Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — некоторые нарушения речи можно заметить уже в первые месяцы жизни. Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет врач-невролог, специалист по нарушениям речи у детей.
Содержание:
- Физическое развитие Физические навыки и движение
- Мелкая моторика
- Вес и рост
- Что делать, если ребёнок так и не начал говорить в 2 года?
- Когнитивное развитие
- Питание
- Игры
Физическое развитие
Родители могут волноваться, если ребёнок слишком худой или, наоборот, имеет лишний вес, однако, главное, чтобы он продолжал расти стабильными темпами.
В 2 года помимо роста, вы заметите ещё и явные изменения во внешности малыша. Пропорции тела начинают меняться. Мышцы у детей становятся окрепшими и, если раньше у крохи был округлый пухлый животик и короткие ручки, то теперь по строению тела он больше становится похож на дошкольника, чем на младенца.
Физические навыки и движение
В этом возрасте дети умеют бегать и уже заметно меньше падают.
В 2 года ребёнок может:
- прыгать на месте;
- кататься на трёхколёсном велосипеде;
- распознавать предметы и называть их (если ещё не говорит, то показывать ручкой);
- подниматься и спускаться по лестнице почти самостоятельно, используя иногда для равновесия руку взрослого или лестничные перила;
- пинать и ловить мяч;
- стоять на одной ноге в течение нескольких секунд;
- стоять на цыпочках;
- бегать;
- самостоятельно забираться на мебель и спускаться;
- тянуть игрушки за сбой на верёвочке во время прогулки.
Будьте рядом, пока ваш кроха исследует мир. Это позволит ребёнку чувствовать себя в безопасности. Благодаря вашей поддержке сейчас, в будущем он сможет с уверенностью начинать что-то новое.
Безопасность
Когда ваш малыш настолько активен, неплохо подумать об его безопасности в доме. Проверьте о всех ли пунктах вы позаботились:
- Все опасные предметы, включая лекарства и стиральные порошки, хранятся высоко под замком.
- Мебель и телевизоры надёжно закреплены к стене. Даже если высокий шкаф или комод кажется вам очень тяжёлым и неподъёмным, ребёнок запросто может опрокинуть его.
- Установите температуру горячей воды в кране не более 50°С, если есть такая возможность.
- Всегда следите за детьми возле воды.
- Установите замки на окна и не оставляйте ребёнка в комнате с открытым балконом или окном.
Для безопасности самых маленьких непосед можно использовать GPS-часы. Подключив их к приложению «Где мои дети», вы всегда будете спокойны за своего ребёнка. Наличие гео-трекера и функция Звук вокруг подскажут вам, как дела у крохи, если вы ненадолго оставили его с няней или если малыш начал ходить в ясли.
Мелкая моторика
Двухлетки уже с удовольствием играют с мелкими предметами. Это помогает развитию мелкой моторики.
Ребёнок умеет:
- нанизывать бусины на шнурок;
- собирать мелкие предметы в ёмкости;
- перелистывать страницы у книг;
- собирать пирамидку;
- расстёгивать липучки и молнии;
- держать ложку, вилку, расчёску.
Во время игр и занятий с мелкими предметами не оставляйте малыша одного – он может проглотить их или засунуть в ноздрю или ухо.
Вес и рост
На втором году жизни рост и набор веса заметно замедляются. Причём мальчики в среднем на 0,8-1 кг тяжелее девочек и незначительно выше.
Сравнивая показатели своего ребёнка с общепринятыми, важно помнить: все дети разные. Как правило, при небольшом отклонении от нормы паниковать не стоит. Тем более, что во время визитов к педиатру, доктор по-прежнему продолжает каждый раз измерять вес и рост крохи.
Проанализируйте рост и вес своего малыша:
Показатели девочек в 2 года | Показатели мальчиков в 2 года | ||||||
Вес (кг) | Рост (см) | Вес (кг) | Рост (см) | ||||
Нижняя граница и верхняя | Норма | Нижняя граница и верхняя | Норма | Нижняя граница и верхняя | Норма | Нижняя граница и верхняя | Норма |
8,1-13 | 11,5 | 76,7-89,6 | 86,4 | 8,6-15,3 | 12,2 | 78,3-93,6 | 87,5 |
⠀ Хотя мальчики, как правило, крупнее девочек, такие важные параметры, как окружность груди и головы пока ещё не сильно отличаются. В среднем в 2 года у мальчика окружность головы должна быть около 47,5 см, а обхват грудной клетки – 48,5 см. У девочек норма окружности головы 46,5 см, груди – 48,5 см.
Органы чувств
В 2 года малыш обращает внимание на всё вокруг. Ребёнка интересуют яркие цвета и различные текстуры. Он уже умеет различать предметы по форме, размеру и цвету. Органы чувств помогают ему познавать мир.
Зрение
На данном этапе развития главную информацию дети получают через зрение. В 2 года они различают основные цвета, а с 2 до 3 лет начинают видеть бледные и пастельные оттенки. При этом им ещё трудно координировать зрительную систему. Например, упустив из виду маму в толпе, ребёнок не сможет быстро её найти.
Развивайте наблюдательность у своего ребёнка — это улучшит его фантазию и воображение. И не забудьте о плановом посещении детского офтальмолога в 2 года.
Осязание
Тактильное восприятие сейчас очень важно для малыша. Осязание помогает ему различать мягкие и твёрдые предметы, горячее и холодное, а также разнообразные текстуры (шероховатые, ребристые, мягкие, бархатные и пр.)
Слух
Дети в 2 года уже прекрасно понимают интонацию, с которой говорит взрослый. Также малыши сразу воспринимают на слух знакомые песенки или стишки.
Громкие звуки малышу неприятны. Старайтесь не перегружать ими психику ребёнка. Если такое случилось, дайте ему отдохнуть в тишине.
Обоняние и вкус
По-прежнему в 2 года дети часто исследуют предметы, помещая их в рот. При этом ребёнок уже способен различать сладкое от солёного, кислое от горького. Также кроха успешно запоминает характерный вкус того или иного продукта, память о котором сохранится на долгое время. Это окажет влияние на формирование в будущем вкусовых предпочтений малыша.
Старайтесь кормить ребёнка разнообразно. Чем раньше он научится распознавать вкусы, тем лучше для развития его сенсорной системы.
Как развивается способность к познанию
В 2 – 3 года у малыша улучшается способность концентрировать внимание. Он умеет:
- Называть цвета, величины, формы, группировать и различать предметы по признакам;
- Формировать простые числовые представления (один, два, много, мало);
- Запоминать расположение предметов в пространстве (близко, далеко); указывать место, где стояла убранная взрослым игрушка;
- Узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические или другие фигуры; определять предмет по фактуре;
- Воплощать в рисунке свои фантазии и рассказывать, что изображено; дополнять недостающими деталями нарисованное взрослым;
- Понимать причины и следствия простых событий жизни и проводить аналогии («в прошлый раз я промочил ноги, гуляя после сильного дождя, значит, если сегодня лужи все еще не высохли, я опять могу промокнуть»);
- Тренировать память и логику — в аналогичных ситуациях способен разглядеть систему и адаптировать к ней свое поведение;
- Демонстрировать целенаправленность действий — теперь главное не манипуляция с предметом, а результат. Игрушкам малыш начинает предпочитать реальные предметы, в игре подражает увиденному и имитирует все, что усвоил из ближайшей внешней среды.
К 3 годам малыш входит в возраст «почемучки»: тысяча вопросов про все на свете — так развиваются познавательные потребности ребенка.
Речь: сколько слов должен говорить ребёнок в 2 года?
В 2 года малыши могут использовать короткие предложения: ребёнку уже проще сказать, чего он хочет. Скоро он научится и сможет использовать много новых слов, и вам станет легче понимать его во время разговора. На данный момент ребёнок:
- знает имена знакомых людей и названия частей тела;
- говорит предложения от 2 до 4 слов;
- понимает простые инструкции;
- различает и употребляет местоимения: «я» и «ты»;
- повторяет услышанные слова;
- находит по просьбе предметы на картинках в книге.
Что делать, если ребёнок так и не начал говорить в 2 года?
При явных проблемах с речью, прежде всего, необходимо обратиться к педиатру и детскому неврологу. Исходя из анамнеза, врач сможет предположить возможные причины задержки речи: от проблем со слухом до нарушений развития. При необходимости специалист направит юного пациента к узким специалистам.
Варианты лечения речевого развития малышей зависят от причины задержки речи и её степени тяжести. Когда явные нарушения не обнаружены, лучше подождать немного и обратиться к нейропсихологу и логопеду. Как правило, ближе к 3 годам дети без сильных нарушений и при должном лечении начинают говорить и вскоре догоняют своих сверстников.
Признаки задержки развития речи
После двух лет часть ребят не могут использовать речь как средство общения из-за того, что речевое развитие детей запаздывает. Поводом для тревоги у их родителей становится полное отсутствие речи или ограниченное количество имеющихся слов. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:
- ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
- активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
- дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали или девочка мяч» (У девочки упал мяч);
- распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например, Мишка косолапый вышел из леса;
- в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
- при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
- он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
- у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
Мнение эксперта
Буйнова Надежда Валерьевна
Детский логопед, опыт работы более 20 лет
Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи может быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию. Неправильное произношение взрослым многих звуков, «сюсюканье» с ребёнком могут стать причинами функциональной задержки речи.
Эмоции и социальные навыки
Эмоциональное развитие на этом этапе развития играет большую роль. Малыш испытывает множество эмоций, которые стремительно меняются, учится владеть ими. Вместе с тем кроха узнаёт и о чувствах других людей. Родителям необходимо помочь ему различать свои чувства и правильно их выражать.
Например, вспышки гнева, смущение, разочарование – это нормально. Зачастую дети не знают, как выражать такие яркие эмоции. Этому ребёнок учится у родителей, даже если они не заостряют на этом внимание. Малыш в этом возрасте умело считывает со взрослых всю необходимую ему информацию.
Также в этом возрасте ребёнок «нащупывает» точки дозволенного: наблюдает, как его поведение влияет на маму с папой.
Для двухлетнего ребёнка норма, если он:
- копирует других, особенно взрослых и детей старшего возраста;
- эмоционально перевозбуждается во время игр с другими детьми, а также от большого количества подарков и анимационных развлечений на праздниках;
- показывает всё больше и больше независимости;
- демонстрирует вызывающее поведение (делает то, что ему запретили);
- привлекает в свои игры других детей, особенно при игре в догонялки.
Малыш учится быть самостоятельным
В этом возрасте ребенок при любой возможности стремится обслуживать себя сам:
- Самостоятельно одевается и раздевается (исключение составляют только сложные предметы гардероба — колготки, перчатки, обувь со шнурками);
- Без помощи взрослых аккуратно ест и пьет за столом, пользуется салфеткой;
- Выполняет все гигиенические процедуры — умывание, мытье и вытирание рук, чистка зубов, расчесывание волос; пользуется горшком (в основном без напоминаний), носовым платком;
- Стремится поддерживать в чистоте руки и одежду;
- Участвует в поддержании порядка в доме, помогает взрослым — вытирает ноги, входя в квартиру, делает уборку в доме, в своей комнате, складывает игрушки, застилает постель, убирает одежду в шкаф, ухаживает за домашними животными и растениями.
Познание и мышление
Возраст с 2 до 3 лет – тот самый этап, когда ваш малыш буквально ежедневно овладевает новыми навыками.
Когнитивное развитие
Всё, чему дети научились к 2 годам, развивает их мышление. Ребёнок начинает понимать такие понятия, как время и противоположности – например, большой/маленький, день/ночь.
Что должен уметь ребёнок в этом возрасте:
- по просьбе показывать пальчиком на части тела, которые называет взрослый;
- сопоставлять и сортировать формы и цвета;
- вспоминать, как выглядят разные вещи. Например, когда ребёнку предлагают найти цвет или форму яблока на тематических карточках, он вспоминает, что яблоко красное/круглое и т.д.;
- находить спрятанные вещи;
- играть в простые вымышленные игры;
- строить башни из 4 и более блоков;
- использовать одну руку больше, чем другую;
- выполнять двухэтапные инструкции, например «Возьми игрушку и положи её на полку».
Создавайте для малыша небольшие задачи по развитию мелкой моторики, например, просите его перевернуть страницу книги.
Бытовые навыки
Примерно в это время дети стремятся делать всё самостоятельно. Так, малыш с радостью помоет ручки сам, потрёт себя мочалкой в ванной и даже наденет простые предметы одежды.
Факт: ребёнку в 2 года легче снять одежду, чем надеть её.
Не бойтесь за чистоту на кухне – дайте малышу ложку во время еды. 2 года – самое время научиться есть самостоятельно, пока малыш делает это с охотой. Если вы упустите момент, в будущем, вероятно, вам придётся ещё долго кормить ребёнка с ложки самим.
Поскольку в этом возрасте юному исследователю интересно буквально всё, пользуйтесь этим, чтобы развить у ребёнка уверенность делать что-то самостоятельно. Разрешайте ему помочь вымыть тарелки, протереть пыль или подмести пол. Особое место в жизни детей в этот период занимает пылесос. Позвольте крохе собрать крупный мусор с пола самому с помощью электрического «друга». А чтобы слишком громкий звук не пугал малыша, убавьте мощность на пылесосе. Ребёнок будет очень горд, если станет вашим помощником.
Приучение к горшку
Понаблюдайте за ребёнком – возможно, он уже готов пользоваться горшком. Ниже список некоторых признаков. Обратите внимание, если ребёнок:
- может делать большинство вещей, о которых вы просите, самостоятельно, без помощи взрослого;
- интересуется, что же взрослые делают в туалете;
- даёт знать, когда он делает свои дела в подгузник и просит скорее сменить его на чистый;
- следует простым инструкциям, например, «Отдай мяч брату»;
- умеет садиться на горшок, а также стягивать и надевать трусики.
Ни в коем случае не давите на ребёнка, приучая к горшку. Это одна из самых сложных вещей для малыша.
И очень важно, чтобы с этой темой у него не было негативных воспоминаний. Если вы начнёте требовать от малыша пользоваться горшком слишком рано, ему может потребоваться больше времени, чтобы овладеть этим навыком.
И ещё один совет: горшок горшку рознь. Выбирайте столь важный предмет вместе с ребёнком. Одним нравятся музыкальные горшки, другим – с мультяшными героями, третьим – с крышкой, как у унитаза.
Режим сна и питания в 2 года
Как правило, в первые полгода-год жизни график сна и бодрствования ребёнка не слишком разнообразен. Но к двум годам всё резко меняется. Вот примерный режим дня малыша:
Время | Действия |
7:00 | Подъём, гигиенические процедуры |
8:00 – 10:00 | Прогулка, игры |
10:00 | Ланч |
10:30-12:30 | Прогулка, игры |
12:30-13:00 | Обед |
13:00 | Дневной сон |
15:00 | Подъём |
15:30 | Полдник |
16:00-19:00 | Прогулка, игры |
19:00 | Ужин |
19.30 | Подготовка ко сну (ванная, чтение книг, массаж) |
20:00/21:00 | Сон |
⠀
Не зацикливайтесь на количестве и не превращайте приём пищи в войну. Учитывайте, что аппетит крохи замедляется по мере замедления роста, и могут быть случаи, когда ваш ребёнок не очень заинтересован в еде.
Питание
К двум годам у детей уже около 16-18 зубов и они умеют хорошо жевать.
Двухлетка умеет:
- хорошо глотать из кружки;
- хорошо пережёвывать и глотать пищу;
- различать еду и несъедобные предметы;
- зачерпывать еду ложкой;
- накалывать пищу вилкой и подносить ко рту;
- выражать симпатию и антипатию к различным продуктам.
На втором году жизни малыши учатся самостоятельно есть и переходят на трёхразовое питание и продукты с общего стола. Малыши с удовольствием пробуют новые вкусы и текстуры. Ниже приведено примерное меню:
⠀Приём пищи | Меню |
Завтрак |
|
Ланч |
|
Обед |
|
Полдник |
|
Ужин |
|
⠀
Не зацикливайтесь на количестве и не превращайте приём пищи в войну. Учитывайте, что аппетит крохи замедляется по мере замедления роста, и могут быть случаи, когда ваш ребёнок не очень заинтересован в еде.
Сон
Ежедневно малышам необходимо 11-14 часов сна. Как правило, это 10-12-часовой сон ночью и пара часов сна днём.
Дети быстро развиваются, и в этом возрасте их сон сильно меняется. Например, может показаться, что малышам трудно засыпать или спать всю ночь. Кроме того, в 2 года ребёнок начинает проверять свою независимость, поэтому уложить его спать может стать на некоторое время проблемой.
Совет. Как только вы заметите первые признаки усталости малыша, постарайтесь сразу уложить его спать до того, как вялость и отсутствие сил не превратятся в истерику. Следует избегать шумных игр и ярких эмоций перед сном.
Придерживайтесь твёрдого распорядка дня. Режим может стать хорошим подспорьем в решении многих проблем с детским сном. Создавайте свои ритуалы перед отходом к ночному отдыху. Это может быть, например, тёплая ванна, массаж и чтение книг. Со временем у крохи выработается привычка, что после определённых действий, он ложится спать.
Если дневной сон вашего малыша продлится слишком долго или начнётся слишком поздно, он может быть не готов ко сну до поздней ночи.
Некоторым малышам нравится просыпаться в 5:30 или 6:00. По всей видимости, у вас родился жаворонок и с этим ничего не поделаешь. Укладывать малыша спать поздно вечером в надежде, что утром он встанет не слишком рано, обычно не помогает. Ребёнок может проснуться рано, а затем нервничать весь день из-за недостатка сна.
Сон
Сколько же должен спать малыш в возрасте 2-х лет? В данном вопросе все уже намного проще. Дневной сон занимает не меньше 2 часов, а ночной – 10. Всего ребенок должен в сутки спать 12 часов. Желательно неукоснительно соблюдать режим.
Малыш очень много двигается, активен, получает много информации из окружающего мира. Поэтому отдыху необходимо уделять максимум внимания. Старайтесь не нарушать распорядок, даже если идете в гости или находитесь в поездке.
Часто в таком возрасте кроха очень сопротивляется дневному сну. Укладывание порой затягивается на несколько часов. В итоге полностью сбивается весь режим, и ночной сон тоже отодвигается на неопределенное количество часов. Как же вовремя положить сына или дочку? Вот несколько советов.
Как положить спать вовремя?
- Начинайте готовиться ко сну за час, снижайте активность, почитайте книгу.
- Проветрите хорошо комнату, и поддерживайте температуру +20 градусов. Это будет оптимально для спокойного отдыха.
- Некоторые мамочки пробуют увеличить промежуток между обедом и дневным сном. На полный желудок малыш не очень хочет ложиться в кровать.
- Попробуйте перед сном делать одни и те же действия: например, укладывать спать мягкого мишку или любимую куклу. А может вашей традицией станет прослушивание спокойной умиротворяющей музыки. Постепенно малыш научится настраиваться на волну покоя и отдыха.
- Проследите, во сколько ребенок начинает уставать. Возможно, следует немного передвинуть часы сна. Но и важно, чтобы ребенок не перегуливал. Это может сказаться негативно на его психо-эмоциональном развитии.
- Когда малыш пойдет в ясли или детский сад, то вместе с остальными детьми быстро привыкнет ложиться в одно и то же время.
- Если ребенок сказал “нет, не буду спать!”, то это он сказал вам, но не медвежонку или зайчику. Они могут “позвать” его в кроватку вашим голосом. Включайте спокойный игровой момент, и кроха присоединится сразу.
- Если малыш гиперактивен, то перед сном замедляйте движения, говорите более спокойным и тихим голосом. Положите в кроватку подушку с мятой или с гречишной мукой (природные эмоциональные сорбенты).
- Помните, что избыток углеводов и глюкозы приводит к напряжению и повышению активности. Не давайте сладости хотя бы за несколько часов до сна.
- Можно сделать Хранителя Сна – Сову. И даже вместе сделать из бумаги и разукрасить ее, можно сшить или связать, а потом выучить стишок. Сова призвана охранять сон, и ей можно доверить секреты и страхи. Очень помогает, когда малыш боится засыпать один в комнате вечером.
Говорю тебе, Сова,
я волшебные слова.
Смотрит ночь в мое окно.
Не люблю, когда темно.
Грусть и страхи отгоняй.
Сон мой чутко охраняй.
Никогда не стоит опускать руки и отчаиваться. Старайтесь не заставлять малыша делать что-то насильно. Побольше наблюдайте за его поведением, и будете знать, когда пора ложиться, и что делать, если сон не идет.
Тревожные признаки для родителей
Каждый ребёнок развивается в своём темпе и точно сказать, когда он овладеет тем или иным навыком, невозможно. Конечно, есть основные этапы развития, и если по мере взросления малыш их не достиг, стоит обсудить это со своим педиатром. Обратитесь к специалисту, если вы заметили у крохи в два года следующие проблемы, которые свидетельствуют о задержке развития:
- не ходит к 1,5 годам (в 2 года вы уже должны были выяснить причину этого у врачей) или не ходит устойчиво;
- ходит исключительно на цыпочках;
- не произносит минимум 15 слов или вообще не разговаривает;
- не знает функции обычных предметов домашнего обихода (зубная щётка, телефон, чайник, ложка и др.);
- не копирует действия или слова;
- не следует простым инструкциям;
- не может толкать игрушку на колесах;
- даже не пытается рисовать;
- не обращает внимания и не играет со сверстниками;
- не может держать мелкие предметы в руке (например, мелок);
- теряет навыки, которые у него когда-то были.
Что бы ни случилось, никогда не трясите малыша. Это может вызвать кровотечение внутри мозга и, вероятно, необратимые последствия.
Чего ждать от кризиса трех лет
«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.
Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.
Как помочь двухлетнему ребёнку развиваться? Советы и методы
Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию малыша в этом возрасте:
- Дайте ребёнку возможность поиграть с другими: игра – отличный способ для вашего малыша научиться дружить и общаться в социуме. Не ждите, что малыши организуют командную игру или будут охотно делиться игрушками. Эти навыки придут гораздо позже – после 3-4 лет.
- Поощряйте повседневные навыки – хвалите за то, что малыш использовал сам за обедом ложку (неважно, что после этого пришлось помыть всю кухню) или смог обуться перед прогулкой. Такие навыки включают в себя как маленькие, так и большие мышечные движения. Кроме того, во время этих действий у малыша происходит масштабный мыслительный процесс: он думает о том, что делает.
- Старайтесь много разговаривать с ребёнком. Называйте предметы, увиденные явления, части тела, предметы домашнего обихода – всё это помогает развивать языковые навыки малыша. В этом возрасте важно дать понять ребёнку, что, например, стул может быть маленьким или большим, красным или чёрным и даже «большим чёрным стулом».
- Придавайте словам и фразам малыша завершённость. Если кроха говорит: «мама, молоко», ответьте ему: «Ты хочешь, чтобы мама принесла тебе молока?». Помимо развития речи и мышления, это заставит вашего ребёнка чувствовать себя важным и любимым.
- Много читайте ребёнку и пойте детские песенки. Уже можно несколько раз повторять простые детские четверостишия – малыш обязательно запомнит их, если не сейчас, то чуть позже.
- Привлекайте ребёнка к простым кулинарным занятиям. В 2 года он вполне может помочь размешать ложкой жидкое тесто, помешать кашу или приготовить бутерброды из заранее нарезанных ингредиентов.
Когда малыш осваивает то или иной навык, обязательно похвалите его. А в дальнейшем помогайте ему закрепить новые знания: побуждайте ребёнка делать то, чему он научился.
Игры
Игра в 2 года очень и очень важна. С помощью игры ребёнок познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать с другими.
Малышу можно предложить обучающие игры, которые помогут развить основные навыки:
Переодевание
Соберите кукол или мягкие игрушки на улицу/в гости/в кровать. Предложите ребёнку самому одеться и раздеться. Помимо полезного навыка, такая игра поможет малышу преодолеть трудности с одеждой. Например, если он не любит носить шапку, поиграйте «в зиму», предложите крохе утеплить своих кукол или зверей, попутно объясняя, что в холодное время года без шапки не обойтись.
Чаепитие
В 2 года позитивно к такой игре отнесутся и девочки, и мальчики. Устройте на игрушечном столе настоящий пир для игрушек. Ребёнок научится раскладывать еду, закрепит в памяти название посуды. Кроме того, игрушечное чаепитие подготовит кроху к детскому саду: он будет знать что нужно есть из своей тарелки, сидеть за столом во время еды и даже пользоваться салфеткой при необходимости.
Рисование пальцами/кистью
Такое времяпрепровождение, безусловно, крайне полезно для развития мелкой моторики и фантазии малыша. К тому же умение держать в руке кисть не помешает в преддверии детского сада. Не забудьте сохранить первые творения вашего ребёнка на память.
Все малыши в этом возрасте страстно любят интересные истории. Расскажите своему ребёнку забавные факты из его биографии, вспомните, какие-то моменты из своего детства, которые заинтересуют кроху, читайте книжки, разглядывайте картинки и фантазируйте вместе.
2 года — возраст активного познания ребёнком мира. Он уже научился владеть своим телом, очень активен, учится мыслить и осваивает речь. В это время важно относиться к малышу, как к личности — уважать его желания и потребности. Помогите ребёнку правильно и гармонично развиваться, позаботьтесь об его физическом и психоэмоциональном здоровье. И не забывайте про себя — счастливые дети бывают только у счастливых родителей!
Прогулка
Гулять надо каждый день. Независимо от того, какая погода на улице. Приготовьте несколько сменных комплектов одежды и обуви: пока одна сохнет, то в другой можно гулять. Даже если на улице невыносимо холодно или идет дождь, одевайтесь потеплее, берите зонтик и идите на свежий воздух.
В теплое время года необходимо выходить на улицу несколько раз, ну а зимой и межсезонье смотрите по погоде. Возможно, вы выйдете всего раз, но перед сном, чтобы малыш набегался, и получил дозу свежего воздуха.