22 ноября, 2016 Врачи и психологи в один голос утверждают: воспитанием ребенка нужно начинать заниматься как можно раньше, с самого его рождения. Некоторые заходят еще дальше, предлагая начать обучение во время беременности: считается, что уже в утробе матери ребенок отлично слышит все происходящее вокруг, поэтому ему нужно читать книги и включать музыку. Все это способствует более раннему развитию речи у ребенка, так как умение говорить– это приобретенный навык.
Первые осознанные, «человеческие», звуки ребенок начинает произносить примерно в полгода, однако развивать эти навыки нужно сразу после его рождения. Для полноценного развития, в том числе развития речи, маленький человек должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Рекомендуется чаще брать его на руки и разговаривать с ребенком. Таким образом, вы дадите ему и физический, и речевой контакт, что заставит его почувствовать себя в безопасности.
Одновременно это будет способствовать и развитию других чувств и навыков новорожденного. Когда заговорит ребенок , зависит не только от строения его речевого органа, но и от правильного воспитания и обучения с первых дней жизни. Если в первые недели после рождения звуки ребенка ограничиваются криком, уже на второй месяц его речь изменится. В это время у него появляются отдельные звуки: в такие моменты ребенку очень важно получить одобрение матери, чтобы он был уверен, что все делает правильно.
Рекомендуется повторять за ним те же звуки и сопровождать это улыбкой. Затем можно добавлять собственные звуки, так как дети обучаются, подражая взрослым. Еще один отличный способ развить речевые способности ребенка – это музыка. Чтобы речь развивалась правильным образом, желательно ставить ему негромкие, но ритмичные мелодии. Хорошо подойдут для этого детские песенки, в которых четко выражен ритм и отдельные звуки и слоги.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Что влияет на развитие речи
Соматическое здоровье: состояние слухового аппарата и ЦНС. Может быть обусловлено наследственными или внешними причинами. Из факторов питания стоит обратить внимание на важные нутриенты, являющимися основным строительным материалом для клеток головного мозга: докозагескаеновая кислота (омега-3), таурин, фосфолипиды, лецитин, сфингомиелины. Двигательная активность и моторные навыки. Есть четкая связь между недостатком двигательной активности ребенка и замедлением формирования моторных речевых навыков.
Сенсорный опыт или его отсутствие. Разнообразие зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых стимулов расширяет диапазон чувственного восприятия. Чем шире развита нейронная сеть и больше нейронных связей между клетками головного мозга, тем легче формируются различные навыки.
Окружение малыша – ключевой фактор развития. То, насколько малыш погружен в обещание и задействован в коммуникации между членами семьи, формирует и определяет интерес ребенка к речи. С другой стороны важен баланс. Если семья многоязычна, то стимулов для развития слишком много. Это может привести к замешательству и задержке формирования понимания и вербального общения.
Психомоторное развитие в 1 год
Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:
- Открывать и закрывать двери, шкафы;
- Выдвигать ящики;
- Зачерпывать воду;
- Собирать пирамидки из 2-3 колец;
- Строить башни из 2 кубиков;
- Складывать вещи в коробку;
- Играть с сортерами;
- Бросать мячик;
- Катать мяч по полу;
- Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.
В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.
Развитие речи
Речь – это высшая психическая функция, интегрирующая многие функциональные системы.
Формирование идет по мере созревания соответствующих областей головного мозга.
Доречевой период
– дословесная система коммуникации
- 0 – 3 мес. – эмоционально-выразительные реакции
- 3 – 6 мес. – голосовые реакции (гуление и лепет)
- 6 – 10 мес. – активный лепет, начало понимания речи
- 10 – 12 мес. – появление первых слов
Возраст | Речевые навыки | Понимание |
1й мес. | Крик, кряхтение | Реагирует на звуки и речь взрослых |
1-3 мес. | Звуковое и слуховое сосредоточение «комплекс оживления» гуление | * |
3-6 мес. | Активное гуление появление звуков с гласными («ба», «па») переход от гуления к лепету | * |
6 мес. | Произносит отдельные слоги | * |
7 мес. | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос «где?» находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу |
8 мес. | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, «ладушки», «дай ручку» |
9 мес. | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя |
10 мес. | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения |
11 мес. | Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи |
12 мес. | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения |
Становление активной речи
- 1 – 2 года – элементарная фразовая речь
- 2 – 3 года – простые грамматические конструкции, словотворчество
Речевой период
- 3 – 7 лет – пересказ, абстрактная речь, развитие навыка слухового контроля
Период письменной речи
- 7 – 17 лет – звуковой анализ и овладение правилами построения речи
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.
Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.
Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.
Итоги первого года
Таким образом, на первом году важно формирование импрессивной речи, развитие понимания речи окружающих взрослых.
На этапе доречевого периода ведущими являются аспекты социально-коммуникативного поведения и компоненты невербального (бессловесного) общения.
К концу первого года важно не только, сколько слов говорит малыш, но и то, как он умеет понимать и коммуницировать.
Основные события доречевого периода:
- реагирует на своё имя
- понимает простые инструкции (5-10): «принеси то-то», «дай что-то», «покажи, где» и пр.
- отвечает мимикой и жестами: кивание, отрицание, пожимание плечами и пр.
- формирует лепетные цепочки: ба-ба-ба, па-па-па и пр.
- различает интонации
- понимает обращенную речь: «нельзя», «стой», «иди» и пр.
- эмоционально реагирует на картинки и речь взрослого
- обращает внимание на лицо говорящего
- узнает знакомые предметы и лица на иллюстрациях и фотографиях
Режим дня и питания для детей 1 года
Многие мамы годовалых детей сталкиваются с проблемой смены режима. Часто малыш в этом возрасте с трудом засыпает днем, поэтому дневной сон откладывается на более позднее время. С переходом на один дневной сон нужно скорректировать режим питания ребенка. Обычно прием пищи осуществляется 4 раза: например, в 9 утра – завтрак, в 13 часов – обед, в 17 часов вечера – полдник и в 21 час – ужин. При этом отход ко сну оказывается довольно поздним: в 22 – 23 часа вечера.
Рацион питания годовалого ребенка должен исключать аллергенные продукты: шоколад, копчености, пряности. Некоторое врачи советуют продолжать давать ребенку молочную смесь, но не в бутылочке, а на тарелке. Постепенно переводите ребенка на взрослую пищу. Чтобы у малыша развивался жевательный рефлекс, замените пюре на мелкие кусочки не очень жесткой пищи. Это могут быть котлеты, фрукты, хлеб.
Двигательная активность ребенка
То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.
Активные движения.
Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.
Танцы.
Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.
Быстрое передвижение на четвереньках
. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.
Ходьба с поддержкой родителей.
Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].
Здоровье годовалого ребенка
Поход к педиатру в год считается обязательной процедурой. Врач берет у ребенка необходимые анализы, производится физиологические измерения. Также решается вопрос вакцинации ребенка. Также необходимо посещение следующих специалистов: невролог, хирург, ортопед. Дополнительно желательно проконсультироваться с офтальмологом и стоматологом.
Важным составляющим здорового образа жизни является соблюдение личной гигиены ребенка. В год малыш может сам научиться мыть руки перед едой и после прогулки, а также умываться. Если у ребенка вырос хотя бы 1 зуб, стоит подружиться с зубной щеткой. И, конечно, не игнорировать вечернее купание и ополаскивание под душем.
Как способствовать развитию детей? Практические советы
Все родители хотят, чтобы ребёнок рос здоровым и развивался в соответствии с возрастом. Естественным является и стремление стимулировать освоение новых навыков у детей. Какие условия будут способствовать развитию малыша и как их обеспечить?
Вот что рекомендует Всемирная организация здравоохранения:
- Годовалый ребёнок должен не менее 180 минут в день заниматься различной физической активностью любой интенсивности.
- Подвижность бодрствующего ребёнка не должна ограничиваться дольше, чем на час подряд, он не должен сидеть в течение продолжительного периода времени в колясках, детских креслах, переносках и эрго-рюкзаках. В эти периоды ребёнку нужно обеспечить общение со взрослым, например, почитать сказку, послушать складную речь.
- Годовалым детям не рекомендуется смотреть мультфильмы, проводить время с телевизором или гаджетами.
- Ребёнок в 12 месяцев должен иметь график сна и бодрствования, при этом на сон отводится не менее 11 часов в сутки.
Как развить у ребёнка крупную и мелкую моторику?
Занимайтесь лепкой и рисованием. Эти упражнения также способствуют развитию цветового восприятия и воображения ребёнка.
Играйте с песком. Это стимулирует творческую фантазию, восприятие форм и цветов. Коллективные игры в песочнице с другими детьми улучшают коммуникативные способности.
От того, насколько развита моторика детских рук и ног, зависит и речь ребёнка, так как основной метод познания в этом возрасте — сенсорный. Поэтому давайте ребёнку больше играть, используя самые разные вещи — от мячей до воды.
Как развить у ребёнка речь?
Как можно больше говорите с детьми. В год их уже можно знакомить с названиями одежды, предметов обихода, игрушек или животных.
Читайте каждый день. Это хорошо влияет не только на речь — книжки с яркими картинками и объёмными элементами стимулируют выработку пространственного мышления и фантазию.
Играйте в сюжетные игры. Регулярное общение в такой форме будет очень полезно.
Хорошо влияет на развитие речевых навыков общение с другими детьми.
Как укрепить иммунитет ребёнка?
Занимайтесь плаваньем. Упражнения в воде помогают укрепить опорно-двигательный аппарат, развивают координацию движения и иммунитет. Принесёт пользу даже купание в обычной домашней ванне с игрушками.
Практикуйте закаливание. Начните с проветривания во время смены подгузника и переодевания, постепенно переходя к поддержанию прохладной температуры в помещениях (оптимальные значения – 20-22 градуса). Затем продвигайтесь к опытам с водой – после горячей ванны поливайте ребёнка водой более низкой температуры (но не холодной!), обтирайте конечности, спину и грудь прохладной соленой водой.
Читайте больше про правила закаливания детей и подростков.
Годовалый возраст — важнейший период в жизни ребёнка, во время которого формируется фундамент для его дальнейшего роста и развития, как физического, так и психического. Очень важно, чтобы процесс протекал гармонично, в соответствии с общими педиатрическими стандартами. Однако все дети разные, кто-то начинает позже ходить, кто-то говорить, поэтому не стоит их искусственно стимулировать, подталкивая к тому, к чему они ещё готовы. Всему свое время! Задача родителя – мягко направлять малыша.
Как развивать ребенка в 1 год
Чтобы малыш быстро развивался и приобретал все новые и новые навыки, помогите ему в этом:
- Поменьше носите ребенка на руках, дайте ему свободу передвижения.
- Озвучивайте ребенку все, что вы видите, беседуйте с ним. Читайте малышу книги – это так важно для развития речи ребенка.
- Играйте в развивающие игры: сортеры, кубики, пирамидки, шнуровка и т.д. Можно предложить малышу простую сюжетно-ролевую игру (например, стройка, гонки и т.д.). Хорошо подойдут пальчиковые игры.
Развитие малыша в 1 год во многом зависит от его родителей. Проводите с ребенком больше времени, играйте, разговаривайте с ним, гуляйте. Обеспечьте Вашу кроху новыми яркими впечатлениями, тогда его развитие непременно пойдет в гору!
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?
— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.
Например, если ребенок…
- открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
- взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
- хочет есть самостоятельно — выдать ложку.
Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.
— Какие игрушки нужны ребенку в год?
— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.
Как развивать малыша в 1 год
Игры на развитие двигательных навыков
| Игры на развитие сенсорики и моторики
| Игры на развитие речи
|
— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?
— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.
Основные физические упражнения для детей от 1 года:
- ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
- ходьба приставными шагами;
- бег на месте;
- прыжки, приседания;
- игры с мячом или другими игрушками;
- ползание, лазание, преодоление препятствий;
- упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.
— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?
— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.
Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.
— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?
— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.
Например,
- утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
- день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
- вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.
Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.
Возможные причины проблемы
Речевое развитие у малыша может затормозиться по следующим причинам:
- Психические нарушения. Они могут варьировать в диапазоне от минимальной мозговой дисфункции до тяжёлой степени слабоумия.
- Тугоухость (приобретённая и врождённая). Степень потери слуха бывает разной, и чем она сильнее, тем хуже обстоят дела с речью.
- Социальные факторы. Если родители не заботятся о речевом развитии своего ребёнка, он будет плохо говорить, даже если совершенно здоров.
- Патологии развития артикуляционного аппарата. Любое нарушение функционирования органов, отвечающих за воспроизведение звуков, чревато задержкой речи или даже полной немотой.
Самое печальное, что независимо от причины задержки речи у ребёнка, она всегда тянет за собой замедление психического развития. И чем дольше родители игнорируют проблему, тем выше вероятность, что малыш станет умственным инвалидом.