www.Logopedy.ru
Автор: Захарова Юлия Александровна
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «141»
Авиастроительного района г.Казани.
Оригинал: .
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики
Параметры правильного ротового выдоха:
— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»; — выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками; — во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;
— не надувать щеки !!!; — во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос. — выдыхать следует, пока не закончится воздух;
Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой — Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.
• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики
Параметры правильного ротового выдоха:
— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»; — выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками; — во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;
— не надувать щеки !!!; — во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос. — выдыхать следует, пока не закончится воздух;
Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой — Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.
• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Social commentary Cackle
Формирование воздушной струи
Категория: Учитель-логопед Голубева О.В. Опубликовано: 05.01.2014
Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения является основным направлением логопедической коррекции, без которого невозможно достигнуть желаемого результата.
Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха.
Различают три основных типа дыхания:
- ключичный
- рёберный (грудной)
- диафрагмальный (брюшной)
При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.
При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны.
В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается.
Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании.
Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.
Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип.
У детей обычно бывает смешанный тип дыхания т. е средний между брюшным и грудным.
При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания – ключичный, грудной, брюшной.
В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов). Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха ко времени выдоха равно приблизительно 1: 1, 25).
Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности.
Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.
Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи. Рассмотрим на примере характеристики воздушной струи необходимой при произнесении шипящих и свистящих звуков.
Шипящие | Свистящие |
Широкая (при произнесении шипящих звуков) | Узкая (при произнесении свистящих звуков) |
Тёплая(при произнесении шипящих звуков) | Холодная (при произнесении свистящих звуков) |
Слабая | Сильная |
Рассеянная | Направленная |
Существуют три основных направления воздушной струи:
- воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х, переднеязычных (Т, Т, Д, Д, свистящих (С, С, З, З, Ц)
- воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р).
- воздушная струя направлена по боковым краям языка Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.
В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:
- «Сдуй снежинки с горки».(используйте кусочки ватки или паралоновые шарики) «Наказать непослушный язык». «Желобок».
- «Фокусы».
- «Идёт охотник по болоту»
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
- «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
- «Наказать непослушный язычок». На выдохе произносится «Пя-пя-пя».
- «Пулемёт» На выдохе произносится «Т-т-т».
- «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
- «Жук» На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:
- Дутьё при сомкнутых губах.
- Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
- Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
- Дутьё на язык.
Рассмотрим подробнее каждое направление.
- Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
- «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.
- «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.
- «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
- «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта.
- Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
- Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
- Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д).
- Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
- Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
- Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные)
- Задувание свечи.
- Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
- Пускание мыльных пузырей.
- Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки.
- Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок».
- Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
- Сильно дуть на воду до образования брызг.
- Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз.
- Дутьё – катание по жёлобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
- Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
- «Пропеллер» Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
- Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
- Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпывать» язык губами, произнеся на выдохе звуки пя-пя-пя.
- Дутьё на язык.
- Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
- Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Почувствуй, как подую я! » Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
- Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
- «Сдуй снежинки с горки» Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.
- Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
- Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
- Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
- Следить за точностью направления воздушной струи.
- Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
- Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
- Нельзя надувать щёки.
- Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
- На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
- Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.
- Упражнения могут выполняться под счёт.
Желаем успехов Вам!
Учитель-логопед Голубева Ольга Викторовна МАДОУ «Детский сад» с. Песь
Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию консультацию по формированию воздушной струи.
Все звуки нашей речи мы произносим на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи.
Упражнения на формирование воздушной струи
Уважаемые родители! Эти игры нужны проводить в хорошо проветренном помещении. В день можно поиграть несколько раз, но не долго, не более 2-3 минут, во избежание головокружения у ребенка!
1. «Загнать мяч в ворота» ЦЕЛЬ: выработка длительной, направленной воздушной струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
2. «Кто дальше загонит мяч» ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
3. «Паровозик свистит» ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи. Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
4. «Фокус», «Парашютик» ЦЕЛЬ: направление воздушной струи по середине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
5. «Охотник идет по болотам» ЦЕЛЬ: распределение воздушной струи по бокам. Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
6. «Фасолевые гонки» ЦЕЛЬ: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
7. «Узнай, что это» ЦЕЛЬ: развитие обоняния и глубокого вдоха. На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
8. «Чья фигурка дальше улетит?» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
9. «Кораблик» ЦЕЛЬ: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Потребуются таз с водой и бумажные кораблики (или кораблики из скорлупок грецких орехов). Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.
10.«Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю. 11.«Мыльные пузыри» ЦЕЛЬ: развитие меткости выдыхаемой струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
12. «Новогодние трубочки-шутки» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
13. «Надуй игрушку» ЦЕЛЬ: развитие сильного плавного выдоха. Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.
14. «Флюгер» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и дуть на флюгер или вертушку
. 15. «Свеча» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Ребѐнок делает глубокий вдох, затем задержку дыхания (1 секунда) и ровный, медленный выдох-пламя свечи легло, и надо удержать в этом положении воздушной струѐй. Нельзя задувать пламя.
16. «Погаси свечу» ЦЕЛЬ: развитие сильной, прерывистой воздушной струи. Ребѐнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Можно поставить другую задачу- задуть свечу как можно быстрее.
17. «Певец» ЦЕЛЬ: развивать силу голоса и плавную воздушную струю. Ребѐнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается). 2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шѐпот- беззвучная артикуляция. 18. «Добавь слог» ЦЕЛЬ: развитие длительной воздушной струи. Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребѐнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребѐнок: «па-па-па-па».
19. «Снежинки» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. На столах лежат вырезанные из бумаги (или салфеток) снежинки, прикреплѐнные тонкими ниточками к варежкам. Каждый ребенок садится напротив своей варежки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «снег», дети дуют на варежки, сдувая снежинки. Если варежки сделаны из картона, их можно держать в руках.
20. «Ветер» ЦЕЛЬ: развитие глубокого вдоха и плавного выдоха. Упражнение выполняется стоя. Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3-4 раза.
Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!
Информацию подготовила Воробьёва Е.В
региональный консультант службы «Точка опоры»
Автоматизация звука [Р] в слогах и словах
Как только длительное произношение звукосочетания [ДР] и [ТР] отработано, можно переходить к изолированному произношению звука [Р]. Вы сами услышите, что ребенок начинает произносить звук, как только мышцы языка привыкнут к нужному положению и окрепнут. Необходимость в использовании вспомогательных звуков исчезнет. Если вы до сих пор слышите использование вспомогательных звуков [Д] и [Т], это значит, что мышцы языка еще недостаточно разработаны. В этом случае, продолжайте выполнять предыдущий комплекс упражнений в сочетании с более тщательным проговариванием слогов и слов со вспомогательными сочетаниями звуков [Д] и [Т].
Постановка звука [Р] от звукосочетаний [ДР] или [ТР]
Детям с двуязычием не стоит пытаться ставить звук [Р] по подражанию, так как зачастую они начинают использовать вместо кончика языка «маленький язычок» (увулярный звук [Р]), либо корень языка, который соприкасается с мягким небом (велярный звук [Р]). Самый результативный способ постановки звука [Р] – это использование вспомогательных звуков [Т] и [Д], которые повторяют расположение языка и направленность воздуха. Вот несколько вариантов постановки звука [Р] с использованием вспомогательных звуков:
1. Вы вспоминаете с ребенком упражнение «Гармошка» (см. выше описание), когда прикрепляете язык к твердому небу и удерживаете его там. Хорошо раскройте рот, чтобы уздечка максимально натянулась. Двумя большими пальцами приподнимите широкие края языка к верхним боковым зубам (середина языка и уздечка остаются свободными). Попросите ребенка произвести глубокий вдох носом и с силой выдохнуть воздух ртом с включённым голосом. У ребенка должен «набухнуть» язык, и вы услышите что-то похожее на [ТЖ]. С многократным повторением и постепенным увеличением напора выдыхаемого воздуха вы должны услышать сочетание звуков [ТР]. Следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал, а края языка плотно прилегали к верхним боковым зубам.
2. Механическая постановка звука [Р], для которой потребуется палец ребенка или же любая закругленная плоская палочка. Пальчик или палочку следует снизу подвести под язык (под кончик языка, ни в коем случае под корень языка!) и придать ему колебательные движения — из стороны в сторону, одновременно произнося слог [Т-ТЫ] или [Д-ДЫ] много раз подряд. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен, губы были в улыбке. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем. В таком положении можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание. Струна начинает звучать. Но если струна ослаблена, звука не будет.
Как только у ребенка получается произносить сочетание звуков правильно и четко, можно переходить к более длительному произношению [ДР] и [ТР] в слогах, словах и предложениях с помощью пальцев (или палочки) и сильным напором воздуха.
- Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у тра-т тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры
- Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трудный
- Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка, пе-трушка.
- Предложение: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.
Экскурс в анатомию и физиологию носа и околоносовых пазух
Нормальное носовое сопротивление человек не замечает. За сутки человек «фильтрует» через нос до 10.000 литров атмосферного воздуха, совершая в среднем 24.000 дыхательных движений. В полости носа воздух очищается и подготавливается для усвоения из его состава кислорода. Турбулентное движение воздуха в полости носа создает лучшие условия его контакта с поверхностью слизистой оболочки. До 90% взвешенных в воздухе веществ оседает в полости носа на слизи и уходит в желудок, где обезвреживается соляной кислотой желудочного сока. В полости носа воздух согревается. При вдыхании воздуха температурой минус 15 градусов в носоглотке воздух имеет температуру плюс 25 градусов. Воздух насыщается водяным паром из слизи, что очень важно для полноценного усвоения кислорода в легких. При нарастании носового сопротивления человек ощущает недостаток кислорода и он переходит на ротовое дыхание. Низкое носовое сопротивление не создает нормального отрицательного давление в грудной клетке, не способствует возникновению рефлексов со стороны слизистой оболочки полости носа, что оценивается человеком также как недостаточность дыхания.
Носовое сопротивление зависит от состояния ряда внутриносовых структур. Самым узким местом, определяющим степень носового сопротивления, является область входа в нос у переднего конца нижней носовой раковины. Эта область называется носовым клапаном. Его форма, размер, величина угла влияют также и на аэродинамику в полости носа. Полость носа имеет сложное анатомическое строение. На ее боковых стенках имеются по три образования, называемые раковинами носа. Наличие раковин существенно увеличивает площадь полости носа, что способствует лучшему согреванию и увлажнению воздуха. В слизистой оболочке носовых раковин имеются специальные полости, наполненные кровью. Они называются пещеристыми телами. Задержка крови в пещеристых венозных сплетениях ведет к набуханию нижних носовых раковин и увеличению сопротивления воздушному потоку вплоть до полного закрытия носовых ходов. Кровенаполнение пещеристых тел зависит от многих факторов, в том числе от температуры окружающего воздуха, запыленности воздуха, наличия воспаления. Регуляция кровенаполнения осуществляется вегетативной нервной системой.
Воздушный поток, проходящий через обе половины носа асимметричен. У большинства здоровых людей отмечается циклическое изменение сопротивления воздушному потоку, проходящему через левую и правую половины носа, однако суммарное сопротивление остается постоянным. Периодическое изменение степени носового сопротивления называется носовым циклом. Чередующиеся изменения воздушного потока в обеих половинах носа могут быть объяснены необходимостью отдыха для восстановления слизистой оболочки носа от микротравм и функциональных перегрузок при контакте с окружающей средой.
Носовой цикл для каждого человека индивидуален. Кровенаполнение раковин меняется каждые 3-6 часов, но здоровый человек этого не замечает. При вазомоторном рините человек замечает перемену кровенаполнения раковин. В положении лежа на боку нижняя половина носа закрывается. Это связано с нарушением тонуса вегетативной нервной системы.
Физиологический носовой цикл возможен только в том случае, если анатомические структуры, образующие просвет обеих половин носа, симметричны, а перегородка носа не имеет выраженной деформации и расположена по средней линии. В случае аномалий развития внутриносовых структур, ведущих к асимметрии просвета обеих половин носа, на стороне сужения постоянно создается высокая степень сопротивления воздушному потоку, а скорость воздушной струи нарастает. В этом случае основная масса воздуха идет через более широкую половину носа. Циклические изменения сопротивления нарушаются. В связи с постоянной функциональной перегрузкой через несколько лет в более широкой половине носа развивается хронический ринит, приводящий к увеличению нижней носовой раковины и постоянно высокому сопротивлению воздушному потоку уже в двух половинах полости носа, что проявляется стойким затруднением носового дыхания.
Таким образом, перегородка, разделяя полость носа на две половины, создает парность органа. Регулируясь носовым циклом, эти органы (половины носа) функционируют с полной нагрузкой попеременно, периодически отдыхая. Полноценный отдых возможен только при правильном положении перегородки.
Субъективные ощущения, возникающие при прохождении воздушной струи через полость носа, очень важны для комфорта человека. Они возникают в результате раздражения чувствительных окончаний тройничного нерва в слизистой оболочке носа во время дыхания. Анестезия или повреждение нервных рецепторов вызывает ощущение закрытия носа, поэтому больные с атрофическим ринитом часто жалуются на заложенность носа, хотя сопротивление воздушной струе у них очень низкое. Подобное ощущение возникает при синдроме «пустого носа», когда многочисленными операциями в полости носа удалены носовые раковины и создан черезмерно большой просвет полости носа.
Состояние внутриносовых структур влияет на вентиляцию как в полости носа, так и в околоносовых пазухах. При нормальной аэродинамике воздушный поток в полости носа в районе носового клапана делает круговое движение. Затем поднимается вверх по общему носовому ходу на уровне средней носовой раковины и опускается вниз в носоглотку. Возникшее вначале вдоха отрицательное давление в полости носа вызывает отток воздуха из полостей околоносовых пазух в полость носа и эта порция воздуха, очищенная, согретая и увлажненная, идет в наиболее глубокие отделы легких. При выдохе, порция воздуха, которая вошла в полость носа и частично согрелась, увлажнилась и очистилась, поступает в околоносовые пазухи.
Воздухообмен полости носа и околоносовых пазух имеет большое значение и должен происходить постоянно. Прекращение вентиляции, блок околоносовых пазух вызывает воспаление слизистой оболочки пазух.
При искривлении носовой перегородки, шипах и гребнях изменяется направление воздушной струи. От бугра перегородки воздушная струя направляется в средний носовой ход, что вызывает постепенное увеличение переднего конца раковины и блок пазух. Отражаясь от гребня на уровне задних отделов среднего носового хода, воздушная струя вызывает атрофию слизистой оболочки и формирование дополнительного соустья. Дополнительное соустье создает условия рециркуляции слизи и возникновения воспаления в пазухе. Нередко в этом случае формируется в пазухе кисты и хоанальный полип.
Слизистая оболочка полости носа покрыта мерцательным эпителием. Клетки мерцательного эпителия имеют ворсинки, которые постоянно находятся в движении и перемещают слизь по поверхности слизистой оболочки в сторону носоглотки. Постоянное движение ресничек защищает слизистую оболочку от вирусов и бактерий. Остановка работы мерцательного эпителия всегда приводит к воспалению. Поверхность слизистой оболочки всегда влажная. Она покрыта слизью, которая вырабатывается различными железами. Слизь содержит много биологически активных веществ, которые защищают слизистую оболочку. При нормальной работе мерцательного эпителия бактерии и вирусы, оседающие на его поверхности из воздуха, уничтожаются биологически активными веществами и со слизью проглатываются в желудок. Нормальная работа клеток мерцательного эпителия не дает возможности вирусам и бактериям вступить в контакт с клетками организма. Мерцательный эпителий и слизь является первой линией защиты слизистой оболочки. Мерцательные движения находятся в зависимости от факторов внешней среды. Они могут ускорять или полностью тормозить мерцательные движения, но не изменять направление движения.
Большое значение слизистой оболочки и для формирования иммунитета. На воздействие содержащихся в воздухе вирусов и бактерии, различные клетки слизистой оболочки носа и всего организма формируют местный и общий иммунитет.
Таким образом, нос имеет сложное анатомическое строение, ему присущи важные для организма функции и нет ненужных элементов в строении носа.