Понятие юридической риторики
Определение 1
Юридическая риторика — это совокупность навыков и умений юриста по подготовке и произнесению судебной речи, проведению бесед, консультированию доверителей, участию в поведении переговоров. Под юридической риторикой понимают способы убеждения, различные формы языкового воздействия на аудиторию для получения желаемого эффекта.
Риторика, или ораторское искусство — это филологическая наука об искусстве публичного выступления перед аудиторией, изучающая способы построения художественно выразительной речи. Хороший оратор отличается точностью, ясностью, чистотой речи и предельной информативностью языка. Практика коммуникации определяет предмет риторики как теории коммуникативной деятельности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Наиболее хорошо изученной и яркой стороной юридической риторики является анализ текстов речей юриста и решений судьи. Большую долю предмета юридической риторики составляет процесс подготовки доводов, оснований, выводов, оформления характеристик содержания дела для последующего представления в речи юриста или решении суда.
Юридическая риторика тесно взаимосвязана с разными отраслями права и филологией, является важным прикладным разделом научной риторики. Юридическая риторика зависит от методологии и предмета систематической дисциплины. Убеждение является предметом юридической риторики в возникающих правоотношениях.
Как научная дисциплина, юридическая риторика исследует весь объем проблем, связанных с подготовкой и предоставлением оценочных выводов о юридически значимых фактах в процессе их исследования и принятия правового решения. Специфические правовые и филологические подходы к исследованию юридической риторики являются правомерными, если согласуются с риторическим методом исследования. Научная методология юридической риторики тесно связана с методологией права и с общей методологией гуманитарных наук.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Юридическая риторика 430 ₽ Реферат Юридическая риторика 270 ₽ Контрольная работа Юридическая риторика 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В те же годы был еще один знаменитый адвокат — Гай Скрибоний Куриондед. Цицерон назвал его оратором поистине блистательным, а речь Куриона в защиту Сервия Фульвия о кровосмешении — образцом красноречия.
Судебные речи Марка Антония (143-87 до н.э.) имели политический оттенок. Главным оружием в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и, обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.
Решительно недостижимым, по характеристике Цицерона, судебным оратором был Красе. Речи его отличались тщательной подготовленностью. Это касалось прежде всего юридической обоснованности, а также стилистического изящества. Цицерон называл его «лучшим правоведом среди ораторов».
Последним ярким представителем доцицероновского периода римского судебного красноречия был Квинт Гортензий Гортал. Речь Гортензия, всегда отработанная, изящная и доступная, покоряла слушателей благородством мыслей, точным и уместным выбором слов и конструкций. Ясность речей достигалась тем, что оратор умело выделял главные пункты, анализировал и оспаривал доводы противной стороны и в конце представлял новые, бесспорные аргументы. Гортензий ввел два приема, каких не было ни у кого другого: разделение, где перечислял, о чем будет говорить, и заключение, в котором напоминал все доводы противника и свои.
Голос Гортензия отличался приятностью и ровностью, манеры — достоинством, жесты — одушевлением. Каждое его появление в суде вызывало восторг слушателей.
Все лучшее, чего достигло древнее римское ораторское искусство, сконцентрировано в ораторском мастерстве Марка Туллия Цицерона (106-44 до н.э.). Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут возвести человека на самую высокую ступень почета: одно -это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошего оратора». Одаренный от природы, он получил прекрасное образование: изучал римское право у знаменитого юриста Сцеволы, учился диалектике — искусству спора и аргументации, знакомился с греческой философией, изучал ораторское искусство греческих мастеров слова, учился ему у Красса и Антония.
Но на первый план Цицерон выдвигал труд. Он много работал над голосом, чтобы устранить его природную слабость и придать ему приятное звучание и силу. Всегда тщательно готовился к произнесению речей, постоянно совершенствовал свое ораторское мастерство. Наиболее полезным для оратора Цицерон считал этику и логику, философию, историю и литературу, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, знание этики — выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Философия, история и литература делают интересным то, что уже известно.
Наиболее важными условиями успеха Цицерон считал убежденность самого оратора и стремление убедить суд, а решающим фактором в выступлении оратора — знание. Если говорящий плохо знает дело, то никогда не сможет убедить слушателей, каким бы искусством ни обладал; знание же «дает содержание красноречию, материал для выражения». Оратор, по его убеждению, должен подобрать материал и доказательства, уметь расположить их.
Расположению материала (expositio) Цицерон придавал большое значение. Он разработал композицию судебной речи, которая обеспечивала максимально легкое усвоение материала. Речь состояла из шести частей: 1-я часть — вступление, которое должно вызвать симпатии к оратору, сосредоточить внимание слушателей, подготовить их к тому решению, которое предложит оратор; 2-я часть (Partitio) — план выступления, в котором он ясно указывал основные положения защиты и выдвигал тезис; 3-я часть (Narratio) — рассказ о том, как произошло преступление. Самой главной частью речи Цицерон считал 4-ю — доказательства (Probatio). Для доказательства оратор привлекал факты двоякого рода: одни из них должны действовать на ум слушателей (argumentum); другие — воздействовать на чувства, что особенно важно в конце речи. Затем шла 5-я часть (Repetitio) — повторение решающих доводов, чтобы они лучше запечатлелись в сознании суда. И заканчивалась речь подведением итогов (Peroratio).
Главная сила речей Цицерона — в их содержательности, умении подбирать веские доказательства, в логичном расположении материала. Он постепенно и целенаправленно разбивал все нападки противников, старался не столько победить, сколько убедить.
Глубокому содержанию речей Цицерона соответствовала яркая форма. Все изобразительные средства были использованы и «разбросаны по речи с умом», особенно сильны были его патетические заключения с риторическими вопросами. Цицерон писал: «Чтобы зажигать сердца, речь должна пылать». И все его судебные речи, сильные по аргументации, удивительные по форме, очаровывали и подчиняли себе слушателей: он умел возбудить в них чувство сострадания к подсудимому, умел остроумным замечанием ввести противника в замешательство, заставить судью улыбнуться. Квинтилиан так оценил ораторское мастерство Цицерона: «Небо послало на землю Цицерона, по-видимому, для того, чтобы дать нам пример, до каких границ может идти могущество слова… С полной справедливостью современники провозгласили его царем адвокатуры».
Искусство судебной речи в IV — XIV вв .
В IV-V вв. искусство судебной речи развивается в Древней Грузии. Оратор IVв., видный деятель знаменитой Колхидской риторической школы Фартадзе считал, что судебная речь должна быть строго аргументирована юридически. Древнеармянский философ VI в. Давид Анахт среди жанров ораторского искусства выделял судебное красноречие.
В XII-XIV вв. искусство публичного спора в Грузии и Армении достигло высокого уровня. В XIV в. успешно развивается судебное красноречие в Италии. А в XV в. красноречие в сфере правовых отношений развивалось в государствах Средней Азии.
Средние века, с их феодальным строем, господством церкви, с отстранением народа от общественных дел, не могли содействовать развитию красноречия: дела в судах решались формально, и слово не имело большого значения.
Судебное ораторское искусство Франции
Яркие страницы в историю мирового судебного ораторского искусства вписали французские судебные ораторы. Если в XI-XV вв. речи адвокатов были пересыпаны цитатами из церковных книг, то постепенно они освобождаются от этого и приобретают светский характер. Растет авторитет римского права. Появляются сочинения, посвященные теории судебного красноречия, например «Диалог об ораторах» Луазеля. Авторы теоретических работ требуют от судебного оратора прежде всего глубокого знания дела. В XVII в. были известны такие мастера судебного слова, как Леместр, Патрю, де Саси, Жербье, Кошен, де Молеонь.
Но большего расцвета судебное ораторское искусство достигло здесь в XIX в., его представляли настоящие мастера судебной речи: Жюль Фавр, Лашо, Беррье, братья Дюпен, Шэ д’Эст Анж, Лабори, Кремье, Морнар. Их речи отличает ясность изложения, изящество формы. Речи легко читаются и воспринимаются, так как мысли в них выражены точно, доказательства приведены последовательно. В них нет противоречий, длинных и тяжелых фраз. Эти качества в одинаковой мере свойственны большинству речей названных ораторов. Русский адвокат К.К. Арсеньев, изучавший красноречие французских юристов, писал, что «весь материал, как бы обширен он ни был, тщательно сгруппирован и разделен на части, тесно связанные между собой, естественно вытекающие одна из другой. Ни скачков, ни возвращений назад, ни повторений, кроме тех, которые необходимы для лучшего освещения фактов» [22. С. 276]. Речи французских судебных ораторов нужно читать каждому юристу и учиться на них выражать мысли ясно, точно, логично.
Судебное красноречие в дореволюционной России
Русское судебное красноречие[26] начинает развиваться во второй половине XIX в., после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных и с учреждением присяжной адвокатуры. Корпус российских государственных обвинителей был сформирован впервые в середине XIX в. в отсутствие школы, подготовки, на основе лишь зарубежного, не всегда приемлемого для российских условий опыта. В короткое время русские прокуроры превратились в «говорящих публично судей», которых отличали «спокойствие… опрятность приемов обвинения…». Выдающимся, самым ярким государственным обвинителем XIX в. был А.Ф. Кони. Судебные речи талантливых русских юристов А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Н.П. Карабчевского, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, П.А. Александрова, Н.И. Холева, С.А. Андреевского, В.И. Жуковского, К.Ф. Хартулари, Ф.Н. Плевако, М.Г. Казаринова, А.В. Лохвицкого, Н.В. Муравьева, М.Ф. Громницкого, В.М. Пржевальского, П.Н. Обнинского, А.М. Бобрищева-Пушкина с полным правом называют прекрасными образцами судебного ораторского искусства.
вернуться 26
См. об этом: Соболева А. Образ русского судебного оратора // Российская юстиция. 2004. № 2-3.
Судебная речь и ее виды
Определение 2
Судебная речь — это публичная речь, обращенная ко всем присутствующим при рассмотрении гражданского или уголовного дела и участвующим в нем, произнесенная в здании суда и представляющая собой изложение выводов юриста по данному делу либо его возражения другим ораторам.
Основная цель судебной речи — способствовать убеждению судей, аргументированно и убедительно воздействовать на народных и присяжных заседателей, а также присутствующих в зале граждан. Судебная речь образует «мост» между пониманием оратором истины по делу и предстоящим судебным решением.
Виды судебных речей:
- по назначению — речь по гражданскому или уголовному делу;
- по субъектам публичных выступлений — речь государственного или общественного обвинителя, общественного защитника, защитника, гражданского истца и ответчика, защитительная речь подсудимого;
- по стадиям судопроизводства — в уголовном судопроизводстве выделяют речь: в стадии передачи подозреваемого суду, в судебном разбирательстве, в стадии исполнения приговора, в судебном разбирательстве, в надзорной инстанции.
Предмет судебной речи — деяние, за которое подсудимый привлекается к ответственности. Материалом для судебной речи являются обстоятельства, связанные с гражданским или уголовным делом, доказательства и факты.