, но и иметь в запасе огромный круг знаний по многочисленным вопросам.
Позитивная реакция на то, что говорит выступающий, «рабочая» тишина в зале, а так же поза слушателей, взгляд аудитории, кивки головой, возгласы одобрения, смех, их улыбки и аплодисменты – все это главенствующие показатели меж коммуникантами. Контакт – это такая величина, которая является переменной, то есть он может быть полным (со всей аудиторией) или же неполным, устойчивым или же неустойчивым в различные этапы произнесения речи.
Зрительный контакт необходимо не только установить, но и постоянно поддерживать со слушателями. Это нужно для того, чтобы аудитория была завоевана. Человек, который выступает, как правило, медленно проводит взглядом по абсолютно всем слушателям.
Перед тем, как начать свое публичное выступление, необходимо выдержать не большую по времени психологическую паузу. Такая пауза длится от пяти до семи секунд. Речь говорящего не должна быть однообразной, монотонной. Фразы должны быть разделены паузами, а так же должны быть произнесены с различной интонацией.
Для нынешней ораторской речи свойственно сочетание таких языковых средств, как эмоционально – образных, а так же логико – аналитических.
Вниманию слушателей свойственно притупление, и это не в зависимости от того, насколько та или иная тема интересна аудитории. Существует некоторый ряд ораторских приемов для того, чтобы поддерживать внимание слушателей:
- Вопросно-ответный прием. Говорящий сам задает вопросы и сам же на них дает ответы, выясняет выдвинутые сомнения, а так же возражения, приходит к конкретным выводам;
- Такой прием, как переход к диалогу от монолога приобщает к процессу обсуждения какой – либо темы участников, а так же включает их интерес;
- Создание ситуации, которая является проблемной. «Почему?» — именно такой вопрос и должен возникать у аудитории созданная ситуация. Благодаря этому стимулируется их познавательная активность;
- Существует еще один прием, который в прямом смысле заставляет слушателей размышлять, предполагать. Такой прием называется «приемом новизны информации»;
- Следующий прием опирается на личный опыт, на личные мнения, на то, что всегда было и будет интересно слушателем;
- «Прием показа»: насколько значима практическая информация;
- Этот же прием дает аудитории «передохнуть», то есть необходимо немного отступиться от темы;
- Данный прием называется «тихий голос». При помощи него совершенно не трудно привлечь внимание к важным местам публичного выступления оратора. Необходимо одновременно и замедлить и понизить силу голоса;
- Данный прием называемся «приемом градации». То есть это нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Такой прием может помочь и усилить, и придать эмоциональную выразительность, как сформулированной мысли, так и просто обычной фразе;
- Прием инверсии. Данный прием является речевым оборотом. Такой оборот может развернуть общепринятый, обычный для всех ход выражений и мыслей на противоположный ход;
- Данный прием несет название «прием апелляции к своим мыслям».
Далее, что хотелось бы отметить, это лексические приемы в связи с тем, что именно они существенно повышают убедительность ораторской речи. Тропы – это то, что рекомендуют для использования в ораторской речи руководства по данному искусству.
Троп — (от греч. trоpos — поворот, оборот речи) образный смысл слова, то есть выражение слов, словосочетаний в переносном значении. Если брать в узком рассмотрение данный термин, то – это словопреобразование, при помощи которого можно достичь эстетического эффекта выразительности в речи. К тропам относят следующее:
- сравнения;
- метафоры;
- эпитеты;
- аллегории;
- гиперболы и другие.
Метафора: при помощи данного приема осуществляется перенос названия с одного предмета, на какой – то иной предмет. Это речевое сближение двух явлений по либо же сходству, либо же контрасту («Локомотив истории остановить невозможно…»).
Сравнение: данный прием пользуется популярностью в применении, его используют намного чаще, чем все остальные потому, что именно при помощи этого приема говорящий может достичь того результата, который был задуман. Сравнение наделено колоссальной убеждающей силой, оно способно приводить в действие как образное, так и ассоциативное мышление слушателей.
Эпитет: данный прием позволяет раскрыть сущность предмета либо же явления путем его образного определения («Студент — это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»).
Гипербола: при помощи данного приема осуществляется намеренное преувеличение свойств либо же качеств явлений или предметов («Редкая птица долетит до середины Днепра»).
Аллегория: данный прием способен иносказательно что – то изобразить («Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни.» Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!»).
Необходимо отметить следующие, что в выступлении лучше всего уделять внимание коротким предложениям, та как они намного лучше запоминаются, а так же лучше воспринимаются. Помимо этого, такие предложения позволяют более вариантно подходить к изменению интонации.
Средства, которые были перечислены выше, служат не только для того, чтобы объединить аудиторию и оратора, но для того, чтобы преодолеть так называемый «барьера».
Диалог в жанрах речи
Диалог сопровождается обязательным использованием необходимых для устного речевого жанра «паралингвистических» средств. Обиходно-бытовой диалог – это сфера «смешанной» речи, которая реализует функцию коммуникации в неразрывной связи с неязыковыми средствами. Характерной особенностью общения с помощью речи является диалогический принцип. Это значит, что коммуникативные роли находятся в попеременном состоянии (идет смена ролей). Формально это выглядит так: один говорит – второй слушает. Но это идеальная схема, которая практически не реализуется в чистом виде. Слушающий часто остается пассивным или заполняет паузы мимикой, жестами (паралингвистическими средствами общения). Черты, которые характеризуют бытовой диалог:
- незапланированность;
- широкая разнообразность вопросов в обсуждении;
- быстрая смена тем;
- разговорный стиль;
- отсутствие целевых установок;
- эмоциональность и экспрессивность.
Учитесь ораторскому искусству. Это очень важно в нашей жизни!
Основные виды аргументов
Путем доведения доводов, аргументов с которыми не поспоришь, до слушателя говорящий должен убедить их в справедливости утверждений, которые, в свою очередь, были им выдвинуты.
Аргумент – это логический, неопровержимый довод, служащий базой для доказательства. 6Правильность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация убеждает слушателей в правильности высказанных говорящим положений.
Существуют различные аргументы. В такой науке, как риторика выделяют следующие:
- Аргументы к существу дела – в данном случае аргументами будут выступать те факторы, которые были получены в конечном итоге наблюдения, документы, материал как статистический, так и цифровой и так далее.
- Аргументы к человеку: имеют воздействия, которые являются эмоциональными на аудиторию.
В ораторской практике аргументы к человеку используются не реже аргументов к существу дела. На самом деле аргументы к человеку очень разнообразны, их достаточно большое количество, однако отметить хотелось бы следующие:
- аргумент к жалости, то есть это делается для того, чтобы вызвать жалость, чувство сострадания у оппонентов и этим склонить их в свою сторону;
- аргумент к личности: говорящий выставляет оппонентов в негативном свете, тем самым настраивает своих слушателей против них; все это осуществляется при помощи подмены предмета дискуссии;
- аргумент к тщеславию, то есть хвалят оппонентов для того, чтобы смягчить их противостояние;
- аргумент к публике, то есть оратор пытается настроить свою аудиторию только на себя и противостоять оппонентам;
- аргументы к авторитету, то есть говорящий ссылается на мнения выдающихся ученых, писателей, деятелей, если их позиция будет совпадать с позицией оратора.
Такие аргументы не всегда могут быть корректными, и именно, исходя из этого, не стоит их рекомендовать нынешним ораторам. Однако есть исключение – это аргумент к авторитету; данный аргумент очень часто находит свое применение в академических речах, а так же в научных докладах.
Но, не смотря на все вышесказанное, необходимо принимать во внимание и то, что существуют и такие высказывания, которые никак нельзя принять за истинное (этому не есть показатель, что автор такого высказывания выдающийся ученый, мыслитель или же деятель). При обращении к ним, автор должен быть предельно осторожен.
Умение говорить красиво: кому необходимо?
Ораторские навыки необходимы людям, которым приходится часто выступать перед большой аудиторией. В первую очередь это касается адвокатов, преподавателей, менеджеров, коучей. Также понадобиться умение говорить красиво может специалистам других областей. Например, бизнесмену это пригодится при проведении переговоров с командой потенциального партнера. А экскурсоводу — для более свободного проведения экскурсий.
Интересно: «Тот, кто не умеет говорить — карьеры не сделает» (Наполеон Бонапарт).
Также ораторское мастерство пригодится в бытовой жизни. Курсы риторики способны научить общаться легко, непринужденно, производить положительное впечатление на собеседника. Люди, прошедшие их, не боятся неловких пауз во время разговора, смело используют жестикуляцию, умеют убеждать слушателя.
Подготовка речи и выступление
Существуют три взаимосвязанных вопроса, которые стоят перед говорящим, это:
- Как сказать?
- Где сказать?
- Что сказать?
Процесс разработки речи начинается с того, чтобы уяснить тему своей речи, ее основную мысль. Актуальность, интересность, конкретность, доступность – всеми этими качествами и должна обладать выбранная тема. Немаловажное значение имеет и название лекции, так как оно должно не только заинтриговывать будущую аудиторию, привлекать их внимание, но и отображать все содержание выступления оратора.
Что хотелось бы рассказать о цели: необходимо четко наметить ее – оратор не только пытается сформировать у своей аудитории конкретные убеждения, представления, определяющие их дальнейшее поведение, но и доносит до аудитории информацию, рассказывает о каких – либо фактах или же событиях. Каким бы не было выступление, у него должна присутствовать воспитательная цель, то есть говорящий, по мере своих возможностей, должен приобщить свою аудиторию к собственным нравственным интересам. Этот процесс должен проходить незаметно для слушателей.
Представление того, как воспримет аудитория речь и то, что им будет непонятно — это неотъемлемая часть при подготовки публичного выступления. Говорящий обязан не только знать, но и учитывать состав своих будущих слушателей. В том случае, если речь будет предоставлена не для всех слушателей вообще, а для конкретной группы людей, имеющих собственные какие – то цели, интересы, тогда эффективность выступления заметно повысится.
Составление самой речи, работа над фактическим, теоритическим материалом – это и есть следующий этап, то есть необходимо оформить речь композиционно – стилистически.
Для того чтобы изучить материал, можно обратиться и к пособиям, и к словарям, и к справочникам и так далее.
После того, как материал изучен хорошо, как правило, пишут либо же конспект текста выступления, либо же его план, либо же полностью текст, либо же тезисы.
Способы выступления:
- чтение текста;
- воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов;
- свободная импровизация.
В каких же случаях читают текст? Итак, рассмотрим их:
- если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать;
- если оратор «не в форме»;
- если материал большой и совершенно новый для говорящего.
Когда говорящий читает свою речь и при этом реакция аудитории выходит из – под контроля – это очень утомительно. Провал говорящих связан с тем, что при чтении текста «по бумажке» речь становится одинаковой (монотонной), быстрой и это начинает быстро утомлять аудиторию.
Перед тем, как начать свою публичное выступление, оратору необходимо тщательно, до мелочей подготовить речь. Нужно определить правильно тему, цель, название публичного выступления при этом необходимо учитывать и состав аудитории, и обстановку. После этого нужно составить план, подобрать и теоритический, и фактический материал. Репетиция – это часть, которая считается нужной при подготовки, без нее обойтись нельзя. Внимание необходимо сконцентрировать на технике произношения, но и другие аспекты при подготовке в тени оставлять не нужно.
На заключительном этапе подготовки к публичному выступлению необходимо не один раз дать анализ ему, учитывать такие стороны речи, как сильные и слабые и уже в аудитории, при обращении к своим слушателям, опираться на позитивное.7
Начинаем с азов: особенности, свойства публичного выступления
Ораторская речь представляет собой вид речи, используемой оратором для изложения материала многочисленной аудитории. Ее ключевое отличие — взаимодействие абсолютно со всеми слушателями. Оратор видит всех, обращает внимание на каждого. Его речь слушает подавляющее большинство.
Интересно: Назвать преподавателя, ведущего лекцию, которую слушает несколько студентов, оратором — нельзя.
Также от обычного выступления ораторское отличается несколькими свойствами:
- Структура речи. Оратор излагает мысль с помощью слов, мимики, жестов. Сам материал подается с интонационными акцентами, в определенной последовательности. Речь оратора выглядит цельной, постепенной, структурированной.
- Авторитетность. Чтобы взаимодействие с аудиторией было возможным, оратор должен быть компетентным, авторитетным в конкретном вопросе или иметь особый, располагающий психологический настрой.
- Направленность. Речь оратора направлена к каждому представителю аудитории. Он взаимодействует со всеми. При этом он не просто доносит определенную мысль, а убеждает слушателей.
Еще одно важное отличие ораторской речи от обычного выступления заключается в заинтересованности. Не каждый выступающий искренне интересуется рассматриваемым вопросом. Но каждый оратор по-настоящему горит разбираемой темой.
Структура ораторской речи
Для того чтобы лучше понимать ниженаписанный материал, повторюсь еще раз, что ораторская речь состоит из следующих частей:
- вступление – обратить внимание публики, а так же необходимо дать понять слушателям, насколько важна выбранная тема, насколько она серьёзна и сенсационна;
- доказательство – аргументировать ту мысль, которая была высказана в сжатом виде во время публичного выступления, а так же подогнать под эти идеи статистические данные, факторы, логические построения и эмоционально – насыщенные фразы;
- заключение – закрепление в памяти слушателя как нужное впечатление, так и главную мысль говорящего, которая была уже высказана, подытожить все выступление.
Ну а теперь можно поговорить о частях публичной речи. Существуют виды выступлений, рассмотрим их:
- Позитивное выступление. Данное является наиболее популярным из всех имеющихся. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
- Выступление негативного характера. Данное дает опровержение мысли, концепции либо же идеи безальтернативно.
- Аналитическое. Данное выступление никак не навязывает аудитории какие – то определенные позиции. Оно предлагает совместно исследовать факторы. Однако информация подобрана таким образом, что у аудитории с самого начала выступления уже присутствует конкретное, необходимое оратору мнение.
- Парадоксальное. Данное выступление озадачивает слушателей, сбивает со стереотипного пути, тем самым подготавливает ее к восприятию чего-то необычного. По строению точно такое же как и негативное, то есть аудиторию держат в неведенье о позитивном предложении оратора до самого конца публичного выступления.
- Эмоциональное. Данное выступления является самым расплывчатым. Очень часто бывает и такое, что эмоциональное выступление может обойтись вообще без каких – либо частей публичного выступления или же может включать в себя остальные части публичного выступления. По форме можно сопоставить с позитивным выступлением. Однако содержание немного отличается: нет намека на призыв, отсутствие оформленного призыва.
Как существуют виды публичных выступлений, так и существуют виды доказательств. Существует четыре вида доказательств. Итак, рассмотрим их:
- Логическое доказательство. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к истинности мысли;
- Информационное доказательство. В ходе данного доказательства приводится или же справочный материал, или же статистические данные, или же факты;
- Эмоциональное доказательство. Данное требует от говорящего и актерского мастерства, и огромной самоотдачи. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
- Отсылочное доказательство. Говорящий, который имеет за спиной многолетний ораторский опыт, делает опору на заранее подготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций.
Таблица сравнения стилей
Вместе с участниками группы «Работа с аудиторией» различия стилей мы свели в таблицу.
Стиль | Позиция | Голос | Жесты | Маркирование | Метасообщение | Примечание |
Вождь | Сверху | Громкий, уверенный | Властные, указующие | На себя, зал | Я отец. Я хозяин. | |
Проповедник | Сверху | Уверенный, глубокий, эмоциональный | Указующие, визуальные | На себя, информацию | Я знаю, что я прав | |
Милашка | Снизу или на равных | Тихий | Зажатые, кинестетические | На себя, зал, может быть голосовое маркирование | Какая я хорошенькая, действительно ли я права? Информация неважна | |
Барин | Сверху | Глубокий, низкий, медленный | Широкие, вальяжные, медленные, немного сверху. От себя на зал | На себя, зал, может быть голосовое маркирование | Я важный Я значимый. | Это милашка сверху. Посмотрите насколько я хорош, какой у меня костюмчик. Всегда вальяжный. |
Свой парень | На равных | Эмоционально окрашенный, подстраивается под аудиторию | Жесты в средней части. | На себя, зал | Я свой. Я с вами. | |
Специалист | Сверху | Монотонный, не эмоциональный | Скупые, не акцентированные | На себя, информацию | Я умный, я в этом разбираюсь, это важно | |
Приколист | Разнообразные | Разнообразный | Разнообразное | Разнообразное | Я выше вас. Я отдельно от вас. Я прикалываюсь. | Неконгруэнтен, постоянно рвет шаблоны, держит дистанцию. |
Аристократ | Сверху | Эмоционально неокрашенный | Не акцентированные и их мало | На себя, информацию, зал мало Голосового маркирования нет. | Я важнее. | У аристократа очень много от специалиста. Это «благородный специалист». Аристократ очень конгруэнтен. |
Стерва | Сверху | Высокий, пронзительный, эмоциональный | Энергичные и их много | На зал, на себя | Вы никто, я вам покажу. | |
Артист | Сверху, на равных, снизу. Изменяется в диапазоне | Разнообразный, возможна игра голос и его широкие вариации | Разнообразные, выраженные, демонстративные | Разнообразное, на себя, зал, информацию | Я яркий, обратите на меня внимание. Я с вами. | Очень конгруэнтен, в отличие от приколиста. |