Оцени поступок
Для игры нужно подготовить картинки, изображающие добрые и плохие поступки. Педагог рассказывает, что злая чародейка заколдовала тропинки в лесу. Дети пошли за грибами и ягодами, но заблудились. Чтобы расколдовать лесные тропинки, нужно правильно разделить картинки.
Игроки внимательно рассматривают изображения, рассказывают, что видят, оценивают нарисованные сюжеты. Затем разделяют картинки на 2 группы: в правую сторону кладут положительные сюжеты, в левую – отрицательные.
Добрые слова
При словесной игре «Добрые слова» ведущий произносит прилагательные с отрицательным значением, а дети должны заменить их положительными словами. Для примера:
- сердитый – радостный;
- грустный – веселый;
- шумный – тихий;
- трусливый – смелый;
- грубый – нежный;
- болтливый – молчаливый;
- зловредный – дружелюбный;
- жадный – щедрый;
- лживый – правдивый;
- агрессивный – добродушный;
- ленивый – трудолюбивый.
Ищем добрые слова
Игра предназначена для старшей и подготовительной групп. Для нее нужно подготовить разделенные на несколько частей карточки. В одной из ячеек изображен взрослый определенной профессии или общественного статуса: родитель, незнакомый человек, сосед, врач, продавец, учитель, кондуктор. Также для игры необходимы отдельные карточки со словами, размером соответствующие ячейкам. На них должны быть написаны слова и фразы, применяемые при обращении ребенка к взрослому: «здравствуйте», «простите», «будьте добры», «скажите, пожалуйста» и прочие.
Ведущий зачитывает фразу, а дети размышляют, при обращении к какому взрослому ее можно применить. Когда определятся с выбором, кладут карточку на правильную ячейку.
Сердечное дерево
Для игры нужно подготовить изображение волшебного дерева, а также вырезать листья в форме сердечек. Педагог объясняет воспитанникам, что ураган сорвал листву с волшебного дерева добра. Нужно вернуть листья на ветки. Но сделать это может только тот, кто знает добрые и вежливые слова.
Каждый игрок берет сердечко. Педагог задает вопрос. Ответив правильно, ребенок может прицепить сердечко к ветке дерева. Если игрок затрудняется с ответом, или если отвечает неправильно, то ход передается следующему участнику.
Вот примеры вопросов:
- что нужно говорить при встрече;
- как успокоить плачущего друга;
- каким словом отблагодарить за помощь;
- что нужно сказать, если нечаянно ударил локтем человека;
- что следует сказать при прощании;
- как пригласить старушку сесть на свободное место в автобусе;
- что нужно сказать, когда друг поделится с тобой конфетой.
Заверши предложение
Ведущий произносит начало предложения, а игроки по очереди должны его завершить:
- Митя воспитанный и вежливый, при встрече он всегда говорит… здравствуйте;
- когда друг простудился, чихает, нужно сказать ему… будь здоров;
- мама отругала Ваню за баловство, а он ответил ей… извини;
- когда люди встречаются вечером, они говорят друг другу… добрый вечер;
- родители вручили Маше подарок на день рождения, а она ответила… спасибо;
- прощаясь, люди говорят друг другу… до свидания;
- мама, укладывая Олю спать, говорит ей… спокойной ночи;
- Артем вежливо попросил у друга книгу, друг согласился и сказал… пожалуйста.
Как правильно здороваться
Эта игра для дошкольников развивает концентрацию внимания, может использоваться как физкультурное занятие.
Педагог объясняет детям, что здороваться можно 3-мя способами: головой, руками и ртом. Играющие рассматривают каждый вариант. Каждый игрок предлагает свой вариант приветствия. Головой – это кивок, моргание, подмигивание. Руками – это пожатие, хлопки ладонями, соединение кулаков. Ртом – это произнесение слов «здравствуй», «добрый день», «привет».
Далее дети начинают двигаться по игровой площадке, а педагог дает определенные сигналы. Когда он хлопает в ладоши один раз, каждый ребенок должен поздороваться с оказавшимся рядом игроком за руку. Когда воспитатель хлопает 2 раза, дети здороваются головой. Когда хлопает 3 раза, игроки произносят приветственные слова.
Добрые слова
Цель игры «Добрые слова» – расширение представления о положительных качествах людей. Дети учатся видеть доброе в близких. Количество участников неограниченное, для игры нужен мяч.
Игроки становятся в круг. Педагог предлагает им вспомнить, какие добрые эпитеты используются при обращении к близким людям: родителям, родственникам, друзьям. Дети называют: «хороший», «заботливый», «красивый», «милый», «дружелюбный», «веселый», «нежный» и прочие слова. Тогда педагог просит участников посмотреть на соседа по игровому кругу, подумать, какими положительными качествами он обладает.
Каждый игрок берет мяч, называет доброе качество соседа. Затем передает эстафету стоящему рядом участнику. Игроки младшего возраста называют только сами эпитеты. Дети средней группы должны также объяснять свой ответ. Например, «Саша щедрый, потому что разрешает играть со своими игрушками».