Роль ораторского искусства в менеджменте — Личность оратора


Личность оратора

Что нужно человеку, чтобы приобрести навыки публичных выступлений?

Конечно, прежде всего, необходимо отметить важность природных данных. К ним относятся особенности нервной системы, функциональная деятельность головного мозга, строение голосовых связок, двигательный аппарат. У будущего оратора должно быть развито волевое внимание, хорошая образная и логическая память, быстрая сообразительность, глубина и широта мышления. Цицерон сказал: «Совершенство не дано никому, но упорством и настойчивостью можно приблизиться к нему, насколько позволяет природа».

Конечно, наличие природных данных очень важно, но обратите внимание на другую мысль Цицерона, которая едва ли не важнее — это желание человека достичь цели, внутренний настрой на успех. Ведь не зря говорят: «Путь — цель странника!

Кроме того, человек, который хочет влиять на других, должен обладать сильной личностью. «Типичными чертами личности являются независимость и оригинальность мышления, дружелюбие, открытость, уверенность в себе, обаяние, артистизм, и, несомненно, трудолюбие, сила воли и активный характер».

Если оратор является такой личностью — сильной, способной убеждать, влиять на поведение людей, — то моральная установка, которую он несет в массы, становится очень важным фактором. По мнению социологов, в нашей стране сейчас преобладает моральный плюрализм: у каждого человека есть свой моральный кодекс. Такое положение дел опасно, поскольку может привести к моральной распущенности или вседозволенности. При всем уважении к личному мнению каждого человека, тем не менее, необходимо сформировать определенную систему ценностей, на которую ориентируется человек, с одной стороны, не теряя своих индивидуальных качеств, но с другой стороны, он также является представителем определенного общества. Поэтому риторическое образование должно сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием, которые формируют такие принципы социального взаимодействия людей, как отказ от монополии истины, готовность к диалогу и компромиссу, позитивная критика, борьба со злом, милосердие, порядочность и честность.

В публичном выступлении есть три основных этапа:

  1. Предкоммуникативная (до встречи с аудиторией);
  2. коммуникативный (сам процесс говорения);
  3. посткоммуникативный (анализ языка).

Не стоит пренебрегать первым этапом подготовки к выступлению. Оратор должен предвидеть в мельчайших деталях конкретную речевую ситуацию, в которой он окажется. То, насколько хорошо оратор информирован об аудитории, перед которой он будет выступать, может оказать большое влияние.

Поэтому проверьте заранее:

  • условия, в которых будет проходить выступление (большое или маленькое помещение, теплое или холодное, хорошая акустика, освещение и т.д.)
  • обстоятельства, при которых состоится встреча (перед отпуском, в конце рабочей недели, позднее начало и т.д.)
  • кто является аудиторией, которая приходит на встречу: ее численность (приемы, используемые в аудитории, тип поведения, форма подачи материала могут быть разными для маленькой и большой аудитории); возраст; гендерная или этническая неоднородность (чем однороднее аудитория, тем однороднее реакция); уровень образования и круг профессиональных интересов; настроение.

Важно не упустить эту деталь из виду: Как должен выглядеть сам оратор? Его костюм должен быть уместным, то есть соответствовать ситуации общения, а не вызывать удивление или зависть — это затруднит его слушание. С другой стороны, костюм также должен излучать определенную торжественность, особенно если это первая встреча (таким образом оратор дает понять, что считает это важным событием и проявляет уважение к аудитории). Прическа должна быть аккуратной, макияж умеренным, украшения скромными. Важно помнить, что скромность предпочтительнее показного шика.

Итак, если оратор морально готов к встрече с аудиторией, теперь необходимо подготовиться к самой речи. Это очень важная и ответственная задача.

Ораторское искусство

Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

  • эрудированным;
  • высокоинтеллектуальным;
  • опрятным, притягивающим внимание.

Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.

Практические занятия

Практическая подготовка выступления начинается с выбора темы, которая должна представлять несомненный интерес для оратора и его аудитории. Название выступления должно отражать суть проблемы в сжатой форме и носить рекламный характер: Он должен привлекать внимание и затрагивать интересы аудитории.

Определившись с темой и названием, необходимо подумать о том, какие цели вы преследуете: Новизна информации, ожидаемая реакция аудитории.

Содержание речи должно раскрывать тему, а для этого используйте факты, аргументы, причины, объяснения. Для поиска иллюстративного материала можно использовать:

  • официальные документы;
  • научная, научно-популярная литература;
  • Справочные издания: энциклопедии, энциклопедические словари, статистические сборники, ежегодники по различным предметам, таблицы;
  • Интернет-страницы;
  • через средства массовой информации;
  • результаты социологических опросов.

Композиция речи — это логическое, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей речи и их соответствующая взаимосвязь, система организации материала.

Речь состоит из трех частей: Введение, средняя часть (аргументация) и заключение.

Психологи утверждают (и это доказано многочисленными экспериментами), что согласно так называемому «закону края» лучше всего усваивается то, что включено в начало и конец сообщения. Поэтому особое внимание следует уделить введению и заключению.

Функция вступления — психологически подготовить аудиторию к восприятию темы, заинтересовать и создать психологически благоприятные условия для ее обсуждения. Для этого во введении следует подчеркнуть актуальность темы, ее важность для данной аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса. Введение должно быть кратким.

Заключение должно быть не более 1,5-2 минут. Здесь оратор резюмирует, кратко повторяет основные идеи своей речи. Народная мудрость гласит: «Конец — это конец вещей». Поэтому убедительное и яркое заключение оставит хорошее впечатление от всей речи, неудачное — также испортит хорошее выступление.

В средней части излагается основной материал, последовательно объясняя выдвинутые положения, аргументируя и доказывая их правильность, анализируя примеры и тем самым подводя аудиторию к необходимым выводам.

Материал должен быть расположен в логическом порядке, презентация не должна быть слишком длинной и подробной. Здесь необходимо стремиться к яркости, четкости, время от времени проявлять эмоции, воздействовать на аудиторию нужным образом, вызывать реакцию, желание действовать в определенном направлении.

При работе над презентацией следует учитывать следующие рекомендации:

  • Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту своей речи, пока не объясните предыдущий.
  • Начните презентацию с самых важных положений.
  • не повторять. Повторение того, что не было сказано, производит очень неблагоприятное впечатление. Если вы считаете необходимым повторить сказанное, дайте понять, что делаете это намеренно.
  • не отвлекаться на посторонние факты, информацию, примеры и т.д., не относящиеся к сути дела.
  • следовать принципу амплификации, суть которого заключается в том, что важность и убедительность аргументов постепенно увеличивается, самые сильные аргументы используются в конце аргументации.

Запоминание и произношение языка

Оратор должен декламировать речь наизусть, поскольку аудитория плохо читает текст с листа бумаги. Иногда необходимо заучить текст речи, и это может быть оправдано, если вам нужно выступить с убедительной речью на собрании, с приветствием на торжественном мероприятии. Заучивание речи может быть небольшим. Если речь большая (лекция, доклад), то запоминание возможно не для всех, и тогда могут возникнуть проблемы с воспроизведением: сильное волнение, шум в зале. Спикер не всегда могут продолжить начатое. Многие опытные ораторы советуют говорить на основе текста: выделять основные смысловые части; подчеркивать главные идеи; выделять фактический материал (имена, статистику, цитаты). Такой текст будет легко использовать во время выступления, а сама речь создаст впечатление свободного владения материалом, позволяя оратору свободно общаться с аудиторией.

Оратор не всегда имеет возможность подготовить речь заранее, а затем вынужден создавать ее во время презентации. Импровизированная речь обычно хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается прямой контакт с аудиторией. Однако из-за того, что черновой вариант речи не всегда проходит гладко, оратор не всегда укладывается в отведенное время, некоторые вопросы остаются без ответа. «Выступление» перед аудиторией — это высокое искусство, результат долгой и кропотливой работы, показатель опыта и теоретической подготовки оратора.

Следует помнить, что самым эффективным инструментом оратора является его голос. Уинстон Черчилль, выдающийся политик и великолепный оратор, очень тщательно готовился к каждому своему выступлению. Он несколько раз перечитывал текст своей речи и делал пометки на полях, чтобы убедиться, что его слова окажут эффективное воздействие на слушателей. В одной рукописи он написал на полях текста: «Здесь надо возвысить голос: недостаточно аргументов!

Давайте рассмотрим этот пример и проанализируем, что нужно сделать, чтобы научиться эффективно владеть этим «оружием». Прежде всего, необходимо определить слабые и сильные стороны своего голоса, а затем научиться выразительно читать, что требует хорошей дикции, среднего темпа речи, умения делать логические ударения и паузы, способности варьировать высотный диапазон голоса и применять разнообразные интонации.

Сведем рекомендации экспертов к следующим правилам произношения:

  • Язык должен быть правильным во всех его аспектах;
  • избегайте монотонности; поддерживайте средний темп речи;
  • Говорите достаточно громко, чтобы все в аудитории хорошо слышали выступающего.

Есть типичные недостатки ораторской речи. Давайте обратим на них внимание.

Бедность словарного запаса . Небольшое количество слов, используемых говорящим, их постоянное повторение выглядит удручающе и указывает на его низкий образовательный и интеллектуальный уровень. В речи должны присутствовать синонимы, красочные фразы, сравнения.

Стилистическое несоответствие . Следует помнить, что о предметах разного духовного и морального достоинства следует говорить в разных стилях: о важных вещах не следует говорить в низком стиле, о грустных — в веселом. Чем достойнее тема речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов. Жаргонные, разговорные слова вообще не должны использоваться в ораторской речи.

Также не стоит говорить слишком напыщенно или слащаво, это делает речь неестественной.

Длина . Слишком длинные, запутанные аргументы сокращаются, сложные предложения разбиваются на 2-3 предложения.

Излишняя краткость . Опуская какую-то информацию или недоговаривая что-то, оратор делает свою презентацию не совсем понятной. Говорите не для того, чтобы вас поняли, а для того, чтобы вас не поняли. Следует избегать использования непонятных слов, узкоспециализированных терминов и устаревших слов.

Моменты несостоятельности . Необходимо избегать многочисленных фонетических пауз-заполнителей (слов-паразитов), таких как е-е-е-е…м-м-м-м…нравится?… и т.д., а также безголосые аллитерации — повторы согласных (министр встретился с высокопоставленными представителями…).

Как воздействовать на аудиторию

Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

  • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
  • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
  • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
  • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
  • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.

Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]