Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками


Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками

Методическая разработка с пособиями по формированию воздушной струи «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука»
Автор: Савосина Татьяна Александровна, учитель-логопед Место работы: МДОУ «Детский сад № 14 «Ёжик», г. Саратов Описание материала: методическая разработка с 3 пособиями на тему «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука». Пособия пригодятся в работе учителям-логопедам при формировании воздушной струи. В методической разработке рассказывается о роли воздушной струи в постановке и усвоении звуков, основных направлениях воздушной струи и даются методические рекомендации для коррекционной работы над воздушной струёй; далее идет описание 3-х пособий по формированию и развитию воздушной струи с фотографиями пособий. Пособия можно использовать в работе с любой возрастной группой, но больше они применимы в работе с детьми дошкольного возраста старшей и подготовительной групп. Цель: построение работы над воздушной струёй, влияющей на эффективное и быстрое усвоение чистого звукопроизношения, достижение результатов в сфере коррекции речи. Задачи: 1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме речевых нарушений у детей. 2. Развивать силу, направленность, плавность воздушной струи для быстрой и эффективной постановки звуков. 3. Вызывать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии с помощью пособий, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе. Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше. В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин. Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка. Выделяют основные направления для воздушной струи: 1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц). 2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’). 3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков. Формирование воздушной струи для разных групп звуков: • Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков) • Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков) • Рассеянная или направленная воздушная струя • Слабая или сильная воздушная струя В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций: • Упражнения проводить в проветренном помещении. • Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена. • Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный. • Следить за направлением воздушной струи. • Упражнения не длятся дольше 3 минут. • Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз. • Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки. • Выдыхаемый воздух нельзя задерживать. • Упражнения легче выполняться под счет. • Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала. • Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться. Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. Пособия красочные, привлекают внимание и вызывают у детей интерес к занятию. С такими пособиями можно провести занятие в игровой форме. 1. Чашка горячего чая.


Пособие на выработку длительности и плавности воздушной струи, на выработку направленной воздушной струи. Инструкция: Нужно остудить горячий чай. Для этого нужно подуть на пар.
2. Бабочка


Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи. Инструкция: Подуй сильно на бабочку, и она сможет улететь с цветочка.
3. Ёжик собирает грибы


Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи. Инструкция: Давай поможем ёжику собрать грибы. Но сначала их нужно найти под листочками. Подуй на листики и помоги ёжику найти все грибы. Работаем над формированием воздушной струи с самых первых занятий, и коррекция звукопроизношения будет быстрой и своевременной.

Рекомендуем посмотреть:

Разрезные картинки для дошкольников своими руками Методическая разработка тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры на уроках изобразительного искусства Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства

Похожие статьи:

Авторам

Развивающее панно для детского сада своими руками

Игры на развитие речевого дыхания

Игры на развития речевого дыхания

Игры на развития речевого дыхания

Игры на развитие речевого дыхания

В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха

. Поэтому,
развитие дыхания
один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушением речи.

Речевое дыхание

— является основным источником энергии при образовании звуков речи.
Речевое дыхание
отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста.

Формирование речевого дыхания предполагает

, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные

упражнения нужны для усиления воздушной струи,
развитию
целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок,
развитие
длительности воздушной струи.
Дыхательные
упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить
игры
надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Игры на развитие речевого дыхания

можно условно разделить на три группы:

1. Игры на развитие

силы воздушной струи.

2. Игры на развитие

длительности воздушной струи.

3. Игры на развитие

целенаправленности воздушной струи.

Игры на развитие

силы воздушной струи

«Времена года»

.

Цель: развитие

сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: коробочки оформленные под времена года: зима – снег — пенопласт, весна – дерево с птичками, лето – бабочки, осень – осенние листики из бумаги; соломинки.

«Султанчики»

Цель: развитие

сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: на деревянную шпажку прикрепить нарезанные из цветных пакетов или мешков для мусора полоски скрепленные между собой.

«Улитки»

Цель: развитие

сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: улитки и поля распечатанные на принтере и заламинированы

Игры на развитие

длительности воздушной струи

«Дед Мороз»

Цель: развитие длительного

, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: коробки из под конфет, внутри коробок конфетти; в шапке Деда Мороза просверлили отверстие для соломинки.

«Насекомые»

Цель: развитие длительного

, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: распечатанные и обклеенные скотчем насекомые, прикрепленные к карандашам.

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики .

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить ребёнка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усвоению рефлекторных связей , положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием. Игровое пособие состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

  • Формирование целенаправленной воздушной струи.
  • Развитие силы воздушной струи.
  • Развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.
  • Активизация губных мышц.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

  • упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;
  • обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;
  • следить за точностью направления воздушной струи;
  • кратковременность упражнений от30 секунд до 1,5 минут;
  • дозированность количества и темпа упражнений;
  • выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;
  • нельзя надувать щёки.

В комплект игрового пособия входят упражнения на развитие воздушной струи:

  • «Флюгер»
  • «Мелодия ветра»
  • «Быстрые кораблики»
  • «Сила ветра»
  • «Ветер с моря дул»
  • «Центр погоды»

Упражнение «Флюгер»Оборудование:
башня игрушка-вертушка
Инструкция к проведению:
«Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на флюгер»
Упражнение «Мелодия ветра»Оборудование:
пузырёк
Инструкция к проведению:
чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края горлышка пузырька. Выдуваемая струя может быть длительной или отрывистой, соответственно фоновый рисунок будет изменяться.
Упражнение «Быстрые кораблики»Оборудование
: контейнеры с водой, импровизированные кораблики
Инструкция к проведению:
«Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно дуть на него не торопясь. Чтобы плыл быстро- выдуваем воздух с силой. Щёки не надувать».
Упражнение «Сила ветра»Оборудование:
детски пластмассовые свистульки
Инструкция к проведению:
выдох производится через рот, выдох должен быть сильным и попадать точно в раструб свистульки, а для этого необходимо его крепко зажать губами, воздух не должен выходить через нос.
Упражнение «Ветер с моря дул»Оборудование:
стаканчик с водой, соломинка для коктейля
Инструкция к проведению:
«Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила». Соломинку кладут на середину языка. Сила выдоха регулируется- слабая и сильная воздушная струя.
Упражнение « Центр погоды»Оборудование:
вырезанные из картона и двусторонней цветной бумаги тучки с капельками дождя
Инструкция к проведению:
«Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на капельки». Стараться, как можно дольше удерживать капельку в положении «падения» на выдыхаемой воздушной струе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]