Мнемотаблицы по сказкам чуковского для детского сада

Образовательная область: «Речевое развитие».

Задачи:

  1. Формировать умение составлять русскую народную сказку по картинкам с последовательно развивающимся действием (мнемотехника).
  2. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру.
  3. Развивать умение подбирать существительные.
  4. Закреплять умение составлять целое из частей.
  5. Воспитывать сочувствие к персонажу сказки.

Целевые ориентиры:

  • внимательно рассматривает картинки по сюжету сказки, вспоминает и рассказывает её;
  • составляет целое из частей;
  • читает стихотворения наизусть.

Интеграция образовательных области:

  1. «Социально-коммуникативное развитие».
  2. «Художественно-эстетическое развитие».
  3. «Познавательное развитие».
  4. «Физическое развитие».

Виды деятельности:

  • речевая;
  • игровая;
  • познавательно-исследовательская;
  • коммуникативная;
  • двигательная.

Предварительная работа:

  • чтение русской народной сказки «Три медведя»;
  • обыгрывание, драматизация сказки;
  • настольно-печатные игры.

Средства реализации:

  • мнемотаблица к русской народной сказке «Три медведя»;
  • следы медведя, вырезанные из бумаги;
  • иллюстрации к сказке;
  • разрезные картинки из серии «Семья медведей»;
  • кукла Маша;
  • спортивное оборудование – «косички», корригирующие коврики (по количеству детей) ключ от двери;
  • картинки с изображением ягод малины (по количеству детей).

Картотека мнемотаблиц своими руками по речевому развитию дошкольников «Любимые сказки»

Юлия Федосеева
Картотека мнемотаблиц своими руками по речевому развитию дошкольников «Любимые сказки»

Актуальность: В настоящее время современные технологии захватывают нашу жизнь, мы с трудом можем представить свой день без гаджетов и интернета. Главной и отличительной чертой современного общества является тот факт, что гаджеты нам заменили живое общение, которое становится редкостью, и мы все глубже погружаемся в виртуальный мир. Наши телефоны — уже не просто аксессуары, а психологически сильные устройства, которые меняют нашу жизнь и нас самих. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм, которые специально дают им, при этом цели могут быть разными: развитие ребёнка, пресечение его капризов и истерик, долгое ожидание в очереди или чтобы выкроить немного свободного времени для себя. Всё это негативно влияет на развитие речи ребёнка, потому, что овладение речью в раннем возрасте происходит только при живом непосредственном общении, когда малыш не только слушает живые слова, но и отвечает другому человеку, он сам включён в диалог, всеми своими действиями, мыслями, чувствами, слухом, артикуляцией.

Настало время признать: использование технологий, от которых мы стали очень уязвимы, может привести к очень серьезным последствиям, уже сейчас у детей существуют следующие проблемы:

— Скудный словарный запас;

— Неумение построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста;

— Односложная, состоящая из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить предложение);

— Бедная дилогическая речь (неспособность грамотно построить вопрос, построить краткий или развернутый ответ);

— Заучивание стихотворений вызывает трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей, это наиболее сложный раздел обучения. Вполне обоснованно наряду с общепринятыми приёмами и принципами использование оригинальных, инновационных технологий и творческих методик, эффективность которых очевидна.

Одной из таких инновационных технологий является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника — это наиболее значимая и эффективная система различных приёмов, позволяющая детям легче воспринять и переработать зрительную и слуховую информацию, сохранять и воспроизводить её путём образования дополнительных ассоциаций.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов в своей работе я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к данному произведению. Овладение приемами работы с мнемотаблицами строится от простого к сложному, и значительно сокращает время обучения.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

Развивает образное мышление

Формируются навыки связной речи

Учится выстраивать логические цепочки

Развивает речь и значительно расширяет словарный запас

Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей заметно расширяется словарный запас, и они могут объяснить значение многих слов. У них формируются навыки связной речи. Теперь ребёнок не только пересказывает услышанное, но и высказывает свои мысли, рассуждения и возражения. Самое время – закреплять и развивать новые речевые умения, познакомив детей с мнемотаблицей.

Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию картотеку мнемотаблиц «Любимы Сказки», которые я разработала и изготовила своими руками к проекту по речевому развитию «Дети и сказки»

Овладев приемами работы с мнемотаблицами, появятся и положительные результаты – дети пополнят словарный запас, научатся строить монолог, обретут навыки описательного рассказа и пересказа текста, увеличится познавательная активность. Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дадут свои результаты.

Спасибо за внимание!

Конспект интегрированной НОД по рисованию «Любимые сказки» для старших дошкольников Интегрированное НОД по художественному творчеству (рисование) На тему «Любимые сказки» с детьми старшего дошкольного возрастаЦель:Обогатить.

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает 3—4 игрушки, а.

Картотека математических игр своими руками Цель: Развитие интереса у детей к математике через игру, дать возможность ребенку расти и развиваться в собственном темпе. Математическое. Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной. Конспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ОД по речевому развитию «В гостях у сказки» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3», г. Данков Конспект ОД по речевому.

Источник

среда, 4 апреля 2022 г.

«Три поросенка»

С. Михалков сказка «Три поросенка»

Жанр: авторская сказка о животных

Главные герои сказки «Три поросенка» и их характеристики

Чему учит сказка «Три поросенка»

Сказка эта учит нас тому, что лучше один раз поработать хорошо, но сделать хорошую вещь, чем быстро сделать то, что сломается через час. Лучше один раз потратится и купить что-то хорошее, чем купить дешево то, что через неделю придется выбросить. Сказка эта учит предусмотрительности и обстоятельности. Учит правильно оценивать свои возможности и потребности.

Отзыв на сказку «Три поросенка»

Сказка эта мне понравилась, потому что ее главная мысль очень разумна. Не только дом поросенка должен быть крепостью. Все что нас окружает должно быть хорошим и надежным. Поросята в сказке были очень разными, и если Наф-Наф понимал, что дом должен быть хорошим, то его браться делали все на авось. Если бы волк не сдул их дома, они замерзли бы зимой.

Пословица к сказке «Три поросенка»

Труд кормит, а лень портит. Труд все побеждает. Торопливость делу не помогает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Три поросенка»

Жили были три поросенка, которые летом весело проводили свое время. Но вот пришла осень и самый рассудительный из поросят, Наф-Наф, предложил построить дом, потому что весь дрожал от холода. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф отказались и долго еще бездельничали. Но когда лужи стал покрывать лед, они все-таки взялись за строительство. Ниф-Ниф, не долго думая, сделал дом из соломы, Нуф-Нуф решил построить домик потеплее, и сделал его из веток и прутьев. Поросята пошли посмотреть, какой дом строит Наф-Наф и увидели, что тот месит кирпичи и ставит дубовую дверь. Наф-Наф считал, что дом поросенка должен быть его крепостью и защитить от волка. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф засмеялись и стали петь песенки про волка, и так громко, что волка и разбудили. Вол решил съесть поросят и разинул пасть. Поросята бросились наутек. Первым в свой дом прибежал Ниф-Ниф, но волк три раза дунул и его соломенный домик разлетелся. Ниф-Ниф побежал к домику Нуф-Нуфа. Поросята заперлись в домике. Сперва волк одел овечью шкуру и притворился овечкой. Но поросята узнали волка когда открыли дверь и успели ее захлопнуть. Тогда волк три раза подул и дом из веток развалился. Поросята бросились к Наф-Нафу и тот впустил их и закрыл дверь. Волк решил, что теперь съест всех поросят и стал дуть, потом трясти дверь, потом царапать стены, но каменный дом стоял мертво. Тогда волк полез на крышу, решив попасть внутрь через трубу. Наф-Наф услышал волка и открыл крышку на кастрюле с кипятком. В нее волк и попал, да как вскочит, и через трубу обратно вылетел. А поросята стали жить вместе.

Рисунки и иллюстрации к сказки «Три поросенка»

Источник

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)

Ризида Фарадисовна Хакимзянова

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)

Последнее время меня очень интересует тема МНЕМОТЕХНИКИ. Именно её приёмы стараюсь включать максимально в работу с дошкольниками.

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях.

Задачи:

— обогатить зрительное восприятие детей посредством иллюстрированного представления сказок;

— обогатить и активизировать словарный запас;

— систематизировать знания содержаний всех знакомых сказок благодаря свободному доступу к альбому, т. е. использование его детьми в самостоятельной деятельности.

Сказочные произведения в данном альбоме оформлены в виде красочных иллюстраций, которые располагаются единообразно, т. е. :

— иллюстрации к сказкам следуют друг за другом слева направо;

— иллюстрации к одной сказке могут располагаться либо на одном листе страницы А4, либо на двух листах.

Данный альбом может быть использован как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей.

Принцип работы по данному альбому сводится к тому, что иллюстрации позволяют удерживать определённый объём знаний.

Часть материала альбома была представлена в виде брошюр «Рассказываем сказки по картинкам»
на краевой Ярмарке-выставке педагогических инноваций ДО 17 марта 2022 года и стала существенным пополнением Ярмарочных рядов МБДОУ – детского сада № 9.

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях Подготовительно-организационный этап: Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Это хокку японцы используют, когда.

Дидактические игры с использованием приёмов мнемотехники Дидактическая игра – лото «Кто что любит есть?»Цель. Учить образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь. Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Использование приёмов самомассажа для развития мелкой моторики рук Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Наша неваляшка» (средняя группа) «Наша неваляшка» (средняя группа) с использованием мнемотаблицы. Программное содержание: Образовательная: Учить детей составлять короткий.

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников Практикум по развитию речи (с использованием метода мнемотехники) для педагогов. Задачи: Познакомить коллег с использованием метода мнемотехники.

Источник

Схемы и мнемотаблицы на занятиях по обучению детей рассказыванию в старших группах.

Схемы и мнемотаблицы на занятиях по обучению детей рассказыванию в старших группах.

Одним из важных направлений образовательной деятельности ДОУ является обучение дошкольников рассказыванию, которое способствует развитию речи и логики мышления, воспитанию чувств и овладению родным языком.

К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует, поэтому подача информации в виде зрительных образов наиболее эффективна для достижения результатов. Основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) .

Исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

В процессе развития речи ребенка используются такие приёмы, как пересказ сказок и рассказов, составление рассказов по картинам или устное изложение какого-либо события из жизни.

Большое значение для формирования личности ребёнка имеет память, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек связано с работой памяти. Для улучшения памяти у детей необходимо воспитывать приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника, (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система различных приемов, облегчающих запоминание. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приёмы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

Особое место в обучении детей рассказыванию занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и при этом способствует:

— развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

— перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы;

— развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть цветными, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная. Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.

Наиболее благоприятным материалом для обучения рассказыванию является сказка, т. к. её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Забывая обо всём, дети погружаются в жизнь героев, черпая из сказок множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На примере сказки «Три поросёнка» рассмотрим этапы работы с мнемотаблицей.

Первый этап – чтение произведения. Дети знакомятся с содержанием сказки.

Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображённые на таблице картинки и символы.

Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.

Четвёртый этап – пересказ. После перекодирования выполняется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах) .

Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы. На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу в своих тетрадях.

Мнемотаблицы можно использовать и в работе при составлении рассказов о временах года, сезонных явлениях природы. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». При этом дети пользуются условными обозначениями, характерными для каждого времени года. Например: дождь –, снег –, солнце –, дерево – .

Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу о весне, осени, зиме и рассказ о них.

Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «В» символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года.

Моделирование также используется в старшей группе на занятиях по обучению детей рассказыванию. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи – это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутритекстовой связи.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа.

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка. Детям объясняются функции заместителей. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

В работе со схемой-моделью выделяют следующие этапы:

— обучение детей умению заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;

— обучение изображению предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать и писать;

— самостоятельное заполнение детьми схемы-модели с помощью знаков-символов, использование схемы-модели как план пересказа;

— закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.

Целесообразно использовать схемы-модели в процессе обучения детальному сравнению сходных предметов на основе сопоставления особенностей строения и качества предметов. Занятия по сравнению предметов полезны для развития умения будущих школьников точно использовать слово для характеристики особенностей предмета, развития логики мышления, связности речи при составлении описательного рассказа. Набор предметов для сравнения должен иметь достаточное количество сравниваемых признаков, как различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и пр.) .

Пример модели-таблицы, где воспитатель предлагает детям сравнить сумку, портфель, ранец и рюкзак.

Вначале сравнивается цвет, затем форма, размер, части и материал.

С помощью предметно-схематических моделей формируются сложные родовые понятия, имеющие несколько существенных признаков (овощи, фрукты и пр.) . Схематическое изображение каждого из признаков делает их осознаваемыми детьми и позволяет легко производить классификацию предметов.

Рассмотрим схему, условно фиксирующую внимание ребенка на трех существенных признаках понятия «овощи»: человек выращивает овощи на огороде для использования их в пищу.

В первой части занятия педагог рассматривает с детьми морковь, лук, огурец, капусту, уточняя их форму, цвет, величину, вкусовые качества. Спрашивает, чем они полезны, где растут, кто их выращивает, как заготавливают на зиму, что можно приготовить из каждого овоща, какие у детей любимые блюда.

Цель второй части занятия – отделить существенные для обобщения признаки от несущественных и обобщить группу предметов на основе существенных признаков. Здесь используется предметно-схематическая модель, ее картинки появляются постепенно, по мере выделения каждого существенного признака.

После вопроса о том, как можно назвать морковь, лук и огурец одним словом, воспитатель спрашивает детей: «Что же мы называем овощами? » Обычно дети самостоятельно называют 1-2 существенных признаков, поэтому от педагога требуется умение вести диалог дискуссионно и задавать дополнительные вопросы.

Например, дети самостоятельно выделили, что «овощи мы едим». «Правильно, – говорит воспитатель, и карточка с изображением соответствующей картинки появляется на доске. – Но этого мало, ведь мы едим рыбу, мороженое, а это разве овощи? » – «Овощи на огороде растут», – добавляют дети. «Верно, – продолжает диалог взрослый, поставив вторую картинку. – Но и этого мало. Они сами по себе растут, как сорная трава, или их кто-то специально выращивает? » Еще одна картинка из предметно-схематической модели занимает свое место. «Давайте посчитаем, сколько же существенных признаков у понятия овощи? Попробуйте сказать, что такое овощи, а схема вам поможет это сделать».

Используется схема и в процессе конструирования завершающей части образовательной ситуации: дети учатся подводить разные виды овощей (картофель, цветная капуста, редис, свекла, помидор, репа и т. д.) под понятие на основе учета всей совокупности существенных признаков и отводить от понятия «овощи» близкие понятия (грибы, ягоды, типичные фрукты: яблоко, груша, лимон) .

Дальнейшая работа над родовыми понятиями в старшем дошкольном возрасте идет по линии дифференцировки, расчленения. Например, понятие «одежда» дифференцируется на зимнюю, летнюю, демисезонную, взрослую и детскую; «посуда» – на чайную, столовую, кухонную; «транспорт» – на воздушный, водный, наземный, подземный и т. д.

Рассмотрим пример занятия по дифференциации понятия «транспорт».

В первой части образовательной ситуации закрепляется ранее сформированное у детей общее понятие «транспорт». Детям предлагается назвать изображенные на картинках предметы (легковая машина, автобус, лодка, велосипед, пароход, вертолет, товарный поезд, вьючная или запряженная лошадь с кладью или седоком и т. д.) и ответить на вопрос: «Для чего они используются людьми? » Уточняется понятие: «Все, что служит для перевозки людей и грузов, можно назвать транспортом».

В основной части образовательной ситуации формируется понятие о видах транспорта. Воспитатель переносит одну из картинок, например пароход, в круг, условно обозначающий морскую стихию, и спрашивает, какие еще картинки можно поместить в этот круг. Если дети называют и помещают в круг лодку, буксир, баржу, воспитатель спрашивает, что общего у всех этих предметов. При затруднении обращает внимание на условный значок и предлагает подумать, что он означает: «Где передвигаются и пароход, и баржа, и лодка? » Получив ответ, воспитатель вводит новое понятие: «Лодку, пароход, баржу и другие виды транспорта, которые перевозят людей и грузы по воде, называют водным транспортом».

Аналогично вводятся понятия «воздушный транспорт», а затем «наземный» и «подземный транспорт». Завершается образовательная ситуация разговором о том, почему людям нужны все виды транспорта и в чем преимущества каждого из них.

Таким образом, дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью. Использование схем на занятиях по обучению детей рассказыванию в старших группах сокращает время обучения и способствует развитию памяти, внимания, образного мышления. С помощью схем дети учатся перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы. Кроме того, при частичном или полном графическом воспроизведении схем в тетрадях развивается мелкая моторика детских рук.

Литература:

1. Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений — 128 с.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.

3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

4. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.- 160 с.

5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. — СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. — 64 с.

Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Ирина Афокина

Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель мастер – класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи мастер – класса:

— дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

— дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок)

;

— повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

— активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных

технологий в работе с детьми в речевом развитии;

— создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация, мнемотаблицы, тексты.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты стихотворений, рассказа, картинки к сказкам, мнемодорожки пословиц, фломастеры.

Структура мастер – класса:

1 Мотивационный этап (1 мин.)

2 Изложение нового материала (13 мин.)

3 Закрепление нового материала (10 мин.)

4 Дискуссия по результатам совместной деятельности. Рефлексия (4 мин.)

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся со всеми.

Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)

Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)

Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)

Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)

Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,

Давай оживим наш волшебный кружочек!

Руку мне дай, и я тебе дам,

И будет весело нам!

Крикнем мы дружно на весь белый свет:

“Солнце, привет! (машут солнцу.)

Гости, привет!
(машут гостям.)

Воспитатель: Молодцы ребята, мы друг друга по приветствовали.А сейчас я вам загадаю загадку а вы попробуйте ее отгадать:

Носики – круглым пятачком

Хвостики маленьким крючком

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи

Отгадайте, без подсказки

Из какой герои сказки? («Три поросенка»

)

Воспитатель: Да сегодня к нам в гости пришли поросятки

.-Скажите, ребята, а поросёнок – это какое животное домашнее или дикое? (ответы детей)

— А почему поросёнок домашнее животное (живет рядом с человеком)

.

Ребята у нас сейчас идет неделя «Моя семья»

, где мы с вами говорим о своей семье, семье животных. А скажите мне три
поросёнка- это семья (Да, т. к. они братья)
Воспитатель: И сегодня у нас необычное занятие ребята. Мы с вами будем учиться составлять сказку для наших гостей. Давайте немножко отдохнём, а потом вспомним сказку про трёх поросят.

Поросёнок пятачок (Сидя повернуть вправо, влево, руки на поясе.

Отлежал себе бочок.

Встал на ножки, Потянулся, (Встать, руки вверх и потянуться.)

А потом присел, нагнулся (Присесть, встать, сделать наклон вперёд, выпрямиться.)

И немножко поскакал, (Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.)

И на месте пошагал. (Руки вниз, шаг на месте.)

А потом опять прилег,

Но уже на левый бок.

Воспитатель: Молодцы отдохнули, а теперь я предлагаю вам с наши маленькими гостями отправиться в сказочное путешествие.

Давайте закроем глаза, послушаем тишину. Сделаем глубокий вдох-выдох-, вдох-выдох.

Воспитатель: Если сказка в дом стучится,

Ты скорей её впусти.

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь и улетит.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Воспитатель: А какие сказки вы знаете, сможете их мне назвать?

Воспитатель: Молодцы ребята, много сказок вы знаете. А вы читали сказку Три поросёнка, а давайте с вами поиграем в нее?

Воспитатель: Ребята смотрите, у меня есть волшебная таблица, где спряталась наша сказка. Вы мне поможете разгадать эту сказку.

Воспитатель: А помогут нам в этом наши гости маленькие поросята.

Воспитатель: Жили были три поросенка «Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф»

,все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. (берёт карточки с
поросятами и прикладывает в ячейки таблицы).
Воспитатель: А дальше ребята мне нужна ваша помощь. Но вот наступила…ОСЕНЬ

Воспитатель: Правильно, (вызывает ребёнка к мнемотаблице и вместе выкладывают карточку с признаками осени).

Воспитатель: Вот ребята наша сказка начинает приобретает свой сюжет, а что было дальше?

Дети: (ответы детей)

. Ниф- ниф построил дом из соломы, Нуф-нуф из веток и тонких прутьев. А Наф-наф построил из камней, кирпича

Воспитатель: Правильно, (вызывает ребёнка к мнемотаблице и вместе выкладывают карточки с началом постройки домов каждого поросёнка, поочерёдно).

Воспитатель: Ой, смотрите ребята, кто это у нас так сильно кричит? (Звучит голос серого волка «У…у…ууу»

).

Дети: (ответы детей)

. Это серый волк кричит.

Воспитатель: И правильно ребята это волк к нам из лесу пришёл, (появляется игрушка «волк»

). Ребята давайте узнаем у него, зачем он пришёл?
(ответ)
.

Воспитатель: Да ребята, он, оказывается, пришёл к нашим гостям- поросятам, а кто мне скажет, что делал волк в нашей сказке?

Дети: (ответы детей)

.Хотел съесть
поросят. И стал разрушать их дома.
Воспитатель: Правильно, какой первый дом волк сдул ИЗ СОЛОМЫ (вызывает ребёнка к мнемотаблице и вместе выкладывают карточку с действиями волка по отношению к соломенному дому). Следующий дом стал на пути у волка, сделанный ИЗ ВЕТОЧЕК И ТОНКИХ ПРУТЬЕВ. (вызывает ребёнка к мнемотаблице и вместе выкладывают карточку с действиями волка по отношению к дому, сделанному из веток). Ребята, а что же стало с третьим домиком, ВОЛК ДУЛ НА НЕГО НЕ СДУЛ. (вызывает ребёнка к мнемотаблице и вместе выкладывают карточку с действиями волка по отношению к дому из кирпичей).

Вот смотрите ребята, оказывается, и поросята наши не испугались серого волка. Какие они оказываются храбрые. Давайте с ними вместе с поём песенку:

«Нам нестрашен серый волк

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?».

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и описали нашу сказку, понравилось вам?

Воспитатель: А теперь попросим Диму (Альбину)
рассказать нашу сказку по волшебной таблице.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам встать в круг и поделиться своими впечатлениями. Мы передаем мячик друг другу и делимся. Начинайте свои предложения такими словами, как «мне понравилось….»

,
«я запомнил….»
,
«я дома родителям расскажу о…»
,
«мне не понравилось….»
Воспитатель: А мне понравилось как вы активно занимались на сегодняшнем занятии и я хочу вам сказать спасибо и подарить вам медальончики с изображением животных.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие на остров» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Создание социальной ситуации речевого развития.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «ПОДСОЛНУХ» Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам» «Путешествие по сказкам». Целевые ориентиры: формирование эмоционального отношения к сказкам. Задачи: 1. Учить узнавать детей знакомые.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт» Иванова Ирина Сергеевна Конспект открытого занятия по развитию.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц) Цель: формирование у детей умения воспринимать литературные произведения с помощью мнемотаблиц. Программные задачи: Образовательные: •.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе ДОУ с использованием театрализации по сказке «Теремок» Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализации по сказке «Теремок» Цель: • способствовать формированию умения детей отражать.

Источник

Конспект НОД по развитию речи «Три поросенка»

Инна Сокурова

Конспект НОД по развитию речи «Три поросенка»

Конспект НОД по развитию речи «Три поросенка»

.

• Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать существительные с прилагательными)

.

• Учить пересказывать сказку близко к тексту с помощью мнемотаблицы.

Развивать связную и монологическую речь.

• Упражнять детей в умении составлять предложения с предлогами и союзами.

• Воспитывать любознательность, желание прийти на помощь.

Развиватьу детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

• Обучать детей правильному звукопроизношению.

• Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Методы и приемы: беседа, вопросы, загадки, рассматривание, рассказывание.

Обогащение словаря: солома, кипяток.

Активизация словаря: ленивый, храбрый.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей Настю, Айдамира, Алидара.

Предшествующая работа: Беседа «Добро и зло»

,чтение сказки
«Три поросенка»
.

Материал: магнитная доска, сюжетные картинки, мнемотаблица к сказке «Три поросенка»

, мольберт, готовые сердечки, бумага,клей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]