Причины, признаки и коррекция системного недоразвития речи

При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих – грамматики, фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона. В некоторых ситуациях системное недоразвитие речи у ребенка может быть симптомом более тяжелого и опасного состояния – патологии психоэмоционального развития.

Общая информация

Речь − комплексный навык, в котором принято выделять несколько функциональных элементов:

  • грамматика, подразумевающая знание правил образования предложений и слов, в том числе, их согласование между собой по роду, падежу и числу;
  • лексика, характеризующаяся словарным запасом, лексикон постепенно увеличивается в процессе взросления ребенка;
  • фонетика − правильность произношения звуков и их комбинаций.

СНР в логопедии − это речевой дефект, затрагивающий все три компонента речи у детей в возрасте старше 5 лет. Если аналогичные нарушения выявляются до этого возраста, то логопеды и педиатры говорят о задержке речевого развития.

Устанавливать диагноз СНР может только врач-логопед после комплексного обследования ребенка и проведения логопедического анализа.

Признаки

Как понять, что ребенок отстает и заподозрить, что имеет место задержка психического, речевого или интеллектуального развития до того, как чаду исполнится пять лет?

  1. Первые тревожные звоночки могут наблюдаться еще на первом году жизни. Что должно насторожить: в ответ на слова и звуки, произносимые взрослыми, кроха не пытается воспроизвести что-то свое.
  2. В возрасте от года до полутора лет ребенок учится имитировать звуки, произносимые близкими, а также показывать на предметы по просьбе мамы. Если этого не происходит, необходимо задуматься.
  3. Следующий рубеж – 2 года. Здесь ребенок должен уметь говорить слова или словосочетания по собственному желанию, то есть, спонтанно.
  4. В три года взрослые должны понимать примерно две трети того, что говорит чадо, в четыре года – смысл абсолютно всех слов. Если этого не происходит, необходимо получить консультацию специалиста.
  5. В пять лет, когда речь уже идет о таком диагнозе, как СНР, признаки могут быть такие: речь остается невнятной, ее трудно понять; между импрессивной и экспрессивной речью нет согласованности – ребенок все понимает, но высказаться сам не может.

Возможные причины

Системные нарушения речи отмечаются у пациентов, имеющих органические изменения в структуре головного мозга. Врачи выделяют следующие возможные причины:

  • Гипоксическое повреждение ЦНС во внутриутробном периоде. Гипоксия может развиваться из-за патологии плаценты, наличии у матери заболеваний внутренних органов, в том числе инфекционного характера.
  • Хронические интоксикации плода на фоне алкоголизма, наркомании или табакокурения беременной женщины.
  • Родовая травма либо повреждение головного мозга в результате травматического воздействия в первые 3 года жизни.

Помимо этого, системное недоразвитие речи отмечается при умственной отсталости, детском церебральном параличе и генетических аномалиях (синдром Дауна и др.).

Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.

Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Клинические проявления

Симптомы патологии и их выраженность зависят от степени тяжести заболевания. В логопедии выделяют три степени системного недоразвития речи:

  • При заболевании легкой степени темп разговора сохраняется на нормальном уровне или даже может быть ускоренным. Ребенок отчетливо произносит отдельные звуки. При попытке произнести сложное предложение или фразу возникают трудности. Из-за недоразвития речи, он плохо понимает причинно-следственные связи. Лексикон ограничен, что приводит к использованию в разговоре одних и тех же слов, без возможности подбора к ним синонимов.
  • Недоразвитие средней степени тяжести связано с нарушением процесса артикуляции, то есть произношения звуков. Интонация у такого ребенка монотонная. Если попросить его быстро рассказать о чем-либо, то больной смешивает звуки или заменяет их на другие. В предложениях отмечаются грамматические ошибки. Плохо понимает сказанное, особенно, если слова имеют переносный или скрытый смысл. Школьники в общении пассивны − предпочитают отвечать на вопросы, чем задавать их самостоятельно. При пересказе рассказа отмечается выпадение элементов истории или искажение общего смысла. Лексикон ограничен. В результате нарушения речи, учащиеся демонстрируют дислексию и дисграфию.
  • При заболевании тяжелой степени нарушения артикуляции резко выражены. Речь имеет медленный темп и монотонный характер. При этом она нечеткая и невнятная, что связано с искажениями звуков. Отмечается большое количество грамматических ошибок, вплоть до появления несуществующих слов и высказываний. Такие дети плохо понимают обращенную к ним речь. При попытке самостоятельного общения говорят отдельными простыми фразами, редко содержащими более 3-4 слов. Общение при этом сопровождается выраженной жестикуляцией и мимикой. Характерно существенное уменьшение словарного запаса. В результате нарушенной мелкой моторики рук навыки письма отсутствуют, либо находятся на минимальном уровне.

Системное недоразвитие речи − это диагноз, который выставляется детям старше пятилетнего возраста. Для его подтверждения ребенок проходит обследование у логопеда, психиатра и невролога. При сопутствующей умственной отсталости или нарушении эмоциональной сферы, может быть выставлен диагноз «задержка психического развития».

Нормы развития речи у ребенка

Существуют определенные критерии, которые помогут родителям заподозрить нарушения у ребенка и обратиться в больницу:

ПериодОписание
1-8 месяцевВ этот период ребенок издает звуки и слоги. Постепенно появляется детский лепет. Кроха играет с голосовыми звуками. Может называть определенные предметы и людей, с которыми чаще всего общается. Формируется также артикуляция и интонация.
1-2 годаРебенок начинает произносить глаголы, но родители принимают этот шаг за первые слова. На этом этапе все зависит от психического развития ребенка. В некоторых ситуациях его понимают только близкие люди, которые больше всего проводят с ним время. К 2 годам малыш уже произносит несколько слов или фразы. Словарный запас постепенно увеличивается.
2-3 годаКоличество слов постепенно увеличивается. Малыш пытается составлять предложения, отталкиваясь от главного слова, в результате чего формируется грамматическая связь. На этом этапе ребенок начинает осваивать изменение окончаний в словах. Он учится мысленно обдумывать слова и конструкции, постепенно осваивать родной язык.
3-5 летНа этом этапе ребенок произносит законченные фразы, отрывки устной речи с общим смыслом. Он учится поддерживать общение с собеседником. В этот же период формируется словарь его языка.
5-7 летРебенок осваивает связную речь. Учится высказывать свои мысли, составляя целые предложения. При этом он придерживается определенной последовательности. У него формируется разговорное логическое мышление.

Деление речевого развития на уровни в каждом случае происходит индивидуально. Все зависит от психоэмоционального состояния ребенка, его физического здоровья и индивидуальных особенностей.

Диагностические мероприятия

Диагностикой речевого расстройства занимается логопед. План обследования при этом включает в себя обязательное ознакомление с медицинской документацией ребенка. При необходимости, логопед консультируется с педиатром, детским неврологом или психиатром. Также необходимо выяснить давность и характер развития речевых нарушений у родителей.

В процессе общения с ребенком логопед выявляет степень сформированности отдельных компонентов речи: лексики, фонетики и грамматики. Диагностику начинают с оценки связной речи. Ребенка просят составить рассказ на основе изображений, пересказать простой текст или составить историю о своем собственном воспоминании. В процессе этого упражнения специалист дает характеристику грамотности речи. В ходе работы над упражнениями на оценку связности речи изучается словарный запас.

Вторая часть диагностического обследования − изучение фонетики речи. Логопед оценивает функциональную целостность артикуляции, особенности звукопроизношения и звуконаполняемости речи. Обязательно оценивается слух ребенка, так как речевые дефекты могут быть связаны с тем, что нарушается процесс усвоения речевых конструкций.

Дети с интеллектуальной инвалидностью

Общество должно быть толерантно людям с умственной отсталостью, необходимы специальный подход и педагоги, знающие специфику работы, способные дать интеллектуальным инвалидам образование и помочь реализоваться.

Дети с УО нуждаются в поддержке окружающих, особенно родителей, которые должны обеспечить таким чадам психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.

У младенцев довольно тяжело выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они почти не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они поздно начинают держать головку, лепетать, сидеть, ползать.

Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в садик, становится заметно, что он испытывает трудности с соблюдением режима дня, общением со сверстниками, овладением новыми навыками. К примеру, трехлетний малыш не может сам собрать пирамидку, хотя много раз повторял это с воспитательницей. Одногруппникам это удалось после 1–2 занятий.

Дети-олигофрены не любознательны, они не могут долго усидеть на одном месте, но устают очень быстро. Речь их скудна, они путают буквы (особенно согласные). Так как фонематический слух и анализ у них развивается слабо, они неправильно произносят слова, а потом – неправильно и пишут. Отстает в развитии слуховое различение и артикуляционный речевой аппарат – отсюда невнятная речь.

Страдает общая и тонкая моторика, так как центральная нервная система развивается аномально. Движения малыша неуверенные и вялые, с предметами он манипулирует хаотично. Он долго не может определить «главную» руку, обеими двигает несогласованно.

Сложности со «щипковым» и «пинцетным» захватом не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку, научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает обслуживать себя.


Ребенок не может сконцентрироваться и что-то запомнить. Это отрицательно влияет на познавательную активность и мыслительную деятельность. Малыш не видит и не слышит, что ему говорят из-за нарушения внимания.

Учеба таким детям дается тяжело: они медленно усваивают материал, потому что не запоминают его и не могут воспроизвести полученную информацию. Усвоенный после многократных повторений навык или знания они не могут применить и быстро забывают.

Вербально (словесно) чувства ребенок выразить не в состоянии, потому что плохо владеет речью, но зато выражают эмоции мимикой, касаниями, жестами. Сопереживать он не способен. Воля у него слабая, потому он доверчив к любому человеку, легко внушаем, а это весьма опасно.

Без промедления обращайтесь к специалисту (неврологу), если ваш ребенок ведет себя необычно или вы не понимаете, что с ним происходит. Польза от этого двойная – в лучшем случае развеются все сомнения в адекватности вашего чада, а в худшем (что, впрочем, тоже неплохо) – ранняя диагностика позволит незамедлительно принять меры к решению проблемы. Это позволит лучше социализировать такого ребенка и адаптировать к жизни.

Врач осмотрит маленького пациента, расспросит родителей о симптомах, когда они появились, о практических и социальных навыках ребенка, адаптивном поведении и т.д. Обязательно проводится тест на интеллект, позволяющий выяснить, насколько малыш обучаем, может решать задачи и абстрактно мыслить. IQ ниже 70 может свидетельствовать о наличии интеллектуальной инвалидности и его уровне.

Советы родителям

Мамам и папам особенных детей можно дать такие рекомендации:

  1. Конечно же, услышать такой диагноз для своего ребенка – это ужасный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, злость, отчаяние, тоска. Но все же придется принять этот факт, смирится с ним, а хорошей поддержкой может стать общение с другими родителями, имеющим подобной проблемой. Неплохо и посетить психолога.
  2. Нужно четко разделить свои возможности с тем, что сделать невозможно и, не опуская рук, искать пути решения задач и средства.
  3. Консультируйтесь со специалистами. Целесообразно также собрать как можно больше информации из серьезных источников об умственной отсталости, чем и как можно помочь ребенку, что конкретно следует предпринять, куда обращаться. Опыт семей с ребенком-олигофреном бесценен, общайтесь с ними.
  4. Узнайте об услугах, которые оказываются на государственном и общественном уровне семьям с детьми с умственной отсталостью, и пользуйтесь ими.
  5. Думайте не об ограничениях, а о возможностях своего ребенка, что он может и что ему нужно, чем его порадовать. В ваших силах помочь ему стать самостоятельным и социализироваться, насколько это возможно.
  6. Ни в коем случае не изолируйте свое чадо от других людей, ни детей, ни взрослых.
  7. Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с малышом, а в соответствии с возрастом.
  8. Необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Цель обучения – социальная адаптация, то есть ребенок должен овладеть речью, письмом, бытовой самостоятельности.

Не ждите чего-то особенного от всех ваших усилий, какого-то сверхрезультата, радуйтесь самому малому прогрессу. Но и останавливаться на достигнутом не следует. Даже если вы понимаете свое чадо по отдельным словам, для коммуникации с другими и социальной адаптации этого мало. Двигайтесь дальше, не опускайте руки и не потакайте лени ребенка.

Для уменьшения вероятности рождения умственно отсталого ребенка беременной женщине следует:

  • НЕ пить, курить и принимать наркотики;
  • принимать фолиевую кислоту;
  • регулярно посещать врача;
  • придерживаться диеты, содержащей овощи и фрукты, цельные зерна, продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

  • провести скрининг малыша – это позволит выявить болезни, способные спровоцировать умственную отсталость;
  • регулярно ходить на прием к педиатру;
  • делать все положенные по графику прививки;
  • разрешать ему кататься на велосипеде только в шлеме, а в автомобиле до положенного возраста возить исключительно в автокресле;
  • исключить контакт чада с бытовой химией и красками на основе свинца.

Сопровождение специалистами

Ребенку с интеллектуальной инвалидностью необходимо комплексное сопровождение на протяжении всего детства следующих специалистов:

  • детского психолога и психиатра;
  • логопеда;
  • невролога;
  • дефектолога.

Если существуют и другие нарушения (слепота, глухота, ДЦП, расстройства аутистического спектра), то к вышеупомянутым профессионалам добавляются реабилитолог, окулист, массажист, преподаватель ЛФК.

Мероприятия по коррекции

Программа логопедической работы зависит от степени тяжести системного недоразвития речи. Детям с СНР 1 степени проводят различные упражнения на активизацию самостоятельного мышления и речевой деятельности. С этой целью, логопед и родители должны активно общаться с ребенком, стимулируя развитие свободной речи и словарного запаса. Если подобные нарушения возникли у малыша на фоне недоразвитого слуха, то ему необходимо купить слуховой аппарат. Это позволяет ему активно усваивать речевые конструкции и грамматику языка из разговоров со взрослыми и другими детьми.

При системном недоразвитии речи средней тяжести комплексно развивают речевую активность и понимание речи. Отдельно работают над улучшением лексико-грамматических основ языка и экспрессивного общения. Дополнительные упражнения по коррекции произношения звуков и их комбинаций показаны каждому ребенку.

Тяжелые нарушения речи требуют комплексной и длительной логопедической помощи. Такие дети обучаются в специальных школах для детей с выраженными речевыми дефектами. Помимо упражнений на фонетику, грамматику и лексикон, проводят корректирующие занятия для улучшения восприятия речи, развития минимальных навыков письма и чтения.

Любые нарушения речи у детей дошкольного и школьного возраста следует устранять при помощи логопеда. Самостоятельные попытки лечения могут привести к прогрессированию речевых дефектов.

Уровни недоразвития речи

От выраженности присутствующих нарушений зависит уровень развития речи.

В медицине различают следующие этапы проявления расстройств:

НазваниеОписание
I уровеньРебенок в разговоре использует лепетные слова, звукоподражание, жесты и мимику.
II уровеньПрисутствуют некоторые зачатки общеупотребительной речи. Ребенок примитивно общается, его слова искажены. Присутствуют также элементарные грамматические формы и конструкции.
III уровеньРечь у ребенка развернутая, но присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
IV уровеньНезначительно меняются все компоненты речи.

На любом уровне недоразвитие речи помешает ребенку осваивать новые навыки, получать знания. Ограниченное мышление скажется на письме и полноценном общении с другими людьми. Исправить ситуацию поможет своевременная консультация у специалиста.

Прогноз

Программа по коррекции и развитию речи продолжается несколько лет. При ее раннем начале на фоне СНР легкой степени тяжести и сохранном слухе, логопедам удается добиться полной нормализации речевой функции, навыков письма и чтения в течение 1-2 лет. Для детей с тяжелым нарушением артикуляции на фоне умственной отсталости, эффективность логопедических мероприятий ограничена. Они должны обучаться в специализированных учебных заведениях, где весь процесс обучения направлен на развитие речи и связанных с ней навыков. В этих случаях симптомы болезни не могут быть полностью устранены.

Системное недоразвитие речи − серьезное нарушение, возникающее у детей в результате повреждения головного мозга до трехлетнего возраста. Расстройство характеризуется неправильным произношением звуков, низкой грамотностью и скудным словарным запасом. Обследование у логопеда позволяет оценить степень выраженности СНР и подобрать коррекционные мероприятия, включающие в себя упражнения для развития речи, письма и чтения. При наличии сопутствующих изменений в мышлении или памяти, детям могут быть назначены и лекарственные препараты, улучшающие состояние нервной ткани − ноотропы, антиоксиданты и др.

Особенности детского слабоумия

Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.

Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.

«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.

В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:

  • добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
  • озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.

Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.

Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.

Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.

Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.

Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.

Диагностика

Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.

Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.

Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).

Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]